Реализация коммуникативной компетенции в практике работы учителя.
учебно-методический материал на тему

Афанасьева Ольга Витальевна

Из опыта работы. Практическая реализация средств формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Реализация коммуникативной компетенции в практике работы учителя.

   Проблема формирования и развития коммуникативной компетентности учащихся – одна из самых ключевых проблем анализа результативности работы учителя и школы.

     Сегодня ни для кого не секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде письменного тестирования, неоправданно мало времени отводила на развитие коммуникативной компетенции.

     Анализ работы учителей по вопросу формирования компетентности  показал, что учащиеся, проходящие период адаптации в учебных заведениях нового типа, часто имеют низкие учебные достижения. В большинстве случаев это связано с тем, что учителя не только слабо учитывают возрастные особенности учащихся, но и мало внимания уделяют преодолению дефицита общения, не всегда используют учебные задания, способствующие учебной коммуникации.

    Таким образом, я преследую цель не только побудить к дискуссии заинтересованных лиц по чрезвычайно острой теме, но и поделиться позитивным опытом, полученным экспериментальным путем, в решении взаимосвязи развития психики ребенка в младшем школьном возрасте.

     Я считаю, что перспективной для решения вышеназванных проблем является теоретическая платформа, в рамках которой ядром основным звеном психологической готовности выступает готовность, предполагающая определенный уровень коммуникативного развития ребенка в сфере взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, т.к. это влияет на учебную успешность. Если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом сильную тревогу, его ответ будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно ниже. Полученный же негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность. И, напротив, если он легко находит общий язык с одноклассниками. То испытывает большой психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией.

      Учитывая важность коммуникативного развития детей к школьному учению, мною было предпринято изучение формирования коммуникативной деятельности как одного из условий развития у ребенка общей готовности к учению.

    Передо мной стояла цель – развивать позитивное отношение ребенка к самому себе через развитие понимания самого себя, самопринятия и самоуважения, а также доброжелательное отношение к другим людям через расширенное понимание их. Это облегчает вступление в общение, обеспечивает благоприятный психологический климат в классе, облегчает адаптацию в нем.

     Начиная свою работу по этой теме, была использована апробированная анкета о речевом участии школьника на уроке. В анкетировании приняли участие ученики 1-4 классов, обучающие по системе Л.В.Занкова.

 (Приложение 1).

    Анализ работы показал, что в основном учащиеся первого класса указали на то, что в области общения у них возникают  небольшие проблемы и страхи, а также затрудняются свободно говорить перед классом, делать сообщения, ждать возможности высказать свое мнение, считаться с мнением своих одноклассников.

     Но диагностическая карта показывает, что с каждым годом учащиеся испытывают все меньше и меньше затруднений в общении. И не потому, что разные дети и разные учителя. Это связано с тем, что каждый учитель, работающий по системе Л.В.Занкова, основной целью ставит – достижения максимального развития каждого школьника, не пытается «усреднить», а поддерживает особые качества восприятия, мышления и, конечно, коммуникации школьника. Основным видом деятельности на уроке является общение детей друг с другом, детей с учителем.

    Этого не всегда легко достичь, сначала больше говоришь сам. Потом учишь детей  рассуждать, уточнять, дополнять друг друга, а значит, учишься у товарища, слушать и слышать его. При таком общении глаза все больше смотрят не в сторону учителя, а в сторону отвечающего. Иногда согласиться с ним, иногда дополнить. Несогласие учишь высказывать культурно, корректно.

     Занковские дети учатся друг у друга, развивая речь, мышление. Здесь нет насмешек, дети не боятся ошибаться, здесь доверие и тепло, дружба и искренность. Но работать в этом направлении нужно еще больше.

     Таким образом, главными задачами на сегодняшний день необходимо ставить перед собой:

      - помочь учащимся логично и связно строить речевое высказывание;

      - учить их слушать себя и других;

       - помочь построить монологическое высказывание, диалог и участвовать в

          диспуте, споре, дебатных играх;

       - преодолевать неуверенность в себе при подготовке к выступлению;

       - учить считаться с мнением других;

       - отстаивать свои убеждения;

    Ведь именно эти проблемы мешают большинству учащимся показать уровень своих знаний. И для решения этих задач нужна тренировка общения в ходе учебных занятий.

     Учитель, который поставил перед собой задачу развития коммуникативных умений учащихся, должен хорошо представить себе, какие основные действия учебной коммуникации могут использоваться на уроке и во внеклассной работе.

                   Основные формы учебной коммуникации.

Формы коммуникативных действий.

Формы развития исследовательских

                        действий.

1.Слушание и обсуждение изучаемого

   материала.

2. Беседа в группах.

3. Викторина, игра в вопросы и ответы.

4. Пересказ по плану.

5. Свободный пересказ.

6. Презентация сообщений.

7. Ролевая игра, театрализация.

8. Дебаты «за-против».

1. Практикумы.

2. Экскурсии.

3. Интервью и опросы.

4. Проекты.

5. Посещение музеев, памятных мест.

6. Использование материалов

    библиотеки.

    Материалы приведенной таблицы свидетельствуют о том, что возможности урока, способствующие развитию коммуникативной культуры школьника, огромны.

     Такие формы работы полезны всем, кто хочет быть активным и иметь собственное мнение, стремиться к самовыражению на словах и на деле.

      Способствовать этому может поэтапная работа развития школьной коммуникации, т.к. коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, а формируется.

1 этап. На первом этапе под руководством учителя отрабатываются следующие умения:

       - готовность учащихся участвовать в диалоге;

       - отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ;

       - задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой;

       - комментировать вопросы и ответы;

       - делать сообщения;

       - рассказывать логично и последовательно;

2 этап. На втором этапе учащиеся приобретают следующие умения:

       - простота и четкость речевого высказывания;

       - обработка умения сделать свое высказывание понятным каждому человеку;

       - умение вступать в диалог с собеседником;

3 этап. На третьем этапе отрабатываются умения коммуникативного сотрудничества:

        - умение вести беседу в паре;

        - умение поддерживать беседу;

        - умение вести конструктивный диалог;

        - умение участвовать в играх и турнирах;

      Еще очень важный момент. Мы знаем, что речь как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия на собеседника. Говорим голосом, беседуем всем телом: таким образом коммуникативный процесс оказывается неполным, если мы не учитываем систему знаков: что включает в себя жесты, мимику, пантомимику. Глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова, а мимические выражения несут более 70% информации. Паузы, темп речи- все эти дополнения увеличивают значение информации.

     Не случайно наблюдение  за коммуникативным поведением других людей рекомендуется в качестве эффективного способа повышения собственной компетентности.

     Важный момент формирования коммуникативных навыков является мысленное проигрывание своего поведения в различных ситуациях. Человек овладевает внутренними средствами регуляции коммуникативных действий, наблюдая за поведением других людей, проигрывая в воображении возможные ситуации.

      Решая вопросы повышения коммуникативного потенциала личности, необходимо использовать весь арсенал имеющихся средств. А этому необходимо учить учиться друг у друга, т.к. ребенок, и даже взрослый, не задумывается о самой форме этого процесса и может познавать его на протяжении всей жизни. Здесь важно умение педагога правильное распределение на уроке оптимальное число обучаемых. Группы следует комплектовать с учетом индивидуальных способностей детей. Каждому ребенку должна быть представлена возможность что-либо сделать, сказать и быть услышанным и понятым. Проведение изанятий возможно уже в первом классе, потому что в таком случае лучше обеспечивается благоприятная психологическая адаптация в школе.

     За основу вышесказанного предлагаю взять актуальную современную игру «Дебаты». «Дебаты» - это игра двух команд. По жребию определяется утверждающая и отрицающая команда. Основываясь на материалах исследований, одна из команд утверждает, что проблема может быть решена следующим образом и приводит соответствующие доводы. Другая команда слушает и находит у оппонентов слабые места и пытается привести доводы в противовес сказанному ранее.

      Игра учит слушать и слышать, учитывать различные точки зрения, видеть сильные  и слабые стороны, принимать взвешенные решения. Таким образом усваиваются много умений и навыков, которые нужны в общении, а самое главное учить мыслить раскованно, ярко, нестандартно, творчески.

      Особый интерес вызывает у детей проведение всевозможных тренингов. Особенностью этой работы является стремление к самостоятельности участников. В ходе тренинга участники включаются в совершенно для них другую сферу социального опыта, благодаря которой узнают, как воспринимаются другими членами группы, а также развивают у учащихся умение представлять себя, давать о себе необходимую информацию, формируют культуру безбоязненного общения с одноклассниками и посторонними людьми.

(Приложение 2).

     Если педагог, осознавая проблему, начинает , средствами своего урока и внеклассными занятиями, помогать учащимся преодолевать проблемы в общении, с течением времени у них формируется коммуникативная компетентность. Коммуникативная компетентность не возникает на пустом месте, она, действительно формируется, и мы должны своим ученикам в этом помочь.

Список использованной литературы.

  1. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе: Игровые упражнения.-М.5-а знания,2005.-192с.
  2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников .-Самара: Изд. «Учебная литература»: Изд. дом «Федоров», 2007.-208с.
  3. Соколова Т.Е. Информационно-аналитические умения. Система индивидуального мониторинга.- Самара: Изд. «Учебная литература»: Изд. дом «Федоров», 2008.- 96с.

   

 

Уважаемый участник анкеты!

    Размышляя о своем речевом участии на уроке по данному предмету, ты пони маешь, что сто-то дается легко, а что-то с трудом.

     В настоящей анкете ты можешь запечатлеть свой опыт. Напротив предложений поставь знак «+» или «-« либо в колонке «скорее тяжело», либо в колонке «скорее легко», в зависимости от того, насколько ты считаешь данное высказывание по отношению к себе правильным.

     Отвечай честно и откровенно. Помни: трудности могут быть у каждого, и у твоих одноклассников тоже, потому что это – нормальное явление. Определив трудности, гораздо легче их преодолевать.

           Коммуникативные умения

  Скорее легко

    Скорее тяжело.

                  Сделать это мне …..

1.Излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждений.

2. Говорить перед классом.

3.Сделать сообщение на основе опорного материала или ключевых слов.

4.Отвечать у доски.

5.Рассказать учителю о своей неуверенности в выполнении учебного задания.

6.Увлечь одноклассников своим ответом.

7.Учитывать мнение одноклассников в ходе дискуссии.

8.При ответе смотреть на одноклассников, а не на учителя.

9.Считаться с мнением других.

10.Во время дискуссии  терпеливо ждать возможности ответить.

11.Сообща работать в группах.

12.Вести корректно дискуссию или беседу во время работы в группе.

13.Внимательно слушать своих одноклассников.

   

               Тренинг для развития коммуникативной компетентности. 

                                   

 Цель: познакомить учащихся друг с другом.

Подготовка: Каждому члену группы дается карандаши и бумага. Участники получают следующую инструкцию:

  - напишите в столбик цифры от 1 до 10 и десять раз ответьте на вопрос «кто я», используйте характеристики, черты, интересы и чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения «я».

  - после того как закончите составлять перечень, дайте прочитать друг другу; не стесняйтесь комментировать перечни других участников.

В качестве варианта каждый член группы может громко прочесть свой перечень остальной группе.

               

         

Цель: повышение ответственности за собственные мысли, чувства и действия.

Процедура:                                                                                                                          - Сядьте лицом к лицу с партнером и, глядя ему в глаза, скажите три фразы, начиная каждую словами «я должен». Теперь вернитесь к своим фразам и замените в них слова «я должен» словами «я предпочитаю», сохранив неизмененными остальные части. Затем выслушайте измененные фразы в утверждениях партнера. Поделитесь своими переживаниями.

 - По очереди с партнером скажите три фразы, начинающие словами «я не могу». И затем замените в них «я не могу» словами «я не хочу». Поделитесь с партнером своим опытом и посмотрите, можете ли вы почувствовать свою способность отказаться.

 - Наконец, по очереди скажите три фразы, начинающиеся словами «я боюсь, что», и затем поменяйте «я боюсь, что» на «я хотел(а) бы, оставляя остальные части фраз без изменений.

 - Изменяя свой язык, вы можете сделать шаг к повышению ответственности за собственные мысли, чувства и действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных УУД в практике современного учителя

Статья содержит практические советы по формированию коммуникативных УУД...

Развитие мыслительной деятельности младших школьников в практике работы учителя в условиях реализации ФГОС.

Статья по  развитию мыслительной деятельности младших школьников в практике работы учителя в условиях реализации ФГОС....

Развитие мыслительной деятельности младших школьников в практике работы учителя в условиях реализации ФГОС.

Статья по развитию мыслительной деятельности младших школьников в практике работы учителя в условиях реализации ФГОС....

Статья "Современные образовательные технологии как основные компоненты и способы реализации коммуникативной компетенции обучающихся на уроках русского языка и чтения"

В статье описывается практическое применение современных образовательных технологий как способов реализации коммуникативной компетентности младших школьников на уроках русского языка и чтения....

Форум управленческих и методических практик. Практики работы учителя с оценочными процедурами в соответствии с требованиями ФГОС

2017 г. — выступление с докладом на муниципальном Форуме управленческих и методических практик, в секции по проблеме «Практики работы учителя с оценочными процедурами в соответст...