Применение в практике средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов.
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Старцева Оксана Александровна

 

На основании педагогической диагностики и некоторого периода обучения, учитель знает уровень готовности к овладению школьными знаниями, уровень обучаемости своих учеников. Вы уже выявили группу детей, которым необходимо с первых дней предложить задания повышенного уровня сложности, чтобы у них не пропал интерес к учёбе, чтобы по – прежнему все происходящее в школе было для них увлекательно, чтобы не появилась скука и тоска в их таких открытых и ясных глазах. Знаете вы и тех детей, которым нужно протянуть руку помощи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение в практике средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов.

   «Что такое педагогическая диагностика? Нужна ли она?» Для того, чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития детей, оно должно быть основано на знании уровня готовности к обучению каждого будущего школьника. Педагогу важно знать о таких параметрах, как сформированность предпосылок к овладению грамотой и математикой, того, что является основой усвоения этих предметов.

   Именно учитель должен осуществлять такую диагностику и использовать данные, собранные в процессе её проведения для осуществления индивидуально – дифференцированного подхода в обучении.

   В процессе обучения педагог должен обязательно учитывать различные уровни готовности своих учеников к систематическому овладению письменной речью и математикой. Не обеспечив детей с низким уровнем готовности к обучению необходимыми для успешного школьного старта условиями, главное из которых – специальная система заданий, мы неминуемо обрекаем этих детей на дальнейшую школьную неуспеваемость.

   Можно выделить четыре основные группы показателей готовности к успешному овладению языковой и математической грамотой:

а) соответствующий возрастной норме уровень общего развития;

б) достаточная степень развития ряда неречевых функций;

в) соответствующий возрасту уровень развития устной речи;

г) наличие у ребёнка интуитивных дочисловых представлений.

Организация педагогической диагностики.

Первый этап – групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных им диагностических бланках. Второй этап – индивидуальное обследование, когда учитель непосредственно наблюдает за деятельностью одного ребёнка и сам записывает его устные ответы.

Предлагаемое экспресс – обследование включает следующие разделы:

  1. обследование состояния пространственного восприятия;
  2. выявление уровня зрительного восприятия;
  3. проверка уровня овладения представлениями, лежащими в основе счёта, самим счётом (в пределах 6), представлениями об операциях сложения и вычитания;
  4. выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов;
  5. выявление умения классифицировать и выделять признаки, по которым произведена классификация;
  6. обследование фонематического слуха и восприятия;
  7. обследование сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом;
  8. обследование состояния моторики и зрительно – моторных координаций.

   Педагогическую диагностику Вы проводите не только для того, чтобы выявить уровень развития у своих будущих учеников вышеперечисленных умений. Для Вас очень важно по результатам этой диагностики наметить предварительный план преодоления каждого обнаруженного в ходе обследования нарушения. Именно поэтому задания для индивидуальной диагностики включают в себя специальные виды помощи ребёнку и приёмы обучения отсутствующему умению.

    Это даёт возможность увидеть не только уровень, на котором находится ребёнок в настоящий момент, но, и это главное, «зону его ближайшего развития», т.е.то, что ребёнок может сделать с помощью взрослого.

   В ходе обследования после выполнения каждого задания выставляется количественный балл в соответствии с предложенной системой оценок.

   Результатом фронтального и индивидуального обследования детей является заполнение бланка обследования. С помощью занесённых в него данных легко увидеть сильные и слабые стороны готовности каждого ребёнка. Такая диагностика имеет прогностическое значение, позволяет сделать близкий прогноз о дальнейшем ходе развития ребёнка, о тех коррекционно – педагогических средствах, которые необходимо применить.

   Конечно, первоначальные наблюдения послужат лишь началом открытия Вами «секретов» взаимоотношений с каждым школьником, они пополнятся последующими наблюдениями. Результаты диагностики помогут Вам в выборе стратегии и тактики обучения для каждого ребёнка, в проведении, в случае необходимости, коррекционно – развивающей работы.

Коррекционно – развивающая работа.

На основании педагогической диагностики и некоторого периода обучения, учитель знает уровень готовности к овладению школьными знаниями, уровень обучаемости своих учеников. Вы уже выявили группу детей, которым необходимо с первых дней предложить задания повышенного уровня сложности, чтобы у них не пропал интерес к учёбе, чтобы по – прежнему все происходящее в школе было для них увлекательно, чтобы не появилась скука и тоска в их таких открытых и ясных глазах. Знаете вы и тех детей, которым нужно протянуть руку помощи.

Условия успешного осуществления

коррекционно – развивающей работы.

  1. Безграничная вера в ребёнка. Каждый ребёнок может научиться всему.
  2. Путь к достижению положительного результата может быть только путём «от успеха к успеху». Для ребёнка очень важно постоянно, на каждом уроке чувствовать свою успешность.
  3. Создание доброжелательной атмосферы на уроках. Психологами доказано, что развитие может идти только на положительном эмоциональном фоне.
  4. Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями.
  5. Отказ от принципа «перехода количества дополнительных занятий в качество обучения».Суть «качественного» подхода заключается в том, что учитель знает, в чём трудности и как они могут быть устранены самым эффективным способом.
  6. Необходимо постоянно отслеживать продвижение каждого ученика, знать ту «точку», в которой он находится в данный момент, а также перспективы его развития.
  7. В обучении необходимо опираться на «сильные» стороны в развитии ученика, выявленные в процессе диагностики.
  8. Содержание учебного материала для проведения коррекционных занятий должно не только предупреждать трудности обучения, но и способствовать развитию учащихся.
  9. Коррекционно – развивающая работа должна осуществляться систематически и регулярно.

         Первая группа – это дети с очень высоким уровнем готовности к обучению. Наиболее эффективный путь – углубление материала в рамках тех учебных материалов и действий, которые осваивают на уроках все дети. Большое количество такого материала включено в основной комплект. Этим детям можно дать для самостоятельного выполнения задания из коррекционно – развивающих тетрадей «Я учусь считать» и «Я учусь писать и читать» задолго до того, как этот материал будет предложен остальным детям. Тем самым снимается и существенный психологический барьер – работа в этих тетрадях воспринимается как награда, а не как наказание для «слабых» детей.

Вторая группа – дети с низким уровнем готовности к обучению.

Особенности обучения этих детей можно разбить на две большие группы: в первую входят способы организации деятельности детей, во вторую – особые приёмы обучения, используемые учителем, разработка новых типов заданий, обусловленных спецификой развития этих детей.

Способы и формы организации деятельности детей с низким уровнем готовности к овладению грамотой и математикой.

  1. Необходимо внести изменения в структуру урока и в соотношение фронтальной, групповой и самостоятельной работы.

Можно выделить несколько принципов организации таких групп. Первый – по профилю трудностей. Второй – принцип организации групп связан со степенью успешности овладения программным материалом, отрабатываемым на определённом этапе обучения.

  1. Требуется время как для устранения выявленных пробелов, так и для отработки задач каждого нового этапа обучения.
  2. Очень важно увеличить количество упражнений для успешной автоматизации навыка.
  3. Предлагаемые в тетрадях учебно – тренировочные упражнения нацелены на активизацию трёх ведущих форм восприятия: зрительного, слухового, двигательного.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка образовательных результатов выпускников начальной школы

Использование технологий оценивания образовательных достижений (учебных успехов), созданную авторами Образовательной системы «ШКОЛА - 2100». Данная технология представляет собой семь правил, определяю...

Проект «Портфолио как новая система оценки образовательных результатов»

Проект «Портфолио как новая система оценки образовательных результатов»...

Презентация "Уровни использования системы оценки образовательных результатов "

Презентация "Уровни использования системы оценки образовательных результатов "...

«ГИА- как средство оценки образовательных результатов»

laquo;ГИА- как средство оценки образовательных результатов»...

Электронные ресурсы как средство оценки образовательных результатов младших школьников

Электронные ресурсы как средство оценки образовательных результатов младших школьников...