Развитие рефлексии младших школьников
методическая разработка по теме

Пашковская Екатерина Павловна

В докладе речь идет о формировании рефлексии у младших школьников, которая  может осуществляться через систему контроля и самооценки в решении творческих задач.

В работе учителя начальных классов  есть  одна важная особенность – умение строить взаимоотношения со своими учениками на основе доверия, свободного обмена мнениями, общения - все это стимулирует развитие  личности, создает условия для эмоционального переживания, формирования умения учить самого себя.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_refleksii.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

«РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Пашковская Екатерина Павловна, МБОУ гимназия № 36,  

учитель начальных классов, Краснодарский край, город Краснодар

Аннотация

В докладе речь идет о формировании рефлексии у младших школьников, которая  может осуществляться через систему контроля и самооценки в решении творческих задач.

В работе учителя начальных классов  есть  одна важная особенность – умение строить взаимоотношения со своими учениками на основе доверия, свободного обмена мнениями, общения - все это стимулирует развитие  личности, создает условия для эмоционального переживания, формирования умения учить самого себя.

Современный учитель сегодня владеет организационными формами диагностической работы с учащимися (беседа, наблюдение, анкетирование, социометрия), знает технологии их проведения.

   В педагогической практике существует потребность в развитии рефлексивных способностей учащихся.

   В течение 15 лет работы с младшими школьниками я использую диагностику на различных этапах урока при создании мотивации, постановке учебной задачи, организации деятельности по ее решению и контролю. Выстраивая собственную педагогическую деятельность, ищу свой стиль, который основан на постоянном самоанализе деятельности, так как самоанализ и рефлексия – главное в работе учителя.

   Работая с младшими школьниками, стремлюсь создать условия для формирования у учащихся умения учить самого себя, проявления интереса к самоизменению. Благодаря рефлексии, ученик может вычленить способ решения той или иной задачи и использовать его в новой, незнакомой для него ситуации.

   Младшие школьники редко ощущают необходимость переосмысления своих действий для придания им новых форм – именно такое переосмысление ряд ученых называет рефлексией. Речь идет о необходимости специальной организации процесса рефлексии у  учащихся в ходе учебной деятельности.

   «Мягкий» (гибкий) контроль со стороны учителя предполагает постоянное отслеживание хода выполнения учебных действий, коррекцию целей и изменение способов совместной работы с учащимися.

   Наиболее приемлемой формой для развития рефлексии считаю опережающий контроль, в котором действия, организованные для решения поставленной задачи, предотвращают возможные ошибки. Опережающий контроль основывается на словесно-логическом мышлении, на действиях планирования, анализа и синтеза «в уме» на высоком уровне развития рефлексивного мышления. Основными формами опережающего контроля являются взаимоконтроль и самоконтроль, где помощь взрослого не предусматривается.

   Обучая детей в начальной школе, я ставлю цели – пробудить у них внутреннюю потребность в обучении, вызвать интерес к собеседнику, желание поделиться своими мыслями, чувствами.

   При проведении рефлексивных занятий организую самостоятельную работу учащихся на уроках в парах (при взаимоконтроле), исхожу из принципа психологической и гуманной совместимости.

   Именно в ходе такой работы происходит взаимообогащение знаниями, развитие мышления. Каждый ученик продвигается в обучении согласно «зоне ближайшего развития мышления», в индивидуальном темпе.

   Диагностическое обследование орфографических умений учащихся провожу в виде диагностического диктанта или диагностической работы, когда учащиеся, выполнив грамматические задания, самостоятельно проверяют себя, определяя, сколько ошибок допустил каждый.

   Работая в малых группах, учащиеся формулируют основное правило, думают над тем, в чем проблема и как ее решить. От групп выступает один ученик с защитой мини-проекта «Безударная гласная», возможно использование листов контроля и самоконтроля. На заключительном этапе урока провожу рефлексивную минутку, которая дополняется устным или письменным анализом работы.

   Необходимость обратиться к проблеме рефлексивной деятельности младших школьников возникла потому, что именно на начальной стадии обучения определяется направление развития личности, формируются начальные навыки рефлексии. Младший школьный возраст – оптимальный период для формирования рефлексии. В условиях урока процесс рефлексии заключается в учебных действиях контроля и самоконтроля. Система контроля и оценки не может ограничиваться целью проверки усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

   Контроль и оценка в начальной школе, кроме социальной и образовательной функций, имеет еще важнейшие воспитательные функции – формирование положительных мотивов учения и готовности к рефлексии, эмоциональные функции, которые проявляются в том, что любой вид оценки создает соответствующий эмоциональный фон и вызывает определенную реакцию у ученика. Информационная функция дает возможность проанализировать причины ошибок, неудач в учебе и наметить конкретные пути улучшения.

   Также важна функция управления для развития рефлексии школьника, его умения анализировать и правильно оценивать свою деятельность.  Учителю эта функция помогает выявить проблемы и трудности своей педагогической деятельности.

   Считаю, что формирование рефлексии младших школьников возможно, если учитель совместно с учащимися будет организатором рефлексии учебных ситуаций, возникающих на уроке, и при этом будет организован взаимоконтроль, самоконтроль и рефлексия через использование активных форм обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование интеллектуальной рефлексии младших школьников

Разработка и апробация программы формирования интеллектуальной рефлексии младших школьников в экспериментальной группе  Рабочая программа составлена на основании концепции и технологии целен...

Формирование интеллектуальной рефлексии младших школьников

Разработка и апробация программы формирования интеллектуальной рефлексии младших школьников в экспериментальной группе  Рабочая программа составлена на основании концепции и технологии целен...

"Развитие речи младших школьников с задержкой психического развития"

Статья содержит эффективные приемы, направленные на развитие речи младших школьников с ЗПР. К таким приемам относится работа со словарными словами, которая проходит в 4 этапа и способствует лучшему за...

Мастер-класс Рефлексия младших школьников как средство самопознания и саморазвития»

повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся....

Развития воображения младших школьников.Игры и упражнения по развитию воображения младших школьников.

Развития воображения младших школьников.  Воображение и фантазия – важнейшие стороны нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией или воображением. Мы лишили...