тезисы по теме "Проблемное обучение"
статья по теме

Казначеева Юлия Владимировна

Материал подготовлен после изучения специальной литературы по данному вопросу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie.docx12.7 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время в связи с возросшей долей научных открытий и применением новых технологий очень быстро увеличивается общий объём научных познаний, в среднем, он удваивается каждые 8 лет. Поэтому разрыв между общим количеством научных знаний и  той частью, которую усваивают учащиеся учебных заведений, усиливается. Ученики в процессе обучения не могут усвоить всех знаний, которые потребуются для их дальнейшей социализации. Поэтому и возникает необходимость интенсифицировать традиционный процесс обучения, направляя деятельность учащихся в русло самостоятельной познавательной работы, поиска средств для решения тех или иных задач. А для этого нужно развивать и творческое мышление, и изыскивать резервы умственного развития школьников.

Сущность проблемного обучения – организация для учащихся проблемных ситуаций, которые требуют осознания, принятия и нахождения путей выхода из них при помощи совместной деятельности учеников и учителя, который направляет деятельность учащихся и предоставляет им самостоятельность в большей или меньшей мере в зависимости от возрастных особенностей и уровня их подготовки. Проблемное обучение способствует формированию у учащихся необходимой системы знаний, умений и навыков, умственному развитию, способностей к самообразованию. Усвоение учебного материала должно происходить в процессе активной поисковой деятельности по мере того, как решается ряд проблемно-познавательные задач. Также проблемное обучение способствует развитию особой мыслительной деятельности, самостоятельности и исследовательской активности учащихся.

Проблемное обучение в общем виде может быть представлено следующим образом:

1. Перед учащимися ставится проблема.

2. Самостоятельно, при участии учителя или его направляющей роли учащиеся исследуют пути решения проблемы:

а) выдвигаются гипотезы

б) намечаются пути проверки их истинности или ложности

в) проводится наблюдение или эксперимент

г) результаты анализируются

д) проводится доказательство с выведением правила, понятия, «открытием» нового знания  и т. п.

Учащиеся овладевают новыми знаниями или новыми способами действий. Но так как возникновение проблемной ситуации очень индивидуализировано, управлять проблемным обучением достаточно сложно, требуется дифференцированный подход к учащимся. Учитель, организуя поисковую работу учащихся, демонстрирует им путь научного мышления. Роль учителя может большей или меньшей, но он не является пассивным участником процесса, а направляет учеников, чтобы избежать бесплодных поисковых попыток.

Технология проблемного обучения позволяет учить школьников логично, научно, креативно мыслить, а также способствует возникновению чувства удовлетворения и уверенности в своих силах, развивает интерес к научным знаниям. То, что «открыто» учащимися самостоятельно запоминается надолго и усваивается прочно, а в случае забывания легко восстанавливается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы. Экспресс-диагностика младших школьников.

Работая в школе, мы, педагоги начальных классов, не раз попадаем в ситуацию, когда набираем детей не 1 сентября, и не с первого класса... Экспресс- диагностика поможет Вам понять новый детский коллект...

"Дневник.ру"-непрерывная связь с родителями. Тезисы.

Материал показывает новые удобные формы работы с родителями через школьную социальную сеть "Дневник.ру"...

Тезисы выступления :" «Игра как средство развития познавательного интереса учащихся в начальной школе».

В младших классах игра, как известно, занимает одно из важнейших мест в сознаниии деятельности детей....

Тезисы выступления на методическом семинаре: Современный урок в системе 2100

Текст выступления на школьном методическом совете о проблемах современного урока....

Тезис на тему "Методы подготовки обучающихся к различным формам контроля качества обучения"

Тезис на тему "Методы подготовки обучающихся к различным формам контроля качества обучения"...