Край мой Смоленский
план-конспект урока (4 класс) по теме

Смыкова Валентина Ивановна

Главная особенность современного образовательного процесса - умение применить на практике полученные знания, однако не все педагоги привлекают к изучению истории собственного края целые семьи обучающихся, один их цикла разработанных мной уроков нацелен на консолидацию не только семейных ценностей и традиций внутри одной взятой семьи, но и сплочение всего коллектива одной единственной фразой "Я горд своим краем", считаю это очень важным в рамках целостной социоориентированной парадигмы обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx2.11 МБ
Файл tehnologicheskaya_karta.docx28.08 КБ
Файл azbuka_smolenskogo_kraya_prezentaciya_k_uroku.pptx2.38 МБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Край мой Смоленский (4 класс)

ТИП ЗАНЯТИЯ

Обобщение  пройденного материала   по региональному курсу « Азбука Смоленского края»

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Урок - путешествие

ЦЕЛЬ УРОКА

Воспитывать любовь к своей малой родине, чувство гордости, коллективизма, любознательности, уважение  к традициям  предков и своим землякам, бережное отношение к памятникам прошлого.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ УРОКА

Обучающие:

Продолжить знакомство с национально-культурными особенностями Смоленского края

Обобщить и систематизировать знания обучающихся, полученные по региональному курсу «Азбука Смоленского края».

Развивающие:

Формировать универсальные учебные действия:

  • способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий
  • сравнивать, классифицировать, давать определения, строить умозаключения, выделять закономерности,

Развивать мышление через анализ, сопоставление и обобщение исторических фактов, через развитие способностей осмысливать события и явления прошлого во взаимосвязи с настоящим.

Воспитательные:

Акцентировать  внимание детей на нравственно-ценностные ориентации предшествующих поколений, формировать понятие, что нового  не бывает без старого. Прививать бережное отношение к природе своего края.

Способствовать развитию личностных качеств младших школьников:

  • самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
  • этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей
  • навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Формировать целостное представление детей о социуме и путях самоопределения в нём.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Печатные (книги о Смоленске и смолянах, словари, открытки с изображением Смоленска, карточки с занимательным заданием (12 шт), 4 конверта с наборами изображений флагов, бланки теста (24 шт)). 

Аудиовизуальные (аудиозаписи,  презентация)

Наглядные плоскостные (карта «Из варяг в греки»,  круговая схема путешествия, ребусы (10 шт), флажки (12 шт), жетоны, карточки для создания кластера, магнитная доска).

Демонстрационные (костюмы детские, макет деревянной избы, коллекции полезных ископаемых, корзинки (4 шт),

Технические средства обучения: мультимедиапроектор, магнитофон

Этапы

формы

методы

Содержание деятельности

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Репродуктивная деятельность

Конструктивная деятельность

Творческая деятельность

ВЫЗОВ

Фронтальная

Проблемный

«Мозговой штурм»

«Кластер»

Организует обсуждение проблемы – каким образом можно прославлять родной город и что для этого надо знать.

Обеспечивает присвоение цели урока

Чтение стихотворения наизусть

Выдвижение гипотез, каким образом можно приобретать знания о своем крае

Обеспечить мотивацию деятельности на уроке

Формировать УУД (выдвижение гипотезы, планирование работы)

Групповая «Станция «Наши предки»

«Блиц-опрос»

Частично-поисковый

Инструктирует группы по способам организации деятельности в группе и правилам подведения итогов.

 Задает вопросы и выстраивает на доске кластер с помощью карточек

Отвечают на вопросы

При затруднении – обращаются к учебным пособиям, словарям, справочной литературе, обсуждают вариант ответа, отвечают

Формировать навыки взаимодействия в группе, навыки самостоятельного поиска информации.

Активизировать знания учащихся по блоку

Фронтальная

Игровой

Организует физминутку

Выполняют движе-ния,

Снять мышечное напряжение, создать эмоциональный настрой

Групповая. Станция «Из варяг в греки»

Обсуждение

Взаимопроверка

обсуждение

Организует работу с текстом

Чтение статьи, высказывания от групп, дополнения

Выполняют задание на внимательность (карточки).

Решают ребусы

Двое учащихся  принимают на себя роль ведущих, организуют отгадывание ребусов, проверяют правильность, наносят метки на карту.

Формировать УУД (сравнение, обобщение, критическое мышление).

Развивать  навыки работы с информационными источниками.

Формировать навыки адекватной самооценки

Групповая

Групповое обсуждение

Организует рассматривание макета избы

Обсуждают в группе гипотезы, высказывают их, сверяют свои гипотезы с вариантами других групп

Развивать речь, формировать коммуникативные навыки (умение слушать, учитывать чужое мнение, культура диалога)

Формировать УУД (прогнозирование)

Групповая.

Станция «Символы Смоленщины»

Стратегия «Зигзаг»

Организует работу с текстом в группе

Чтение стихотворения наизусть

Читают текст блоками, обсуждают и дополняют характеристику-описание символов Смоленска – флага и герба

Формировать навыки взаимодействия в группе, навыки самостоятельного поиска информации, обобщения информации.

Фронтальная

Игровой

Организует физминутку

Выполняют имита-ционные движения.

Снять мышечное напряжение, создать эмоциональный настрой

Групповая.

Станция «Крепостная стена»

Самостоятельное чтение

Рассказ

взаимопроверка

Организует изучение определенного объема информации (о трех башнях на группу)

Читают текст учебника

Рассказывают группе о башнях (по одной) (тренируются)

Выступают от группы

Развивать навыки самостоятельной работы с учебным текстом.

Развивать  навык монологического высказывания

Групповая.

Станция «Город-щит»

Рассказы-сообщения

Помощь и комментарий при необходимости выступлений детей

Рассказывают с опорой на подготовленные дома фото или открытки. Отвечают на вопросы

Учить активно слушать, четко сформулировать вопросы, корректно слушать ответы

Фронтальная

Станция «Наши земляки»

Беседа - викторина

Задает вопросы, выдает жетон за правильный ответ

Отвечают на вопросы викторины

Обобщить полученные ранее знания

Фронтальная

Беседа

Организует обобщение сведений о современных особенностях Смоленщины

Вспоминают и обобщают сведения о Смоленщине современной

Обобщить полученные ранее знания

Групповая

Практическая работа

Сопровождает выполнение практической работы – консультирует, направляет, задает вопросы

Рассматривают образцы полезных ископаемых и (с опорой на знания, полученные при изучении предмета «Окружающий мир») называют полезные ископаемые, добываемые на территории области

Учить анализировать практический материал, делать выводы.

Формировать коммуникативные навыки.

РЕФЛЕКСИЯ

Фронтальная

Анализ активности учащихся (групп)

Организует анализ активности участников групп, дает словесную оценку

Подсчитывают жетоны

Учить анализировать собственную деятельность и деятельность одноклассников

Индивидуальная

Самостоятельная работа с самоанализом

Предлагает тест, организует самопроверку с опорой на «ключи»

Выполняют тест

Проверяют правильность выполнения теста. Делают вывод об освоении сведении о Смоленщине.

Формировать навыки анализа, самоанализа.

Фронтальная

Рефлексия с опорой на «кластер»

«Столбик самооценки»

Предлагает посмотреть на созданный кластер и оценить уровень освоения темы

Высказывают свои мысли, что самое главное, что запомнилось

Формировать рефлексивные навыки (достижение поставленных целей, причины неудач)

Задание на дом:

Фронтальная

эвристический

Предлагает выбрать тип творческого задания

Задают вопросы, определяются с типом творческого задания

Учить ставить новые цели, планировать деятельность по достижению результата, развивать креативные возможности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Река наших предков

Слайд 2

Смоленщина богата лесами

Слайд 3

Кто узнал этот город?

Слайд 4

Церковь Петра и Павла в Смоленске

Слайд 5

?

Слайд 6

С. Иванов «Жизнь древних славян»

Слайд 7

Айвазовский И. К. « Варяжская сага - путь из варяг в греки»

Слайд 8

Одежда в Древней Руси

Слайд 9

Герб Смоленска

Слайд 10

Башня Копытенская

Слайд 11

Башня Никольская

Слайд 12

Башня Бублейка

Слайд 13

Башня Веселуха

Слайд 14

Башня Донец

Слайд 15

Башня Громовая

Слайд 16

Памятник М. И. Глинке

Слайд 17

Ю. А. Гагарин

Слайд 18

П. С. Нахимов

Слайд 19

М. В. Исаковский

Слайд 20

Н. М. Пржевальский

Слайд 21

Н. И. Рыленков

Слайд 22

А. Т. Т вардовский и его литературный герой – Василий Теркин

Слайд 23

Памятник М. А. Егорову


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе "Край наш Смоленский"

Рабочая программа по курсу «Край наш Смоленский» в 1-4 классах  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Ко...

Сценарий к празднику 25 сентября на тему: "Край родимый, край Смоленский!"

Данный материал поможет учителю начальных классов малокомплектной школы познакомить обучающихся с событием, посвященным "Дню освобождения Смоленщины"...

Программа внеурочной деятельности (кружок) «Край мой Смоленский»

Курс «Край мой Смоленский» позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал краеведческих знаний.Основные цели курсаФормирование у учащихся цело­стной картины окружа...

Программа внеурочной деятельности «Край мой Смоленский» 4 класс

Основные цели курсаФормирование у учащихся цело­стной картины окружающего мира.Привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и прир...

Край мой Смоленский

Курс «Край мой Смоленский» позволяет  реализовать воспитательный и развивающий потенциал краеведческих знаний.Основные требования к знаниям и умениям учащихсяЗнать и уметь...

Развитие исследовательской и познавательной деятельности средствами краеведческого кружка «Край мой Смоленский

Ведущей целевой установкой ФГОС является воспитание гуманного, творческого, социально активного человека – гражданина и патриота России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитани...

Край наш Смоленский

Рабочая программа "Край наш Смоленский"...