Использование компьютера в начальной школе
статья по теме

Пятибратова Лидия Васильевна

В данной статье рассмотрены сущность и отличительные особенности компетентностного подхода к образованию в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompetentnostnyy_podkhod.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Компетентностный подход как основной приоритет процесса модернизации Российского образования 

Современный подход в образовании определяется термином «модернизация», т.е. изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям. В настоящее время основным документом, определяющим направления развития, является «Концепция модернизации Российского образования до 2010 года», однако следует отметить, что модернизация образования, т.е. обеспечение его соответствия запросам и

возможностям общества в той или иной мере осуществлялась всегда.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования  -  ускорение темпов развития общества. В результате школа

должна готовить учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает, т.к. сегодняшние первоклассники будут продолжать  свою  трудовую деятельность примерно до 2060 года. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества как мобильность, динамизм, конструктивность, профессиональный универсализм, способность менять способы и сферы деятельности.

В условиях России требование готовности к переменам конкретизируется в требованиях подготовки учащихся к жизни в ситуации перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой, а такая подготовка не может быть обеспечена за счет усвоения определенного количества экономических, политических и др. понятий. Требуется другое: выработка умений делать выбор; эффективно использовать ограниченные ресурсы; вести переговоры и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.

Другое изменение в обществе, которое также существенно влияет на характер социальных требований к системе образования, в том числе школе, заключается в развитии процесса информатизации одно из следствий развития этих процессов - создание условий для неограниченного доступа к информации, что, в свою очередь, ведет к утрате школой монополиста в сфере образовательных знаний.

И  еще одно  следствие: в  условиях  неограниченного доступа к

информации будут востребованы те (люди, организации, страны), которые способны оперативно находить необходимую информацию использовать ее для решения своих проблем.

И хотя школа всегда стремилась реагировать на изменение в обществе, сложилась система образования не вполне способна ответить на вызов времени, в связи, с чем и появилась необходимость изменить сами подходы к определению целей образования, его содержания и организации процесса обучения.

Сегодня  мы рассматриваем пока еще зарождающийся и формирующийся на основе  традиционного - компетентностныи подход в

образовании.

Сущность и отличительные особенности компетентностного подхода

в первую очередь это касаются целей общего образования. Как известно, под целями понимаются ожидаемые результаты деятельности, в данном случае, образовательной.

С позиции компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностныи подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать получаемые знания.

С позиций компетентностного подхода основным результатом образовательной деятельности становится формирование  ключевых компетентностей.

Термин «компетенция» имеет два значения: 1) круг полномочий лица

или учреждения; 2) круг вопросов, в котором данное лицо обладает

познанием и опытом. «Компетентность» - осведомленность, авторитетность,

уровень образованности, профессионализма. Компетенция - заданная норма, стандарт, подлежащий усвоению.

Компетентность - основной образовательный результат, определенный уровень освоения.

Перечень ключевых компетенции определяется на основе главных

целей общего образования., а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладеть социальным опытом, получить навыки жизни и практической деятельности в обществе.

1.  Ценностно-смысловая компетенция

Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностным представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.

2.  Общекулътурная компетенция

Компетенция в области национальной и общечеловеческой культуры, духовно - нравственных основ жизни человека и человечества. Общекультурная компетенция позволяет ориентироваться в основах семейных, социальных, общественных явлений и традиций, определять роль науки и религии в жизни человека, их влияния на мир. К той же сфере относятся компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.

3.   Учебно-познавательная компетенция

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

Ученик овладевает навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4.  Информационная компетенция

При помощи реальных объектов (телефон, факс, магнитофон, телевизор, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) Формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5.  Коммуникативная компетенция

Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь: представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Чтобы освоить эту компетенцию в учебном процессе, фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникаций и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках  каждого изучаемого предмета или образовательной области.

6.  Социально - трудовая компетенция

Означает владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, покупателя, клиента, производителя). В эту компетенцию входят, например, учения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

7.  Компетенция личного самосовершенствования

Направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик, к этой компетенции относятся: забота о собственном здоровье, включая знания правил личной гигиены, основ безопасной жизнедеятельности, психологическую грамотность, культуру мышления и поведения, а также непрерывное самопознание и развитие необходимых современному человеку личностных качеств. Проектируемое на компетентностной основе образование призвано обеспечивать не только разрозненно - предметное, но и целостное компетентностное образование, при котором образовательные

компетенции будут играть многофункциональную  метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в будущих профессиональных отношениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

Использование компьютера в начальной школе

В работе очень пожробно рассмотрены возможности использования компьютера в образовательном процессе...

Компьютер в начальной школе.

Презентация сделана для выступления на городском семинаре по теме "Применение ИКТ на уроках и внеклассных мероприятиях"...

Использование компьютера в начальной школе при обучении русскому языку

В статье рассказываю о своём опыте применения информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка. Данная статья была размещена в сборнике Областной научно-практической конференции педаг...

Статья. Санитарно - гигиенические требования к организации урока с использованием компьютера в начальной школе.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — одна из главнейших задач, обозначенных в нормах ФГОС. Если раньше, говоря о здоровьесберегающих технологиях, делали упор именно на фи...

Использование ЭОР в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО» «Разработка технологической карты урока английского языка с использованием ЭОР»

В настоящее время происходит пересмотр социальных требований к образованию, обусловленный как современным этапом развития России, определяемым масштабными социально-экономическими преобразованиями вну...