Проблемно-диалоговое обучение в начальной школе.
статья (1 класс) по теме

Пимкина Татьяна Михайловна

Использование приёмов проблемно-диалогового обучения в начальной школе. Выступление на педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГОВОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(выступление на педагогическом совете школы 29.03.2013 г.)

Современному обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, сотрудничеству для достижения совместного результата. И сегодня в начальной школе всё больше внимания уделяется деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Поэтому большое распространение получила технология проблемно- диалогового обучения, которая применима при работе по любой из действующих программ обучения. Она отвечает требованиям ФГОС НОО, т.к. формирует, прежде всего, регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая умение решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других УУД: коммуникативных, познавательных, личностных.

Суть проблемно-диалогового обучения – обеспечение творческого усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем учитель организует поиск решения или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам. Область применения – уроки «открытия» новых знаний и их воспроизведения.

У данной технологии много «плюсов». При системном использовании проблемно-диалогового обучения происходит развитие умственных способностей учащихся, самостоятельности, креативного мышления; оно способствует развитию познавательной активности детей, осознанности знаний, обеспечивает более прочное усвоение учебного материала. Самый большой «плюс» технологии проблемно-диалогового обучения состоит в том, что она носит универсальный, общепедагогический характер, т.е. реализуется на любой ступени обучения и на любом предмете.

Работу с использованием этой педтехнологии можно организовать с первых дней пребывания детей в школе, с первых уроков обучения грамоте. Так на уроке по теме «Слова-названия. Схемы слов» учителем создаётся проблемная ситуация с затруднением, приём практическое задание, не выполнимое вообще.

- Посмотрите на картинки на с. 6-7. Что здесь изображено?

(Дети отвечают: попугай, шишки, земляника, дятел, гусеница, бабочка, гриб, лиса, медведь, ёжик, козёл, воробей, ель.)

- Запишите слова-названия предметов. (Возникает затруднение.)

- Мы ещё не умеем писать.

- Какой возникает вопрос?

- Как записать слова-названия, если мы не умеем писать.

- Тема нашего урока – схемы слов.

При открытии новых звуков и букв осуществляется продуктивная деятельность первоклассников, близкая к творческой или даже исследовательской. Так, при открытии звука {ш} уместен побуждающий от проблемы диалог. Первоклассники сталкиваются с противоречием, которое вызывает у них эмоциональную реакцию удивления. Вниманию учащихся предлагается неоформленная схема-«человечек», который держит восклицательный знак (с ним дети познакомились ранее).

- Ребята, посмотрите на схему.

- Как вы думаете, у нас урок повторения или открытия новых знаний?    

- Почему?

- Что же мы сегодня будем «открывать»?

- О чём хочет предупредить вас схема-«человечек» восклицательным знаком?

(Дети: о том, что новый звук особенный, необычный, надо быть к нему внимательнее).

- Какой вопрос у вас возникает?

(Дети: какой это звук и чем он отличается от других).

- Вот это нам и предстоит сегодня открыть.

Ещё пример – урок окружающего мира, 1 класс. Тема: «Вода в природе».

- Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде. И самое интересное, что это была не сказка. Вы знаете, о какой стране речь?

(У детей растерянность во взгляде, «глаза на лоб лезут»).

Если никто не отвечает правильно, учитель говорит: «А теперь посмотрите в окно. (На улице зима). Разве мы с вами ходим не по воде?» (Можно предъявить растаявший снег).

- Тема урока - …

Создана проблемная ситуация побуждающий диалог с удивлением, противоречие между житейским представлением учащихся и научным фактом, приём «яркое пятно», научный факт предъявлен наглядностью.

Технология, на мой взгляд, интересная, сложности особой нет. Надо только научиться строить подводящий или побуждающий диалог, организовывать проверку и подтверждение гипотез. На это, конечно, уйдёт достаточно времени и сил. Но, если мы хотим сформировать познавательную мотивацию, научить детей решать проблемы, самостоятельно добывать знания, прочно усваивать материал, надо сначала потрудиться над собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

"Программа раннего развивающего обучения "Малышок"" (Занятия по адаптации детей 5-6 лет к обучению в начальной школе)

Комплексная программа раннего развития ориентирована на подготовку детей к новой социальной роли ученика с набором таких качеств, как умение слушать и слышать, желание и привычку думать, стремление уз...

Статья на тему: "Мониторинг обученности учащихся начальной школы при безотметочной системе обучения"

В статье я делюсь опытом отслеживания успеваемости обучающихся начальной школы при безотметочной системе обучения....

«Программа раннего развивающего обучения «Малышок» (занятия по адаптации детей 5-6 лет к обучению в начальной школе)

Проблема готовности ребенка к школе понимается как создание благоприятных условий для того, чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание в школе. Эт...

Технология проблемно-диалогового обучения в начальной школе.

Сегодня в начальной школе всё больше внимания уделяется деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жиз...

Организация процесса обучения в начальной школе по программе «Перспективная начальная школа» в условиях реализации ФГОС.

В данной статьераскрываются особенности построения учебного материала по программе "Перспективная начальная школа"...


 

Комментарии

Дудник Наталья Сайфулловна

Работая в образовательной системе 2100 нельзя обойтись без проблемно-диалогового обучения. Это один из современных способов поиска учащимися решения учебной задачи, плотная обратная связь между учителем и учениками.Использование проблемного диалога позволяет развивать активность учащихся, вовлекать в процесс обучения детей разного уровня развития. А основная деятельность учителя - умение не только чётко и правильно поставить вопрос, но и внимательно выслушать каждого участника диалога.
Примеры уроков с использованием этой технологии предлагаю на страницах своего сайта:http://nsportal.ru/dudnik-natalya.
Предлагаю конспект урока по литературному чтению по "Школе Россия" с использованием проблемно-диалоговой тенологии: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/shkola-rossiiv-l-durov-nash...