Главные вкладки

    Статья на тему:
    Использование ИКТ в работе учителя начальных классов

    Семёнова Марина Юрьевна

    Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ispolzovanie_ikt_v_rabote_uchitelya_nachalnyh_klassov.docx25.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование ИКТ в работе учителя начальных классов.

    Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. Чувство юмора? А почему бы и нет! А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске.

    Сегодня меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация его на личностно-ориентированный подход; школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс школы. В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки. А для этого учителю начальных классов необходимы знание основ современной вычислительной техники, умение обращаться с универсальными программными средствами.

    Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Информационные компьютерные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Применение компьютера обеспечивает индивидуализацию процесса обучения путём дифференциации учебного материала, как по объёму, так и по уровню сложности. В индивидуальной работе компьютер имеет возможность выявить все пробелы в знаниях учащегося. Учащийся может обратиться к компьютеру за помощью, получить дополнительную информацию, справку или подсказку. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения, развивать познавательные способности, появляется желание поработать с компьютером в свободное время.

    Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребёнка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.

    Можно определить следующие направления применения компьютерной техники учителем начальной школы:

    - использование существующего прикладного программного обеспечения по различным предметам начальной школы: обучающие, контролирующие, демонстрационные, игровые и другие программы. Использование предметных различных обучающих сред;

    - преподавание начальных элементов информатики и программирования для учеников начальной школы;

    - выполнение вспомогательных функций при подготовке и проведении уроков, т. е. использование существующих инструментальных средств.

    Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции.

    ü  Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом (график учебного процесса, внешняя диагностика, итоговый контроль).

    ü  Организация внутри классной активизации и координации (расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутри классной сетью и т. п.).

    ü  Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание помощи, индивидуальный «человеческий» контакт с ребёнком.

    ü  Подготовка компонентов информационной среды (различные виды учебного, демонстрационного оборудования, программные средства и системы, учебно-наглядные пособия и т. д.), связь их с предметным содержанием определённого учебного курса.

    Разработка средств информационно – технологической поддержки и развития учебного процесса, создание и практическое внедрение электронных учебных материалов для начальной школы по каким-то причинам тормозится. Разработчики программ и электронных учебников почему-то обходят стороной начальную школу или эти программы не доходят до всех школ. Поэтому приходится учителю самому готовить компоненты информационной среды. Да и компьютерный класс не доступен учащимся начальных классов из-за своей загруженности уроками информатики. В своей работе я использую компьютерную технологию как «проникающую», это применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач.

    Используя средства компьютера можно качественно эстетично и намного быстрее подготовить к урокам различные карточки, тесты, раздаточный материал.

    На уроках учу детей использовать компьютер как источник информации. Для этой работы использую электронный диск из серии «Всё обо всём» - «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия». Учащимся 3-4 класса доступна работа с диском, а для 1-2 класса, используя эту энциклопедию, составляю свои базы данных. Причиной трудностей, с которыми сталкиваются первоклассники при решении поставленных перед ними задач, является отсутствие ясных временных и пространственных представлений, бедность жизненных наблюдений. Использование возможностей Информационного Интегрированного Продукта КМ-ШКОЛА поможет младшему школьнику восполнить недостаток знаний и представлений об окружающем мире, необходимых для начала школьного обучения.

    Медиатека КМ-ШКОЛЫ помогает учителю наполнить урок иллюстративным материалом и способствует реализации творческого потенциала педагога. Использование медиатеки значительно повышает интерес учащихся к изучаемому предмету.

    Так, например, на уроках окружающего мира  ученикам можно не только описать изучаемый объект, но и показать фотоиллюстрации, рисунки, видеофрагмент о жизнедеятельности, дать послушать звуки природы.

    Для стимулирования познавательного интереса во время изучения труднодоступных для наблюдения и изучения процессов и явлений можно использовать анимированные модели. Этот информационный объект можно посмотреть во весь экран, остановить, поставить на паузу. С помощью анимированной модели можно последовательно и детально изучить, например, питание растения.

    Для формирования наглядных представлений, систематизации и конкретизации учебного материала можно использовать такой информационный объект, как мультимедиапанораму. Мультимедиапанорама позволяет по собственному выбору детализировать элементы изображения, получать дополнительную текстовую и зрительную информацию, передвигаться в пространстве.

    На уроке математики в начале школьного обучения от ребенка не требуется знания больших чисел. Но до поступления в школу необходимо, чтобы он уже умел сознательно считать в пределах 10; знал прямой и обратный счет первого десятка, представлял себе состав названного числа, т. е. умел разложить это число на слагаемые; решал простые жизненные задачи. Чтобы ребенок считал сознательно, он должен с каждым понятием о числе связывать определенное представление о той или иной совокупности предметов. Так, например, называя число 3, он должен отсчитать три предмета; пересчитать их по порядку: один, два, три; сложить их в одну группу, например: три листочка, три карандаша. Это легко продемонстрировать, используя кассу цифр.

    Знакомство со словарём начинается в 1 классе. Учитель показывает, как получить информацию путём поиска. И это совсем не легко, зато очень интересно. На первом этапе такая работа проходит коллективно.

    Читая словарную статью, дети, с одной стороны, закрепляют в языке достижение своих познаний, с другой – узнают новое о предметах, явлениях, процессах. Эта работа посильна и интересна, потому что в качестве справочника используется компьютерная программа, здесь ещё и формируются навыки работы с ней.

    Оценка и обработка информации строится сначала полностью под руководством учителя, а в 3-4 классах дети частично или целиком выполняют её сами, работая в группах, парах, или индивидуально. Обращаясь к толковому словарю этой энциклопедии, дети узнают значение нужных в данный момент слов, учатся сравнивать, анализировать, классифицировать. Очень важно научить детей находить и обрабатывать полученную информацию, обмениваться информацией, использовать слова в своей речи. Обращаемся к толковому словарю чаще всего на уроках обучения грамоте, русского языка, литературного чтения.

    А вот для уроков окружающего мира используя замечательные статьи «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» можно приготовить учителю по различным темам справочный материал. Для первоклассников он содержит обязательно иллюстрацию и небольшой по объёму и доступный для понимания текст. Для уроков окружающего мира у меня создана специальная папка, в которой хранятся такие документы: органы чувств, дикие животные, домашние животные, насекомые, птицы, рыбы, раннецветущие растения, ягоды, грибы, зелёная аптека. (См. приложение №2) Для учащихся 2-4 классов объём материала наращивается и углубляется от класса к классу, добавляются другие темы.

    Ученики часто отправляются на поиск слов или дополнительного материала к урокам самостоятельно, проявляя свою инициативу. Дети радуются очередной находке, в классе представляют результат своего исследования и, конечно поощряются за это. Я не жалею на уроке времени для таких сообщений и постепенно число желающих растёт, растёт заинтересованность учащихся, а отсюда и познавательный интерес - расширение и углубление знаний и приобретение навыков самостоятельности. Четвероклассники оформляют этот поиск в виде реферата, который все желающие могут потом ещё раз перечитать.

    Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Мультимедийные и гипермедийные технологии представляют широкий набор средств и методов для выполнения поставленной задачи. Мультимедийные презентации используются на уроке для того, чтобы учитель или ученик смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению: видеозапись, снимки, чертежи, диаграммы, графики и др. эти материалы могут также быть подкреплены соответствующими звукозаписями.

    На своих уроках я использую презентации при объяснении нового материала, при обобщении изученной темы. Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных и т. п. изучение геометрического материала в начальной школе необходимо строить на личном опыте учеников и развивая их пространственное мышление. Вот здесь нам и поможет презентация, составленная учителем.

    Чтение да ещё с экрана монитора может затруднить первоклассников. Поэтому при создании презентации для учащихся 1 класса предусматриваю минимальный объём словесного материала в кадре, единообразное построение всех кадров: например, текст расположен вверху или слева, ситуативные рисунки – справа или внизу, занимают самую большую площадь. Так была создана презентация по теме «Знакомимся с миром слов» для учащихся 1 класса по программе «Перспективная начальная школа». К каждому уроку этой темы был подготовлен кадр и после знакомства детей с частями речи как повторение и обобщение получилась вся презентация, которую и до сих пор с удовольствием дети смотрят. В заключительных кадрах даю задание или задаю вопрос по теме, как бы контролируя полученные знания. (см. приложение презентация «Знакомимся с миром слов») Учащиеся 3-4 классов пробуют себя в составлении презентации по какой-то, интересной для них теме или оформление результатов исследования. Эти презентации могут быть как групповые и индивидуальные работы. При этом учитель обязательно должен оказывать помощь, обратить внимание учащихся на содержание работы, а не только на использовании ими компьютерных эффектов. Содержание создаваемой презентации ученика должно соответствовать возрастным интересам учащихся.

    Практикую в своей работе проведение уроков с компьютерной поддержкой по отдельным темам. План урока должен включать в себя: а) инструктаж по работе с программой (2 мин); б) работу с программой (15-20 мин); в) закрепление изученного без использования ЭВМ (10-15 мин); г) анализ работы и выставление оценок. Такие уроки провожу в кабинете информатики, где часть детей работает за компьютером, а остальные (не владеющие навыками работы на компьютере) на листах с печатной основой. На таких уроках возможно деление класса на две группы и проведение урока с каждой отдельно. Но загруженность компьютерного класса не позволяет часто проводить такие уроки, да и трудность для учителя подготовить сценарий компьютерной программы для частого использования. (См. приложение урок русского языка 4 класс)

    Безграничны возможности компьютерных программ Microsoft Word и Microsoft Excel для создания дидактических материалов. Основная задача создания учителем дидактических материалов – управление усвоением знаний школьниками по конкретной теме, подведение итогов их деятельности, контроль и учёт знаний. Комплект разрабатываемых материалов может включать в себя проверочные тесты, кроссворды, таблицы, диаграммы, инструкции к заданиям, памятки, тренажёры, дневники наблюдения за погодой и явлениями природы, публикации для дополнительного чтения, рефераты, рабочие тетради и др.

    Психологическая готовность ребёнка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе, что предполагает овладение компьютерной грамотностью. Современные дети дружат с техникой, очень быстро её осваивают, у них нет страха, боязни что-то сделать не так, сломать, испортить. Поэтому пояснения учителя воспринимаются легко, выслушиваются внимательно, к тому же, оказывается, у некоторых детей дома уже имеется компьютер. «А покажите ещё?» «А можно я?» «А когда?» «А мы будем ещё на уроке работать за компьютером?» - эти вопросы звучат постоянно, они свидетельствуют о заинтересованном отношении детей к компьютерной программе. Яркие красочные рисунки, понятные и доступные задания, простые способы выполнения их, необычность – всё это привлекает детей, заинтересовывает их, даёт им желание не просто сидеть за компьютером, а выполнять задания. Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребёнку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. Задача учителя организовать учебный процесс так, чтобы ребёнок испытывал удовольствие от самого процесса учения. Конечно, урок с использованием компьютерных технологий требует дополнительной подготовки, и без создания программы не обойтись, и организационные проблемы возникают, но всё это окупается полученными результатами, довольными лицами учеников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Использование ИКТ в работе учителя начальных классов"

    Выступление на городском методическом семинаре "Работа учителя по адаптации первоклассников с использованием ИКТ."...

    Использование ИКТ в работе учителя начальных классов

    Где можно применять ИКТ. Памятка для учителей начальных классов....

    Статья на тему: "Использование ИКТ в работе учителя начальных классов"

    Статья на тему: "Использование ИКТ в работе учителя начальных классов"...

    Сообщение на МО учителей начальных классов "Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учителя начальных классов"

    Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.«Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеск...

    Использование ИКТ в работе учителя начальных классов

    Материал содержит информацию о ИКТ, которые могут применятся в работе учителя начальных классов.1. Мобильный класс. 2. Тестовая система. 3. Электронный микроскоп и электронная лаборатория....