Формирование ЗОЖ у учащихся начальной школы
материал по теме

Агрикова Светлана Валентиновна

I. Пояснительная записка:

Здоровье – необходимое условие для гармоничного развития личности. И если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте – зачастую уже и невозможно. Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяются моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья как части общей культуры человека – осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью окружающих людей и природной среды.

Система начального образования обладает достаточным потенциалом для реализации концептуальных основ воспитательной системы индивидуально-творческой ориентации ребенка на процесс здроровьетворения. Поэтому необходимо создания в школе программы по сохранению здоровья.

II. Цель:

Формировать у детей ценностное отношение к здоровому образу жизни.

III. Задачи:

  1. Стремление к здоровому образу жизни.
  2. Осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей.
  3. Формировать нравственную личность, стремящуюся к правде, добру, красоте.
  4. Привлечь детей экологически обоснованному взаимодействию с окружающим миром и с самим собой

IV. Конечный результат:

  1. Ученик уметь владеть своим телом, выполняет программу по физкультурной культуре
  2. Владеть умениями и навыками оздоровления окружающей среды.
  3. Проявлять интерес к каким – то видам спорта.
  4. Уметь вести в спортивной, экологической игре честную борьбу, сопереживать.

V. Компоненты:

1. Учет состояния здоровья детей;

  • Анализ медицинских карт учащихся
  • Определение групп здоровья
  • Учет посещаемости занятий
  • Анкетирование учащихся и их родителей
  • Контроль за санитарно-гигиеническими условиями и режимом работы классов
  • Учет возрастных условий учащихся

 

 

2. Оздоровление;

  • Лечебная физкультура (дополнительные уроки в классах КРО, массаж для детей с нарушением осанки по предписанию врача);
  • Витаминотерапия (дети принимают витаминный напиток и витамины);
  • Аэрофитотерапия (ингаляции с травами и эфирными маслами);
  • Работает школьный кабинет здоровья;
  • Школьный оздоровительный лагерь

Закаливание:“Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья”

- Летнее купание
- Загар
- Обтирание теплой и холодной водой

3. ЗОЖ (здоровый образ жизни);

  • Уроки здоровья (1 раз в месяц);
  • Профилактика наркомании, курения, алкоголизма;
  • Родительские лектории;
  • Выпуск стенгазет и санбюллетеней;
  • Проведение недели здоровья;
  • Программа “Ослепительная улыбка на всю жизнь” (работа проводится совместно с врачами – стоматологами с целью формирования у детей личной ответственности за свое здоровье);
  • Стоматологический кабинет;
  • Дидактические игры;
  • Уроки музыки, вокальные группы;
  • Экскурсии, туристические походы;
  • Экологические десанты.

4. Движение:

  • Физическая зарядка (ежедневно перед первым уроком);
  • Спортивные, игровые, музыкальные перемены, позволяющие снять мышечное и эмоциональное напряжение;
  • Физкультурные паузы;
  • Спортивные праздники; “Веселые старты”, “Спортивная семья”, “День бегуна”.
  • Хореография, ритмика;
  • Спортивный час, прогулки
  • Спортивные секции.

5. Диагностика:

  • Банк данных о состоянии здоровья учеников начальной школы;
  • Медико-педагогический консилиум.

VI. Практические задания;

Важно, чтобы учащийся с первых ступеней обучения усваивал элементарными знаниями, обладал некоторыми умениями и навыками самопознания и саморегуляции, составления и осуществления собственных программ здоровьетворения, оздоровление окружающей среды; сотрудничал с учителями и родителями самопознанию оздоровительного эффекта любого школьного мероприятия.

1. Задания для I – II классов:

1. Опишите расположение нашей школы в селе. Определите, на каком расстоянии она находится от автомобильных дорог, предприятий, магазинов. По санитарно-гигиеническим нормам от границ школы до дороги должно быть не менее 25 м., до магазинов и предприятий -50 м., до жилых домов – 10 м., Соответствует ли расположение нашей школы этим нормам?

2. Подсчитайте количество деревьев и кустарников, произрастающих на при-школьной территории. Определите, сколько деревьев и кустарников на одного человека (обучающегося или работающего в школе).

3. Известно, что одно дерево средней величины за сутки восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. Достаточно ли на территории нашей школы растений для восстановления кислорода в воздухе?

4. Изучите степень запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории. Для этого соберите листья растений на разных участках. Сравните их запыленные поверхности. Сделайте вывод.

5. Определите, какое количество пыли способны задержать зеленые насажде-ния школы. Для подсчета вам даются справочные сведения: на листовой поверхности осины оседает 23 кг. пыли, на рябине – 34кг., на березе – 10 кг., Сделайте вывод о роли зеленых насаждений в улучшении условий окружающей среды. Определите возможности своего участия в озеленении школьной территории, двора или улицы сформулируйте конкретное предложения.

6. Оцените чистоту здания школы и пришкольной территории. Как вы участвуете в уборке кабинетов, коридоров, окрестностей школы?

2. Задания для III классов:

1. Осмотрите свой дом : экономно ли ведется хозяйство? Как расходуются вода, электричество, тепло? Много ли отходов и отбросов? Куда их выбрасывают?

2. Можете ли вы назвать себя настоящими хозяевами? Как вы заботитесь о своем доме? Как вы понимаете слова “Дом и человек – друзья, от чистоты в каждого человека зависит чистота общего дома - планеты”?

3. Тем, у кого есть садовый или огородный участок, необходимо задуматься над выбором удобрений, средств защиты урожая от вредителей. Как это осуществляется в вашем хозяйстве?

4. Есть ли у вашей семьи любимые места отдыха на природе? Все ли там благополучно? Что вы можете сделать, чтобы исправить их нездоровое состояние?

5. Определите, соответствует ли озеленение ваших дворов следующим правилам:

  • Детская площадка должна быть наполовину затенена деревьями кустарниками;
  • Площадка для сушки белья должна быть открыта солнцу и ветру;
  • Вблизи здания должны быть высажены кустарники, а поодаль – высокие деревья. Объясните, почему должны быть соблюдены эти правила.

6. Расскажите, как вы с родителями участвуете в озеленении, уборке, украшении своего двора и подъездов.

3. Задания для IV классов:

1. Составьте план школьной территории и ее окрестностей. Нанесите на план ближайшие к нашей школе места свалки бытовых отходов.
2. Выявите источники этих отходов.
3. Каким способом уничтожается этот мусор?
4. Влияют ли и как влияют эти свалки на прилегающую территорию?

5. Пронаблюдайте и оцените состояние мест расположения мусорных контейнеров в ваших дворах, наличие урн вдоль улиц. Как часто их очищают? Достаточно ли этих мер для соблюдения санитарно-гигиенических норм?

6. Узнайте численность населения нашего села. Если каждый человек выбрасывает примерно 1 кг мусора в сутки (условно), то сколько выкидывается мусора каждый день в нашем селе?

___ человек * 1кг = ___кг в день

В году 365 дней. Сколько килограммов мусора выкидывается в нашем селе за год? ___

___ кг в день * 365 дней = ___кг в год

Сделайте вывод.

7. Пронаблюдайте, как часто осуществляется уборка улиц нашего села. Определите возможности своего участия в соблюдении чистоты родного села. Сформулируйте конкретные предложения.

VII. Проекты:

Выделяют основные этапы работы:

  • Целеполагание – выявление наиболее актуальной и посильной задачи на определенный отрезок времени;
  • Разработка проекта - составление плана деятельности по достижению намеченной цели;
  • Выполнение проекта – конкретное дело либо ряд практических шагов к намеченной цели;
  • Подведение итогов выполнения проекта и определение задач для новых проектов.

В ходе проекта ребенок придумывает эмблему, выбирает тему и цель проекта, определяет: какие книги он прочитает, к кому обратится за советом и т.д. Данный метод стимулирует самодеятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему.

Выполняя проекты, ребенок делает маленькие шаги к культуре здоровья, приобретает навыки здоровьетворческой деятельности.

1. Мысли о здоровье.

Цель проекта составить своеобразную копилку пословиц, поговорок, высказываний, афоризмов о здоровье и здоровом образе жизни. Проект выполняется коллективно. Учащиеся с помощью родителей и учителя работают с литературными источниками. Собранный материал может быть оформлен в виде стенда, помещен в классный уголок здоровья.

Работу по данному проекту можно расширить и составить “Книгу о здоровье”. Дети дополняют ее стихами, загадками, песнями, частушками, ребусами которые находят в детских книгах, журналах, а также сочиняют сами.

2. Сказки “Здоровье”:

Дети выбирают из различных литературных источников сказки, например, К. Чуковского “Доктор Айболит”, “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. Организуется сказочный утренник.

Следующая часть работы – сочинение собственных сказок или придание известным сказкам оттенка. Например, дети рассказывают, как дед, бабка, внучка, жучка, кошка и мышка делали каждое утро зарядку и без труда вытянули репку и т.п. Учащиеся по очереди представляют свои сказки. Можно оформить классную “Книгу сказок о здоровье”, газету “Сказочное путешествие в страну Здоровья” и др.

3. Мой дом – мой друг:

Детям предлагается совершить своеобразную экскурсию по собственному дому и оценить, каковы в нем условия для поддержания здоровья.

Начинается экскурсия с рабочего места: определяется соответствие высота стола и стула росту ребенка, порядок на столе, освещенность. Рассматривается соблюдение режима проветривания комнаты, поддержание чистоты. В ванной комнате предусматривается наличие необходимых туалетных принадлежностей – личного полотенца, зубной щетки, расчески и др. И конечно, оценивается безопасность в доме : исправность электроприборов, водопроводных кранов и т.д.

По итогам экскурсии ребенок заполняет таблицу

Мой дом

Первая экскурсия

Вторая экскурсия (через две недели)

Мое рабочее место

 

 

Освещение рабочего места

 

 

Спортзал в комнате

 

 

Мое участие в поддержании чистоты

 

 

Туалетные принадлежности

 

 

безопасность

 

 

 

Оценка производится по пятибалльной системе.

Можно предложить детям оформить у себя дома “уголок хорошего настроения”, где их будут окружать любимые игрушки, книжки, поделки, рисунки, сюрпризы от мамы и папы.

В результате подобной работы учащиеся осознают необходимость оздоровления своего дома, воспринимают его как одухотворенное пространство, как друга, который всегда защитит их и позаботится о них.

4. Делу – время, потехе – час.

Цель проекта – научиться правильно, распределять рабочее и свободное время, составлять свой режим дня. Проект выполняется индивидуально. Предлагается оценить свое умение в организации рабочего времени на уроке, для приготовления домашних заданий. Ребенок вместе с родителями составляет варианты режима дня (с учетом выполнения творческих работ, чтения книг, прогулок, посещения кино, театра, выставок т т.д., - смотря какие интересы у ребенка). В течение некоторого времени (например, месяц) ученик проверяет эффективность выбранного им варианта режима дня, отмечает плюсы и минусы своей жизни, какие качества помог выработать, какие трудности пришлось преодолеть и т.д.

Затем может быть организована творческая работа – выделяются общие направления в режиме дня (утренний туалет, занятия в школе, приготовление уроков и т.д.), к ним подбираются рисунки – делается красочное оформление кадров для рисованного фильма, плаката для стенда, книжки – раскладушки и т.д.

5. Начни с зарядки.

Цель проекта – зарядить себя. Ребенок вместе с родителями составляет комплекс упражнений для утренней гимнастики на каждую неделю месяца для работы всех групп мышц. Выполняют эти упражнения всей семьей.

Второй этап – дети показывают свои комплексы упражнений, оцениваются наиболее понравившиеся детям упражнения для выполнения утренней гимнастики всем классом, для уроков физкультуры, для физминуток на уроках.

6. Пить и курить – здоровью вредить.

Дети, работая в группах, находят сведения о влиянии алкоголя, курения и наркотиков на здоровье человека, конкретные данные об их вреде для детского организма. Срисовывают плакаты, призывающие к борьбе с этими явлениями.

Следующий этап – организуется устный журнал (“круглый стол” или любое другое мероприятие) по данной актуальной теме.

7. Фотовыставка здоровья.

Проект для начинающих фотографов. Дети в группах выполняют творческую работу – составляют альбом, газету, плакат и т.д., куда помещают фотографии из газет и журналов, а также собственные фото, на которых дети и взрослые занимаются оздоровлением (ходят на лыжах, собирают лекарственные травы, обливаются холодной водой и т.п.).

Придумывают серьезные и забавные подписи к фотографиям, стихи, афоризмы. Затем проводится защита (представление) каждой группой своей работы.

8. Профессия.

Перед детьми ставится цель: узнать о профессиях, т.е. связанных со здоровьем, его восстановлением, развитием, сохранением. Сюда можно отнести профессии врача, фармацевта, массажиста, тренера спортивной секции и др. Проводится встречи с людьми этих профессий. Второй этап – защита профессии. Учащиеся, работая в группах, представляют доказательства выбранной ими профессии: рассказы, фото, рисунки и т.д. Группа учеников – экспертов должна предложить вопросы, примеры, ставящие под сомнение выдвинутые утверждения.

9. Спорт

Цель проекта – придумать особенности проведения спортивных соревнований.

“Веселые старты”,
“Спортивная семья”,
“Самый сильный, самый смелый”;
“Соревнование саночников”;
“День бегуна”.

10. Азбука здоровья.

Цель проекта – как можно больше узнать о витаминах (откуда они берутся, как были открыты, на какие группы делятся, в каких продуктах содержатся, за какие процессы в организме отвечают и т.д.).

Следующий этап – творческая презентация витаминов. Это может быть утренник, устный журнал и др. Дети выполняют творческие работы по оформлению собранного материала.

11. Зеленая аптека.

Цель проекта- познакомить детей с целебными растениями, их свойствами, правилами сбора и хранения. Выяснить какие из них растут в данной местности.

Второй этап – составить и оформить “рецепты здоровья” по использовании лекарственных растений. Можно организовать утренник с театрализованным представлением, фитобаром, чтением стихов, песен, разгадыванием загадок, ребусов о лекарственных растениях и др.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности....

Формирование УУД у учащихся начальной школы

Презентация по формированию УУД у учащихся начальной школы...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"

Статья  посвящена особенностям формирования читательской компетентности у младших школьников...

Театр как средство формирования ключевых компетенций учащихся начальной школы

 В настоящее время в качестве цели образования определена подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной культуры,...

Формирование экологического сознания учащихся начальной школы

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческог...

Формирование учебной самооценки учащихся начальной школы по программе «Школа 2100»

В статье рассказывается о этапах формирования самооценки учащихся. Приведены примеры из личного опыта работы над данной темой....