Моя воспитательная система
методическая разработка на тему

Соловьева Ирина Викторовна

 

Введение.

Воспитание - один из сложнейших социальных проектов и одно из приоритетных направлений государственной образовательной политики.

Сегодня цели школьного воспитания, как неотъемлемой части классного руководства учителя, определены в Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы, Национальной доктрине образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. и звучат следующим образом: вместе с семьёй школа ответственна за «формирование у школьников гражданской ответственности правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчёркивается, что «…важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечения индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося».

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России содержит описание заказа государства на воспитание «высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентностного гражданина».

Важную роль в жизни ребёнка играют различные объективные условия его развития в семье и школе. Но нельзя сбрасывать и недоработки современного образования, которые сами по себе способны резко затормозить развитие, воспитать неполноценную личность.

Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Мы живём во время крушения всех нравственных идеалов. Воспитывая детей сегодня, мы должны обращать взор к доброму, вечному. Учитель остаётся один на один с «чудовищами 21 века». В этих условия классный руководитель должен найти нравственные силы, знания, мудрость, ту педагогическую теорию, которая поможет осуществить задачу нравственного воспитания учащихся, раскрыть её духовные качества, развить и раскрыть нравственные качества.

В основополагающих государственных законодательных актах, таких как Конституция российской Федерации, законе РФ «Об образовании» определены основные направления развития воспитания в системе образования, призванные способствовать:

·        Сохранению исторической преемственности поколений,

·        Развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России,

·        Формированию духовно-нравственных качеств личности,

·        Воспитанию патриотов России,

·        Разностороннему развитию детей я, к и молодёжи,

·        Формированию основ культуры и здоровья,

·        Формированию трудовой мотивации.

Наиболее опасным сегодня представляется деформирование целей в образовании,  которые сводятся к «накачке» молодого поколения информацией и выработке навыков и умений, обеспечивающих деловой успех. Остро встаёт проблема воспитания новых поколений россиян., а именно нарушение связей взрослого сообщества и детей, отчуждение мира детства от мира взрослых. Дети находятся рядом, но не внутри нашего мира. Взрослые проявляют повышенное внимание к школьной форме, питанию, досугу ребёнка, но забывают о реализации общения с ним. Отсюда равнодушие детей и подростков к событиям, происходящим вокруг, к окружающим людям, бурные и неадекватные реакции в ответ на реальные жизненные ситуации.

Помочь растущей, формирующейся личности пройти в дальнейшем через ценностный фильтр нравственных человеческих смыслов и оценок, наполниться стремлением к самосовершенствованию и успешности в жизни, должна школа.

Учитывая модернизацию содержания процесса воспитания, задачи которые перед нами ставит государство и негативные тенденции развития российского общества, считаю, что:

·        роль школы возрастает и является домирующей,

·        школа подразумевает под собой связь: учитель-ребёнок-семья,

·        именно классный руководитель является тем лицом, которое имеет возможность находить пути воспитания всесторонне развитой, здоровой, нравственно-полноценной личности,

·        воспитательная система класса – это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обуславливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития человека в классном обществе;

·        воспитательная система класса позволяет создать такие условия, в которых возможно будет формирование личности с правильными жизненными ценностными ориентирами.


Глава 1. Аналитическая записка.

1.     Общие сведения о классе.

2.     Характеристика познавательной и мотивационной сферы учащихся.

3.     Здоровье и досуг

4.     Характеристика жизни класса.

5.     Межличностные отношения в классе.

4.     Самоуправление в классе

5.     Социальный паспорт класса

Глава 2. Концептуальные основы

Концептуальными основами воспитательной программы класса является единство целей и задач государственной социальной политики в области воспитания и воспитательной работы школы, социально-педагогическая стратегия воспитания.

Реализовать цели и задачи государства и школы в целом возможно только через организацию жизнедеятельности классного сообщества в рамках воспитательной системы класса, которую строит классный руководитель, учитывая особенности той группы детей, с которой он работает, и, выбирая определённые направления деятельности.

 

Основные идеи воспитательной системы:

·        формирование мировоззрения личности на основе общечеловеческих ценностей (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова);

·        самореализации ребёнка в условиях индивидуальной и коллективной деятельности;

·        идея совместной деятельности детей и взрослых в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.Макаренко);

·        становление социально успешной личности, умеющей взаимодействовать в коллективе, в семье, в обществе.

 

Принципы построения воспитательной системы.

Принципы, на которых построена программа, реализуют идеи создания воспитательной системы, направленной на развитие потенциальных возможностей ребёнка и приобщения к общечеловеческим ценностям.

Перечислим применяемые нами принципы:

Ø Принцип природосообразности.

Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделать ребенка. Природа – его корни. Воспитание – крона.

Ø Деятельностный принцип.

Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, ее живые уроки. Чем богаче классная жизнь, тем сильнее она задевает сердца и души детей.

Ø Принцип целостности в воспитании.

Восприятие ребенка как неразрывное единство биологического, психического, социального, духовного.

Ø Эгоцентрированный принцип.

Индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагокика означает отношение к ребенку как к неповторимой, уникальной личности.

Ø Принцип творчества и успеха.

Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных и слабых сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствуют формированию позитивной «я – концепции» личности учащегося.

Ø Принцип духовности.

Ø Ориентация на социально-ценностные отношения.

 

Основными направлениями программы являются

1.     Познавательная и творческая деятельность

2.     Духовное и физическое здоровье

3.     Социально-коммуникативное развитие

4.     Нравственно-патриотическое воспитание.

 

Структура и сущность воспитательной системы класса.

Согласно разработке воспитательной системы, предложенной Е.Н.Степановым, нами  были выделены 5 наиболее важных компонентов воспитательной системы:

1.     индивидуально-групповой,

2.     функционально-деятельностный,

3.     диагностико-результативный,

4.     пространственно-временной,

5.     ценностно-ориентационный.

 

В центре воспитательной системы нашего класса находится Мир ученика – его личность. У этого мира 2 полиса: «Я» – неповторимое, самоценное и «Мы» – семья ученика, класс ученика, страна ученика. «Я» - это собственность и неприкосновенность ученика, а вот «Мы» можно строить вместе, используя такие фундаментальные общечеловеческие ценности, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, отечество, Земля, Мир.


Глава 3. Целеполагание

Цель: формирование в ребёнке высокой нравственности, положительной «я - концепции» и социально-педагогическое развитие личности на основе социального партнёрства с семьёй .

Задачи:

1)    Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: культуру общения,  любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.

2)    Воспитать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.

3)    Приобщить воспитанников к региональной, национальной и мировой культуре.

4)    Содействовать созданию содружества детей, педагогов и родителей.

 

Глава 4. Механизм реализации воспитательной системы «Твори добро»

 

Системообразующий  вид деятельности

Главным системообразующим фактором является нравственное направление. Основу функционирования воспитательной системы составляют два вида деятельности: общение и коллективная творческая деятельность.

Успешное развитие ребенка трудно представить без педагогического обеспечения формирования у детей культуры общения. С этой целью в классе создан клуб общения «Посиделки». Сегодня, когда из семейной практики ушли беседы за семейным столом в кругу сопереживающих взрослых, эту роль необходимо взять на себя классному руководителю и родительскому активу.

Потому на этих часах общения, т.е. «Посиделках», ребенок не просто развивает свои коммуникативные возможности, но и размышляет вслух, делиться сомнениями, обращается за советами. Такая непринужденность утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребенка, открывает путь в его мир, способствует развитию добродетелей. Причем все эти беседы должны иметь выход на практически добрые дела.

Коллективная творческая деятельность сплачивает детей, помогает развитию талантов, способствует развитию творческой активности. Творческие мастерские, совместные проекты, презентации – любимые формы работы класса. Благодаря такой форме работы, ребенок сумеет  открыть в себе новые возможности, совершить множество полезных дел. 

Глава 5.Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы

 

Ожидаемые результаты

В итоге реализации программы предполагается, что благодаря созданным условиям и проведенной работе на пороге среднего звена школы окажется личность социально-адаптированная к новым условиям жизнедеятельности, личность с сформированной системой жизненных ценностных ориентиров, умеющая оперировать этими ценностями в коллективе,  в семье, в обществе, в природе.

Считаю, что воспитательная система – это тот ресурс, который позволяет решить все многообразие целей и задач воспитательного процесса и одновременно исследовать его эффективность.

Высокая творческая и познавательная активность детей, желание сотрудничать в различных видах деятедьности, доброжелательные и дружелюбные отношения друг к другу для меня являются показателем того, что воспитательная система класса функционирует и имеет полодительные результаты.


 Литература

 

 

1.Воспитание индивидуальности: Учебно-методическое пособие/Под редакцией Е.Н.Степанова. - М.:ТЦ Сфера, 2005г.

2.Воспитательная система класса: Теория и практика. Методические рекомендации  /  Под редакцией Е.Н.Степанова. - М.:ТЦ Сфера, 2005г.

3.Калейдоскоп внеклассных мероприятий. Выпуск 5 / Сост. С.В.Хохлова; под ред.С.В .Адаменко. - М: Илекса; Народное образование. - Ставрополь. 2006.

4. Моделирование воспитательной системы: планирование, диагностика, досуговая деятельность/Авт. - сост. М.А. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2007.

5.Познаём мир: материалы для классных часов в 1-4 классах/Авт.-сост. Т.В. Волкова. - Волгоград: Учитель, 2007.

6.Проблемы нравственного воспитания/сост. Л.В. Бударникова. Г.П.Попова- Волгоград: Учитель, 2007.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vosp_sist_novaya.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

Воспитание - один из сложнейших социальных проектов и одно из приоритетных направлений государственной образовательной политики.

Сегодня цели школьного воспитания, как неотъемлемой части классного руководства учителя, определены в Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы, Национальной доктрине образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. и звучат следующим образом: вместе с семьёй школа ответственна за «формирование у школьников гражданской ответственности правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчёркивается, что «…важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечения индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося».

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России содержит описание заказа государства на воспитание «высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентностного гражданина».

Важную роль в жизни ребёнка играют различные объективные условия его развития в семье и школе. Но нельзя сбрасывать и недоработки современного образования, которые сами по себе способны резко затормозить развитие, воспитать неполноценную личность.

Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Мы живём во время крушения всех нравственных идеалов. Воспитывая детей сегодня, мы должны обращать взор к доброму, вечному. Учитель остаётся один на один с «чудовищами 21 века». В этих условия классный руководитель должен найти нравственные силы, знания, мудрость, ту педагогическую теорию, которая поможет осуществить задачу нравственного воспитания учащихся, раскрыть её духовные качества, развить и раскрыть нравственные качества.

В основополагающих государственных законодательных актах, таких как Конституция российской Федерации, законе РФ «Об образовании» определены основные направления развития воспитания в системе образования, призванные способствовать:

  1. Сохранению исторической преемственности поколений,
  2. Развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России,
  3. Формированию духовно-нравственных качеств личности,
  4. Воспитанию патриотов России,
  5. Разностороннему развитию детей я, к и молодёжи,
  6. Формированию основ культуры и здоровья,
  7. Формированию трудовой мотивации.

Наиболее опасным сегодня представляется деформирование целей в образовании,  которые сводятся к «накачке» молодого поколения информацией и выработке навыков и умений, обеспечивающих деловой успех. Остро встаёт проблема воспитания новых поколений россиян., а именно нарушение связей взрослого сообщества и детей, отчуждение мира детства от мира взрослых. Дети находятся рядом, но не внутри нашего мира. Взрослые проявляют повышенное внимание к школьной форме, питанию, досугу ребёнка, но забывают о реализации общения с ним. Отсюда равнодушие детей и подростков к событиям, происходящим вокруг, к окружающим людям, бурные и неадекватные реакции в ответ на реальные жизненные ситуации.

Помочь растущей, формирующейся личности пройти в дальнейшем через ценностный фильтр нравственных человеческих смыслов и оценок, наполниться стремлением к самосовершенствованию и успешности в жизни, должна школа.

Учитывая модернизацию содержания процесса воспитания, задачи которые перед нами ставит государство и негативные тенденции развития российского общества, считаю, что:

  1. роль школы возрастает и является домирующей,
  2. школа подразумевает под собой связь: учитель-ребёнок-семья,
  3. именно классный руководитель является тем лицом, которое имеет возможность находить пути воспитания всесторонне развитой, здоровой, нравственно-полноценной личности,
  4. воспитательная система класса – это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обуславливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития человека в классном обществе;
  5. воспитательная система класса позволяет создать такие условия, в которых возможно будет формирование личности с правильными жизненными ценностными ориентирами.

Глава 1. Аналитическая записка.

  1. Общие сведения о классе.

Муниципальная общеобразовательная школа №102, в которой я работаю, открылась в 2009г. Под моё классное руководство попали третьеклассники из разных школ города Нижнего Новгорода. В настоящее время нашему классному коллективу исполнилось 2 года.

В классе 30 детей: 15девочек и 15 мальчиков. Возраст: 10-11 лет.

Дети очень активны, общительны, обладают массой разнообразных талантов, отличаются яркой индивидуальностью, лидерскими качествами. Но наряду с этим отмечалось агрессивное отношение друг к другу, отношения выяснялись в драках, частыми были ссоры, обиды, унижения.

  1. Характеристика познавательной и мотивационной сферы учащихся.

Большинство детей класса «хорошисты» - 22 человека, 6 человек – «отличники», 2 человека имеют от2 до 3 «троек» в четвертях, неуспевающих в классе нет.

Класс обучается по программе «Школа России».

Многие дети имеют высокий уровень мотивации обучения, это позволяет большинству детей добиваться хороших результатов в учебе (см. Таблицу 1).

Таблица 1

Характеристика мотивации учения учащихся 4 «Б» класса

Уровень

Краткая характеристика

Количество

учащихся

Процент учащихся

Высокий уровень

Систематичность и прочность усвоения учебного материала

19

63%

Средний уровень

Несистематичность усвоения учебного материала

7

23%

Низкий уровень

Неполное понимание учебного материала, основанное на механическом заучивании

4

14%

Дети с удовольствием занимаются проектированием и исследованиями в области истории и окружающего мира. Достаточно хорошо развита как устная, так и письменная речь учащихся. Регулярно дети пишут статьи на нравственные темы, которые печатаются в классном уголке.

  1. Здоровье и досуг

Ребята активно осваивают образовательное пространство школы и города.

16 человек класса занимаются в спортивных клубах и секциях. Среди них есть настоящие «звезды»:

Ефремов А.- фигурное катание – участие на Российских соревнованиях среди юниоров,

Кривенко Е. – современная борьба, 2-е место по России в младшей возрастной группе.

В музыкальной школе обучаются 5 учащихся. Особых успехов добились Нежданова М.(вокал), Ерофеева А.(гитара).

Радуют своим танцевальным мастерством Веретёхина В., Анохина В.

12 детей посещают различные школьные факультативы.

Такая деятельность позволяет удовлетворить потребности в познании, самовыражении. Полученные знания, умения и навыки положительно отражаются на учебе и уровне воспитанности учащихся.

  1. Характеристика жизни класса.

Среди школьных классных коллективов класс имеет свое неповторимое лицо. В классе существуют свои традиции и «фирменные» дела. Такие как:

  1. часы общения;
  2. знакомство с историей Нижнего Новгорода;
  3. серия занятий «встречи доброты»;
  4. знакомство с народно-православными праздниками;
  5. творческие мастерские;
  6. тренинговые упражнения;
  7. ведение «Копилки добрых дел»

Кроме того в классе большое внимание уделяется организации и проведению учебных экскурсий, ролевых игр, викторин, конкурсов, трудовых десантов, презентаций по здоровому образу жизни. Детям очень запомнились экскурсии в город Городец, дом-музей Рукавишниковых. Немало положительных эмоций принесли совместно с родителями поход и празднование Нового года. Посещение музеев, выставок, планетария способствовали расширению кругозора, развитию познавательных интересов и сплочению коллектива.

Все ученики класса увлечены совместной творческой деятельностью, в которой каждый проявил свои способности и смог самоутвердиться.

Ребятам нравиться находиться в постоянном поиске, в нем отражается особенность их характеров.

Ежегодно дети выступают с концертами для родителей.

  1. Межличностные отношения в классе.
  1. По результатам «Социометрии педагогических наблюдений» (по П.В.Степанову и Дж.Морено) «отвергнутых» детей в классе нет. Коэффициент взаимных выборов (КВ), равен 69%. Это свидетельствует о высокой взаимной симпатии в детском коллективе. Результаты отражены в таблице 2.

Таблица 2.

Межличностные отношения в классе

Статус ученика

Количество

 Учащихся, чел.

Процентное

 соотношение учащихся

Лидеры

7

23%

Рядовые

18

60%

Одиночки

5

17%

Непринятые

0

0%

  1. По результатам применения методики А.А.Андреева («Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью») видно, что наиболее проблемными являются отношения между одноклассниками в процессе выполнения общего дела группой детей.

Приоритетными мотивами участия школьников в деятельности является личностные интересы (63%), соображения престижа(27%), реже коллективистические (10%).

Таблица 3

Изучение приоритетных мотивов участия учащихся в школьной жизни

Мотивы

Количество

 Учащихся, чел.

Процентное

 соотношение учащихся

Личностные интересы

19

63%

Соображения престижа

8

27%

Коллективистические

3

10%

  1. Уровень развития самооценки средний – 56%, высокий – 22%, низкий – 22%.

  1. Самоуправление в классе

Самоуправление в классе работает под девизом «Твори добро другим во благо…».

У класса есть своя символическая песня «Добрым быть совсем - совсем непросто».

Высший орган самоуправления – классное собрание. Такая организация способствует развитию творческой личности, способной к самореализации, саморазвитию, самовоспитанию, саморегуляции, самостоятельной деятельности.

  1. Социальный паспорт класса

Из 30 семей учащихся класса 4 неполных, в них воспитанием детей занимается одна мама.

В 22 семьях работают оба родителя,  4 мамы – домохозяйки.

Средний возраст родителей 35-40 лет. Многодетных семей 4. В группе риска никто не состоит.

Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе оценивалась с помощью анкетирования учащихся и их родителей. Большинство родителей являются соратниками классного руководителя. Классный руководитель ведет постоянную работу по сплочению ученического и родительского коллективов. Хотелось бы большего проявления инициативы от родителей.

На первом этапе проектирования воспитательной системы класса по результатам наблюдений и диагностических исследований были определены следующие проблемы:

  1. сложность в организации совместной деятельности, то есть неумение детей сотрудничать друг с другом, и как следствие, конфликтность,
  2. несформированность нравственных качеств, отношений к себе, классному сообществу, семье, природе, обществу,
  3. эгоцентричность, неадекватность самооценки.

Всё вышесказанное привело меня к необходимости создания воспитательной системы класса «Твори добро», при разработке которой основными приоритетами для меня стали:

  1. развитие личностных качеств, являющихся основой для успешной самореализации в жизни,
  2. социализация личности,
  3. триединство «учитель-ребёнок-семья», динамично развивающиеся,
  4. позитивные потребности ребёнка, необходимые для его развития (ЗОЖ, творчество, труд).

Утончая и облагораживая внутренний мир ребенка, необходимо помочь ему приблизиться к пониманию высоких истин и заставить звучать тонкие струны детской души. Путь трудный, но, несомненно, верный. Следует отметить, что каждый ребенок – индивидуальность и находится в поиске жизненных ориентиров, требует особого подхода в воспитании.

Назрела необходимость создания воспитательной системы, способной научить устанавливать взаимоотношения между людьми, сформировать у детей систему духовно-нравственных ценностей и с их позиций оценивать свои действия и поступки.


Глава 2. Концептуальные основы

Концептуальными основами воспитательной программы класса является единство целей и задач государственной социальной политики в области воспитания и воспитательной работы школы, социально-педагогическая стратегия воспитания.

Реализовать цели и задачи государства и школы в целом возможно только через организацию жизнедеятельности классного сообщества в рамках воспитательной системы класса, которую строит классный руководитель, учитывая особенности той группы детей, с которой он работает, и, выбирая определённые направления деятельности.

Основные идеи воспитательной системы:

  1. формирование мировоззрения личности на основе общечеловеческих ценностей (В.А.Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова);
  2. самореализации ребёнка в условиях индивидуальной и коллективной деятельности;
  3. идея совместной деятельности детей и взрослых в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.Макаренко);
  4. становление социально успешной личности, умеющей взаимодействовать в коллективе, в семье, в обществе.

Принципы построения воспитательной системы.

Принципы, на которых построена программа, реализуют идеи создания воспитательной системы, направленной на развитие потенциальных возможностей ребёнка и приобщения к общечеловеческим ценностям.

Перечислим применяемые нами принципы:

  1. Принцип природосообразности.

Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделать ребенка. Природа – его корни. Воспитание – крона.

  1. Деятельностный принцип.

Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, ее живые уроки. Чем богаче классная жизнь, тем сильнее она задевает сердца и души детей.

  1. Принцип целостности в воспитании.

Восприятие ребенка как неразрывное единство биологического, психического, социального, духовного.

  1. Эгоцентрированный принцип.

Индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагокика означает отношение к ребенку как к неповторимой, уникальной личности.

  1. Принцип творчества и успеха.

Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных и слабых сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствуют формированию позитивной «я – концепции» личности учащегося.

  1. Принцип духовности.
  2. Ориентация на социально-ценностные отношения.

Основными направлениями программы являются

  1. Познавательная и творческая деятельность
  2. Духовное и физическое здоровье
  3. Социально-коммуникативное развитие
  4. Нравственно-патриотическое воспитание.

Структура и сущность воспитательной системы класса.

Согласно разработке воспитательной системы, предложенной Е.Н.Степановым, нами  были выделены 5 наиболее важных компонентов воспитательной системы:

  1. индивидуально-групповой,
  2. функционально-деятельностный,
  3. диагностико-результативный,
  4. пространственно-временной,
  5. ценностно-ориентационный.

В центре воспитательной системы нашего класса находится Мир ученика – его личность. У этого мира 2 полиса: «Я» – неповторимое, самоценное и «Мы» – семья ученика, класс ученика, страна ученика. «Я» - это собственность и неприкосновенность ученика, а вот «Мы» можно строить вместе, используя такие фундаментальные общечеловеческие ценности, как Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, отечество, Земля, Мир.


Глава 3. Целеполагание

Цель: формирование в ребёнке высокой нравственности, положительной «я - концепции» и социально-педагогическое развитие личности на основе социального партнёрства с семьёй .

Задачи:

  1. Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: культуру общения,  любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.
  2. Воспитать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
  3. Приобщить воспитанников к региональной, национальной и мировой культуре.
  4. Содействовать созданию содружества детей, педагогов и родителей.

Для решения поставленных задач необходимо формировать у воспитанников такие качества личности, которые помогут им в будущем состояться во взрослой жизни, а именно:

  1. Самопризнание себя как личности;
  2. Управление самим собой, эмоциональная устойчивость;
  3. Уважение чужого мнения;
  4. Желание действовать и совершать поступки;
  5. Умение противостоять жесткости, насилию.

Важную роль в осуществлении спроектированного замысла воспитательной системы играют совместно принятые законы жизнедеятельности в классе.

Наши приоритетными ценностями должны стать следующие слова: «Духовность – это любовь, добро, вера, честь, стыд».

Главный целевой ориентир – это духовное творение человека, нравственный  и духовный потенциал личности, творческое отношение к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению.


Глава 4. Механизм реализации воспитательной системы «Твори добро»

Системообразующий  вид деятельности

Главным системообразующим фактором является нравственное направление. Основу функционирования воспитательной системы составляют два вида деятельности: общение и коллективная творческая деятельность.

Успешное развитие ребенка трудно представить без педагогического обеспечения формирования у детей культуры общения. С этой целью в классе создан клуб общения «Посиделки». Сегодня, когда из семейной практики ушли беседы за семейным столом в кругу сопереживающих взрослых, эту роль необходимо взять на себя классному руководителю и родительскому активу.

Потому на этих часах общения, т.е. «Посиделках», ребенок не просто развивает свои коммуникативные возможности, но и размышляет вслух, делиться сомнениями, обращается за советами. Такая непринужденность утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребенка, открывает путь в его мир, способствует развитию добродетелей. Причем все эти беседы должны иметь выход на практически добрые дела.

Коллективная творческая деятельность сплачивает детей, помогает развитию талантов, способствует развитию творческой активности. Творческие мастерские, совместные проекты, презентации – любимые формы работы класса. Благодаря такой форме работы, ребенок сумеет  открыть в себе новые возможности, совершить множество полезных дел.  

Основные направления и дела классного коллектива

Часы общения:

  1. «Истоки доброты»
  2. «Если добрый ты»
  3. «Торопись обрадовать»
  4. «Поговорим о дружбе»
  5. «Мальчики и девочки. Дружить или ссориться?»
  6. «Учусь оценивать себя сам»
  7. Обсуждение тем, заинтересовавших детей
  8. «Посиделки»
  9. Дискуссия
  10. «Копилка добрых дел»


Классные часы:

  1. «Учимся правильно жить и дружить»
  2. «Откуда мы родом»
  3. «Уважай себя - уважай других»
  4. «Учусь взаимодействовать»
  5. «Я гражданин России»
  6. «Хорошие манеры в рисунках и примерах»
  7. Тренинги
  8. Мозговые штурмы
  9. Ролевые игры
  10. Знакомство с православными праздниками: Рождество, Крещение, Масленица, Пасха.

Коллективно-Творческие Дела:


  1. «Мир вокруг меня»
  2. «Наш класс»
  3. «Мой день рождения»
  4. «Счастливы вместе»
  5. «Расскажу о хорошем человеке»

Творческие мастерские:

  1. «Город мастеров»
  2. «Жизнь-радуга»
  3. «Все игры в гости к нам»

Акции:

  1. «Помоги классу»
  2. «Помоги библиотеке»

Персональные выставки:

  1. «Мир живописи»
  2. «Мир моих увлечений»

Трудовые десанты:

  1. «Чистый город»
  2. «Помоги птицам»
  3. «Книжкина неделя»

Экскурсия – викторина:

  1. «Знай и люби свой край»
  2. «Экскурсии по музеям и выставкам»
  3. Интеллектуальные игры
  4. «Умники и умницы»
  5. «Сказка ложь, да в ней намек»

Этапы становления и развития воспитательной системы:

В 1-м классе основной задачей является  адаптация детей к школьной жизни. На этом этапе необходимо сделать первые шаги навстречу друг другу, первые шаги по сплочению коллектива, изучению индивидуальности каждого ребенка, его способностей, возможностей, желаний. Он должен проходить  под девизом «Давайте познакомимся».

Во 2-м классе устанавливаются более тесные контакты между учителем, учениками и родителями. Дети класса отличаются активностью, высокой мотивацией к учебе.

Воспользовавшись врожденным чувством красоты, учитель просто обязан развивать его. Ведь будучи развитым, это чувство дает стойкое неприятие и отторжение от всего безобразного и на протяжении всей жизни пробуждает к доброте и человечности. Здесь нельзя обойти область нравственных знаний человечества. Начинается все с познания мира.

«Красота спасет мир» - под таким девизом строится жизнедеятельность и воспитательная работа на этом этапе.

Между 9-м и 10-м годом жизни ребенок не только осознает себя субъектом, но и испытывает потребность реализовать свою субъективную роль, вступая в широкий круг общественных отношений. Пробуждается интерес к самому себе. Кто я? Какой я? Чего я хочу? Что я могу? Что я для этого умею? Что необходимо сделать, чтобы этого достичь? Отвечая на эти вопросы, ребенок учиться любить себя и мир вокруг, радоваться жизни, быть лучше. Дети удовлетворяют свои потребности в общении, познании, самовыражении, самоутверждении, используя при этом свой духовно-нравственный потенциал. «Я среди людей» - так можно охарактеризовать этот этап.

К 4-му классу ребенок уже обогатил свой внутренний мир духовными ценностями и способен раскрыть его для других, проявляя свои способности. Этому способствует творческие мастерские, персональные выставки, презентации, конкурсные состязания, беседы, творческие проекты. Ребенок хочет быть успешным и умеет быть таковым. По сути дела он стал самим собой, но способен познать смысл, предназначения, ценность предметов в этом мире. Произошло «рождение творца». Это и есть новый этап развития воспитательной системы.

В процессе совместной жизнедеятельности нам удалось сформулировать законы в классе.

Законы жизнедеятельности в классе:

  1. Каждый человек имеет право на ошибку и ее исправление.
  2. Человек не имеет права унижать, оскорблять и обижать другого человека.
  3. Человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать свою правоту.
  4. Человек учиться дружить и иметь друзей.
  5. Человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.
  6. Человек должен научиться быть терпеливым и настойчивым в достижении своих целей.
  7. Человек должен научиться творить добро и не разрушать то, что сделали другие.

Управление

Деятельность участников воспитательной системы построена на принципе триединства: дети-учитель-родители.

Взаимодействия по данной схеме осуществляется при условии реализации единой воспитательной цели, в результате чего происхлди развитие не только детей, но и семьи в целом.

Соуправление жизнедеятельностью классного коллектива

Ученическое самоуправление является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Самоуправление влияет на формирование коллектива в целом, так как дети учатся взаимодействовать друг с другом, подчиняясь какой-либо задаче, самостоятельно распределять обязанности и определять меру ответственности за выполняемое дело.

Начиная с первого этапа воспитательной системы класса, учащиеся включаются в соуправление жизнедеятельностью класса.

Принципы работы органов соуправления:

  1. творчество и добровольность;
  2. равенство и сотрудничество;
  3. открытость и доступность;
  4. непрерывность и перспективность.

Система самоуправления получило название «Творцы». Она представлена общим собранием коллектива, а также выбираемыми тайным голосованием должностями, имеющими постоянные и временные поручения.

Так в нашем коллективе есть 5 «должностей» у «творцов»:

  1. Староста
  2. Журналисты класса
  3. Спорткомитет класса
  4. Дизайнеры и оформители класса
  5. Культурно-массовый комитет класса.

Родители в воспитательной системе класса

Согласованная, координированная и интегрированная деятельность со стороны школы и семьи должна быть направлена на создание условий для развития творческой, нравственно-полноценной, эмоционально-, социально- и физически здоровой личности. Усилия педагога будут безуспешны, если родители ребёнка безразличны к его школьной жизни, к тому опыту, который он получает именно в классном коллективе, поэтому нами было сориентировано родительское сообщество на активное участие в жизнедеятельности класса.

Таким образом, мною сориентированы основные направления деятельности родителей.

Сотрудничество классного руководителя с родителями осуществлялось по следующим направлениям:

  1. Изучение семьи,
  2. Психолого-педагогическое просвещение,
  3. Индивидуальная работа с родителями,
  4. Информирование о результатах учебной деятельности и воспитании учащихся,
  5. Привлечение к активному творческому взаимодействию,
  6. Создание актива для работы с детьми.

Взаимодействие с социумом

Формирование внутренней и внешней среды воспитательной системы

Воспитательная система класса максимально открыта. Родители, вожатые, педагоги школы – наши сотоварищи на уроках и во внеклассной деятельности. Кроме того, друзьями класса можно назвать подшефных из детского сада № 5.

В развитии детей класса также задействован социокультурный потенциал города: музеи, театры, планетарий, музыкальные школы, спортивные клубы, Дом детского творчества им. Бринского, библиотека им. Короленко.

Класс является активным участником общешкольных мероприятий и достиг хороших результатов.

Глава 5.Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы

Критерии

Показатели

Методики

Интеллектуальная развитость

Развитость познавательных процессов

Тест Р.Кеттелла

Тест Бурдона

Опросник исследования мотивов познавательной деятельности.

Педагогическое наблюдение.

Нравственная развитость

Сформированность основных нравственных качествличности ребёнка

Методика «Пословицы» (разработана С.М. Петровой)

Методика «Наши отношения» (Л.М. Фридман)

Диагностика уровня воспитанности (методика М.Н.Капустиной)

Коммуникативная развитость

Показатель выраженности коммуникативных склонностей

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (составлена на основе материалов Р.В.Овчаровой)

Сформированность классного коллектива

Степень удовлетворённости учащихся своим коллективом. Показатель благополучия складывающихся отношений между учащимися

Социометрия. Методика «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин)

Удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью классного коллектива

Комфортность, защищённость личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе. Удовлетворённость родителей жизнедеятельностью классного коллектива

Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью»

                                 

Ожидаемые результаты

В итоге реализации программы предполагается, что благодаря созданным условиям и проведенной работе на пороге среднего звена школы окажется личность социально-адаптированная к новым условиям жизнедеятельности, личность с сформированной системой жизненных ценностных ориентиров, умеющая оперировать этими ценностями в коллективе,  в семье, в обществе, в природе.

Считаю, что воспитательная система – это тот ресурс, который позволяет решить все многообразие целей и задач воспитательного процесса и одновременно исследовать его эффективность.

Высокая творческая и познавательная активность детей, желание сотрудничать в различных видах деятедьности, доброжелательные и дружелюбные отношения друг к другу для меня являются показателем того, что воспитательная система класса функционирует и имеет полодительные результаты.


 Литература

1.Воспитание индивидуальности: Учебно-методическое пособие/Под редакцией Е.Н.Степанова. - М.:ТЦ Сфера, 2005г.

2.Воспитательная система класса: Теория и практика. Методические рекомендации  /  Под редакцией Е.Н.Степанова. - М.:ТЦ Сфера, 2005г.

3.Калейдоскоп внеклассных мероприятий. Выпуск 5 / Сост. С.В.Хохлова; под ред.С.В .Адаменко. - М: Илекса; Народное образование. - Ставрополь. 2006.

4. Моделирование воспитательной системы: планирование, диагностика, досуговая деятельность/Авт. - сост. М.А. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2007.

5.Познаём мир: материалы для классных часов в 1-4 классах/Авт.-сост. Т.В. Волкова. - Волгоград: Учитель, 2007.

6.Прблемы нравственного воспитания/сост. Л.В. Бударникова. Г.П.Попова- Волгоград: Учитель, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель воспитательной системы класса

Структура модели воспитательной системы класса...

Концепция воспитательной системы класса /начальная школа/ "Колосок" (по Степанову)

Автор: Красникова Марина Борисовна Сайт: http//:guru1.ucoz.ru Воспитательная система класса "Колосок" ориентирована на учащихся начальной школы. Содержательная часть воспитательной системы основана ...

Воспитательная система класса

Воспитательный  процесс - серьезный кропотливый труд.  В данной системе представлена тематика классных часов по ПДД, ППБ, ОБЖ, нравственно - духовному воспитанию, прописана циклограмма работ...

Формирование экологической культуры школьников в рамках воспитательной системы класса

Целью воспитательной системы класса является воспитание социально - активной, нравственной, творческой личности, обладающей чувством гордости и гражданской ответственности за судьбу Отечества и своё б...

«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса».

Цель:  Поиск путей совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов...

Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея

Опыт создания модели воспитательной системы класса в  практике воспитателя начальной школы.  Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы  выбрана ко...