Статья "Творческая игра как способ развития одарённости". Внеклассное занятие по теме "Обучение совместному творчеству".
статья (3 класс) по теме

Захаркина Галина Юрьевна

        Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. В этой связи на первый план выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала личности человека, степени его одарённости, начиная с самого раннего детства. Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей в условиях детского сада и школы предполагает деятельность в самых разных направлениях. В статье рассматриваются  особенности методики организации творческой игры во внеурочной деятельности. Представлена разработка занятия по теме "Обучение совместному творчеству".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческая игра как способ развития одарённости

              Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности. В этой связи на первый план выходит проблема выявления и развития внутреннего потенциала личности человека, степени его одарённости, начиная с самого раннего детства. А.М. Матюшкин подходит к проблеме одарённости с точки зрения творческого потенциала индивида. Он подчёркивает, что в основе одарённости лежит на интеллект, а творческий потенциал, считая, что «умственное» - это надстройка. Формулирование концепции творческой одарённости основывается прежде всего на его собственных работах по развитию творческого мышления.

              Творческое (или дивергентное) мышление предполагает порождение множества оригинальных идей и определяет творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности. В ходе выполнения задач дивергентного типа у детей развиваются такие  умения, как оригинальность, гибкость, беглость мышления, лёгкость ассоциирования, сверхчувствительность к проблемам.

            Однако учитель должен знать, что высокие показатели дивергентного мышления у детей не гарантируют их творческих достижений в будущем, а лишь увеличивают вероятность их появления при наличии высокой мотивации к творчеству и овладении необходимыми творческими умениями.  Именно в период обучения с 1-го до середины 3- го класса  оформляется мотивация учения младших школьников, зарождаются познавательные интересы за пределами учебных предметов. Среди заданий, стимулирующих развитие творческого мышления, выделяют следующие: ситуации незавершённости или открытости в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых; разрешение и поощрение множества вопросов; стимулирование ответственности и независимости, акцент на самостоятельные разработки, наблюдения, чувства, обобщения. Важным условием становится внимание к интересам детей со стороны взрослых и сверстников. Препятствуют развитию дивергентного мышления: избегание риска, стремление к успеху во что бы то ни стало; жёсткие стереотипы в мышлении и поведении, конформность, неодобрительные оценки детской фантазии и воображения, исследовательской деятельности, преклонение перед авторитетом.

            Школа решает задачу развития творческого мышления, прежде всего,  в процессе обучения: определённые задания и упражнения встречаются в отдельных учебниках, проводятся викторины, конкурсы, праздники. Однако, во-первых, систематическая  деятельность младших школьников часто остаётся без внимания учителей и воспитателей, во–вторых,     залогом продуктивности дивергентного мышления является обстановка раскрепощённости и непринуждённости. Поэтому учитель должен  отказаться от функций строгого наставника.

            С целью развития творческого мышления младших школьников и решения данных задач мною на группе продлённого дня были организованы занятия в форме творческих игр в рамках образовательного проекта «Способный ребёнок». Возможности развития гибкости и продуктивности мышления ребёнка заложены в самой природе детских игр. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Именно в развитии творческих способностей у детей более важное значение имеет сам процесс, экспериментирование, а отнюдь не стремление получить тот или иной конечный продукт.  

           Особенности методики организации творческой игры.

Общие черты рассматриваемой технологии:

- свободные группы, в которых ребёнок чувствует себя раскованно, не ощущает подчинения учителю;

- педагогика сотрудничества, сотворчество учителя и ученика;

- применение методик коллективной работы: приём «мозгового штурма», организационно - деятельностная игра, свободная творческая дискуссия,

- игровые методики;

- мотивация: стремление личности к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации.

Возрастные этапы технологии:

- игровые формы творческой деятельности;

- знакомство (общение) с произведениями искусства, техническими устройствами, эталонами отношений людей;

- освоение элементов творчества в практической деятельности (педагогические пробы);

- обнаружение в себе автора, способного создать какие - то творческие продукты;

- формирование коллективно - оценочного отношения к продуктам творчества людей, к своим результатам.

       Для развития творческого мышления я подбираю задания с использованием приёма «мозгового штурма»,  на речевое творчество и развитие воображения и фантазии обучаю школьников задавать вопросы (игры «Данетки») и т.д. Заключительными занятиями по развитию творческого мышления могут стать конкурсы интеллектуалов.

          Задания на развитие:

Воображения

- продолжи предложения, начинающиеся словами «если бы…»;

Творческого мышления

- попробуй из одного предмета сделать другой

Например: как столб превратить в нору?

(Сначала столб можно сделать полым изнутри, затем распилить на более короткие части, потом одну из частей вкопать в землю и получится нора.)

- работа с образными выражениями, так как они часто встречаются в загадках, пословицах, песнях, разговорной речи

Например, в загадке: «Сидит девица в темнице, а коса на улице» использованы сравнения длинных волос девушки с ботвой моркови, а сама девушка сравнивается с морковью по красоте»;

- упражнения в передаче мысли другими словами;

-  игры по методу «мозгового штурма»

                    «Мозговая штурм» как метод коллективного генерирования идей решения творческой задачи был предложен А.Ф.Осборном. Цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождения от инерции мышления, преодолении привычного хода мысли в решении творческой задачи. Основной принцип и правило этого метода - категорически запрещается критиковать предложенные участниками идеи, при этом всевозможные реплики, шутки - поощряются. Успех применения метода во многом зависит от руководителя дискуссии, который должен умело направлять ход дискуссии, удачно ставить стимулирующие вопросы, подсказывать, использовать шутки, реплики. Наиболее оптимальной по численности считается группа от 7 до 15 человек.  

     Именно метод мозгового штурма эффективно использовать для обучения коллективному творчеству.

В качестве задания лучше всего использовать проблемные ситуации, предполагающие альтернативные варианты решений:

- Как измерить высоту пещеры, до свода которой не доходит даже свет фонарика, а вскарабкаться по стене невозможно?

- Служащие в новом здании фирмы стали чаще жаловаться на плохую работу лифтов, особенно в часы пик: долгое томительное ожидание, нарастающее раздражение. Перед руководством фирмы встала проблема: либо увеличить число лифтов, либо заменить лифты на скоростные. Но всё это слишком дорого. Как разрешить эту проблему простыми средствами?

- игра «Данетка»;

-развитие фантазии

а) учитель предлагает игру - беседу: «Вспомни сказки, рассказы, стихи, в которых использовался приём «уменьшение – увеличение» и зарисуй эти сюжеты в тетрадь. Вот тебе волшебная палочка, она может увеличить или уменьшить всё, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить?» Усложнить вопросами: Что из этого получится? К чему это приведёт?

б) добавив в рассказ волшебство, попробуйте сочинить сказку, которая начинается со слов: «Встал утром мальчик, сделал зарядку, позавтракал и пошёл в школу, а навстречу ему Кащей Бессмертный…»

в) измени окончание сказки «Теремок» и зарисуй свой вариант в тетрадь

Дополнительное правило: ученик не рассказывает о своём рисунке, за него это делает кто – то другой, а автор подтверждает эту версию или опровергает её. Будет интересно услышать несколько версий одного рисунка.

г) представьте, что у вас пропал голос, как можно объяснить в магазине, что вам нужны краски?

- развитие речевого творчества

а) подбери и подчеркни подходящие слова – определения левого столбика

каша                  (густая, дремучая, рисовая, холодная, добрая)

глаза                  (синие, бирюзовые, мелкие, хитрые)

яблоко               (зелёное, изумрудное, жидкое, спелое)

ответ                 (верный, преданный, неправильный, полный

                         

   Разработка занятия по теме "Обучение совместному творчеству".

 1. Разминка. Игра "Змейка"

     Ученики сидят за партами, тот, кто сидит крайним, называет первый слог слова, сидящий за ним - второй слог, третий - третий слог и так до завершения слова. Выигрывает тот ряд, который придумывает самое длинное слово.

     Игру можно усложнить, если предложить ученикам придумывать слова на последний слог предыдущего слова.

     Игра способствует развитию кооперации, взаимной ответственности, вниманию.

2. "Мозговая гимнастика"

3.   Развитие психических процессов.

     1.Развитие внимания.

Соедини линиями части одной пословицы.

При солнышке - тепло,                                       а неученье - тьма.

Ученье - свет,                                                      а честь смолоду.

Куда иголка,                                                        вылетит - не поймаешь.

Слово - не воробей,                                            при матушке - добро.

Назвался груздем,                                               туда и нитка.

Береги платье снову,                                           ни одного непоймаешь.

За двумя зайцами погонишься -                         а имей сто друзей.

Не имей сто рублей,                                            а потехе час.

Делу - время,                                                      полезай в кузов.

      ( Проводится обсуждение смысла пословиц, предлагается выбрать наиболее понравившуюся и объяснить причины выбора.)

      2. Развитие мышления и речи.

Договорись с соседом по парте, как можно назвать одним словом человека, обладающего следующими качествами, и запиши ответ в тетрадь.

 

- Умеющий жить мирно, дружно, без ссор - _____________________________ .

- Умеющий сам выполнять свои обязанности - ___________________________ .

- Любящий трудиться - _______________________________________________ .

- Всегда готовый помочь - ____________________________________________ .

(Миролюбивый, ответственный, трудолюбивый, отзывчивый.)

             ( Это задание развивает нравственные качества школьников, так как в обсуждении они должны определить своё отношение к предлагаемым качествам.)

     3. Развитие логического мышления.

Установи взаимосвязь между словами в левой части. Составь подобную пару, вписав вместо пропусков необходимые посмыслу слова во втором столбике.

курица - цыплёнок                            лошадь - ______________

заяц - капуста                                  _______________ - жёлудь

небо - птица                                     вода - _________________

волки - лес                                      люди - _________________

человек - губы                                 ________________ - хобот

птица - яйцо                                     рыба - _________________

4. Весёлая переменка.

5.Обучение совместному творчеству.

    1 этап - разминка.

    Руководитель "мозгового штурма" предлагает группе короткие, иногда шутливые задания.

    Например, как тремя разрезами разделить торт на 8 равных частей?

    На лесопильном заводе за одну минуту машина отпиливает кусок бревна, за какое время машина разделит бревно на пять частей.

    Цель разминки - создание непринуждённой доброжелательной атмосферы.    

    2 этап - генерирование идей.

    Цель - выдвинуть как можно больше идей по решению проблемной ситуации за короткий промежуток времени. Учитель поясняет, что при решении проблемной ситуации критика идей запрещена, он предлагает высказаться всем желающим по порядку. Желательно фиксировать своё высказывания на классной доске или бумаге. В качестве задания лучше всего использовать проблемные ситуации, предполагающие альтернативные варианты решений:

- Как измерить высоту пещеры, до свода которой не доходит даже свет фонарика, а вскарабкаться по стене невозможно?

- Как измерить высоту египетской пирамиды? Это могли сделать и древние греки почти 600 лет до нашей эры?

   3 этап - обсуждение выдвинутых идей, их анализ и отбор. Авторство идей не присваивается.

 

6.Работа в паре. Решение проблемной ситуации (в рабочей тетради).

а) Волк, коза и кочан капусты находятся на одном берегу реки. Паромщику надо перевезти их на другой берег так, чтобы всё осталось в сохранности: волк не съел козу, а коза – капусту, причём лодка может перевести за один рейс только одного пассажира или предмет. Запиши последовательность действий паромщика.

б) учёные вывели породу овец с очень густой шерстью. Остричь такую овцу обычным способом (специальными ножницами) невозможно. Предложи свои варианты стрижки овцы, не нанося ей вреда.

        Формула новой педагогики - "переход от установки на развитие детей

к педагогической ценности саморазвития ребёнка и педагога".

        Задача учителя начальной школы - подготовить процесс саморазвития заранее, создавая эффективные условия с момента поступления ребёнка в школу. Важнейшими условиями, позволяющими человеку стать субъектом самосознания, является достижение им некоторого уровня самосознания, т.е. уровня знания о своём Я, отношения к своему Я и управления своим Я. В психологических исследованиях остаётся открытым вопрос о том, каков этот начальный уровень, но предполагается, что существует некий "порог самочувствительности", преодоление которого запускает механизм саморазвития. Человек должен иметь представление о том, кем станет, "...хотя бы для того, чтобы у него возникла мотивация саморазвития" Учителю необходимо организовать целенаправленную работу по коммуникативно - личностному развитию младших школьников, направленную на самопознание индивидуально - личностных особенностей учеников, позволит увидеть уникальность и своеобразие каждого ученика. С позиций исследователей персоногенной ориентации, личностное развитие понимается как становление активности, самосознания и творчества человека, индивидуальности, самореализации и личностного выбора. Личностное развитие происходит на фоне коммуникативного развития. В современных отечественных исследованиях  коммуниктивное развитие рассматривается как условие самоактуализации и самореализации личности, которое осуществляется в едином пространстве с другими людьми.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как способ развития навыков общения

Игра как способ развития навыков общения со сверстниками у дошкольников (Практико-ориентированный проект по итогам курсов повышения квалификации) ...

Пропедевтический курс естествознания в начальной школе как способ развития одарённости личности

В связи с происходящими социально-экономическими преобразованиями в государстве, приоритетностью инновационных форм развития производства, общества, личности проблема одаренности и организации р...

Игра как способ развития социальной компетентности учащихся

Статья по теме "Игра как способ развития социальной компетентности учащихся"....

" Дидактические игры как способ развития познавательных интересов младших школьников" ( описание педагогического опыта)

Главная идея представляемого педагогического опыта состоит в том, что раскрытие социокультурного потенциала игровых технологий начального общего образования и системное их использование в учебно - вос...

«Дидактическая игра как способ развития внимания у детей младшего школьного возраста». (методическое пособие)

Пояснительная записка.Решающее значение в развитии ребёнка младшего школьного возраста принадлежит обучению на занятиях, усвоению знаний ,умений и навыков .Но совершенно особое место в жизни ребёнка з...

«Дидактические игры как способ развития мелкой моторики и сенсорики в обучении детей с ОВЗ в условиях ДОУ»

VIII-е дефектологические чтения«Актуальные проблемы психолого-педагогическогосопровождения детейс ограниченными возможностями здоровья»презентация выступления...