Оценка качества ресурсов реализации требований ФГОС: компетентностный подход
статья по теме

Чарнецкая Жанна Николаевна

Статья подготовлена дляч сборника V Шамовских чтений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оценка качества ресурсов реализации требований ФГОС: компетентностный подход

Галеева Наталья Львовна, кандидат биологических наук, доцент, профессор

кафедры управления образовательными системами г. Москва

 Чарнецкая Жанна Николаевна, заместитель директора по УВР школы I ступени образования ГБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка №1234, г. Москва, e-mail: mongoosepro@mail.ru

 

Прошло 3 года с момента начала реализации ФГОС НОО: начиная с 2009 года пилотные школы, а с 1 сентября 2011 года первоклассники всех школ начали обучение по стандарту нового поколения. Введение ФГОС 2009 года предъявило определенные требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования. Интегративным результатом реализации  данных требований должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования; гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся. Введение в школы нового Федерального образовательного стандарта потребовало нового компетентностного подхода, серьезной подготовки и осуществления ряда мероприятий.

Говоря о компетентностном подходе, мы имеем в виду всех участников образовательного процесса, его содержание и технологии реализации, соответствующую переориентацию оценочных процедур, технологий и средств оценки качества подготовки обучающихся в рамках компетентностно-ориентированных требований ФГОС.

Во ФГОС начального общего образования подчеркивается, что необходимо развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

В пункте 19.7 приказа Министерства образования и науки РФ № 2357 «Изменения, которые вносятся в федеральный государственный стандарт начального общего образования» сформулированы требования к Программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Она «должна обеспечивать: формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе; формирование умений безопасного поведения в окружающей среде…».

Требования к «экологическому мышлению» прописаны в пункте 12 Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ФГОС основного общего образования: «…формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации» [2, с.7].

Таким образом, главной целью современного образования должна стать деятельность по формированию экологической культуры, экологического мышления как метапредметного результата реализации требований ФГОС нового поколения.

Возникает насущная необходимость в создании условий для формирования компетентности личностного роста и развития, формирования стратегии жизненного выбора, основанной на активной жизнедеятельности в природе и обществе, осознание себя как неотъемлемой части природы и ориентация на физическое и духовное здоровье, становление экологической компетентности. Формирование экологической компетентности должно проходить в интеграции с общекультурной, учебно-познавательной, информационной, социальной, коммуникативной, личностной компетентностями. Именно данные компетентности призваны обеспечить эколого-ориентированную социально-значимую деятельность, способствующую развитию личностных качеств обучающихся и позволяющую применять надпредметные знания для решения экологических проблем с учётом окружающей среды, экономики и общества.

Так как экологическое образование как дидактический ресурс развития личности младшего школьника имеет большие возможности и перспективы, то, если работать над формированием экологической компетентности, это будет способствовать формированию ключевых образовательных компетентностей, способности школьниками системно применять экологические знания и надпредметные умения для самостоятельной и коллективной деятельности при решении личностных и социально-значимых задач с учетом идеи устойчивого развития.

Если обеспечить реализацию задачи формирования экологического системного мышления, мировоззрения, то это будет способствовать повышению уровня  экологической грамотности, приведет к пониманию экологической ответственности в частности и ответственности перед обществом в целом, будет способствовать личностному росту, развитию и совершенствованию младшего школьника.

Известный учёный, академик Академии наук СССР, почётный член Российской академии естественных наук Н.Н. Моисеев писал: «Изначальный смысл любого знания, любой научной дисциплины – познать законы собственного дома, т. е. того мира, той окружающей среды, от которой зависит наша общая судьба. С этой точки зрения вся совокупность наук, рожденных человеческим разумом, есть составные части некой общей науки о том, как следует человеку жить на Земле, чем он должен руководствоваться в своем поведении, для того, чтобы не только сохранить самого себя, но и обеспечить будущее своим детям, внукам, своему народу и человечеству в целом. А наш дом един – все в нем связано нерасторжимыми узами, и надо уметь объединять знания, накопленные в разных дисциплинах, в единую целостную конструкцию, которая и есть наука о том, как человек должен жить на Земле, и которую естественно называть экологией человека или просто экологией…» [9].

В настоящее время, ученые, говоря о современной комплексной экологии, как о междисциплинарной науке, считают, что она, кроме биологической, включает социальную, техническую, медицинскую; экологию природных систем и т.д.

Говоря об экологии, мы не забываем о трех её аспектах: биологическом, духовном и социальном.

Экология сегодня трактуется, как:

экология человека, которая изучает  проблемы личности, человеческих популяций, этносов;

социальная экология, занимается решением проблем соотношения человеческого общества с социальной средой человека.

Мировая наука считает, что экология выступает в трех формах, которые в нашей стране называются одинаково, а в мире имеют разные названия:

  • экология, как наука (ecology - отрасль биологии);
  • экология, как мировоззрение (philosophy - философия);
  • экология, как социально-экономическая технология устойчивого

развития общества (environment - окружающая среда).

Между всеми формами экологии существует взаимосвязь. Сегодня появилось множество терминов, связанных с экологией и учебно-воспитательным процессом: "экологическое воспитание", "природоохранительное образование", "экологическое образование".

Под экологическим образованием подразумевается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на систематизацию научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.

Экологическое образование — это культура, деятельность, экологическое сознание, мышление.

При множестве разнообразных подходов к экологическому образованию существует некое единство в отношении целей формирования экологического сознания личности. Под экологическим сознанием традиционно понимается совокупность экологических представлений о взаимосвязях в системе человек-природа и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней.

В основе экологического сознания лежит экологическое мышление. Мышление неразрывно связано с практической деятельностью. Развитие мышления обеспечивает формирование сознания, как высшей формы психического отражения действительности, которая свойственна общественно развитому человеку. Соответственно, для формирования экологического сознания необходимо обеспечить необходимый уровень развития мышления. Развитие мышления и сознания это две стороны единого процесса развития мировоззрения личности в процессе обучения.

Становится очевидным, что необходимо нравственное совершенствование людей, изменение человеческих качеств на основе эколого-гуманистических ценностей и идеалов, опора на социальное взаимодействие, незыблемость моральных обязательств, понимание ответственности перед будущими поколениями. Это немыслимо без изменения общественного сознания, понимания каждой личностью смысла и значения будущих перемен, проникновения экологических знаний в различные уровни образовательных структур, их всеобщая экологизация. Для освоения природной среды в соответствии с концепцией устойчивого развития, необходимо формирование нового мировоззрения. Экологическое образование является основным содержанием этого мировоззрения. Цель экологического образования: формирование ноосферного мышления человека, способного жить в гармонии с собой и окружающим миром, природой.

Конечно, формирование экологического системного мышления, экологическое образование невозможно без понимания и принятия обучающимися основных законов экологии, сформулированных американским экологом Барри Коммонером в начале 70-х годов XX века и известных нам, как правила Коммонера.

1. Все связано со всем.

Это закон о всеобщей связи процессов и явлений в природе, призванный предостеречь человечество от необдуманного воздействия на отдельные части экосистем, что может привести к непредвиденным последствиям, экологическим катастрофам.

2. Все должно куда-то деваться.

Это закон о хозяйственной деятельности человека, которому необходимо помнить, что отходы его деятельности необходимо уменьшать, или найти способы их вторичного использования.

3. Природа «знает» лучше.

Это закон разумного, сознательного природопользования. Необходимо помнить, что человек – часть природы, а не ее  покоритель, поэтому необходимо сотрудничать с ней, а не заниматься её постоянным преобразованием и «улучшением».

4. Ничто не дается даром.

Это закон рационального природопользования. Все, что  человек взял у природы, ему придется вернуть, возместить.

Возникает необходимость выявления ресурсов, при помощи которых будет формироваться экологическое мировоззрение, системное мышление обучающихся. Необходима систематизация учебного содержания разных предметов на основе ведущих экологических идей и научных экологических понятий, их конкретизация, использование в образовательном процессе методов и приемов, обеспечивающих единство и взаимосвязь научного, нравственно-эстетического и практического отношения к природе; а также применение межпредметных форм экологического образования. Межпредметный подход может применяться и во внеурочной деятельности, что даст возможность всесторонне раскрыть содержание и сущность современных экологических идей и проблем, обеспечить преемственность и целостность эффективного экологического образования.

Говоря о ресурсах, т.е. средствах, источниках, возможностях, призванных обеспечивать весь процесс образования; содержащих методику обучения, т.е. систему инструкций и учебную информацию; систему научных взглядов, которые соответствуют ФГОС нового поколения, нельзя не упомянуть о современной дидактической концепции, характеризующейся тем, что в ее основе лежит системно-деятельностный подход к процессу обучения. Её сущностью является сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью учащихся; изменён подход к содержанию обучения, в котором сочетаются принципы классической теории с новейшими теориями обучения.

Система ресурсов, необходимая для формирования экологического мышления включает в себя информационно-методические, традиционные и новейшие технологии, методики; материально-технические, цифровые образовательные ресурсы, анимационные ролики, клипы, разнообразные программы, сайты и т. д.

Основной ресурс формирования экологического системного мышления – это компетентность учителя. Кадровые ресурсы – преподаватели, сами владеющие экологической культурой, созидательным мировоззрением, ответственностью, толерантные, готовые к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию, управляющими своим поведением, эмоциями, мыслями; овладевшие навыками целостного мышления и методами его формирования у обучающихся, обладающие управленческими знаниями и навыками [4].

Экологическое мышление интегрирует биологическое, духовное и социальное начала в человеке. Возникла необходимость разработки комплекса научно-методических основ развития ключевых образовательных компетентностей как необходимых результатов образования в целом и  экологического образования в интересах устойчивого развития в частности.  Исходя из этого любому учителю необходимо переосмыслив содержание предметных курсов, активно используя интеграцию, выявить дидактические ресурсы формирования экологического мышления для реализации требований ФГОС нового поколения: «…сначала необходимо убедиться, что учителя-предметники понимают и принимают смысл базовых понятий:

  • экологическое мышление,
  • экологический императив,
  • неразрушающее поведение,
  • устойчивое развитие.

Затем следует научить учителей-предметников «примерять» эти понятия к содержанию своих предметов и выявлять ресурсы и резервы формирования экологического мышления для проектирования предметного образовательного процесса» [4, с.5].

Реализация ФГОС потребовало от учителя начальной школы особого профессионализма, осуществления функций организатора, координатора, консультанта, владеющего командной, коллективной формой работы; активно ведущего проектную, исследовательскую работу, использующего информационно-коммуникативные технологии; что способствует становлению информационной, социальной, личностной, коммуникативной  компетентностей обучающихся. А это в полной мере соответствует задачам развития современного образования.

В основе формирования экологической компетентности педагога, как одной из ключевых, «надпредметных», лежат идеи гуманистического подхода, профессионально и личностно-ориентированного образования, технологичность формирования экологической компетентности.

«…экологическая компетентность будущих специалистов рассматривается нами: как связующее звено в системе важнейших образований эколого-ориентированной личности, экологического сознания, экологической культуры, эколого-ориентированного мировоззрения, проявляющееся в эколого-ориентированной деятельности и выполняющее мировоззренческую, методологическую, экологическую, ценностную, прогностическую, социальную, культурную, профессиональную функции…» [3]

Экологическую компетентность можно рассматривать через призму воспитания личности с высоким уровнем общей, профессиональной и экологической культуры, ориентированной на непрерывное самообразование и саморазвитие, прогрессивной, признающей приоритет общечеловеческих ценностей, готовой к преобразованиям, способной быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и активно влиять на них, умеющей делать правильный выбор и грамотно действовать в проблемных и нестандартных ситуациях.

Экологическая компетентность - неотъемлемая часть культуры  человека, включающая владение эколого-правовыми знаниями, практическими умениями и навыками, умение моделировать и прогнозировать развитие экологических ситуаций, находить выход из них, ценностное отношение к окружающему миру, понимание необходимости созидающего характера деятельности и ответственности за свои действия и поступки, сформированность  экологического мышления. Только педагог, обладающий экологической компетентностью, сможет успешно формировать экологическое системное мышление обучающихся.

Важно не только знать каковы основные  ресурсы реализации ФГОС нового поколения, но и уметь дать оценку качества использования данных ресурсов, эффективности разработки  критериев оценивания.

        Критериями сформированности экологического мышления могут служить:

  • способность к целостному, причинному, вероятностному анализу экологических ситуаций;
  • высокий уровень развития мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения;
  • оригинальность, самостоятельность выдвижения гипотез,  выбор   наиболее оптимальной из ряда выдвинутых;
  • умением точно спрогнозировать конечный результат;
  • стремление распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды.

Основой для определения критериев уровня развития экологического мышления можно считать выполняемые логические операции:

  • предвидение результата воздействий на природу;
  • устанавливание взаимосвязи между экологическими явлениями и событиями;
  • прогнозирование на  основании наблюдаемых явлений экологической

ситуации;

  • представление экологическое явления в целом на основе анализа отдельных элементов;
  • разделение явлений на отдельные экологические ситуации, частные проблемы.

Рассматривая ресурсы, обеспечивающие учителю возможность реализовать  требования ФГОС к формированию экологического системного мышления как к метапредметному результату, мы говорим о:

  • компетентности учителя,
  • знании содержание своего предмета, иллюстрирующее правила Коммонера,
  • формы, виды и приемы деятельности ученика, обеспечивающие цели ноосферного образования - формирование:
  • научного сознания, как способности познавать мир опытным путем;
  • феноменологического сознания - способности воспринимать планету и все на ней как живое и в связи с живым;
  • экологическое мышление - как способности ощущать и осознавать целостность и системность окружающего мира;
  • гуманистического мышления как способности устанавливать приоритеты в иерархии ценностей, и в первую очередь - духовных ценностей и ценностей личности;
  • глобального сознания как способности ощущать и осознавать связь местных проблем и глобальных;
  • способность к самоопределению как ноосферной личности.

Отталкиваясь от того, что экологическое мышление – способность человека, осуществляя управление процессами как ресурсами устойчивого развития, видеть связь всего со всем, уметь реализовать неразрушающее поведение на основе экологический императив как нравственного изначально, зададимся вопросами:

  • А все ли учителя готовы к реализации ФГОС 2009 года?
  • Обладает ли педагог  таким мышлением?
  • Видит ли учитель свой предмет как ресурс развития экологического мыщления?
  • Может ли применить правила Коммонера на своем предмете? 
  •  Понимает ли педагог, насколько  важную роль для развития экологического мышления играет чтение графиков, диаграмм, таблиц, составление графиков на основании представленных данных, осознают важность развития умений понимать и анализировать информацию, полученную при работе с графиками и диаграммами?

Анализируя беседы с педагогами на конференциях, семинарах, при личных встречах, понимаешь, что далеко не все педагоги умеют системно мыслить, видеть связь всего со всем, с жизнью; выстраивать систему, объединить объекты в единую систему, объединять объекты и процессы, структурировать материал.

В результате такого анализа появилась таблица-опросник для педагогов.

Заполните таблицу, вписывая напротив каждого правила конкретный пример:

№ п/п

Экологические правила  Коммонера

Я понимаю, как содержание моего предмета связано с правилом, могу привести пример

Я могу создать (знаю, где взять) задание, подтверждающее правило

Я могу, проанализировав выполненное задание, определить, каков  уровень сформированности экологического системного мышления

1

Все связано со всем.

2

Все должно куда-то деваться.

3

Природа «знает» лучше.

4

Ничто не дается даром.

Исследование показало, что именно экологи раньше всех увидели системность мира, учась у природы, что преподаватели гуманитарных предметов  легче овладевают экологическим системным мышлением, возможно потому, что  они  используют системную логику: не «или/или», а «и-и-и».

Как же помочь педагогам решить проблему формирования экологического системного мышления, повысить качество реализации ФГОС нового поколения? Ответ прост. Учиться, учиться и учиться. Тем более, что сегодня есть очень эффективные курсы повышения квалификации, появилось множество информационно-методические материалов для использования в учебной урочной и внеурочной деятельности. В 2012 году вышла книга под редакцией Н.Л. Галеевой «Уроки экологического мышления» с грифом УМО МПГУ, объединившая накопленные учеными университета материалы по проблемам экологии, позволяющая приблизиться к решению множества задач и проблем, давшая ответы на многие, ранее казалось, неразрешимые вопросы.

Литература

  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010  41 с.
  2. Федеральный государственный стандарт  основного общего образования. М.: Просвещение, 2011  50 с.
  3. Гагарин, А.В. Психолого-акмеологические и акмепедагогические условия и факторы развития экологической компетентности будущих специалистов / А.В. Гагарин, доктор педагогических наук, профессор Е.Л. Базаров// Российская академия государственной службы при Президенте.
  4. Галеева, Н.Л. Уроки экологического мышления (Реализуем требования ФГОС к личностным и метапредметным образовательным результатам). – М.: УЦ «Перспектива», 2012.  416 с.
  5. Галеева, Н.Л. Управление качеством деятельности учителя на основе мониторинга его профессиональных компетенций // Управление образованием. - 2008. - №2. – С.44-54.
  6. Галеева, Н.Л. Организация внутришкольного контроля в условиях реализации новых образовательных стандартов// Справочник заместителя директора школы, 2011. - №9.
  7. Галеева, Н.Л. Управление ростом и реализацией профессиональных компетенций учителя в системе внутришкольной методической и экспериментальной деятельности (ресурсный и методический аспект) Коллективная монография М.: АПКиППРО, 2009. – 132 с.
  8. Конаржевский, Ю.А. Что нужно знать директорам школы о системах и системном подходе: Учебное пособие. - Челябинск: ЧГПИ, 1986. - 135 с.
  9. Моисеев, Н.Н. Экология человечества глазами математика. М., Молодая гвардия, 1988.254с.
Resource id #524

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетенция учителя как условие реализации требований ФГОС.

Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Появилось множество новых знаний, поняти...

Система оценки достижений младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО.

Система оценки достижений младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО....

Выступление на педагогическом совете: «Воспитательная работа как ресурс реализации требований к «Портрету выпускника»

«Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Эти хорошо всем известные слова В.Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают еще большую значимость в современном ...

Инновационные аспекты деятельности учителей начальной школы в свете реализации требований ФГОС НОО. Роль учителя в реализации требований ФГОС на уроках русского языка.

В  современной  начальной  школе  сегодня  ребенка  уже  недостаточно  обучить  только  чтению, счету  и  письму. Его  необходимо ...

Проектная работа на тему: «Система оценки достижений младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО»

Для формирующейся личности младшего школьника важно не обозначение его успехов на бумаге, а терпеливое объяснение того, что и как ему следует делать, в чем и как он продвигается.Прежде всего, оценка д...

Формирование системы внутренней оценки в соответствии с требованиями ФГОС

Самым действенным способом оценки того, насколько объективно школа оценивает результаты своих обучающихся, может быть сопоставление внутреннего оценивания с результатами, полученными в ходе других, &l...