Развитие непрерывного интереса к знаниям
статья по теме

Марченко Наталья Григорьевна

Из опыта работы по дидактической системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Система Л.В. Занкова привлекает многих педагогов ( в том числе и меня) тем, что в ней решаются такие задачи, которые всегда волновали учителей, но оказывались нерешенными: как учить без принуждения, как развивать у детей устойчевый интерес к знаниям, как сделать учение радостным, желанным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_nepreryvnogo_interesa_k_znaniyam.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ИНТЕРЕСА К ЗНАНИЯМ.

Работая в традиционной системе образования, много времени на уроках уделяла тренировочным упражнениям для овладения каким-либо навыком. Дети отвечали бойко, хорошо справлялись с контрольными заданиями. Радовалась этому. Потом поняла, что все мои методы и приемы — это натаскивание, а не глубокая работа мысли ученика, не её развитие. За этим не было видно личности.

Когда познакомилась с дидактической системой развивающего обучения Л. В. Занкова, поняла, что это то, что я долго искала. Мне хотелось, чтобы дети не теряли интерес к учебе, школе, имели свое мнение, могли отстоять его. Главное— могли легко учиться, не были бы в жизни «винтиками», а стали личностями.

Сейчас работаю по программе развивающего обучения. Своей задачей ставлю -организовать деятельность детей так, чтобы каждый ребенок сам пришел к решению поставленной проблеме на уроке и сам в этой деятельности был главным. Т.е. ученик становился бы субъектом обучения, а не объектом деятельности учителя и не брал бы от меня знания в готовом виде, добывал их сам.

Своих учеников обучаю через коллективный диалог, через совместный поиск. Часто применяю метод «мозговой атаки». Делю класс на две группы. Одна — «генераторы идей», другая — «аналитики». Первая группа по теме выдает идеи, вторая — их анализирует, обсуждает, доказывает истинность. Ищем затем более краткий и эффективный путь, приходим к единому выводу.

Детям интересно работать по предложенной схеме. Они со всей серьезностью обсуждают проблемы и, что интересно, слабые ученики чаще всего выдают стоящие идеи. А к таким словам как генераторы, аналитики дети приучаются с первого класса. Часто называю трудное слово и прошу детей вместе с родителями выяснить его значение. Помню, в начале первого класса предложила такое задание со словом компромисс. На второй день спрашиваю, что они узнали о нём. Одни не вспомнили слово, но сказали дома, что надо о чем-то спросить (и тогда идут звонки от родителей). Другие — просто забыли про задание. Но есть и такие, которые выполнили его и хорошо запомнили объяснения родителей. Так Даша А. рассказала всему классу, как ей объяснил это слово ее папа: "У меня было два пирожка, а у папы ни одного. Он просит отдать пирожки ему. Я не согласна. Тогда ведь у меня не будет ни одного, а я тоже хочу пирожка. Подумав, папа говорит: «Давай сделаем так: ты отдашь мне лишь один». И я с радостью соглашаюсь, отдаю ему пирог. И папа весел, и я счастлива, я счастлива, потому что мы нашли выход, когда я пошла на компромисс".

Родители вместе с детьми готовятся к урокам географии, истории, помогают найти материал. Часто на наших уроках звучат ссылки на дополнительные источники знания. Иногда кто-нибудь из детей заявляет: «Ну и задачку Вы вчера задали, всем подъездом решали!» Каждый прием, задание рассматриваю с трех сторон: как повлияет на волю ребенка, ум, душу и вызывает ли положительные эмоции. Конкретных вопросов стараюсь не ставить, только общие. Что знаете об этих словах? О чем говорит тебе число 24? Выставляю три куклы слева, четыре справа; составь возможные выражения (3+4, 7-3, и т.д.). Даю задание: всмотрись, вдумайся, сверь с теорией (правилом), где будешь применять задание на практике.

Самое главное в работе детей найти большое количество вариантов для анализа и доказать свою правоту. Детям при этом интересны как правильные, так и не правильные ответы. Стараюсь выслушать каждого ученика ,побуждаю его отвечать только осмысленно. Прошу секунду подумать перед ответом, чтобы не отвлекать от главного, не исправляю на ходу их ошибки в ответе, их отклонения от литературно-грамматического языка, а рассматриваю эти вывихи как новые вопросы к следующему уроку.

Работу организовываю так, чтобы и слабый ученик давал пищу для обсуждения. Стараюсь, чтобы задание вызывало и волевое напряжение. При организации упражнений детей с математическим материалом следую нескольким правилам:

-представлять детям математику не как готовый предмет, а как самостоятельную деятельность человека;

-не передавать идеи, а повторно открывать их с детьми;

-путь познания лежит через связи, а не через отдельные явления;

-понимание, а потом уже навыки.

Считаю, что хорошо читающие и имеющие высокий уровень речевого развития дети могут успешно обучаться по всем предметам. Поэтому большое внимание уделяю урокам чтения и развития речи. Занятия на уроках чтения разнообразны. Их я определяю в зависимости от того, как поставлена цель, какие пути ведут к их осуществлению. Беседа — это коллективный диалог. Вопросы ставлю не только я, но и учащиеся. Часто во время беседы возникают новые проблемы, ставятся вопросы для установления причинных связей. Ключом беседы ставлю вопрос, заставляющий детей размышлять над замыслом автора.

Свои выводы дети всегда подтверждают словами текста. Стремлюсь, чтобы все виды занятий вели к выделению главной мысли прочитанного и определению своего отношения к прочитанному. Особое внимание уделяю углублению связей между чтением и восприятием произведения, его анализа. Каждый урок стараюсь строить так, чтобы он затрагивал эмоциональную сферу ребенка, будил мысль и направлял ее на организованную работу.

Очень показателен в этом отношении был урок про белые журавлики. Рассказ Ю. Яковлева

«Белые журавлики» прочитала сама. Минуту была полная тишина. И вдруг Настин голос: «А зачем

врач обманул девочку?». Тут же дети стали бурно обсуждать. Даша даже привстала, наклонясь над

Настей: «Ты что, Настя, сама подумай, разве мог он ей сказать правду?!» Лена: «Представь, тебе бы сказали, что ты умрешь!» Рома: «Она хоть как-то отвлеклась от болезни, делая журавликов». Ира: «Сасаки надеялась, что после последнего тысячного журавлика станет здоровой». После этого мне не пришлось много говорить. Настя все поняла: надежда умирает последней.

И тут тихо-тихо спрашивает Катя: «Наталья Григорьевна, а я не поняла, откуда взялась девочка?» - «Как откуда?» «А вот смотрите, здесь же написано: «Взрыв был похож на гриб. Как огромная гнилая поганка вырос он на главной площади и накрыл своей огненно ядовитой шляпкой весь город. Рушились дома,, замертво падали люди, почернели белые цветы. Ядовитый атомный гриб превратил Хиросиму в мертвый город». И Сасаки после этого родилась? Как это?». Спрашиваю: «А как вы думаете, дети?» (Тишина). И тут голос Даши: «А может, эта беременная жила на окраине города и успела спастись? Ведь взрыв был над главной площадью, значит, в центре города». Учитель: «Может ли быть такое?». Эта же Катя радостно: «Да, она уехала в другой город и там родилась Сасаки». Учитель: «Будем считать, что так оно и было. Мать спаслась, но последствия... Сасаки родилась смертельно больна».

Учу детей вдумываться в содержание прочитанного, читать «между строк». Частый вопрос на уроках: «Что нам сказал автор произведения?» Уроки провожу так, чтобы воздействовать на чувство детей, вызывая гнев или бурную радость по поводу поступков героев. Любимый этап урока — вживания в роль, и не обязательно в человека, но даже в дерево, цветок, снежинку. Развиваю

воображение. Иногда даю такие задания: мороз и ветер пронизывающий. На улице котенок — это вы. Что вы прочувствовали? Напишите коротко или расскажите.

Придумывание стихов, наблюдение над ритмом и рифмой, выбор рифмующихся слов — все это применяю на уроках чтения. Много читаем дополнительно. Подбираю произведения более эмоциональные, трогательные. Так, рассказ В. Осеевой «Бабка» читали все вместе и, не скрывая слез, плакали.

Часто на уроках бывают такие ситуации, как при работе над рассказом «Друзья» Ю. Олеша. Детей заинтересовал вопрос: а стал ли Виленька хорошим поэтом. Чтобы ответить на этот вопрос, я предложила дома, вместе с родителями узнать, кто среди друзей А.С. Пушкина был с именем Вильгельм, и что он написал. На другой урок дети принесли произведения В.Кюхельбекера, а Аня Я. Прочитала наизусть отрывок "Смерть Байрона", так как папе он очень нравится.

Думаю, что систему развивающего обучения отличает то, что учитывается зона ближайшего развития каждого ребенка. А выход на неё осуществляется через постановку трудных заданий. Взрослый (это может быть учитель или родители) руководит поиском ответов, предполагает помощь, а не подсказку.

Результат моей работы успешное овладение техникой чтения. Дети читают, осознано и выразительно. В классе, который выпустила - 90% детей читают выше нормы, остальные — норму. Отработке навыков чтения помогает такая работа: когда читаю текст (особенно большой по объему) сама или хорошо читающий ученик, дети обязательно следят пальчиком (не указкой) по тексту. Палец помогает ребенку быстрее перемещаться по тексту. Главное, чтобы скорость движения пальца была намного больше скорости чтения. Выдвигаю перед детьми следующие идеи:

-читать -  это легко;

-помогать себе при чтении пальцем -это нормально;

-вы можете читать по несколько слов сразу;

-вы можете читать быстро и при этом все понимать.

Сочинения пишем один раз в неделю. Иногда на альбомных листах, где можно не только написать, но и нарисовать. Предоставляю полную свободу самовыражения, отказавшись от традиционной подготовки. Писать сочинения детям нравится. Некоторые из них были опубликованы в местной газете.

Часто с детьми ходим на экскурсию, а это дает возможность убедить их в том, что источником познания является не только книга, слово учителя, но и окружающая действительность. Уроки -экскурсии учат наблюдать, широко и тонко мыслить.

Вопросам экологии уделяю большое внимание. Дети хорошо усваивают, что природа — дом для всех нас. И не только! В природе все взаимосвязано. И эту связь устанавливают дети очень рано. На одном из уроков в первом классе Катя Т. сказала: "А вот я думаю, что природа — это, как и парта. Раскрути болтик (а она сидела за такой партой, из которой постоянно выпадал болтик, принося много неприятностей) и уже это плохая парта. Так и в природе все взаимосвязано. Нарушишь что-то, испортишь - и уже плохо". Таня: "Чтобы сохранить природу, надо знать как себя вести".

Дети предлагают, обсуждают, доказывают, оспаривают мнение и товарищей, и учителя. Общение между собой — это проявление себя как личности. На уроках у нас царит особая, доверительная атмосфера, деловые доброжелательные отношения. И если раньше выделялись особо развитые дети, то теперь большинство, и даже "тихони" стараются говорить, потому что к урокам подбираю разноуровневые вопросы с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика. Слабому ученику часто предлагаю первому высказать свои мысли, а дополнить высказывание и сделать вывод может более сильный ученик. При этом каждый работает в силу своих возможностей.

Поисково-исследовательская деятельность придает учебному процессу целостность и непрерывность из-за того, что вновь открытое знание высвечивает новое незнание у школьника. Но это не расстраивает его, а формирует твердое убеждение, что он способен решать поставленные перед ним задачи, приводит его к осознанию процесса обучения и вызывает интерес к знаниям.

В своей работе вижу главную цель в том, чтобы сохранять то, что ребенок получил при рождении, развивая все его потенциальные возможности. Через эмоциональное восприятие, чувство, общение, стараюсь развивать творческие способности детей, их речь. Работая по системе Л.В. Занкова, убедилась, что плодотворно обучать в одном классе всех детей, как сильных в интеллектуальном развитии, так и слабых, можно. Оптимальное развитие каждого ребенка идет нормально. И с каждым годом хорошо успевающих детей становиться все больше. Сейчас в моем 4 А классе из 16 учеников 5 отличников и 8 - учатся на «4» и «5».

Считаю, что система Л. В. Занкова привлекает многих педагогов (в том числе и меня) тем, что в ней решаются такие задачи, которые всегда волновали учителей, но оказывались нерешенными: как учить без принуждения, как развивать у детей устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как сделать учение радостным, желанным. Кроме того, являясь личностно ориентированной, система отличается верой в каждого ребенка, в его силы, она принимает его таким, каков он есть, и учитывает, что при общем обучении развитие ребенка сугубо индивидуально.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактическая игра как средство развития познавательногго интереса на уроках обучения грамоте

Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках обучения грамоте будет эффективнее при следующих педагогических условиях:1)...

Развитие познавательного интереса на уроках математики.

             Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из главных задач в работе учителя. Приучить ребёнка думать, проникать в суть ...

Обобщение опыта на тему:"«Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие младших школьников»

Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Развитие  познавательного интереса учащихся на уроках и интеллектуальное развитие детей в начальной школе».Наше время — время пере...

Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям.Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников.

Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям;Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников....

Статья "Развитие познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития посредством дидактических игр на уроках русского языка"

 Проблема развития познавательного интереса у младших школьников разрабатывалась в трудах философов, педагогов и психологов – А. С. Белкина, Х. Ж. Ганеева, В. А. Гусева, В. А. Крутецкого, ...

Диагностирование наличия интереса к знаниям о здоровом образе жизни в дополнительном образовании

Описание опыта работы по диагностике интереса обучающихся к здоровому образу жизни....

Федеральный курс И. Сухина «Шахматы – школе» в рамках развития непрерывного шахматного образования: эффективный опыт и перспективы

Какое образование соответствует реалиям XXI века?Традиционно учитель обучал ученика ответам, последний их запоминал ивоспроизводил по мере надобности. Но этот подход к обучению устарел. Все те знания,...