Педагогические технологии
статья на тему

Слюняева Наталья Викторовна

Современные педагогические технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedtehnologii.pptx1.82 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные технологии для формирования ключевых компетентностей учащихся

Слайд 2

Технология Совокупность психолого-педагогических установок, определённых специальным набором форм, методов, способов и приёмов обучения, а так же воспитательных средств (выступает организатором методическим инструментарием педагогического процесса и позволяет ответить на вопрос: как обучаем? и как воспитываем?

Слайд 3

Требования к технологии Концептуальность Управляемость Воспроизведение системы действий Действенность

Слайд 4

Усложнение социального заказа образовательным учреждениям Утверждение гуманистического приоритета в образовательных целях Гуманитаризация образовательной среды Предпосылки новых образовательных технологий

Слайд 5

Прогнозирование Нормирование Обеспечение системности Построение логической последовательности действий Приведение действий в соответствия с закономерностями организуемых процессов Возможности технологий в решении образовательных задач

Слайд 6

Классификация технологий Общепедагогические Частно – методические (предметные) Локальные (модульные)

Слайд 7

КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ФИЛОСОФСКОЙ ОСНОВЕ НАУЧНЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ Гуманистические и авторитарные

Слайд 8

По научной концепции Ассоциативно-рефлекторные Интериоризаторские Развивающие

Слайд 9

По ориентации на личностные структуры Информационные (формирование ЗУН) Ориентационные (формирование способов умственных действий) Эвристические (развитие творческих способностей) Прикладные (формирование действенно- практической сферы)

Слайд 10

Технологии, реализуемые в начальной школе Технология развивающего обучения ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ВЗАИМООБУЧЕНИЯ Поэтапного формирования умственных действий Программированного обучения Технология проблемного диалога Технология полного усвоения знаний Технология Кейс-стади Интерактивные технологии Проектной деятельности Модульного обучения Технология гуманной педагогики Технология разноуров-него обучения Технология опережающего обучения

Слайд 11

Технология развивающего обучения Все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса. Категории целей познавательной деятельности: знание: ученик запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие, принцип, процедуру)- «запомнил ,воспроизвел, узнал». понимание: ученик преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую (интерпретирует, объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие явлений, событий) «объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал, перевёл с одного языка на другой»; применение: ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации (по образцу в сходной или изменённой ситуации); анализ: ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознаёт принципы построения целого «вычленил части из целого»; синтез: ученик проявляет умение комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной (пишет творческое сочинение, предлагает план эксперимента, решения проблемы) «образовал новое целое»; оценка: ученик оценивает значение учебного материала для данной конкретной цели «определил ценность и значение объекта изучения».

Слайд 12

Технология разноуровнего обучения Если каждому ученику отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы В качестве основных принципов педагогической технологии были выбраны следующие: всеобщая талантливость - нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом; взаимное превосходство если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать. 3) неизбежность перемен ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. В дальнейшем эта технология получила название «технология обучения базису без отстающих

Слайд 13

Модульного обучения Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определённой дозой помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем (модуль это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им). Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для обучаемого и содержит в себе не только указание на объём знания, но и на уровень его усвоения. Модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися, дозировать индивидуальную помощь, изменить формы общения учителя и ученика.

Слайд 14

Технология полного усвоения знаний Способности ученика определяются не при усреднённых, а оптимально подобранных для данного ребёнка условиях, для чего необходима адаптивная система обучения, позволяющая всем ученикам полностью усвоить программный материал. Категории целей познавательной деятельности: знание: ученик запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие, принцип, процедуру)- «запомнил ,воспроизвел, узнал». понимание: ученик преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую (интерпретирует, объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие явлений, событий) «объяснил, проиллюстрировал, интерпретировал, перевёл с одного языка на другой»; применение: ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации (по образцу в сходной или изменённой ситуации); анализ: ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознаёт принципы построения целого «вычленил части из целого»; синтез: ученик проявляет умение комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной (пишет творческое сочинение, предлагает план эксперимента, решения проблемы) «образовал новое целое»; оценка: ученик оценивает значение учебного материала для данной конкретной цели «определил ценность и значение объекта изучения».

Слайд 15

Технология проблемного диалога Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы.

Слайд 16

Интерактивные технологии На сегодняшний день во многих сферах жизни общества используются интерактивные технологии. Мультимедиа проекторы, интерактивные доски и панели, системы видеоконференцсвязи, системы голосований облегчают большинство проблем, которые существовали раньше. Расстояния и пространство теперь не так важны в учебе и работе.Уже невозможно представить крупное совещание без проектора, с помощью которого вся аудитория получает требуемую информацию. В образовании начинается применение интерактивных досок и панелей, которые не только облегчают работу преподавателя, но и дают больше возможностей для обучения.

Слайд 17

Технология Кейс-стади В методологическом плане кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мыслительный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняют в кейсе свои роли. Организация обучения на основе метода конкретных ситуаций. 1.Подготовительный этап (до начала занятий). Цель этапа: конкретизировать цели и разработать конкретную ситуацию и ход занятия. 2. Ознакомительный этап (во время занятия) Цель этапа: вовлечение в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления. 3. Аналитический этап (начало обсуждения кейса). Цель этапа: проанализировать кейс в группе и выработать решение. 4. Итоговый этап (презентация групповых решений). Цель: представить и обосновать решение/выводы группы по кейсу

Слайд 18

Проектной деятельности Проект- это буквально «нечто брошенное, пущенное вперед». В рамках процесса обучения проектный метод можноопределить , как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование у школьников специфических умений и навыков, посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска. Проект- это «обучение через делание». (Дж. Дьюи ) Классификация проектов: по количеству учащихся проект может быть индивидуальным или групповым; по содержанию и привязке к учебным дисциплинам проекты подразделяются на монопредметные (1 предмет) и межпредметные (2 и более предмета); по продолжительности проектной деятельности выделяют краткосрочные (мини-проекты), среднесрочные и долгосрочные проекты. Четкое регламентирование по количеству отведенного времени на выполнение проекта в настоящее время отсутствует, однако чаще всего мини-проекты выполняются за период от одного до нескольких учебных занятий (приблизительно 1 неделя), среднесрочные проекты - од одной до 4 недель; долгосрочные - от 4 недель до года; по доминирующему виду проектной деятельности выделяют информационные, исследовательские, творческие и практико-ориентированные проекты

Слайд 19

Программированного обучения Научимся программировать - научимся обучать А.Берг Целевые ориентации - эффективное обучение на основе научно разработанной программы. Обучение, учитывающее индивидуальные данные ребенка. Концептуальные основы: Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.). Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации (“кадров”, файлов, “шагов”), подаваемых в определенной логической последовательности.

Слайд 20

Поэтапного формирования умственных действий Организация внешней деятельности школьников, способствующая переходу внешних действий в умственные, является основой рационального управления процессом усвоения знаний, навыков, умений. Формирование умственных действий проходит по следующим этапам: Первый - создание мотивации обучаемого; Второй - составление схемы т.н. ориентировочной основы действия; Третий - выполнение реальных действий; Четвертый - проговаривание вслух описаний того реального действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий; Пятый - Действие сопровождается проговариванием « про себя » ; Шестой - Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде – см. интериоризация . На каждом этапе действие выполняется сначала развернуто, а затем постепенно сокращается, « свертывается » .

Слайд 21

Технология опережающего обучения В основу педагогической системы Л.В. Занкова , заложены следующие принципы: — принцип обучения на высоком уровне трудности. Реализация этого принципа предполагает соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изучаемых явлений; — принцип ведущей роли теоретических знаний, согласно которому отработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее важна, чем отработка навыков; — принцип осознания обучаемыми собственного учения. Этот принцип обучения направлен на развитие рефлексии, на осознание самого себя как субъекта учения. Содержание этого принципа может быть соотнесено с развитием личностной рефлексии, саморегуляции ; — принцип работы над развитием всех учащихся. Согласно этому принципу, должны быть учтены индивидуальные особенности, но обучение должно развивать всех. Вся эффективная организация обучения направлена на активизацию, развитие мыслительной деятельности обучаемого, формирование способности самостоятельно добывать знания в сотрудничестве с другими обучаемыми, т. е. саморазвиваться .

Слайд 22

ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ВЗАИМООБУЧЕНИЯ «Работа в парах, сменного состава» по определённым правилам позволяет плодотворно, развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативные умения. Можно выделить следующие основные преимущества КСО: в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания; в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности , включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний; каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе; повышается ответственность не. только, за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в : коллективе; формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений; И обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

Слайд 23

Основные идеи гуманно-личностной педагогики Гуманно-личностная педагогика основана на следующих постулатах: 1. Гуманное педагогическое мышление не есть открытие современной теории и практики. Оно основано на классическом наследии и находит истоки в ведущих религиозных, философских и педагогических учениях. 2. Педагогика по сути своей есть общечеловеческая форма и культура мышления, тенденции которого заложены в природных функциях человека. Она развивается не столько научными достижениями, открытыми наукой закономерностями, сколько уровнем и качеством общечеловеческой культуры, истоками духовности и мотивацией деятельности. В этом благо педагогического мышления, как постоянного источника творчества и созидания. В этом же отличие его от науки в строгом смысле этого слова. 3. Гуманно-личностная педагогика во главу угла ставит воспитание личности через развитие ее духовного и нравственного потенциала; способствуя раскрытию и созиданию в ребенке черт и качеств благородства. Воспитание человека благородного есть ведущая цель гуманно-личностного образовательного процесса. 4. Гуманно-личностная педагогика принимает идеи классической философии и педагогики о том, что ребенок есть явление в земной жизни, он есть носитель своей жизненной миссии и наделен высочайшей энергией духа. 5. Гуманно-личностный образовательный процесс строится на понимании целостности природы ребенка, ее движущих силах, раскрытых и научно обоснованных современной психологией и определяемых нами, как стихийные устремления, страсти личности ребенка в его стремлении к развитию, взрослению, свободе. Технология гуманной педагогики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме: «Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»

Самоанализ о результатах педагогической деятельности по проблеме:«Применение современных педагогических технологий в обучении младших школьников»...

Взаимосвязь педагогических технологий и педагогического мастерства

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Но педагогическое мастерство, с другой стороны, - высший уровен...

Современные педагогические технологии как средство развития педагогической компетентности.

Значение применения современных педагогических технологий для результативности учебного процесса....

Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.

Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...

"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»

Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...