Социальный проект "Осенние забавы"
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Зайцева Ирина Михайловна

Задачи:

 

  1. Расширять и обогащать представления детей об осеннем времени года посредствам музыкально-эстетического воспитания.
  2. Воспитывать у детей любовь к природе и умение наслаждаться ее красотой.
  3. Обогащать эмоциональный опыт  и образное мышление детей.

 

 

Вид проекта:

 

Среднесрочный

 

Тип проекта:

 

Творческий

 

Участники проекта:

 

Дети и учитель; родители воспитанников.

 

Возраст детей:

 

7-8 лет

 

Срок реализации:

 

1 сентября по 30  ноября 2012 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_moy.doc294.5 КБ
Microsoft Office document icon razvedka_osennih_primet.doc57 КБ
Файл podvizhnye_igry_osenyu.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край, Калининский район, ст. Калининская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средней общеобразовательной школы №2 им. А.И. Покрышкина

 Проект «Осенние забавы»

                                                           Руководитель  Зайцева И.М.

                                                 2012-2013 учебный год.

Задачи:

  1. Расширять и обогащать представления детей об осеннем времени года посредствам музыкально-эстетического воспитания.
  2. Воспитывать у детей любовь к природе и умение наслаждаться ее красотой.
  3. Обогащать эмоциональный опыт  и образное мышление детей.

Вид проекта:

Среднесрочный

Тип проекта:

Творческий

Участники проекта:

Дети и учитель; родители воспитанников.

Возраст детей:

7-8 лет

Срок реализации:

1 сентября по 30  ноября 2012 года.

Распределение деятельности по этапам проекта «Осенние забавы».

Этапы

Цель

Задачи

Деятельность участников

Деятельность  детей

1 этап - констатирующий

Определение главного направления проектной деятельности.

Разработать концепцию:

- цель и задачи предстоящей работы;

- изучить литературу по проектной деятельности;

- подготовить диагностические методики для оценки хода и результатов проектной деятельности;

- провести предварительную работу  и  разработать дидактические игры, конспекты занятий, игровые тренинги и т.д.

Подбирают материал, распределяют обязанности каждого из участников проекта.

Для успешной творческой деятельности создают такую обстановку, в которой детям  было бы хорошо и комфортно, в которой хотелось бы творить.

Входят в проблему, систематизируют информацию по проблеме через организационную и нерегламентированную деятельность.

2 этап – формирующий.

В процессе реализации проектной  деятельности, пользоваться методами и приемами,  разработанными на первом этапе деятельности.

Разработать -  перспективный план мероприятий для взрослых с детьми;

- апробировать развитие творческих музыкальных способностей при создании  попевок;

- при слушании с детьми музыкальных произведений пополнить багаж музыкальных впечатлений;

- сделать фото разнообразных форм работы.

Проводят совместную работу по ознакомлению детей с сезонными изменениями в природе осенью.

Изготавливают дидактический материал, проводят выставки продуктивной деятельности, планируют деятельность детей.

Слушают музыку, разучивают новые песни,  игры, стихи.

Принимают участие в сочинении попевок,  загадок.

3 этап - контрольный

Обогащение результатов проекта.

Проанализировать результаты проекта, разработать методические рекомендации по знакомству с временами года.

Написание сценария праздника «Осеннее путешествие», проведение праздника. Подведения итогов по результатам проекта.

Участвуют в празднике «Осеннее путешествие», представляют зрителям продуты своей деятельности: рисунки, книжки-малышки и т.д.

1.

Работа учителя и педагога - психолога

I. Составление сценария праздника «Осеннее путешествие», подбор музыкального и литературного репертуара.

II. Разучивание музыкального материала.

III. Слушание:

  1. Шуман Р. «Жнецы»
  2. Чайковский П.И.  «Октябрь»
  3. Вивальди  А. «Осень»

IV. Психогимнастика  Морозова Н.А.:

  1. «Грязь» муз. Е. Тиличеевой
  2. «Падающие листья» музыкально-психологический этюд под муз. вальса «Осенний сон»

V. Проведение осеннего праздника Чаепитие с яблочными пирогами.

2.

Работа учителя

  1. Экологический проект «Разведка осенних примет»
  2. Наблюдение на прогулке с детьми за сезонными изменениями в природе.
  3. Наблюдение за сезонными изменениями реки.
  4. Наблюдение за птицами.
  5. Наблюдение за цветами на клумбах.
  6. Наблюдение за пожухлой травой и исчезновением насекомых.
  7. Рассматривание осенних берез.
  8. Беседа о хлебе.
  9. Составление коллажей из осенних листьев, и поделок из природного материала.
  10. Подготовка к осеннему празднику – разучивание стихов.

3.

Работа с детьми

  1. Разучивание с детьми музыкального материала.
  2. Подбор с детьми осенних загадок для составления книжки-малышки.
  3. Разучивание с детьми пословиц об осени и о хлебе для составления книжки-малышки.
  4. Развивать творческие способности детей, учить сочинять попевки об осени.
  5. Музыкальная викторина «Отгадай мелодию» по осеннему репертуару  
  6. Собрать гербарий из осенних листьев.

4.

Работа с родителями

  1. Сочинение вместе с детьми загадок на осеннюю тематику.
  2. Подготовка костюмов к осеннему празднику.
  3. Сочинить с ребенком осеннюю сказку.

5.

Работа медсестры и учителя

  1. Проведение беседы «Витамины в лукошке»
  2. Проведение выставки поделок «Осенняя фантазия»

              Результаты нашей работы.

  1. В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме, желание выявить и вникнуть в существующие в природе связи и отношения.
  2. В процессе знакомства со сказками, рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей пополнился словарный запас, они стали более грамотно изъясняться, с большим удовольствием участвовать в коллективном разговоре;  появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять свои загадки и небольшие стихи об осени, где выражали свои чувства, свое позитивное отношение к миру. Все это способствовало развитию эстетического сознания детей, формированию их мировоззрению.
  3. Одной из важных составляющих данного проекта является художественно-эстетическое воспитание: дети знакомились с художественными произведениями осенней тематики различных видов искусства – музыки, живописи, поэзии. Они научились получать эстетическое удовольствие от общения с прекрасным, стали более восприимчивы, чувствительны, эмоциональны. Стали более умело передавать свои ощущения:
  1. мимикой
  2.  жестом
  3.  в своих рассказах
  4.  рисунках
  5. в музыкально-ритмических движениях.

Тема

часы

Дата

   по плану

Дата      

   по факту

1.

Рисунок  «Осень»

7.09

2.

Подборка стихотворений на осеннюю тему

14.09

3.

Слушание и разучивание осенних песен. Подготовка к осеннему празднику.

21.09

4.

Подборка осенних примет. Экологический проект «Разведка осенних примет».

26.09

Поделка из осенних листьев .Составление коллажа. Экологический проект «Разведка осенних примет».

4.10

5.

Наблюдение за изменением в природе ( парк)  Сбор осенних листьев для гербария. Экологический проект «Разведка осенних примет».

4 ч

12.10

6.

Ярмарка «Осень золотая»

19.10

7.

Экскурсия к реке Понура. Наблюдение за птицами. Экологический проект «Разведка осенних примет».

28.10

8.

  Рассматривание осенних берез.  Наблюдение за цветами на клумбах.  Экологический проект «Разведка осенних примет».

5.11

9.

Наблюдение за пожухлой травой и  исчезновением насекомых. Экологический проект «Разведка осенних примет».

8.11

10.

Беседа «Витамины в лукошке».  Психогимнастика

13.11

11.

Конкурс рисунков и поделок на тему « Осень золотая»

16.11

12.

Разучивание осенних песен. Подготовка костюмов к осеннему празднику

20.11

13.

Подборка осенних загадок, пословиц  об осени для составления книжки- малышки.

 22.11

14.

Проведение праздника прощание с осенью

23.11

15.

Подборка попевок об осени.

26.11

16.

Музыкальная викторина «Отгадай мелодию» по осеннему репертуару

28.11

17.

Подведение итогов  

30.11

18.

Реализуется в рамках экскурсионной работы

24ч

Итого  

42 ч+24

66ч

                                              Осеннее путешествие.

Ведущий: Дорогие ребята, мы с вами долго готовились к осеннему празднику, и вот, наконец, этот долгожданный день  настал.

Как осень сегодня красива!

Запомнится нам листопад,

Осенние гроздья рябины

Огнем ярко красным горят!

 Мы праздник осенний устроим

И Осень к нам в сад позовем.

Попляшем мы с ней, поиграем,

Осенние песни споем.

Песня «Осень к нам пришла»                       Е.В. Машечковой

 (поют все дети на местах)

В конце песни входит Осень.

Осень:

Я – Осень золотая,

Спешу вас удивить

Богатством урожая,

Ковром цветным укрыть,

Расписанным листвою,

И гроздьями рябин,

Причудливой красою

Прозрачных паутин.

Здравствуйте, ребята! Как я рада, что каждый год в вашей щколе устраивается осенний праздник. Я всегда с удовольствием прихожу повеселиться вместе с вами, но сегодня  хочу сделать вам сюрприз,   и пригласить  в  осеннее путешествие. Вы согласны?

Дети: Да!

 

Осень: Ну, тогда сначала отправляемся в осенний лес!

Лист волшебный, ты лети!

В лес ты нас скорей веди!

Песня «Осенние подарки»

Дети:

1. Заглянем скорее в осенний мы лес:

    Там шепчутся сосны у самых небес.

    Там солнце, сплетая, как нити, лучи,

    Березкам шьет новый наряд из парчи.

2. От ветра листочки осины дрожат,

И вдаль паучки на крылатках спешат.

Грибы из-под шляп с любопытством глядят,

Как в прятки играет с землей листопад.

Игра-хоровод «На дворе -  листопад»

Ведущий: Дорогая Осень! Это просто чудо – листочки ожили, пели и  танцевали для нас!

Осень: И это еще не все, сейчас появятся грибочки и споют для вас свою песенку.

«Песенка Грибочков».

В конце песни грибочки становятся в круг, выбегают девочки-листочки и становятся перед грибами.

Музыкальная игра «Ищи».

Звучит тревожная музыка, листочки и грибочки разбегаются по местам. Появляется Леший.

Леший: Что за шум в моем лесу, что за непорядок? Кто это мешает лесу к зиме готовиться?

Осень: Здравствуй Леший! Это же я – Осень! А со мной мои гости – ребята из школы!

Леший: Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Госпожа Осень! Не признал тебя сразу. Ты всегда очень тихо появляешься в нашем лесу, осторожно ступаешь по дорожкам, бережно раскрашиваешь листву деревьев, а если  шумишь, так только ветром и дождиком.

Осень: Не ворчи, Леший! Ведь мы твои гости, а гостей нужно встречать добрым словом, шуткой да забавой!

Леший: Чем же мне вас позабавить? Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

Дети: Да!

Леший: Ну, тогда слушайте!

1.У избы помоет крышу.

   Отведет в берлогу мишку,

   Труд крестьянский завершит,

   А потом листвой шуршит.

   Мы ее тихонько спросим:

   - Кто ты?- И услышим:……

Леший: Молодцы, ребята! Отгадали! Ну, эта загадка оказалась для вас слишком легкой, а у меня есть хитрая книга загадок, здесь же и отгадки есть. Вопрос лишь в том: согласитесь ли вы с этими отгадками.

Осень: Ты загадай, Леший, нам свои загадки! А мы попробуем отгадать!

Леший:

1. В чаще, голову задрав,

    Воет с голоду…. жираф.

(волк)

2. Кто в малине знает толк?

    Косолапый, бурый……волк.

(медведь)

3. Дочерей и сыновей

    Учит хрюкать…муравей.

(свинья)

4. Кто любит по ветвям носиться,

    Конечно – рыжая…лисица.

(белка)

5. Быстрее всех от страха

    Несется…черепаха.

(заяц)

6. В теплой лужице своей

    Громко квакал…бармалей.

(лягушонок)

7. С пальмы – вниз, на пальму снова

   Ловко прыгает … корова.

(обезьяна)

Леший: Молодцы, ребята! Не удалось мне вас запутать, как я не старался!

Осень: А за это ребятам полагается награда! Ну, Леший, чем ты наградишь ребят?

Леший: Я подарю вам, ребята, целую корзину грибов!

Осень: Вот, спасибо тебе, Леший! Но и у ребят есть для тебя сюрприз!

Леший: Ах, я очень люблю сюрпризы! Ну, какой, какой сюрприз?

Осень: Это песня-шутка о том, как Медведь танцевал с Лисой, вот послушай!

Песня-инсценировка «Лиса и медведь»

Леший: Ах, спасибо, ребята! Как вы меня порадовали! Давно я не получал такого удовольствия!

  Осень: Мы с ребятами тоже очень рады, что посетили твой лес, но теперь нам пора. До свидания, Леший!

Леший: До свидания, Ребята! Приходите почаще ко мне в лес! Я буду вас ждать!

Осень: Ребята, из осеннего леса мы отправимся с вами на огород, посмотреть, что же там созрело?

Лист волшебный, ты лети!

В огород нас приведи!

Дети выходят полукругом, и исполняют музыкальную композицию «Осеннее рондо»

«Осеннее  рондо»  

Загадаем вам загадку

Про осенний огород,

Что за вкусный, что за сладкий,

Что за овощ там растет?

Если отгадаешь – овощ оживет,

Песенку простую про себя споет.

1. Загадка.

Рыжая лисичка

Ростом невеличка,

Спряталась в норушку,

Оставила макушку.

Мы найдем плутовку,

Вытащим (морковку).

Песенка Морковки.

Я красная девица зеленая косица,

Собою я горжусь, я для всего гожусь.

И для сока, и для щей, для салата и борщей,

В пироги и винегрет, и зайчишкам на обед!

2.Загадка.

Он приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям.

Угадали? Он вам друг!

Он простой зеленый (лук).

Песенка Лука.

Говорят я горький, говорят не сладкий,

Стрелочкой зеленой я расту на грядке.

Я полезный самый, в том даю вам слово!

Ешьте лук зеленый – будете здоровы!

3. Загадка.

Закудрявилась листва,

Закрутилась густо.

Вышла чудо голова,

Выросла (капуста).

Песенка капусты.

Я бела и сочна,

Я полезна и вкусна.

Я стою на толстой ножке

И скрепят мои одежки.

Осень: Видите ребята, какие замечательные овощи выросли на огороде, они для нас пели, да еще хотят сплясать веселый хоровод.

«Осенний хоровод»

После хоровода дети садятся на места. Раздается стук в дверь.

Осень: Ребята, кажется, к нам пришел гость.

Появляется Пугало.

Пугало: Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Осень!

Осень: Здравствуй, Пугал! Какими судьбами в наших краях?

Пугало: Я служу на соседнем огороде, гоняю воробьев и ворон, и вдруг слышу – песни, смех. Вот и пришел посмотреть, что же здесь за веселье?

Осень: Да это я привела ребят сюда, посмотреть,  что же выросло на огороде, каков в этом году урожай овощей?

Пугало: На этом огороде уродилось много овощей, только вот об урожае говорить пока рановато.

Осень: Почему, что же может помешать?

Пугало: Ох, не все спокойно в нашей овощной стране, на соседних огородах появились ужасные сорняки, заполонили все кругом и мешают зреть морковке, капусте, огурцам. Если они появятся и здесь, урожай погибнет.

Ой, кажется, они идут сюда!

Осень: Кто идет?

Пугало: Сорняки!

Под музыку появляются сорняки.

Песня сорняков.

Пугало: Вот видите? Теперь сорняки и на вашем огороде! Что теперь делать?

Осень: Не плачь, Пугало! Мы сейчас с ребятами быстро очистим огород от сорняков!

Игра «Прогони сорняки»

Пугало: Ах, какие ребята молодцы! Так быстро и дружно очистили огород от сорняков.

Осень: Пугало, смотри, а овощи ведь поспели! Пора и урожай собрать.

Пугало: Осень, а я вот что придумал! Мы будем урожай собирать весело, играя!

Игра «Собери овощи»

(Играют 2 ряда детей, передают через весь ряд овощи, с подноса в корзинку.) 

Осень: Ну, вот! Овощи мы собрали, а теперь нам пора отправляться дальше, посмотреть, как в поле зреет пшеница. До свидания, Пугало!

Пугало: До свидания, ребята!

Осень: Лист волшебный, ты лети!

             В поле нас скорей веди!

Ведущий: Осень – горячая пора  для тех, кто убирает урожай. А хлеб – основной продукт питания. Не зря говорят «Хлеб – начало начал» и наши ребята знают много пословиц о хлебе.

Дети:

1. У народа есть слова,

    Хлеб всей жизни голова.

2. Славится он первым на земле,

    Ставится он первым на столе.

3. А знаете ли вы, чем пахнет хлеб,

    Ломоть ржаного, трудового хлеба?

4. Он пахнет полем, речкой, печью, небом,

А главное – работой пахнет хлеб!

Осень: Ребята, давайте посмотрим, как же хлеб попадает к нам на стол?

Ведущий:

Весна звенит ручьями,

Стрекочет, как будильник,

И зиму выключает,

Как будто холодильник.

И вот под снегом талым

Распахнуты поля.

Платком пуховым стала

Широкая земля.

Ребенок:

Черная земелька.

А милее нет.

Черная земелька –

Белый, белый хлеб!

Хоровод «Земелюшка – чернозем»

Ведущий:

Пришла горячая пора,

Пора больших забот.

Рокочут в поле трактора,

Весенний сев идет.

(Трактористы, держа в руках рули,  выводят колоски. Появляется Петушок, бегает между посеянными зернышками, пытается склевать).

Зернышко:

Ты не клюй меня, дружок

Голосистый петушок!

В землю колосом уйду,

 К солнцу колосом взойду!

 Дети:

Кыш-кыш-кыш! (Петушок убегает).

Ведущий:

            Зеленеют стебельки,

            Скоро будут колоски!

Дети: Дождик, дождик, лей, лей, лей!

          Н жалей пузырей!

(Между рядами колосков бегает дождик, за тем убегает на стульчик.)

Дети: Золотое солнышко,

          Ты согрей-ка зернышко!  

(Девочка-солнышко обегает колоски)

Танец-сценка Колосков.

Муз. материал: «Пойду ль да выйду ль я»

«Комбайнер» И.Кишко

Ведущий:

 Хлеб созрел, в полях моторы

Песню жатвы завели.

В степь выходят комбайнеры,

Полевые корабли!

(Комбайнеры под музыку уводят колоски).

Ведущий:

Хлеб созрел, но к нам на стол

Прямо с поля не пошел.

С поля даже в магазин

Хлебу ехать рановато.

Он уселся на машину

И спешит на элеватор!

Аттракцион «Кто быстрее отвезет хлеб на элеватор».

Дети: Побыстрей собирай,

          Да зерно не рассыпай!

Ведущий: Едет хлеб на мельницу,

                  Мельницу – гудельницу!

Дети:

1. Богатырь – муковоз

    На завод муку повез.

2. От завода  - автомата

    Льется теплый хлебный запах.

3. Так и скачут из печи

    Плюшки, сушки, да ватрушки,

    Куличи, да калачи,

    Сладкие коврижки!

Игра «Кто быстрей найдет свой калачик»

(Р.н.п. «Бай качи-качи-качи»)

Ведущий: Дети, что вкусней всего на свете?

Дети: Хлебушек!

Появляется Осень с пирогом.

Осень:

Вот он хлебушек душистый

С хрупкой корочкой витой.

Вот он теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

Испекли для вас пирог

Вкусный, сладкий!

Кушайте, ребятки!

(отдает пирог Ведущему)

Ведущий: Ребята, давайте поблагодарим Осень за этот вкусный пирог.

Дети: Спасибо!

Осень: Я рада, что все остались довольны! Но нам пора возвращаться в детский сад.

             Лист волшебный, ты лети!

             В детский сад нас отведи!

Ну, вот и закончилось наше путешествие, мне пора, ребята, у меня еще много работы, ведь до зимы еще далеко. До свидания!

Под музыку Осень уходит.

Ведущий: Ребята, Осень ушла, а наш праздник продолжается. Сейчас в группах мы устроим чаепитие с этими прекрасными пирогами, которые нам подарила Осень!

КОНЕЦ.



Предварительный просмотр:










    Приложение

















Исследование учащихся в проекте «Разведка осенних примет»


 Тема исследования


Какого цвета осень?

Актуальность проблемы


Уметь доказывать, что в природе наступила осень

 Цель

Узнать, является ли изменение окраски листьев деревьев и кустарников признаком наступления осени.

Задачи


1) Учить работать в группе, делиться своим опытом, использовать различные источники информации.

2) Развивать наблюдательность, внимательность, экологическую грамотность.

3) Воспитывать бережное отношение к природе.

Гипотеза


По календарю осень уже наступила. Значит, она наступила и в природе? И это совершенно не зависит, какого цвета листья. Могут ли листья остаться того же цвета?

Этапы исследования


1) Познакомиться с картинами художников-пейзажистов, которые изображали осеннюю природу.

2) Сходить на экскурсию в лес (середина октября), сделать фотографии и зарисовки.

3) Сделать фотографии городского пейзажа.

Объект исследования


1) Картины художников-пейзажистов.

2) Загородный лес.

3) Школьный сад.

4) Деревья и кустарники дворов города.

5) Городской парк.

Методы


1) Поисковый метод.

2) Метод наблюдения.

3) Опрос.

4) Аналитический.

Ход работы


  1. Провести опрос одноклассников, учителей, родителей.
  2. Тема "Каких художников, изображавших осень, знаете?"

2) Найти картины художников, на которых изображена осень, с помощью интернет-ресурсов.

3) Сделать фотографии осенних пейзажей города, школьного сада, леса. Обратить внимание на облака, воду (река, пруд), цветы, птиц (или их отсутствие, каких именно), прохожих (одежда) и тд.

4) Выпустить фотогазету с фотографиями осени.

5) Подготовить выставку рисунков об осени, поделок, провести конкурс «Осенний букет».

6) Познакомиться с осенними пословицами, иллюстрировать их.

7) Познакомиться со стихами, загадками об осени.

Наши результаты


1) Провели исследовательскую работу в области искусства. Познакомились с картинами российских и зарубежных мастеров. Сделали сравнительный анализ полотен, запечатлевших разные времена года.

2) Собрали наглядный материал во время экскурсий и прогулок.

3) На основе мини-опроса и наблюдений выпустили газету.

4) Провели выставку рисунков, конкурс букетов и фотографий

5) Прочитали стихи об осени, нашли загадки осенние, оформили их в альбом.

Выводы


  1. Доказали, что изменение окраски листьев является одним из первых признаков наступления осени в природе...
  1. Заметили, что яркость осенних красок города бледнее, чем в лесу или на лугу из-за загрязнения выхлопными газами автомобилей и работы промышленных предприятий...
  1. Наблюдая за цветом красок и просматривая полотна художников, определили: осень называют золотой из-за преобладания жёлтого цвета в окраске листьев...

Список ресурсов


Печатные издания:

  1. Энциклопедии " Что? Где? Когда?", " Малышам о природе"
  2. Каталог " Третьяковская галерея"
  3. Каталог " Эрмитаж"

Интернет - ресурсы:

  1. И.И.Левитан
  2. И.Остроухов
  3. В.Д.Поленов
  4. Видеофрагмент. Осенний пейзаж в произведениях зарубежных художников
  5. Видеофрагмент. Красота осеннего леса

                            Учебный проект Разведка осенних примет

Экологический проект "Разведка осенних примет"

I этап: Дети собирают информацию о приметах осени и готовятся к празднику старту разведки на местности. На старте они должны продемонстрировать свою готовность к разведке знание осенних примет, умение отличать приметы осени в природе и городе. Старт представляет собой конкурсную программу, в которой участвуют разведгруппы, учащиеся 1кл.

  1. Каждая группа представляет себя: название, эмблему, девиз, приветствие "Добро пожаловать, осень!"
  2. Конкурс стихов об осени, в которых звучат ее приметы.
  3. Конкурс художников, задание раскрасить заданный (в контурном черно-белом варианте) пейзаж так, чтобы он соответствовал осеннему времени года.
  4. Конкурс "Одень прохожих": из предложенной одежды (в рисунках) участникам конкурса необходимо отобрать наиболее подходящую для осени. При этом желательно не забыть мелкие детали, такие как плащ и зонтик.
  5. "Копилка народной мудрости" конкурс знатоков народных примет.
  6. "Портрет осени" (домашнее задание: дети демонстрируют нарисованный заранее портрет осени и комментируют его, подробно характеризуя это время года.)

Конкурсная программа заканчивается решением жюри о готовности детей к разведке на местности, оформляется карта-путешествие и вручаются маршрутные листы для игры на местности.

И этап: Разведка на местности – это путешествие класса по намеченному маршруту с остановками, на которых каждый разведотряд выполняет определенное задание.

1 остановка "Облака". На открытом пространстве дети наблюдают небо, форму и скорость движения облаков. Здесь же при помощи термометра измеряется температура воздуха. На маршрутном листе делаются соответствующие записи и рисунки.

  1. остановка - "Солнышко", наблюдение за солнцем.
  2. остановка - "Дубки", дети находят желуди.
  3. остановка - "Городские цветы".  Дети собирают в конверт

семена цветов.

5        остановка - "В гостях у пернатых". На протяжении всего маршрута дети отмечают отсутствие перелетных птиц, слушают птичье пение, сравнивают его с весенним.

  1. остановка "Прохожие". Дети наблюдают одежду людей, соответствие ее времени года.
  2. остановка "Плодовый сад". Каждый отряд находит "вещественное доказательство" наступления осени созревшее яблоко (любой другой фрукт или овощ).

По окончании разведки на местности дети оформляют свои донесения в форме газет с рисунками и рассказами об увиденном на маршруте.

                                                   Подведение итогов:

При подведении итогов обсуждается не только тема проекта, но и то, как действовали разведчики: какой отряд оказался самым дружным, кто собрал больше всего народных примет и т. п., что получилось не так, как задумывали, что надо учесть, если еще придется отправиться в разведку.

После подведения итогов проводится "Праздник осени".



Предварительный просмотр:

                                                            Подвижные игры осенью

Листопад

Цели: закрепить знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме; конкретизировать понятие «листопад».

Материал: осенние листья.

Ход игры

Воспитатель говорит: «Ребята! Все вы будете листочками, выберите листочек, который понравится: кто желтый, кто красный, кто большой, кто маленький».

Каждый ребенок показывает и называет, какой листочек он выбрал по цвету и величине.

Воспитатель рассказывает: «Листья легкие, они медленно летят по воздуху. (Дети бегают и взмахивают руками.)

Листопад! Листопад! Листья желтые летят! Кружатся красивые желтые листочки. (Действия выполняют дети с желтыми листочками.) Кружатся красивые красные листочки. (Действия выполняют дети с красными листочками.) Покружились и уселись на землю. (Дети приседают.) Сели! Уселись и замерли. (Дети не шевелятся.)

Прилетел легкий ветерок, подул». (Дует взрослый, за ним дети.)

Воспитатель продолжает: «Поднялись листья, разлетелись в разные стороны. (Дети разбегаются по площадке.) Закружились, закружились, закружились!

Листопад! Листопад! Листья по ветру летят.

Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю ... листья». Педагог читает стихотворение В. Мирович «Листопад». По желанию детей игра продолжается 2-3 раза.

Вейся, венок!

Цель: учить водить хоровод.

М а т е р и а л: веночки с цветами и лентами.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям поиграть и раздает всем веночки. Каждый ребенок, выбирая ободок-веночек, называет цветок, его окраску, а воспитатель и остальные ребята помогают тем, кто затрудняется в названиях.

Воспитатель рассказывает, что на полянке выросли красивые цветы (показывает на детей).

Все вместе дружно отбирают цветы по названиям: «Это ромашка, вот еще ромашка, и это тоже ромашка. А то василек, и это василек. Идите, васильки, сюда!»

Воспитатель: «Подул ветерок, цветы начали шалить, разбежались по поляне. (Дети убегают.) Пришла девочка Дашенька и сказала: «Вейся, венок! Завивайся, венок!» (Взрослый помогает детям образовать круг.) Какой красивый разноцветный венок у нас получился! Вейся, венок! Завивайся!»

Вместе с воспитателем малыши водят хоровод и поют хором любую веселую песенку. Игра повторяется 2-3 раза.

ПО УЗЕНЬКОЙ ДОРОЖКЕ

Цель: учить перешагивать из круга в круг (нарисованный палочкой на песке, мелом на а фальте).

Ход игры

Воспитатель чертит на земле круги (кругов должно быть больше, чем играющих детей). 3 тем поясняет, что через ручеек можно перейти «по камешкам» - кружкам, иначе промочив ножки.

Воспитатель произносит слова и показывает действия: «По узенькой дорожке шагают наш

ножки!»                                                                                                                                             1

Все дети шагают за воспитателем, приближаются к «камешкам». Взрослый показывает, ка нужно перешагивать из круга в круг. Дети подражают его действиям: «По камешкам, по камеы кам, по камешкам!»

Вдруг педагог неожиданно произносит: «И в ямку - бух!», выпрыгивает из кружка, присе дает, а за ним и все дети. Игра повторяется.

 Беги к тому, что назову

Цели: напомнить названия предметов; научить бегать «стайкой». Правила: уметь слушать взрослого.

Ход игры

Дети стоят возле воспитателя и слушают, что он скажет. Педагог объясняет: «Куда я скажу, туда вы побежите и будете ждать меня». Затем произносит: «Раз, два, три. К песочнице беги!»

Дети стайкой бегут к песочнице. Воспитатель идет за ними, не спешит, дает им время передохнуть. Хвалит, что все бежали правильно, и произносит: «Раз, два, три, к веранде беги!»

Затем игра повторяется. Дети бегут к качелям, к столику, к горке и т. д.

Лохматый пес

Цель: учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме.

Материал: крупная игрушечная собака.

Ход игры

Воспитатель сажает у веранды яркую игрушечную собачку и объясняет детям: «Собачка спит, попробуем ее разбудить».

Воспитатель читает стихотворение, жестом приглашая детей выполнять соответствующие действия:

Вот лежит лохматый пес, В лапы свой уткнул он нос,

Тихо-смирно он лежит, Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет.

Дети подкрадываются к собачке, тихо-тихо зовут: «Собачка, собачка, поиграй с нами!» Собачка «лает». Дети разбегаются в разные стороны. Игра повторяется 2-3 раза.

У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ

Цель: учить действовать согласно словам текста. Материал: крупная игрушка (медведь).

Ход игры

Воспитатель сажает медведя под кустом и рассказывает детям, что осенью можно пойти в лес, набрать грибов и ягод; спрашивает, кто из детей ходил с родителями за грибами: «Много грибов принесли? Находили ли в лесу малину? Кто любит малину? Конечно, медведь! Он приходит полакомиться сладкими ягодами, а как увидит кого, сразу рычит, отгоняет всех, хочет один ягоды собирать. Ишь какой мишка-сладкоежка! Пойдемте и мы в лес!» Воспитатель медленно читает стихотворение:

У медведя во бору Грибы-ягоды беру,

А медведь глядит И на нас рычит: «Рррр!»»

Слушая текст, ребята медленно приближаются к медведю (мягкой игрушке). Как только медведь «зарычит», все разбегаются в разные стороны.

Затем воспитатель спрашивает: «Кто хочет быть медведем? Ты, Миша? А рычать будешь? Тогда садись рядом. У нас будет два медведя».

По желанию детей игра повторяется 3—4 раза, «медведи» могут меняться.

Раздувайся, мой шар!

Цели: учить выполнять разнообразные движения, образуя круг; упражнять в произношении звука [ш].

Ход игры

Воспитатель говорит: «Давайте, ребята, будем надувать воздушный шар. Надуем его так, чтобы он стал большим-большим и не лопнул».

Все встают в круг тесно друг к другу, берутся за руки. Взрослый медленно, напевно произносит слова, отступая назад:

Раздувайся, мой шар! Раздувайся, большой...

Все останавливаются, держась за руки и образуя большой круг. Воспитатель продолжает:

Оставайся такой И не лопайся!

Взрослый уточняет: «Смотрите, какой большой шар мы надули!» И все вместе: «Ш-ш-ш-и Не отпуская рук, все сбегаются в середину. «Сдулся наш шар!» - констатирует воспитатель Надуем еще раз!» - и повторяет слова игры.

На третий раз дети, держась за руки, расходятся, образуя как можно широкий круг.

Воспитатель командует: «Хлоп!» Дети расцепляют руки и разбегаются в разные сторон «Лопнул шар!»

Поедем в лес

Цели: уточнить названия растений; развивать ориентировку в пространстве.

Материал: чурочки-грибочки, цветы из гофрированной бумаги или из капроновых ле] два шнура, 5-6 корзиночек.

Ход игры

Воспитатель вместе с детьми украшает цветами полянку, около деревьев кладет грибочь на площадке натягивает два шнура (обозначив мостик через речку).

Воспитатель гудит, изображая паровоз: «Уууу!» - Все дети («вагончики») едут, гудят: « У уу!». Но вот остановка. «Шшшш!» - повторяют дети за педагогом. «Куда это мы приехали?): спрашивает воспитатель. Если малыши затрудняются ответить, помогает: «Поезд привез вс на поляну, где растут цветочки». Дети собирают цветы.

Все цветы собраны в корзинки, «паровоз» дает протяжный гудок. «Поезд» едет через мост в «лес», где дети дружно собирают грибочки, а затем бегают от дерева к дереву, прячутся них.

Опять протяжный гудок паровоза - все уезжают домой.

В «лесу» воспитатель, может спросить, знают ли дети названия таких деревьев, как ел* береза.

Птички и дождик

Цели: учить действовать по команде взрослого; упражнять в произнесении звуков. Материал: эмблемы с изображением птиц.

Ход игры

Педагог раздаст детям эмблемы птиц, уточняет, у кого какая, и объясняет: «Все должк слушать слова по ходу игры и выполнять названные действия». Педагог начинает: «Птички л тают (дети бегут по площадке), клюют зернышки (дети присаживаются, «клюют»), огоп улетают.

Вдруг налетел злой осенний ветер, завыл, зашумел. («Ввв»! - произносят дети.) Закап; частый дождь, застучал по крыше».

«Тук! Тук! Тук!» - повторяют дети.

«Прячьтесь, птички! А то все перышки станут мокрыми, - зовет взрослый. - Все птички п прятались: кто под кустик, кто под листик (дети присаживаются). Дождик прошел, и ошг птички полетели, веселую песенку запели, радуются». (Дети имитируют голоса знакомь птиц.)

Игра продолжается. Можно усложнить сюжет появлением на площадке собачки, автомоб] ля. Каждый раз «птички» разлетаются в разные стороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"

Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....

Социальный проект как средство обеспечения социально-культурной адаптации детей с ОВЗ.

Статья посвящена вопросам адаптации детей с интеллектуальными и физическими нарушениями. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается  специальными службами сопровождения. ...

Социальный проект как средство обеспечения социально-культурной адаптации детей с ОВЗ.

Статья посвящена вопросам адаптации детей с интеллектуальными и физическими нарушениями. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается  специальными службами сопровождения  Обеспеч...