Урок, как целостная динамическая система.
статья по теме

Фролова Татьяна Владимировна

 

  1. Что является структурным элементом урока

  2. Какие доминируют связи между ними

  3. Что выступает в качестве системообразующего компонента

  4. Как логически могут располагаться элементы в уроке

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок, как целостная динамическая система.

На современном этапе развития дидактики уже утвердился взгляд на урок как целостной системы. Урок рассматривается как целое, состоящее из взаимосвязанных, взаимодействующих частей.

        В теории и практике урока стержневым является вопрос о его структуре, под которой имеется в виду логическое взаиморасположение и связь элементов. Чтобы исследовать структуру урока нужно ответить на следующие вопросы:

  1. Что является структурным элементом урока
  2.  Какие доминируют связи между ними
  3.  Что выступает в качестве системообразующего компонента
  4.  Как логически могут располагаться элементы в уроке

Можно выделить элементы учебно-воспитательного процесса:

Цель, содержание, методы, средства, форы (С. Я. Батышев)

        

        Урок – составная часть процесса обучения, его структурный компонент.

Урок обладает свойством целостности и логической завершенности. Он всегда ограничен рамками времени. На уроке учитель организует учебно-познавательную деятельность учащихся, направленную на достижение тех конкретных целей, которые он запрограммировал.

        Рассматривая урок как организационную форму реализации конкретной триединой дидактической цели (ТДЦ), можно выделить те основные подцели (триединые дидактические задачи – ТДЗ), решение которых в своей совокупности даст тот результат, который принято называть реальным результатом урока.  Каждая очередная дидактическая задача определяет отдельный этап урока.

        Этап урока является относительно завершенным отрезком урока, представляющим собой систему взаимосвязанных элементов: дидактическая задача, содержание, способы организации деятельности, методы и реальный результат. Все эти элементы взаимосвязаны между собой.

        Триежиная дидактическая задача (ТДЗ) превращается в реальный результат (РР) через взаимодействие содержания учебного материала (СУМ), методов обучения (МО) и форм организации познавательной деятельности (ФОПД).

ТДЗ

ФОПД      СУМ       МО

РР

Триединая дидактическая задача – запрограммированный результат данного этапа, объединяет все элементы этапа в единое относительно целостное образование, несет в себе три функции обучения: обучающую, воспитывающую, развивающую.

        Содержание учебного материала – содержательная основа каждого этапа урока, входят и теоретические сведения и задачи, упражнения, вопросы учителя.

        Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности  учителя и учащихся по достижению конкретных целей обучения, воспитания и развития учащихся. В методах проявляются личности учителя и учащихся. Взаимоотношения класса и учителя. Они определяют стиль работы учителя на уроке.

        Форма организации познавательной деятельности – система средств, с помощью которой учитель добивается включения каждого ученика в активную деятельность на основе сочетания индивидуальной, групповой и общеклассной работы.

        Реальный результат – выражается прежде всего в тех знаниях, умениях и навыках, которые приобрели учащиеся.

Что же объединяет урок в единое целое? Таким системообразующим компонентом урока является триединая дидактическая цель, она объединяет все дидактические задачи, а значит и этапы в единое целое – урок.

От чего зависит качество урока как системы?

        Качество каждой системы зависит от уровня ее целостности, которая определяется оптимальным набором элементов и теснотой связи между ними. Глубина изучения именно этих процессов дает возможность при анализе выявить факторы, приводящие к низкому качеству урока или обеспечивающие его успех.

        Усвоения знаний осуществляется в процессе восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации.

        Восприятие определяется  как «реакция схватывания» объекта изучения. Выделяют первичное восприятие (узнавание предмета изучения), и вторичное (реакция детального видения объекта изучения).

        Осмысливание – происходит в процессе аналитико-синтетической деятельности: анализ, синтез, обобщение.

Здесь важно вычленение главного с целью установления существенных признаков объекта и связи между ними.

        Запоминание знаний – это запечатление их в памяти. Выделяется первичное (сохраняется в памяти длительное время), текущее запоминание (непроизвольное запоминание, осуществляется само собой в процессе операций с предметом усвоения) и закрепление (произвольное запоминание формируется в специально организованных условиях).

        Процесс  запоминания зависит от:

  1. Уровня сформированности познавательных мотивов
  2. Характера и качества преподавания
  3.  Уровня познавательной активности учащихся
  4.  Установки учителя на запоминание существенного

Применение знаний связано с включением учащихся в деятельность по объяснению разных явлений реальной действительности, переносу знаний в разные области.

        Усвоить учебный материал – это значит понять его, запомнить, научиться применять в новых условиях.

        Обобщение знаний – это процесс перевода их от единичного к общему.

        Выделяются их виды:

  1. Первичное (создается общее представление о предмете)
  2.  Локальное (выявляется внутренняя сущность изучаемого объекта, происходит усвоение отдельных понятий)
  3.  Тематическое (усвоение системы понятий)
  4.  Итоговое (усвоение системы понятий по курсу)
  5.  Межпредметные обобщения (формируются системы межпредметных понятий).

Систематизация знаний – это упорядочение уже изученного и усвоенного в единую систему.

        Основное условие успешного усвоения знаний: каждый ученик должен осуществить полный цикл УПД от восприятия до применения и систематизации.

Все указанные этапы осуществляются в диалектическом единстве. Но в определенные моменты этого процесса всегда будет доминировать какая-то задача: или осмысление, или применение, или обобщение и систематизация. Именно это и дает основание выделить возможный набор этапов урока.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по системе Занкова Л. В. "Второстепенный член предложения - дополнение", 3 класс + презентация к уроку

Цели: Дать понятие о второстепенном члене предложения – дополнение; показать, что дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей; учить находить в предложении дополнение...

Статья " Уроки развития речи в системе уроков русского языка"

Упражнения по развитию речи на уроках русского языка. Тематическое планирование уроков развития речи. 3кл....

План-конспект урока окружающего мира по системе развивающего обучения Л.В. Занкова ФГОС с нововведениями сингапурской системы

Комбинированный урок, где формируется понятие "одомашнивание животных", "земледелие". Устанавливаются причинно-следственные связи между прошлым  и настоящим развитием  человечества. Внедрени...

Конспект урока математики, 3 класс "Система счисления. Счет в заданной системе"

Конспект урока математики, 3 класс "Система счисления. Счет в заданной системе"...

Технологическая карта урока по технологии "Динамическая игрушка на шпажках. Изделие: Робот" (3 класс, Б.М. Неменский)

Тип урока: Открытие нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знаний о динамических игрушках, о роботахЗадачи урока:Дидактические:1. формировать умение работать по плану;2. выбирать способ с...

Технологическая карта урока технологии «Конструирование динамической игрушки из бросового материала» Изделие: «Клоун»,1 класс

Цель урока: освоение технологии конструирования динамической игрушки из бросового материала Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1.Освоение приёмов работы с бросовым материалом2....

Технологическая карта урока по технологии «Динамическая игрушка на шпажках. Робот» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знаний о динамических игрушках, о роботах. Задачи урокаДидактические:1.  формировать умение работать по ...