Проектно-исследовательская деятельность экологической направленности.
рабочая программа по теме

Кузина Румия Фяритовна

Программа проектно-исследовательской деятельности экологической направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pid_ekologich.doc467.5 КБ

Предварительный просмотр:

             

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

        Экология – это наука, изучающая закономерности взаимодействия организмов и среды их обитания, законы развития и существования биогеоценозов как комплексов взаимодействующих живых и неживых компонентов в различных участках биосферы.

        Слово «экология» (от греческого oiyhos – жилище и  logos – наука) впервые употребил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году, обозначив им биологическую науку, изучающую взаимоотношения организмов с окружающей средой. Действительно, экология как наука появилась ещё в конце 19 века, однако долгое время она оставалась чисто биологической наукой, которая интересовала лишь учёных. И только в середине 20-го столетия экология приобрела широкую известность среди людей.  В настоящее время понятие  «экология» стало привычным и обыденным во всём мире, породило «экологизацию» современных научных дисциплин и стало неотъемлемой частью нашей жизни. Экология стала для всего человечества не только наукой, но и способом мышления, поведения. Будущее мира зависит от образованности и культуры его граждан, от экологической культуры каждого жителя планеты.  Ежедневно мы наблюдаем безответственное отношение к окружающей среде как со стороны взрослых, так и со стороны детей. Это  говорит о низком уровне экологической культуры.  Работа по данной программе предполагает вовлечение всех обучающихся в начальной школе, что, надеемся, поможет  повысить уровень экологической культуры.

Основы экологической культуры, как и многие другие основы жизни человека, экологическое самосознание формируются у человека в детстве. Отечественный и зарубежный опыт экологического образования убеждает: только в деятельности, причём деятельности коллективной, эффективно достигается воспитательный результат.  

Сегодня очевидно многим, что основу педагогических технологий в экологическом образовании должны составлять методики не «заучивания учебного материала» (хотя это тоже необходимо), а «образцы социальных действий» - опыт ценностного самоопределения, принятия решений для практических действий.

 Экология, как наука, в частности,  формирует у детей представление о том, что нежелательные последствия в окружающей среде являются результатом деятельности человека, учит тому, что необходимо прогнозировать такие результаты, понимать причины их возникновения и находить пути решения – это подчёркивает воспитательную значимость экологического образования. В данной программе  рассматриваются вопросы  сохранения природы и экологические катастрофы, также  рассматриваются вопросы экологии человека.

Программа «Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе. Экология» эколого-биологической направленности для детей 7 – 10 лет, с 1 по 4 класс (по 33 часа в год). Программа составлена таким образом, что при прохождении тем, учащиеся получают знания от более простых – об элементарных экологических понятий, до более глубоких и значимых.. Так же в программе сочетаются теоретические, практические, экскурсионные занятия с элементами творчества и игры, что помогает в работе с учащимися начальной школы, вызывает у них интерес к предмету. Программа соответствует уровню детей, полученные знания хорошо воспринимаются, усваиваются.

Формой реализации Программы являются краткосрочные проекты, рассчитанные в среднем на 3 месяца, по 11 часов каждый.

Необходимость введения данной формы была обусловлена, прежде всего, изменившейся социальной ситуацией развития детей 21 века. При возросшей информированности детей, современные учащиеся мало читают. Также наши дети ограничены в общении со сверстниками, они не умеют организовать общение в группе.

Компетентностный подход к образованию предполагает овладение учащимся определенным набором способов деятельности.

Наиболее эффективной технологией, способствующей формированию компетентностей, является метод проектов. Метод проектов с использованием новых информационных технологий предоставляет такие возможности, реализуя на практике связь школы с жизнью, позволяя учащемуся совершенствовать свои знания, умения и навыки.

Учебный проект - это такая организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, которая обуславливает подготовку к жизни в современных условиях, обучая ориентированию в информационном потоке сегодняшнего дня. В этом случае  познавательная деятельность учащегося, а не преподавание  становится ведущей.

Краткосрочный характер проектов обусловлен психологическими и возрастными особенностями младших школьников, т.к. обычно дети этого возраста утрачивают интерес к длительным исследованиям.

В каждом классе работа по данной программе ведётся в виде краткосрочных проектов. Изучаются следующие темы:

1 класс: Растительный мир;

            Лекарственные растения;

              Сохраним зелёный наряд Земли.

2 класс: Животный мир Земли;

               Животный мир Подводного царства;

               Охрана  животных.

3 класс:  Здоровое питание;

               Соблюдение режима дня;

               Физическая культура и спорт.

4 класс:  Берегите лес;

               Экология воздуха и воды;

               Экологические катастрофы.

Работа над каждым  проектом включает в себя  следующие этапы:

  1. Вводное занятие. Выбор формы работы над проектом.
  2. Планирование деятельности в процессе выполнения проекта.
  3. Сбор информации. Экскурсии.
  4. Обработка собранного материала.
  5. Презентация проекта (выпуск стенгазеты, портфолио, праздники).
  6. Подведение итогов работы. Рефлексия.

        Данная программа содержит разделы разных предметных областей: основы биологии и экологии животных и растений, основы географии, основы безопасности жизнедеятельности, охраны окружающей среды.

        В целом курс программы ставит перед собой следующие задачи:

- углубление и расширение имеющихся у школьников знаний экологии и знаний о природе;

- формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой природы с человеком, т.е. с самим школьников, как частью природы;

- воспитание экологической культуры, которая поможет обучающимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережёт их от разрушительных для экосистем действий.

        Цели программы:

- воспитание у обучающихся любви к окружающему миру, формирование интереса к окружающему миру;

- формирование у обучающихся экологического сознания посредством знакомства с животным и растительным миром;

- создание условий для формирования эколого-природоохранного мышления у детей;

- формирование у школьников осознания себя частью системы «Человек-природа»;

- развитие познавательных и творческих способностей учащихся;

- воспитание умений и  навыков работы с книгой.

        Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий. Всего на учебный год – 33 часа. Теоретические занятия – это: беседы с использованием иллюстративного материала, плакатов, в том числе, нарисованных самими учащимися; рассказы, в том числе, написанные по тематике учащимися. Практические занятия – наблюдения, игры,  подготовка и проведение экологических праздников; составление учащимися рассказов, сообщений, рисование плакатов, рисунков. Экскурсионная деятельность.

        Проведение занятий предполагается в форме бесед, подготовок к проведению экологических праздников и т.д. Данные методы проведения занятий помогут учащимся легко воспринимать материал, дадут им возможность размышлять и делать свои собственные выводы. Подготовка к экологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности учащихся, выявляют их интересы. Подготовка к праздникам, выпуск стенгазет  включают в себя такой момент, как изготовление костюмов, декораций,  рисование, написание текстов, но, т.к. учащиеся – дети младшего школьного возраста, для них данные  виды деятельности достаточно сложные, в данном случае предполагается вовлечение старшеклассников  и родителей,  так же необходима помощь родителей при создании слайд-шоу и компьютерных презентаций.  При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические рассказы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно доклады, сообщения, готовят экологические праздники, что способствует развитию творческих способностей детей и общему их развитию.

        В программе сочетаются теоретические, практические, экскурсионные занятия с элементами творчества и игры, что помогает в работе с учащимися начальной школы, вызывает у них интерес к предмету. Программа соответствует уровню детей, полученные знания хорошо воспринимаются, усваиваются.

        В программе рассматриваются темы, которые очень актуальны и важны. Это: и полезная информация о здоровом питании, пользе спорта, необходимости соблюдения режима дня, информация об исчезающих видах растений и животных, информация об экологических катастрофах и их последствиях.

        Формы подведения итогов: выступления учащихся с докладами, презентациями, подготовленные и проведённые учащимися экологические праздники.

        Программы экологической направленности, в настоящее время, в основном, разработаны для прохождения  в основной и старшей школе. При составлении данной программы мы ставили целью максимально адаптировать  имеющиеся программы экологической направленности для  изучения экологии детьми,  обучающимися в  начальной школе – в этом заключается новизна программы.  Кроме того, в целях повышения эффективности образовательного процесса была проделана работа по адаптации проектной технологии в работе с учениками младшего школьного возраста в ГОУ СОШ № 433.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

1 КЛАСС

№ п/п

Тема  занятия

Форма работы

Кол-во часов

Растительный мир

1

Вводное занятие. Выбор формы работы над проектом.

Рассказ учителя. Беседа.

1

2

Планирование выполнения проекта.

Беседа. Обсуждение.

1

3

Экскурсия в Измайловский парк. «Осень».

Экскурсия. Рассказ учителя.

2

4

Подбор материала для работы над проектом.

Работа с материалом проекта. Работа с книгами и журналами о растениях.

3

5

Создание и выпуск стенгазеты.

Работа с материалом проекта. Рисование, написание статей. Подбор фотографий.

3

6

Заключительное занятие. Подведение итогов работы.

Беседа, обсуждение.

1

Содержание программы

  1. Вводное занятие. Выбор формы работы над  проектом. На данном занятии учитель предлагает формы проектно-исследовательской работы, рассказывает о направлениях работы, чем и как ребята будут заниматься на занятиях. Так же на  первом занятии следует дать ребятам информацию по теме проекта – рассказать о многообразии растений, о разновидностях растений, о том где и какие растения растут и т.д.
  2.  Планирование выполнения проекта. Обсуждение этапов выполнения проекта.  Постановка конкретных целей и задач перед обучающимися. Разъяснительная работа (что делать, на что обратить внимание во время экскурсии). Следует обучающимся рассказать о том, где они могут найти информацию о растениях, какие книги и журналы прочитать (с помощью родителей), посмотреть.
  3. Экскурсия в Измайловский парк. «Осень».  Сбор информации (фотографии, гербарии и др.) обучающимися для выпуска газеты. Рассказ учителя о природе, явлениях природы, о растениях.
  4. Подбор материала для работы над проектом.  Представление обучающимися отчётов  о проделанной работе (в виде рассказов, фотографий) по результатам экскурсии в Измайловский парк. Первоклассники могут представить отчёт  о проделанной работе в виде рассказа о том или ином растении, воспользовавшись материалами из книг и журналов. Работа с книгами и журналами о растениях для ребят первого класса затруднительна,  в данном вопросе им могут помочь старшеклассники, родители.
  5. Создание и выпуск стенгазеты. Работа с материалами, представленными обучающимися, рисование газеты, написание статей, подбор фотографий. Можно в помощь привлечь к работе над газетой старшеклассников или родителей обучающихся 1-го класса (для написания статей, рисования и др.).
  6. Заключительное занятие. Подведение итогов работы. На данном занятии  учителю следует поинтересоваться у обучающихся, что понравилось/не понравилось на занятиях. Оценка ребятами своей деятельности.

№ п/п

Тема  занятия

Форма работы

Кол-во часов

Лекарственные растения

1

Вводное занятие. Выбор формы работы над проектом. Планирование выполнение проекта.

Рассказ учителя. Беседа.

1

2

Сбор информации  для выполнения проекта.

Беседа. Работа с книгами и журналами.

2

3

Утверждение сценария праздника «Лекарственные растения». Распределение ролей.

Рассказ, беседа.

1

4

Подготовка к проведению праздника «Лекарственные растения».

Заучивание ролей. Репетиции.

3

5

Подготовка к проведению праздника «Лекарственные растения».

Изготовление костюмов.

3

6

Праздник «Лекарственные растения».

Выступление перед обучающимися в начальных классах школы.

1

Содержание программы

  1. Вводное занятие. Выбор формы работы над проектом. Планирование выполнение проекта. На данном занятии учитель предлагает формы проектно-исследовательской работы, рассказывает о направлениях работы, чем и как ребята будут заниматься на занятиях. Так же на  первом занятии следует дать ребятам информацию по теме проекта – рассказать о лекарственных растениях. Обсудить этапы выполнения проекта. Рассказать о конечном результате работы – выступлении перед обучающимися в  начальных классах.  
  2. Сбор информации  для выполнения проекта. Следует вместе с ребятами при помощи библиотекаря школы подобрать необходимую литературу по лекарственным травам. Провести с ребятами разъяснительную  работу по сбору ими необходимой информации.
  3. Утверждение сценария праздника «Лекарственные растения». Распределение ролей. Можно представить ребятам готовый сценарий праздника, или написать совместно с ними новый – но на это уйдёт много времени, поэтому за основу праздника целесообразно взять готовый сценарий. При необходимости дополнить сценарий, подкорректировать. На этом же занятии распределить роли между ребятами, стараясь учитывать их пожелания и возможности.
  4. Подготовка к проведению праздника «Лекарственные растения». Заучивание ролей, репетиции.
  5. Подготовка к проведению праздника «Лекарственные растения». Изготовление костюмов. Так как ребята ещё маленькие и не всё смогут сделать сами, можно привлечь к данной работе родителей и старшеклассников.
  6. Праздник «Лекарственные растения». Выступление перед обучающимися  в начальных классах школы.

№ п/п

Тема  занятия

Форма работы

Кол-во часов

Сохраним зелёный наряд Земли

1

Вводное занятие. Утверждение темы проекта. Выбор формы работы над проектом.

Рассказ учителя. Беседа.

1

2

Планирование выполнение проекта.

Постановка цели и задачи.

Беседа. Рассказ учителя. Показ видеофильмов.

2

3

Сбор информации  для выполнения проекта.

Рассказ, беседа. Работа с книгами и журналами.

2

4

Подбор материала для работы над проектом.

Работа с материалом проекта. Работа с книгами и журналами об исчезающих растениях.

2

5

Создание и выпуск стенгазеты.

Работа с материалом проекта. Рисование, написание статей. Подбор фотографий.

3

6

Заключительное занятие. Подведение итогов работы.

Беседа, обсуждение.

1

Содержание программы

  1. Вводное занятие. Утверждение темы проекта. Выбор формы работы над проектом.  На данном занятии учитель предлагает формы проектно-исследовательской работы, рассказывает о направлениях работы, чем и как ребята будут заниматься на занятиях. Объяснить ребятам, что побудило учителя выбрать данную тему. Обсудить этапы выполнения проекта. Рассказать о конечном результате работы – выпуске стенгазеты.  
  2. Планирование выполнение проекта. Постановка цели и задачи. На   занятиях следует дать ребятам информацию по теме проекта – рассказать об исчезающих растениях, о том, что приводит к исчезновению и истреблению растений. Если это возможно – показать ребятам видеофильмы об исчезнувших или исчезающих растениях. Рассказать о Красной книге.
  3. Сбор информации  для выполнения проекта. Работа с литературой по теме проекта.
  4. Подбор материала для работы над проектом. Работа с материалом проекта. Работа с книгами и журналами об исчезающих растениях.
  5. Создание и выпуск стенгазеты. Работа с материалами, представленными обучающимися, рисование газеты, написание статей, подбор фотографий. Можно в помощь привлечь к работе над газетой старшеклассников или родителей.
  6. Заключительное занятие. Подведение итогов работы. Беседа о проделанной работе.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

2 КЛАСС

№ п/п

Тема  занятия

Форма работы

Кол-во часов

Животный  мир Земли

1

Вводное занятие. Выбор формы работы над проектом.

Рассказ учителя. Беседа.

1

2

Планирование выполнения проекта.

Беседа. Обсуждение.

1

3

Экскурсия в зоопарк.

Экскурсия. Рассказ учителя.

3

4

Подбор материала для работы над проектом.

Работа с материалом проекта. Работа с книгами и журналами о животных.

3

5

Создание и выпуск стенгазеты.

Работа с материалом проекта. Рисование, написание статей. Подбор фотографий.

3

Содержание программы

  1. Вводное занятие. Выбор формы работы над  проектом. На данном занятии учитель предлагает формы проектно-исследовательской работы, рассказывает о направлениях работы, чем и как ребята будут заниматься на занятиях. Так же на  первом занятии следует дать ребятам информацию по теме проекта – рассказать о многообразии и  разновидностях  животных.
  2.  Планирование выполнения проекта. Обсуждение этапов выполнения проекта.  Постановка конкретных целей и задач перед обучающимися. Разъяснительная работа (что делать, на что обратить внимание во время экскурсии). Следует обучающимся рассказать о том, где они могут найти информацию о животных, какие книги и журналы прочитать (самостоятельно или с помощью родителей), посмотреть.
  3. Экскурсия в Зоопарк.  Сбор информации (фотографии и  др.) обучающимися для выпуска газеты. Рассказ учителя о животных, местах их обитания.
  4. Подбор материала для работы над проектом.  Представление обучающимися отчётов  о проделанной работе (в виде рассказов, фотографий) по результатам экскурсии в Зоопарк. Ребята могут представить отчёт  о проделанной работе в виде рассказа о том или ином животном, воспользовавшись материалами из книг и журналов.
  5. Создание и выпуск стенгазеты. Работа с материалами, представленными обучающимися, рисование газеты, написание статей, подбор фотографий. Можно в помощь привлечь к работе над газетой старшеклассников или родителей обучающихся (для написания статей, рисования и др.).

№ п/п

Тема  занятия

Форма работы

Кол-во часов

Животный  мир Подводного царства

1

Вводное занятие. Выбор формы работы над проектом.

Рассказ учителя. Беседа.

1

2

Планирование выполнения проекта.

Беседа. Обсуждение.

1

3

Экскурсия в Дарвиновский музей.

Экскурсия. Рассказ экскурсовода, учителя.

2

4

Подбор материала для работы над проектом.

Работа с материалом проекта. Работа с книгами и журналами о подводном мире и животных.

3

5

Создание и выпуск стенгазеты.

Работа с материалом проекта. Рисование, написание статей. Подбор фотографий.

3

Беседа, обсуждение.

1

6

Заключительное занятие. Подведение итогов  работы.

Содержание программы

  1. Вводное занятие. Выбор формы работы над  проектом. На данном занятии учитель предлагает формы проектно-исследовательской работы, рассказывает о направлениях работы, чем и как ребята будут заниматься на занятиях. Так же на  первом занятии следует дать ребятам информацию по теме проекта – рассказать о многообразии и  разновидностях  животных подводного мира.
  2.  Планирование выполнения проекта. Обсуждение этапов выполнения проекта.  Постановка конкретных целей и задач перед обучающимися. Разъяснительная работа (что делать, на что обратить внимание во время экскурсии). Следует обучающимся рассказать о том, где они могут найти информацию о животных подводного мира, какие книги и журналы прочитать (самостоятельно или с помощью родителей), посмотреть.
  3. Экскурсия в Дарвиновский музей.  Сбор информации (фотографии и  др.) обучающимися для выпуска газеты. Рассказ учителя о подводных  животных.
  4. Подбор материала для работы над проектом.  Представление обучающимися отчётов  о проделанной работе (в виде рассказов, фотографий) по результатам экскурсии в Дарвиновский музей. Ребята могут представить отчёт  о проделанной работе в виде рассказа о том или ином животном, воспользовавшись материалами из книг и журналов.
  5. Создание и выпуск стенгазеты. Работа с материалами, представленными обучающимися, рисование газеты, написание статей, подбор фотографий. Можно в помощь привлечь к работе над газетой старшеклассников или родителей обучающихся (для написания статей, рисования и др.).
  6. Заключительное занятие. Подведение итогов  работы.  Беседа о проделанной работе.

№ п/п

Тема  занятия

Форма работы

Кол-во часов

Охрана животных

1

Вводное занятие. Утверждение темы проекта. Выбор формы работы над проектом.

Рассказ учителя. Беседа.

1

2

Планирование выполнение проекта.

Постановка цели и задачи.

Беседа. Рассказ учителя. Показ видеофильмов.

2

3

Сбор информации  для выполнения проекта.

Рассказ, беседа. Работа с книгами и журналами.

2

4

Подбор материала для работы над проектом.

Работа с материалом проекта. Работа с книгами и журналами об исчезающих и исчезнувших животных.

2

5

Создание и выпуск стенгазеты.

Работа с материалом проекта. Рисование, написание статей. Подбор фотографий.

3

6

Заключительное занятие. Подведение итогов работы.

Беседа, обсуждение.

1

Содержание программы

  1. Вводное занятие. Утверждение темы проекта. Выбор формы работы над проектом.  На данном занятии учитель предлагает формы проектно-исследовательской работы, рассказывает о направлениях работы, чем и как ребята будут заниматься на занятиях. Объяснить ребятам, что побудило учителя выбрать данную тему. Обсудить этапы выполнения проекта. Рассказать о конечном результате работы – выпуске стенгазеты.  
  2. Планирование выполнение проекта. Постановка цели и задачи. На   занятиях следует дать ребятам информацию по теме проекта – рассказать об исчезающих и исчезнувших  животных, о том, что приводит к исчезновению и истреблению животных. Если это возможно – показать ребятам видеофильмы об исчезнувших или исчезающих животных. Рассказать о Красной книге.
  3. Сбор информации  для выполнения проекта. Работа с литературой по теме проекта.
  4. Подбор материала для работы над проектом. Работа с материалом проекта. Работа с книгами и журналами об исчезающих животных.
  5. Создание и выпуск стенгазеты. Работа с материалами, представленными обучающимися, рисование газеты, написание статей, подбор фотографий. Можно в помощь привлечь к работе над газетой старшеклассников или родителей.
  6. Заключительное занятие. Подведение итогов работы. Беседа о проделанной работе.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

3  КЛАСС

№ п/п

Тема  занятия

Форма работы

Кол-во часов

Здоровое питание

1

Вводное занятие. Выбор формы работы над проектом. Планирование выполнение проекта.

Рассказ учителя. Беседа.

1

2

Сбор информации  для выполнения проекта.

Беседа. Работа с книгами и журналами.

2

3

Утверждение сценария праздника «Здоровое питание». Распределение ролей.

Рассказ, беседа.

1

4

Подготовка к проведению праздника «Здоровое питание».

Заучивание ролей. Репетиции.

3

5

Подготовка к проведению праздника «Здоровое питание».

Изготовление костюмов.

3

6

Праздник «Здоровое питание».

Выступление перед обучающимися в начальных классах школы.

1

Содержание программы

  1. Вводное занятие. Выбор формы работы над проектом. Планирование выполнение проекта. На данном занятии учитель предлагает формы проектно-исследовательской работы, рассказывает о направлениях работы, чем и как ребята будут заниматься на занятиях. Так же на  первом занятии следует дать ребятам информацию по теме проекта – рассказать о полезных продуктах и здоровом питании. Обсудить этапы выполнения проекта. Рассказать о конечном результате работы – выступлении перед обучающимися в  начальных классах.  
  2. Сбор информации  для выполнения проекта. Следует вместе с ребятами при помощи библиотекаря школы подобрать необходимую литературу по полезным продуктам. Провести с ребятами разъяснительную  работу по сбору ими необходимой информации.
  3. Утверждение сценария праздника «Здоровое питание». Распределение ролей. Можно представить ребятам готовый сценарий праздника, или написать совместно с ними новый – но на это уйдёт много времени, поэтому за основу праздника целесообразно взять готовый сценарий. При необходимости дополнить сценарий, подкорректировать. На этом же занятии распределить роли между ребятами, стараясь учитывать их пожелания и возможности.
  4. Подготовка к проведению праздника «Здоровое питание». Заучивание ролей, репетиции.
  5. Подготовка к проведению праздника «Здоровое питание». Изготовление костюмов.  Можно привлечь к данной работе родителей и старшеклассников.
  6. Праздник «Здоровое питание». Выступление перед обучающимися  в начальных классах школы.

№ п/п

Тема  занятия

Форма работы

Кол-во часов

Соблюдение режима дня

1

Вводное занятие. Утверждение темы проекта. Выбор формы работы над проектом.

Рассказ учителя. Беседа.

1

2

Планирование выполнение проекта.

Постановка цели и задачи.

Беседа. Рассказ учителя.

1

3

Сбор информации  для выполнения проекта.

Рассказ, беседа. Работа с книгами и журналами. Проведение анкетирования учащихся. Обработка полученной информации.

4

4

Подбор материала для работы над проектом.

Работа с материалом проекта. Работа с книгами и журналами.

2

5

Создание и выпуск стенгазеты.

Работа с материалом проекта. Рисование, написание статей. Подбор рисунков и фотографий.

3

Содержание программы

  1. Вводное занятие. Утверждение темы проекта. Выбор формы работы над проектом.  На данном занятии учитель предлагает формы проектно-исследовательской работы, рассказывает о направлениях работы, чем и как ребята будут заниматься на занятиях. Обсудить этапы выполнения проекта. Рассказать о конечном результате работы – выпуске стенгазеты.  
  2. Планирование выполнение проекта. Постановка цели и задачи. На   занятиях следует дать ребятам информацию по теме проекта – рассказать о необходимости соблюдения режима дня.
  3. Сбор информации  для выполнения проекта. Работа с литературой по теме проекта.  Проведение анкетирования  обучающихся начальной школы с целью получения информации  о соблюдении ими режима дня.  Обработка полученной информации для дальнейшего помещения материала в газете.
  4. Подбор материала для работы над проектом. Работа с материалом проекта. Работа с книгами и журналами.
  5. Создание и выпуск стенгазеты. Работа с материалами, представленными обучающимися, рисование газеты, написание статей, подбор фотографий. Можно в помощь привлечь к работе над газетой старшеклассников или родителей.
  6. Заключительное занятие. Подведение итогов работы. Беседа о проделанной работе.

№ п/п

Тема  занятия

Форма работы

Кол-во часов

Физическая культура и спорт

1

Вводное занятие. Выбор формы работы над проектом. Планирование выполнение проекта.

Рассказ учителя. Беседа.

1

2

Сбор информации  для выполнения проекта.

Беседа. Работа с книгами и журналами.

2

3

Составление  сценария Спортивного праздника. Распределение ролей.

Рассказ, беседа.

2

4

Подготовка к проведению Спортивного праздника

Заучивание ролей. Репетиции.

2

5

Подготовка к проведению Спортивного  праздника

Подготовка зала, инвентаря.

1

6

Спортивный праздник

Проведение праздника.

2

7

Заключительное занятие.

Выступление обучающихся с докладами.

1

Содержание программы

  1. Вводное занятие. Выбор формы работы над проектом. Планирование выполнение проекта. На данном занятии учитель предлагает формы проектно-исследовательской работы, рассказывает о направлениях работы, чем и как ребята будут заниматься на занятиях. Так же на  первом занятии следует дать ребятам информацию по теме проекта – рассказать о пользе занятий спортом. Обсудить этапы выполнения проекта. Рассказать о конечном результате работы – проведении Спортивного праздника с участием  обучающихся в  начальных классах.  
  2. Сбор информации  для выполнения проекта. Следует вместе с ребятами при помощи библиотекаря школы подобрать необходимую литературу.  Провести с ребятами разъяснительную  работу по сбору ими необходимой информации.
  3. Составление  сценария Спортивного  праздника. Распределение ролей. Совместно с учителем физкультуры составить сценарий.  На этом же занятии распределить роли между ребятами, стараясь учитывать их пожелания и возможности.
  4. Подготовка к проведению Спортивного праздника. Заучивание ролей, репетиции.
  5. Подготовка к проведению Спортивного  праздника. Подготовка зала, необходимого инвентаря.  Можно в помощь привлечь к данной работе родителей и старшеклассников.
  6. Спортивный праздник. Проведение спортивного праздника с участием обучающихся в начальной школе. Соревнование команд, классов и др.
  7. Заключительное занятие. Выступление ребят третьего класса с  подготовленными докладами о пользе занятий спортом  перед обучающимися в первом классе.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

4  КЛАСС

№ п/п

Тема  занятия

Форма работы

Кол-во часов

Берегите лес!  Экология леса

1

Вводное занятие. Выбор формы работы над проектом. Планирование выполнение проекта.

Рассказ учителя. Беседа.

1

2

Сбор информации  для выполнения проекта.

Беседа. Работа с книгами и журналами. Просмотр видеофильмов.

2

3

Утверждение сценария праздника «Береги лес!». Распределение ролей.

Рассказ, беседа.

1

4

Подготовка к проведению праздника «Береги лес!».

Заучивание ролей. Репетиции.

3

5

Подготовка к проведению праздника «Береги лес!».

Изготовление костюмов.

3

6

Праздник «Береги лес!».

Выступление перед обучающимися в начальных классах школы.

1

Содержание программы

  1. Вводное занятие. Выбор формы работы над проектом. Планирование выполнение проекта. На данном занятии учитель предлагает формы проектно-исследовательской работы, рассказывает о направлениях работы, чем и как ребята будут заниматься на занятиях. Так же на  первом занятии следует дать ребятам информацию по теме проекта – рассказать о проблемах леса.  Обсудить этапы выполнения проекта. Рассказать о конечном результате работы – выступлении перед обучающимися в  начальных классах.  
  2. Сбор информации  для выполнения проекта. Следует вместе с ребятами при помощи библиотекаря школы подобрать необходимую литературу по экологии леса. Провести с ребятами разъяснительную  работу по сбору ими необходимой информации. Показ видеофильмов.
  3. Утверждение сценария праздника «Береги лес!». Распределение ролей. Можно представить ребятам готовый сценарий праздника, или написать совместно с ними новый – но на это уйдёт много времени, поэтому за основу праздника целесообразно взять готовый сценарий. При необходимости дополнить сценарий, подкорректировать. На этом же занятии распределить роли между ребятами, стараясь учитывать их пожелания и возможности.
  4. Подготовка к проведению праздника «Береги лес!». Заучивание ролей, репетиции.
  5. Подготовка к проведению праздника «Береги лес!». Изготовление костюмов.  Можно привлечь к данной работе родителей и старшеклассников.
  6. Праздник «Береги лес!». Выступление перед обучающимися  в начальных классах школы.

№ п/п

Тема  занятия

Форма работы

Кол-во часов

Экология воздуха и воды

1

Вводное занятие. Утверждение темы проекта. Выбор формы работы над проектом.

Рассказ учителя. Беседа.

1

2

Планирование выполнение проекта.

Постановка цели и задачи.

Беседа. Рассказ учителя. Показ видеофильмов.

2

3

Сбор информации  для выполнения проекта.

Рассказ, беседа. Работа с книгами и журналами.

2

4

Подбор материала для работы над проектом.

Работа с материалом проекта. Работа с книгами и журналами.

2

5

Создание и выпуск стенгазеты.

Работа с материалом проекта. Рисование, написание статей. Подбор фотографий.

3

6

Заключительное занятие. Подведение итогов работы.

Беседа, обсуждение.

1

Содержание программы

  1. Вводное занятие. Утверждение темы проекта. Выбор формы работы над проектом.  На данном занятии учитель предлагает формы проектно-исследовательской работы, рассказывает о направлениях работы, чем и как ребята будут заниматься на занятиях. Объяснить ребятам, что побудило учителя выбрать данную тему. Обсудить этапы выполнения проекта. Рассказать о конечном результате работы – выпуске стенгазеты.  
  2. Планирование выполнение проекта. Постановка цели и задачи. На   занятиях следует дать ребятам информацию по теме проекта – рассказать об экологии. Если это возможно – показать ребятам видеофильмы.
  3. Сбор информации  для выполнения проекта. Работа с литературой по теме проекта.
  4. Подбор материала для работы над проектом. Работа с материалом проекта. Работа с книгами и журналами. Подбор статей, фотографий и др.
  5. Создание и выпуск стенгазеты. Работа с материалами, представленными обучающимися, рисование газеты, написание статей. Можно в помощь привлечь к работе над газетой старшеклассников или родителей.
  6. Заключительное занятие. Подведение итогов работы. Беседа о проделанной работе.

№ п/п

Тема  занятия

Форма работы

Кол-во часов

Экологические катастрофы

1

Вводное занятие. Утверждение темы проекта. Выбор формы работы над проектом.

Рассказ учителя. Беседа.

1

2

Планирование выполнение проекта.

Постановка цели и задачи.

Беседа. Рассказ учителя. Показ видеофильмов.

2

3

Сбор информации  для выполнения проекта.

Рассказ, беседа. Работа с книгами и журналами.

2

4

Подбор материала для работы над проектом.

Работа с материалом проекта. Работа с книгами и журналами.

2

5

Написание докладов по теме.

Работа с материалом проекта. Подбор фотографий.

2

6

Выступление с докладами.

Выступление с докладами перед обучающимися в начальной школе.

2

Содержание программы

  1. Вводное занятие. Утверждение темы проекта. Выбор формы работы над проектом.  На данном занятии учитель предлагает формы проектно-исследовательской работы, рассказывает о направлениях работы, чем и как ребята будут заниматься на занятиях. Объяснить ребятам, что побудило учителя выбрать данную тему. Обсудить этапы выполнения проекта. Рассказать о конечном результате работы – выступлении с докладами перед обучающимися в начальной школе.  
  2. Планирование выполнение проекта. Постановка цели и задачи. На   занятиях следует дать ребятам информацию по теме проекта – рассказать об экологических катастрофах, их последствиях. Если это возможно – показать ребятам видеофильмы.
  3. Сбор информации  для выполнения проекта. Подбор с помощью библиотекаря литературы по теме.  Работа с литературой по теме проекта.
  4. Подбор материала для работы над проектом. Работа с материалом проекта. Работа с книгами и журналами. Подбор статей, фотографий и др.
  5. Написание докладов. Работа с материалами, представленными обучающимися, подбор фотографий.  Можно в помощь привлечь к работе над газетой старшеклассников или родителей для создания слайд-шоу или компьютерных презентаций.
  6. Выступление с докладами. 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  И РЕКОМЕНДУЕМОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.
  2. Гурье Д. Мир живой природы. Лес. – М.: Планета детства, издательство Астрель, АСТ, 2000.
  3. Курс лекций по экологическому образованию младших школьников. Преподаватель МПГУ кафедры  естественных дисциплин и методики их преподавания в начальной школе, к.б.н., доцент Е.Н. Степанян.
  4. Митчелл П. 101 ключевая идея: ЭКОЛОГИЯ. – М.: ГРАНД, 2001.
  5. Научно-методический журнал «Экологическое образование».
  6. Плешаков А.А. Зелёные страницы. – М.: Просвещение, 2002.
  7. Плешаков А.А. От земли до неба. – М.: Просвещение, 2008.
  8. Прядко К.А. Понятия и определения. Экология. – С.-П.: ЛИТЕРА, 2006.
  9. Хван Т.А., Хван П.А. Экология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  10. Энциклопедия  для  детей ЭКОЛОГИЯ. Под ред. В. Володина. – М.: Аванта +, 2004.
  11. Ягодин Г.А,. Аргунова М.В, Моргун Д.В., Плюснина Т.А.  Методическое пособие для учителя по курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие». – М.: Центр «Школьная книга, 2008.

Авторская работа

учителя начальных классов

ГОУ СОШ № 433 ВОУО ДО

Р.Ф. Гимодиевой

Сценарий праздника – презентации

ЗДОРОВОЕ  ПИТАНИЕ

К программе

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ

(для  начальных классов общеобразовательных школ)

        

                                                                                

Москва 2010 г.

Здоровое питание

Сценарий праздника

        Оформление: на стенах плакаты о здоровом питании, витаминах, правилах поведения за столом. На сцене – стол, на столе кастрюля, тарелки. Банка с водой, луковица.

        Действующие лица:

Мама

Дочка

Сын

Микробы

Морковь

Помидор

Молоко

Зелёный лук

Репчатый лук

Яблоко

                Действие 1

На сцене МАМА, стоит у стола. Вбегают СЫН и ДОЧЬ.

МАМА  Ой, какие вы румяные с мороза! А руки вы помыли?

СЫН и ДОЧЬ   А зачем? Мы ничего грязного в руки не брали.

МАМА   Обязательно, придя домой, надо мыть руки, вы не видите, но на ваших руках такое количество микробов!!!

        На сцену выбегают «микробы» (музыка к песне разбойников из «Бременских музыкантов»)

МИКРОБЫ   Говорят, мы – бяки, буки,

                     И мешаем людям жить,

                     Что же делать нам от скуки,

                     Ах, кого бы заразить?

Ой, ля-ля, ой, ля-ля, ах, кого бы заразить?!

Ой, ля-ля, ой, ля-ля, у-ха!

        Поджидаем свои жертвы

        Мы повсюду и всегда,

        И советуем ребятам:

        Рук не мойте никогда!!!

Ой, ля-ля, ой, ля-ля, рук не мойте никогда!

Ой, ля-ля, ой, ля-ля, у-ха!

                     Через ваши руки, ногти

                     В организм, к вам попадём,

                     Разболится ваш животик,

                     Мы со смеху  упадём!

 Ой, ля-ля, ой, ля-ля, мы со смеху упадём!

Ой, ля-ля, ой, ля-ля, у-ха!

        СЫН И ДОЧЬ с криками убегают мыть руки.

                Действие 2 /там же/

        СЫН и ДОЧЬ вбегают с вытянутыми «чистыми»  руками. 

МАМА   Хорошо помыли руки? С мылом?

ДОЧЬ  Хорошо. Мы такие голодные!

СЫН   Мы очень хотим есть! Сейчас возьмём из холодильника колбасу, сделаем побольше бутербродов и запьём газировкой!

МАМА Нет, друзья. Лучше всего сейчас съесть горячий суп, а на второе я приготовила вкусное овощное рагу. Вы потратили много сил и должны хорошо пообедать.

СЫН   Какая разница, что есть? Главное – не чувствовать голода!

МАМА   А ты думаешь, мы едим, чтобы не быть голодными?

СЫН и ДОЧЬ   Конечно!

МАМА  Чувство голода напоминает нам о том, что пора есть.  А еда необходима нашему организму для жизни, как и всему живому. А вам ещё нужно расти и быть здоровыми.  Вот почему важно не есть всё подряд, чтобы утолить голод. Лучше есть полезные продукты.

СЫН  А  как узнать, какие продукты полезны?

ДОЧЬ  Наверное, полезные продукты – это самые любимые и сладкие?

МАМА  Полезные продукты нужны человеку каждый день. В них есть вещества, без которых человек не может расти и быть здоровым!

        На сцену выбегают «полезные продукты».

МОРКОВЬ Во мне много витаминов,

                  Разных бета каротинов,

                  Помогаю я костям, и ногтям, и волосам,

                  Дёсны, зубы укрепляю, так же кожу сохраняю.

ЛУК  Я – дед, во сто шуб одет,

         Кто меня раздевает,

         Тот слёзы проливает,

         Только плакать ни к чему –

         Витамины я даю!

         Помогаю не болеть,

         Не толстеть и не бледнеть!

ЗЕЛЁНЫЙ ЛУК   Чтобы кожа не старела,

                            Не увяла красота,

                            Чтоб учиться, не лениться,

                            Аппетита не лишиться,

                            Подружитесь вы со мной,

                            Я – зелёный лук, не злой.

МОЛОКО  Знают взрослые и дети

                  О здоровье и диете,

                  Чтобы сердце не шалило,

                  Чтоб зрение не подводило,

                  Вам поможет молоко,

                  Очень ценное оно!

ЯБЛОКО   Я – яблоко румяное,

                 Полезное для всех,

                Если вдруг вы утомились,

Или сильно простудились,

Значит, просто, вы забылись,

Яблоко съесть не потрудились.

ПОМИДОРЫ   Если хочешь быть здоровым,

                        Молодым, не бестолковым,

                        Энергичным и весёлым –

                        Ешь побольше помидоров.

СЫН и ДОЧЬ   Ой, как здорово! Оказывается, в них так много витаминов и они так полезны!  Надо нам всегда есть овощи и фрукты, пить молоко и кефир, есть творог, рыбу и хлеб!

СЫН   А я люблю зелёный лук! И знаю, что его можно вырастить самому дома, но не знаю, как?

МАМА   Весной мы, конечно, не можем вырастить зелёный лук на даче, а вот дома это можно сделать так: надо взять банку с водой или горшочек с землёй и посадить луковицу.

МАМА  Полезных продуктов очень много, мы перечислили, далеко, не все. Обращается к залу: ребята, какие полезные продукты вы ещё знаете? Ответы детей. Хорошо, молодцы!

СЫН и ДОЧЬ поют песенку (музыка к песне «Из чего сделаны наши мальчишки….»)

        Для чего же, для чего же, для чего же

Нам нужны витамины?

Для здоровья и для роста,

Чтобы взрослыми стать хоть немножко

Нам нужны витамины, нам нужны витамины.

        Из чего же, из чего же, из чего же

        Нам получать витамины?

        Кушать чаще овощи-фрукты,

        Не забывать про морепродукты,

        И про морепродукты.

На сцене все действующие лица. Поют песню «Хозяйка однажды с базара пришла…..»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры школьников через проектно-исследовательскую деятельность.

Формирование экологической культуры школьников через проектно-исследовательскую деятельность.Чтение и письмо отнюдь не составляет образования,если они не помогают людям быть добрее ко всем тваря...

Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС

Описание  планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Статья об использовании проектно-исследовательской деятельности, являющейся средством оптимизации учебно-воспитательного процесса младших школьников в рамках экологического воспитания на уроках окружа...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Повышение эффективности образовательного процесса - одна из актуальных проблем современного образования. Основная трудность для учащихся - самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэ...

Выступление "Формирование экологической культуры младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность"Из опыта работы.

Выступление на КМО по преемственности детский сад-начальная школа. Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время....

Реализация проектно-исследовательской деятельности в начальном звене: ЭКО-проект " Экологическая тропа"

Предлагаемый  эко-проект: "Экологическая тропа" отражаетосновные цели и задачи экологического образования.Образовательной задачей является формированиев детях начального звена осн...

Статья. Семинар в школе 446 «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся, в социально-значимых экологических проектах» Автор Платунова М.А.

Статья. Семинар в школе 446 «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся, в социально-значимых экологических проектах» Автор Платунова М.А....