Развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей младших школьников как условие формирования социокультурных ценностей
статья по теме

Осинцева Татьяна Владимировна

Осинцева Т.В. Развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей младших школьников как условие формирования социокультурных ценностей //Социокультурные проблемы современного человека: материалы III Международной научно – практической конференции, ч. III – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009, с.78

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2008_dodelannaya.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Т.В. Осинцева

МОУ начальная школа - детский сад «Зимородок»,

г.Новосибирск

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

В статье представлен опыт МОУ «Зимородок» по формированию социокультурных ценностей учеников 2 – 4 классов  в аспекте организации и проведения факультативного курса «Развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей младших школьников».

Под ценностями понимаются наиболее важные для субъекта области его существования, через которые происходит выделение им самого себя, своей личности, своего "Я". [1] Под социокультурными ценностями, в свою очередь, мы понимаем устойчивые личностные основания, характеризующие взаимодействие субъекта с социумом, универсальные образцы, определяющие социокультурные отношения человека.

Задача школы не сводится к тому, чтобы дать детям представление о социокультурных образцах. Одной из важнейших задач образования является формирование социокультурных ценностей ребенка. Она состоит в том, чтобы научить ребенка взаимодействовать с окружающими и создавать основания для саморазвития на основе социокультурных ориентиров.

Для решения этой задачи необходимы условия, позволяющие младшему школьнику обнаруживать себя в пространстве ценностей. В опыте МОУ "Зимородок" создание данных условий реализуется через систему установок и стилей общения взрослых с детьми (принятие другого как именно другого, признание его уникальности, стиль общения в рамках коммуникативного пространства «Зимородка» на основаниях «у нас принято», восприятие праздника и отношение к нему как к коммуникативному событию, система включенности семьи в организацию школьных событий (ценность совместности деятельности). Данные условия создают коммуникативное образовательное пространство «Зимородка».

Одним из условий, способствующих формированию социокультурных ценностей младших школьников, также является организация и проведение факультативного курса "Развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей учащихся" во 2-4 классах. Программа факультатива рассчитана на 1 час в неделю.

Основными задачами подобных курсов являются формирование дополнительного информационного пространства и развитие умения поиска способов решения нестандартных задач. Такое понимание возможностей факультативных занятий представляется нам искусственно суженным.

Не отказываясь от решения указанных предметных задач, мы видим цель курса и в социокультурном аспекте. Это:

-формирование мотивов «быть услышанным, понятым», быть интересным другому, иметь собеседника;

-формирование мотива «понять и услышать другого» в диалоге, осознанный отказ ребенка от эгоцентрической позиции, характерной для младшего школьника;

-формирование умения выстраивать «двунаправленные высказывания» (высказывания диалогического типа);

-формирование умения поиска информации;

-наращивание метапредметного компонента образования, связанного с содержанием образовательной концепции «Зимородка» - Школа коммуникативной дидактики;

-отработка экспериментальных диагностических материалов, позволяющих в динамике отслеживать уровень предметно-коммуникативных способностей ребенка;

-формирование социокультурных ориентиров ребенка, таких как добро и зло, справедливость, дружба и т.д.  

Факультативные занятия делятся на 3 основных блока.

Первый блок включает в себя выполнение заданий повышенной сложности и олимпиадных заданий. Это вопросы, включенные в конкурсы "Медвежонок", "Кенгуру", "Лукоморье" и др. Данный тип заданий, помимо наращивания предметных знаний, развивает логическое мышление, познавательный интерес, умение аргументировать свою точку зрения, умение рефлексировать способ выполнения задания.  Ценной для ребенка становится  возможность рассказать о своем «открытии» решения, о пути к этому открытию.  Одним из интересных этапов работы , позволяющих глубже понять те или иные задания, является составление детьми вопросов, типичных по способу нахождения ответа.  Через данный вид работы мы формируем ценность собственной творческой деятельности, отношение к своему интеллектуальному труду как к ценности. Особое внимание  на занятиях первого блока уделяется умению "вычитывать" задания, работать с тестовой формой их представления.

В первом блоке также идет работа со словарями и справочниками, направленная на формирование умения поиска информации. Дети сталкиваются с тем, что в современном обществе быстрота поиска информации, умение представлять ее являются не менее нужными компетенциями, чем знание.

Важным в данном блоке является и развитие умения задавать вопрос, помогающий дополнить задачу с недостающими данными. От формирования умения выбрать вопрос из предложенных дети постепенно приходят к самостоятельно сформулированным вопросам. Такие виды учебных заданий формируют у ребенка умение понять и прояснить смыслы других участников социокультурного взаимодействия.

Другие подобные курсы ставят целью научить ребенка отвечать на вопросы, даже самые трудные. Мы на факультативе работаем над умением ребенка задавать вопрос, а значит видеть границу своего знания и незнания. Кроме этого, решается противоречие между эгоцентричностью младшего школьного возраста и необходимостью принимать диалогическую позицию в повседневном взаимодействии. Ценностным для детей становится умение слышать не только себя.

Занятия, базирующиеся на заданиях первого блока, составляют основу факультативного курса во 2 классе. В 3 и 4 классах содержание факультатива наращивается.

Второй блок представляет собой решение задач из различных областей знаний, основанных на коммуникативных ситуациях. Под задачей мы понимаем форму организации ситуации затруднения (непонимания), которая представлена как минимум двумя смысловыми позициями, равномощными по своим основаниям. Выходом из этой ситуации является создание мыслительной конструкции, синтезирующей в себе обе позиции. [2] В построении наших задач мы опирались на понятия, разработанные в педагогике деятельностного типа: понятие учебной задачи, представленное в концепции Эльконина – Давыдова и их последователей (система развивающего обучения), понятие учебной ситуации, представленное в мыследеятельностной педагогике. Другим методологически важным основанием выступила теория диалога: здесь для нас важны были психологические и философские идеи школы диалога культур (ШДК), образовательные идеи школы коммуникативной дидактики (ШКД) и осмысление оснований понимания чужой речи как коммуникативной стратегии в диалогическом взаимодействии, представленное в работах Н.В. Максимовой. [ 3;4]

Таким образом, в заданиях второго блока факультатива детям предлагается выделять достаточность, избыточность или недостаточность аргументации для обоснования версий, формулировать собственные версии с их последующей аргументацией. В процессе решения задач дети учатся и реконструировать версии, которые легли в основу языкового конфликта, что является очень сложным, особенно на начальном этапе решения учебных задач.

С социокультурной точки зрения работа над учебной задачей формирует ряд ценностей: понимания (при переоформлении и реконструировании версий), разногласия (при формулировке собственной версии и ее аргументации), оформления языка ребенка, размышления (при непосредственном обсуждении задачи).

Третий блок заданий является специфическим. Он направлен на оптимизацию социального взаимодействия, формирование положительного, ценностного отношения к себе и окружающим. Детям предлагается вести так называемую "Книгу социального успеха", которая является, на наш взгляд, инструментом пробуждения личной ответственности, личного самоконтроля и, как результат, формирования социокультурных ценностей. Идея ведения такой книги взята нами из Программы развития социальной активности детей, подростков и молодежи Новосибирской области «Декларация о достоинстве».  Факультативные занятия третьего блока  выстраиваются как система активизации деятельности ребенка по самосовершенствованию и подразумевают принятие ребенком на себя ответственности за себя, свое здоровье, свои поступки, то есть, это система, позволяющая детям в свободной ненавязчивой форме осознавать и декларировать свои социокультурные ценности.

Младшие школьники, сталкиваясь с нормами социальной жизни, зачастую прямо исполняют то, что им предписывается. Факультативный курс призван побудить ребенка к активному осознанию и определению значимости для себя социокультурных норм. Ребенку в данном возрасте очень важно быть услышанным взрослыми, понятым ими. Поэтому форма организации занятий включает обращение к ребенку, поясняющее, что взрослый хочет понять и услышать его.

Книга социального успеха включает следующие разделы:

I. Раздел «Я - Личность!»

II. Раздел «Я и моя семья, которой я горжусь!»

III. Раздел «Я горжусь моей семьей, а еще? - Моей школой и дружным классом.»

IV. Раздел «Я горжусь моей семьей, школой, товарищами, а еще? - Моими предками!»

V. Раздел «Я горжусь моей семьей, товарищами, моими предками, А еще?

 - Моим городом!»

VI. Раздел «Я горжусь моей семьей, товарищами, моими предками,

моим городом, а еще? - Моей Родиной!»

Занятия этого блока позволяют ребенку увидеть ценность собственного «я», семейных, дружеских отношений, социальной активности, патриотизма.  

Занятия, базирующиеся на заданиях первого, второго и третьего блоков предлагается чередовать в течение учебного года из расчета: 2 занятия 1 блока, 2 занятия 2 блока, 4 занятия 3 блока. Такое соотношение, на наш взгляд, позволяет не только сохранить оптимальный баланс развития интеллектуальных и коммуникативных умений младших школьников, но и  сформировать ряд заявленных социокультурных ценностей.

Диагностика ценностей детей в МОУ «Зимородок» проводится на основе методик оценки личностных и актуальных ценностей Н.И. Непомнящей и О.А. Ореховой, а также с опорой на «Модель успешного ученика», сформулированную в соответствии с принципами ШКД. По результатам диагностики отмечается позитивная динамика в формировании социокультурных ценностей младших школьников. Дети «Зимородка» выбирают ценности, имеющие высокие уровни на шкале личностных ценностей (чувства человека, искусство, наука, профессия, досуг), чего в большинстве случаев не отмечается у других детей. Более подробно это представлено в работах Е.А. Вайнбендер [1]. Одним из важных условий этого процесса является и проведение факультативного курса «Развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей младших школьников».

Перспективой данного курса мы видим наращивание его содержания посредством введения блока занятий по подготовке исследовательских проектов. Данный вид деятельности, по нашим прогнозам, будет способствовать более эффективному формированию предметно-коммуникативных способностей (при написании и защите проекта), метапредметных компонентов (при построении логики исследования), ключевых социокультурных компетенций и ценностей (при обсуждении промежуточных результатов работы на индивидуальной консультации и на факультативе).

Литература

  1. Вайнбендер, Е.А. Критерии и динамика социокультурного развития в период дошкольного и младшего школьного возраста. / Социокультурные проблемы современной молодежи: материалы Международной научно – практической конференции. Часть 2. – Н-ск, 2006. – С. 3-9.
  2. Касаткина, В.Г. Понимание в естественной и учебной коммуникации: диалогическое содержание лингвистической задачи. / В.Г. Касаткина, Н.В. Максимова. // Дискурс. – 2008. -  № 13.
  3. Максимова, Н.В. Стратегии взаимодействия: социокультурные приоритеты. / Социокультурные проблемы современной молодежи: материалы Международной научно – практической конференции. Часть 2. – Н-ск, 2006. – С. 48-51.
  4. Максимова, Н.В. О коммуникативных стратегиях учебного диалога. // Русская словесность. – 2005. - №1.
  5. Непомнящая, Н.И. Ценность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование. / Н.И. Непомнящая. – М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Развитие интеллектуальной и коммуникативной активности младшего школьника в процессе проектной деятельности с использованием ИКТ"

Данный опыт представлен в модульной технологии и позволяет учителю с помощью проектов развивать УУД учащихся....

Проектная деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников

В статье на основе личного опыта использования метода проектов раскрываются преимущества проектной деятельность для формирования ключевых компетенций младших школьников и развития их способностей....

Статья"Технология сотрудничества как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников в условиях ФГОС второго поколения".

        Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обуче...

«Проектно-исследовательская деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников»

Работая над проектами, учащиеся знакомятся с разнообразием окружающего мира, получают представления о его устройстве, о способах получения знаний, учатся самостоятельно добывать информацию, систематиз...