Мастер-класс Рефлексия младших школьников как средство самопознания и саморазвития»
презентация к уроку по зож (2 класс) на тему

Бичоева Зурита Исмаиловна

повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx29.57 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_master-klass_2.ppt657 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс   Рефлексия младших школьников как средство самопознания и саморазвития»    Учителя начальных классов Бичоевой З.И.  ( слайд №1)

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:    Познакомить коллег с понятием “рефлексия”;

                  Дать представление о классификации рефлексии;

                    Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;

                    Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.( слайд №2)

                                                   Ход  мастер -класса

        - Уважаемые коллеги, здравствуйте! Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе  .Я предлагаю поздороваться всем тем,

 Кто пришел с хорошим настроением.

 Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом –

Станет радостно кругом!

 Прежде чем начать наш мастер класс посмотрите пожалуйста  этот ролик ( ФГОС-начального  общего   образования)

                                           

                                АКТУАЛИЗАЦИЯ  МАСТЕР – КЛАССА.

    Уважаемые коллеги    посмотрите  одну легенду  про  мудреца  и  его  ученика                 ( просмотр видео ролика)

-Жил мастер на свете, который знал всё. Но один его ученик  захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мастер, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мёртвая – выпущу”.

Мастер, подумав, ответил:

              - Как вы  считаете, что ответил мудрец?

“Всё в твоих руках”.

Важно  помнить  что  душа   ребенка  в  наших  руках   ,    и  важно помнить   чтобы в  наших руках ребенок чувствовал себя:

     любимым  нужным      а главное – успешным    

Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

        А теперь  уважаемые  коллеги  я  попрошу  Вас  оценить собственное эмоциональное состояние при помощи  листиков. Возьмите и  поднимите листик  того цвета  , который оценивает  твое  состояние  ( на столе зеленые и красные листики). Цвет каких полосок преобладает?                  

                          III. РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР - КЛАССА:

     Для своего мастер- класса я выбрала  тему «Рефлексия».  Но прежде давайте вспомним какие пункты урока должны быть в вашем плане. ( слайд №3 №4 №:5 №6)

А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

        Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

         Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

         В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

         Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегули-рованию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

     

   Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления,  осознанно-го отношения к своей деятельности..

       Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией

        Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке.

        Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.

        Рефлексию, связанную с исследованием самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений, называют личностной.

       Такая рефлексия отражает человеческую сущность:

физическую (успел – не успел, легко – тяжело),

 сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно),

 интеллектуальную (что понял, что осознал –что не понял, какие затруднения испытывал),

 духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

     Следует учитывать, что духовная рефлексия допускает, лишь письменную, индивидуальную форму проверки без огласки результатов.

 

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

Рефлексия настроения и эмоционального состояния  ( слайд №7)

Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности  

Что можно применять?

1.Притчи, можно с просмотром.

2.Стихи для эмоционального настроя  

-Сегодня урок я начну словами фран. философа Жан Жака Руссо «Вы талантливые дети! Когда нибудь вы сами поразитесь, какие вы умные, как много хорошего вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Жан Жака Руссо

Карточки с изображением лица;     показ большого пальца вверх или вниз;  

 «радостный гномик» - всё хорошо, «грустный гномик» - плоховато;

 «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;

 Рефлексия деятельности 

Следующий вид – рефлексия деятельности.

Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде

ступенек, ведущих к успеху.

не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось;

 «наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;  

 «дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;        

Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.

Рефлексия содержания учебного материала

Учитель использует ее, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного.

    В данном аспекте рефлексии можно использовать следующие приемы: 

  Прием незаконченного предложения.( я не знал… - теперь я знаю)

Рефлексия достижения цели.

 Цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение её достижения.

     «Мудрые совы»: школьникам предлагается самостоятельно поработать над содержанием текста. Читая, дети делают пометки:

« + » - знаю « - » - не знаю
« ! »- узнал новое « ? » - удивило

После работы с текстом задаю вопросы:
- Выберите ту информацию, которая вам знакома.
- А какая информация ранее была неизвестна?
- Есть ли в тексте сведения, факты, которые оказались для вас   неожиданными?
- У кого возник вопрос? Кто из одноклассников может его объяснить?
- Что бы вы еще хотели узнать?

Сегодня на уроке я                        Научился…

                                              Было интересно..

                                              Было трудно…

                                              Мои ощущения…

                                               Этот урок дал мне для жизни….

                                               Больше всего понравились задания…

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ  ИЗУЧЕННОГО НА МАСТЕР - КЛАССЕ:

    Процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика

А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Его можно выполнить  индивидуально. Мы проведем фрагмент урока по изобразительному искусству  и художественному труду. «Изготовление цветка из салфетки».( Рассказать какой материал можно использовать при проведении урока ( по окружающему миру и музыке).  Показать технологическую карту урока  которую  им  в  дальнейшем предстоит использовать. После объяснения  коллеги

выполняют работу. ( в это время просмотр видеороликов  П. Чайковский « Вальс цветов» и Ф. Шопен « Вальс цветов под шум дождя») . Можно провести интерактивную игру         « Соотнеси название цветка с рисунком» После выполнения работы оцениваются коллегами.

Учить детей сегодня трудно, (слайд №8)

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

                        V. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР – КЛАССА

      Уважаемые коллеги ! Я предлагаю оценить мою сегодня работу. Перед вами   « Дерево успеха»   и 2 листика –зеленый  и красный

 Если вам понравился мой мастер – класс и вы будете это использовать в своей работе прикрепите на дерево зелёный  листик. Ну а если это всё вас совсем не тронуло –прикрепите красную.

 БЛАГОДАРЮ  за внимание! ( слайд №9)

                                           

                                                МКОУ « СОШ №17»

                    Мастер-класс  

                            по теме

«Рефлексия младших школьников как средство самопознания и саморазвития»   

                                                                           Учителя начальных классов Бичоевой З.И.

                                                 

                                               2013-2014 уч. год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс"Личностные УУД младших школьников"

Мастер-класс дает описание формирования личностных универсальных учебных действий младшего школьника на примере классного часа "Дружба начинается с улыбки"и фраг7мента урока литературного чтения по пр...

Мастер-класс "Развитие речи младших школьников через разучивание скороговорок"

Цель: формировать интерес к развитию речиЗадача: Активизировать учащихся к познавательной, творческой деятельности путем создания проблемных ситуаций.Обогащать словарный запас....

Мастер - класс "Развитие самооценки младших школьников"

Мастер - класс для учителей начальных классов...

презентация к мастер - классу "Развитие самооценки младшего школьника"

презентация к масатер- классу "Развитие самооценки младших школьников"...

Мастер-класс "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка"

Мастер-класс "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка"...

Мастер- класс: " Критериальное самооценивание младших школьников"

Введение Федерального образовательного стандарта общего образования ставит перед учителем задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширению оценочного инструментария...