Программа внеурочной деятельности «Край мой Смоленский» 4 класс
методическая разработка (4 класс)

Бородкина Елена Валерьевна

Основные цели курса

  • Формирование у учащихся цело­стной картины окружающего мира.
  • Привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_vneurochka.docx40.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Серго - Ивановская основная школа»

 

 

Программа внеурочной деятельности

 «Край мой Смоленский» 

4 класс

 

Учитель:  Бородкина Елена Валерьевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе программы регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края» / C. А. Болотова – Смоленск: Издательство «Ассоциация ХХI век», 2006.

Актуальность программы заключается в отражении в ее содержании комплексно-системного подхода к родному краю как некой целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Основные цели курса

  • Формирование у учащихся целостной картины окружающего мира.
  • Привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.

Задачи курса

  • Формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города (села), области в истории России; о музеях, памятниках природы, истории и культуры; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; знаний элементарных правил поведения по охране памятников и памятных мест природы, культуры и истории нашего края; представлений об экологических проблемах края.
  • Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения ориентироваться в своем родном городе (селе), умения видеть связь современности с прошлым родного края; развитие умения моделировать и составлять схемы; умения работать с историческими и географическими картами; развитие эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины на II ступени образования.
  • Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город (село); желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края.

В целом курс «Край мой Смоленский» позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал краеведческих знаний.

Рабочая программа рассчитана на 1 учебный год  в объёме 34  часа  (по 1 часу в неделю).

Результаты освоения курса 

Личностные

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего, оценивать их возможное влияние на будущее;
  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  • приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения;

получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Смоленщины, чувства сопричастности и гордости за свой край.
  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;
  • эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Смоленской области;
  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
    эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные

  • научится планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • научится выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • научится проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • научится самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
  • научится использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
  • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

  • научится, используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • научится на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • научится узнавать символику Смоленской области, города;
  • научится описывать достопримечательности Смоленщины;
  • научится использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  • научится осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
  • научится использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Смоленской области и атласом;
  • научится работать с атласом, глобусом и картой; находить на карте свой регион и его главный город;
  • научится устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • научится устанавливать аналогии.

получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
  • работать в семейных архивах.

Коммуникативные

  • научится понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • научится ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • научится учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

получит возможность:

  • готовить и выступать с сообщениями;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные

К концу 4 класса учащиеся должны знать (по культурно-историческому краеведению): 

  • как называли предков смолян, основные их занятия;
  • торговые связи смолян в древности;
  • названия древних городов Смоленщины;
  • современную символику Смоленщины (герб, флаг);
  • причины возведения в Смоленске крепостной стены;
  • названия некоторых башен Смоленской крепости;
  • героические страницы смоленской земли: битва с монголо-татарами, война с Польшей 1609- 1611 гг., Отечественная война 1812 года, война с Германией 1941-1945 гг.
  • памятные места и памятники, связанные с героическим прошлым Смоленщины;
  • награды Смоленска и области;
  • имена некоторых земляков, прославивших родной край;
  • виды жилищ, утварь и предметы быта наших предков;
  • элементы костюма смолян в древности;
  • названия некоторых блюд, которые любили наши предки;
  • названия некоторых календарных, религиозных, семейных праздников;
  • День города Смоленска;
  • некоторые игры и хороводы прошлых лет;
  • историю возникновения письменности у наших предков;
  • виды православных храмов и их внутреннее устройство;
  • название самой почитаемой на Смоленщине иконы;
  • названия некоторых объектов культуры Смоленской области, созданных для детей;
  • элементарные правила поведения и охраны памятников и памятных мест истории и культуры

        К концу 4 класса учащиеся должны уметь (по культурно-историческому краеведению): 

  • определять, находить и показывать на исторических картах, планах города, картах-схемах исторические и культурные объекты;
  • подготовить рассказ, доклад, реферат культурно-исторического содержания на основе материала учебника, археологических источников и другого справочного материала;
  • проводить самостоятельные исторические исследования по заданному алгоритму;
  • оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготавливать отдельные модели культурно-исторических объектов;
  • сравнивать, обобщать, анализировать и определять культурно-исторические события Смоленского края и их значение в развитии государства Российского;
  • соблюдать правила поведения за обеденным столом;
  • играть в подвижные игры, пришедшие к нам из прошлого;
  • выполнять элементарные правила поведения и охраны культурных и исторических памятников.

Содержание

Блок I Мир истории

Вводное занятие

Введение в блок «Мир истории». Рассматривание книги «Мир истории» и знакомство с ней. Проведение стартовой диагностики знаний учащихся по истории родного края.

Наши предки

Кривичи - предки смолян. Расселение кривичей. Их занятия: земледелие, скотоводство, охота, бортничество, рыболовство, смолокурение.

Смоленск - древний город кривичей.

«Из варяг в греки»

Великий торговый путь «из варяг в греки». Его значение в развитии нашего края. Торговые связи смолян.

Города Смоленщины

Понятие о городе. Географическое положение древних городов нашего края. Древние города Смоленщины: Смоленск (IX в.), Рославль (XII в.), Дорогобуж (XII в.), Ельня (XII в.), Вязьма (XIII в.), Рудня (XIV в.), Велиж (XV в.), Поречье (Демидов) - XV в.

История древнего города Вержавска.

Герб и флаг области

Понятие о гербе и флаге. Символы современных герба и флага Смоленской области. Геральдист Г.В. Ражнев.

Смоленская крепостная стена.

Причины возведения в Смоленске крепостной стены. Строительство крепости, ее неприступность. Башни крепости. Зодчий Федор Конь.

Военное прошлое.

Сущность понятия «город-воин». Причины, по которым смоленская земля была ареной многих битв и сражений. Тесная связь истории древнего города и Смоленщины с судьбами всего русского государства.

Битва с монголо-татарами. Герои этой войны. Значение сражения под Смоленском.

Война с Польшей 1609 — 1611 гг. Героическая оборона Смоленска 1609 - 1611 гг. Главное значение Смоленского сражения.

Отечественная война 1812 года. Сражение за Смоленск, его значение. Партизанское движение на территории Смоленщины.

Война с Германией 1941 - 1945 гг. Смоленское сражение, его значение. Оккупация области. Партизанское движение в тылу врага. Рождение Красной Гвардии под Ельней. Освобождение Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. День освобождения города (села) от немецко-фашистских захватчиков.

Награды Смоленщины.

Последствия войны и оккупации. Трудовые подвиги смолян. Восстановление Смоленщины. Награды города и области. Смоленск - город-герой (1985 г.).

Места боевой славы.

Памятники и памятные места всенародной борьбы с врагами на Смоленщине.

Наши земляки.

Люди, прославившие наш край: первый космонавт Юрий Гагарин; создатель русской классической музыки композитор Михаил Глинка; поэты: Михаил Исаковский, Александр Твардовский, Николай Рыленков; гениальный флотоводец Павел Нахимов: первооткрыватель Центральной Азии-Михаил Пржевальский и другие.

Проверьте себя.

Контрольное занятие. Контрольный срез знаний.

Обобщение изученного материала.

Способность ориентироваться в понятиях и терминах: предки (кривичи), потомки, история, археология, герб, флаг, геральдика, вексиллология, фалеристика.

Практическая работа: нахождение объектов на исторических картах или картах-схемах; рассматривание гербов городов Смоленской области; рассматривание башен крепостной стены; сопоставление фактов военного прошлого родного города (села); рассматривание образцов (значков) орденов Ленина, Отечественной войны I степени, медали «Золотая звезда»; чтение произведений поэтов и писателей, родившихся на Смоленщине.

Экскурсии в исторический музей, по родному городу (селу); по Смоленской крепостной стене; в музей «Смоленщина в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов».

Блок III. Мир культуры

Вводный урок

Введение в блок «Мир культуры». Рассматривание книги «Мир культуры» и знакомство с ней. Проведение стартовой диагностики знаний учащихся о культуре родного края.

Жилища и предметы быта.

Виды жилищ наших предков. Место, время, материал для строительства жилищ.

Надворные постройки. Внутренний вид избы. Утварь.

Как одевались в старину.

Одежда наших предков: рубахи, понёва, сарафан, насовка, передник, штаны, пояс и др. Материалы для ее изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда.

Что ели наши предки.

Еда наших предков. Особенности ее приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом.

Праздники.

Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные и другие. Современные праздники. Порядок и время их проведения.

Игры и хороводы.

Роль игры в жизни людей. Виды игр. Правила игр. Хороводы.

Письменность.

История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия. 24 мая - день славянской письменности. Памятники письменности: берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги.

«Гороушна» - древнейший памятник русской письменности

Храмы и монастыри.

Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области

Культура Смоленщины сегодня.

Современная культурная жизнь нашего края. Театры, студии, планетарий, музеи, библиотеки, клубы, филармония, художественные и музыкальные школы для детей Смоленщины.

Проверьте себя.

Обобщение изученного материала

Способность ориентироваться в понятиях и терминах: утварь, рубаха, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка, повязка, лапти, оберег, трапеза, язычество, христиане, игра, хоровод, письменность, кириллица, берестяная грамота, летопись, «гороушна», храм, монастырь, икона, экскурсия, экскурсовод, экскурсант, экспозиция, экспонат, народоведение, кулинария, этнография, этимология, педагогика, социология.

Практическая работа: рассматривание предметов быта, одежды, обуви, головных уборов, украшений, пищи наших предков; сопоставление прежних и современных правил поведения за столом, наблюдение за приготовлением и употреблением пищи в настоящее время; участие в празднике родного города (села); разучивание игр и хороводов; рассматривание внутреннего устройства храма; составление правил поведения у памятников истории и культуры; посещение областной филармонии, рассматривание картин С.И. Иванова «Семья» и М. Нестерова «Святая Русь».

 Заключительное занятие (1 час). Обобщение знаний, умений, навыков учащихся по всему курсу «Азбука Смоленского края».

Методы, формы и приёмы работы

  • беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, просмотр диафильмов, кинофильмов, встречи с участниками исторических событий, ветеранов, героями, сбор материала для краеведческого уголка.
  • занятия в классе и в природе, экскурсии, занятия в музеях, в парке, на улицах города, уроки - путешествия, уроки-заседания «Клуба знатоков», утренники, игры, викторины и другие.
  • сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в событиях, выявление причин и значений событий и др.; конкурсы рисунков, конкурс технического мастерства, сочинения.

По итогам изучения тем каждого раздела программы ребята оформляют творческие отчеты, проводят конкурс рисунков и другие работы.

Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты и явления, выясняя их закономерности, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, обучающиеся усваивают основы природно-географического, культурно-исторического краеведения в процессе активной познавательной деятельности.

Предполагается проведение семейных вечеров с участием детей, родителей, бабушек, дедушек, учителей на темы «Богатство родной природы», «Праздники в нашей семье» и др.

Учебно-методическое обеспечение:

  • Программа регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края» / C. А. Болотова – Смоленск: Издательство «Ассоциация ХХI век», 2006.
  • Азбука Смоленского края: Учеб. пособие по краеведению. Мир природы/ C.А. Болотова - Смоленск: Русич, 2008.
  • Азбука Смоленского края: Учеб. пособие по краеведению. Мир истории/ C.А. Болотова,  О.В. Сибиченков. - Смоленск: Русич, 2008.
  • Азбука Смоленского края: Учеб. пособие по краеведению. Мир культуры/ C.А. Болотова,  О.В. Сибиченков. - Смоленск: Русич, 2008.


Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата

4 класс

(9 ч)

Мир истории

Введение

Наши земляки. Гениальный флотоводец П. С. Нахимов

Наши земляки. Поэт Н. И. Рыленков

Наши земляки. Первооткрыватель Центральной Азии

Н. М. Пржевальский

Наши земляки. Поэт А. Т. Твардовский

Практическая работа «Чтение произведений поэтов и писателей, родившихся на Смоленщине»

Война с монголо – татарами

Война с Польшей

Закрепление пройденного материала

 (7 ч)

Отечественная война 1812 года

Война с Германией 1941 - 1945 годов

Урок - экскурсия в музей Смоленщины ВОВ 1941 - 1945 годов

Награды Смоленщины. Практическая работа «Рассматривание образцов (значков) орденов и медалей»

Урок - экскурсия по местам Боевой Славы

Проверь себя

Обобщающий урок по разделу « Мир истории»

 (10 ч)

Мир культуры

Вводный урок

Жилища и предметы быта. Практическая работа «Рассматривание предметов быта наших предков»

Урок творчества. Практическая работа  «Изготовление макета избы»

Как одевались в старину

Урок творчества. Практическая работа «Рассматривание одежды, обуви, головных уборов, украшений наших предков» Составление коллекции одежды «Мода прошлых лет»

Что ели наши предки. Практические работы «Сопоставление прежних и современных правил поведения за столом» 

Урок - праздник «Русская кухня»

Праздники

Игры и хороводы. Практическая работа «Разучивание игр и хороводов»

Урок - праздник с играми и хороводами            

 (8 ч)

Письменность

Проект «Изготовление рукописной книги»

Экскурсия в краеведческий музей города.

Храмы и монастыри Смоленщины. Экскурсия в местный храм. Практическая работа  «Рассматривание внутреннего устройства храма»

Урок творчества. Практическая работа  «Изготовление модели церкви или колокольни»

Культура Смоленщины сегодня. Экскурсия по городу. Практическая работа  « Составление правил поведения у памятников истории и культуры»

Проверь себя

Обобщение по разделу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "Край родной казачий"

Программа внеурочной деятельности по казачеству для 3-4 классов...

Программа внеурочной деятельности "Край, в котором я живу"

Программа кружка «Край, в котором я живу» разработана для учащихся начальной школы. Данная программа разработана на основе Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся н...

Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу»

Программа внеурочной деятельности «Край в котором я живу» тесно связана с учебным курсом «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова. ,составлена на основе авторской программы кружка « Краеведение» Гинаятуллиной Т...

Проектно - исследовательская работа по программе внеурочной деятельности "Край, в котором ты живёшь"

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности, знающей свои корни. В современном мире изменяется роль семьи, ее статус. Хо...

Программа внеурочной деятельности "Край ты мой, казачий"

У каждого человека есть прошлое и настоящее, каждый стремится к будущему. Но все мы должны свято беречь прошлое, быть патриотами своей родины - большой и маленькой. Сейчас всем очевидна необходимость ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КРАЙ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ» 1-2 класс

Рабочая программа курса «Край, в котором мы живем»  для 1-2 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...