Как сформировать ценностное отношение школьников к знаниям
статья по теме

Иванова Людмила Николаевна

Советы из собственного опыта

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как сформировать ценностное отношение школьников к знаниям.

Иванова Л.Н. (учитель начальных классов)

Что человеку дорого, что он сохраняет продолжительное время? Это то, что составляет для него ценность.

Как сделать так, чтобы знания представляли для учащихся ценность?

Мы предлагаем в качестве важного критерия ценностного отношения к знаниям считать тот факт, что знания предоставляют возможность предсказывать явления, прогнозировать ситуации.

Умение предвидеть, предсказывать всегда признавались людьми, как ценность. Мы знаем о нашей современнице Ванге, интересуемся катренами Нострадамуса. Но мы не ставим себе цель вырастить таких уникальных детей. Наша цель гораздо проще.

Мы должны показать детям, что знания, приобретаемые в школе, могут помочь им предвидеть результаты их поступков в повседневной жизни, предвидеть результаты в решении научно- исследовательских задач, экологических и других жизненно важных проблем.

Можно привести такие примеры: в 60-е годы мечтали повернуть Сибирские реки вспять, чтобы орошать засушливые земли. Но знания, полученные к тому времени не только учеными, но и строителями, мелиораторами, метеорологами помогли просчитать ситуацию и предотвратить катастрофу.

А вот нехватка знаний в определенных ситуациях позволяет увидеть ближнюю перспективу и проглядеть глобальные последствия. Изобретение автомобиля сказалось только через 100 лет и проявилось в загрязнении атмосферы, что способствовало парниковому эффекту, а обратной дороги нет.

Возможно ли научить детей, трудно ли научить предвидеть результаты своих поступков? Да, это трудно, но это возможно, если эту работу проводить поэлементно на каждом уроке, ненавязчиво, систематически. Учитель должен использовать такую возможность в каждом удобном случае.

Работа на уроке не должна сводиться к предсказанию, к пророчеству, она должна проводиться уместно, используя конкретные жизненные примеры.

Если ребенок понимает, что знания помогают ему предвидеть, предвосхитить события, то он будет по-особому к ним относиться, будет их ценить, они станут для него потребностью. А значит, и интерес к деятельности на уроке, когда ученик получает эти знания, будет возрастать. Самое главное - формируется устойчивый познавательный интерес. И тогда во взрослой жизни такой ребенок может прогнозировать, предвидеть результаты и последствия своих решений, поступков.

Приведем примеры.

Пример 1. На уроках математики при решении задач и уравнений учим детей выполнять прикидки: больше или меньше получится. Значит, уже в начальной школе закладывается навык прогнозирования результата.

Пример 2. Часто с детьми в группе и на уроках читаем незаконченные рассказы или рассказы, в которых ставится вопрос. Предлагаю ребятам подумать, какой конец может быть в данном рассказе (например: рассказ «Трусиха» Артюховой). Дети, анализируя, оценивая содержание, образы героев, прогнозируют концовку рассказа.

Пример 3. Из бесед на экологические темы и узнав, что обычные пакеты из полиэтилена, брошенные в лесу, разрушаются в природе в течение 25 лет, дети могут оценить результаты своих поступков.

Таким образом, даже эти несколько примеров показывают, что знания нужны, чтобы в дальнейшем ребенок мог предвидеть, спрогнозировать результаты той или иной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема проекта: «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность»

Проект:  «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность» во 2 классе....

Формирование ценностного отношения к здоровью младших школьников

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье школьника отнесено к приоритетным направлениям государственной политики, поставлена задача – сохранить в процессе обучения здоро...

Роль учителя в формировании у школьников ценностного отношения

Перед начальной общеобразовательной  школой сегодня стоят серьезные и важные проблемы: - организация образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению...

Семейные традиции при формировании ценностного отношения к семье у младших школьников

Россия всегда славилась своим прочным домашним укладом, заботой о детях, уважением и почитанием к женщине и старшему поколению. В семье воспитываются трудолюбие, терпение, понятие рода и любви к своей...

Развитие ценностного отношения к учебной деятельности школьников. Когнитивный (познавательный) компонент.

Становление ценностного отношения к учебной деятельности будет успешным, если: а) вывести теоретический материал на уровень его практического применения; б) обратиться непосредственно к личному опыту ...

Формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни.

Данная статья представляет собой опыт работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в практику работы школы, а также теоретические основы данной проблемы....

Презентация по теме "Формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровьесбережению"

Данная презентация охватывает теоретические положения и опыт работы по здоровьесбережению школьников в учебном процессе....