Мастер -класс "Технология деятельностного метода"
учебно-методический материал по теме

Алексеева Наталья Викторовна

Мастер -класс " Технология деятельностного метода"-слова учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте уважаемые члены жюри, коллеги. Меня зовут  Алексеева Наталья Викторовна.

Великий Конфуций сказал: «Послушайте – и Вы забудете, посмотрите – и Вы запомните, сделайте – и Вы поймёте».СЛАЙД1

Сегодняшний мастер-класс я постаралась  построить так, чтобы Вы могли не только слушать и смотреть, но  и стать активными участниками.  

Представляя опыт своей работы, я говорила о проблеме осмысленного чтения. Мы педагоги понимаем,  для того , чтобы текст привлёк внимание  ребёнка ,он должен быть не только интересен по содержанию, но и  снабжён красивыми иллюстрациями. Мой опыт работы показывает, что в современных учебниках используемые  иллюстрации  отвлекают ребят и не подкрепляют образного восприятия , а так же не облегчают мою цель как педагога.  Таким образом изучение нового материала для учащихся становится сложными и  неинтересным. Как же сделать так, чтобы скучные темы приобрели для детей значимость, заинтересовали их, а  в глазах появился блеск?

Я ,как и многие педагоги, стараюсь свои уроки сделать интересными, доступными  и развивающими для детей  и поэтому всегда в поиске новых форм, новых  технологий и  методов. Одной из таких технологий стала технология деятельностного метода.  Слайд № 2 

Кто из Вас применяет эту технологию на уроках?  Что лежит в основе этой технологии ? Слайд № 3,4 

Традиционная форма урока изжила себя  и постепенно вытесняется новой формой, в которой  происходит формирование универсальных учебных действий , таких как : регулятивные, познавательные, личностные и коммуникативные (СЛАЙД №5). Это требование продиктовано ФГОС . Я считаю, что применение деятельностного метода обучения обеспечивает глубокое и прочное усвоение знаний, создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему ценностей (самовоспитание).

Я постараюсь познакомить  вас с темой окружающего мира в 4 классе  «Жизнь леса»  с точки зрения деятельностного подхода.

Закройте все глаза. (ЗВУКИ ЛЕСА) Читаю стихотворение

Здесь, в зарослях лесных,

 Где всё для сердца мило,

 Где чистым воздухом

 Так сладостно дышать,

 Есть в травах и цветах

 Целительная сила,

 Для всех умеющих

 Их тайну разгадать.

 Что вы себе представили? (ответы) . Мне кажется ,что эта тема очень интересная. Но мой опыт работы показывает, что у детей эта тема не вызывает положительных   эмоций. На данном уроке дети знакомятся с понятиями ярусы леса. Вот материал, который представлен в учебнике. Представленный материал в учебнике малоиллюстрирован, а  текст, не подкреплённый иллюстрацией, не понятен большинству детей.

На этапе  построения проекта  я предлагаю ученикам выполнить интерактивный плакат и наглядно проиллюстрировать ярусы леса.

Сегодня я предлагаю вам выполнить такой плакат  используя различные  приемы  работы с бумагой.

Дети  выполняют эту работу группами по 7-8 человек Вы уже сидите по 2 человека. Условно обозначим вашу пару первым рядом. Вашу пару –вторым рядом и последнюю пару -3 рядом.

На столах у вас цв.бумага, салфетки, ножницы, клей, степлер, карандаши.

Что можно делать с бумагой? (Рвать, мять, скручивать, резать)

При работе с интерактивным плакатом нами будут использованы все техники, которые  вы перечислили.

Оторвите от зелёного листа бумаги не очень широкую полоску. Эту полоску мы будем скручивать. Где в создании нашего плаката могут  быть использованы скрученные полоски? (трава, дерево, кустарники )Отложите полоску.

Возьмите зелёную бумагу. Мы будем её рвать на мелкие кусочки. Где можно использовать эти кусочки? (Крона деревьев, трава, листва кустов)

 Оторвите небольшой кусок зелёной бумаги сомните её и ладошками скатайте шарик. А этот приём где нам пригодится? ( цветы, крона деревьев)

Возьмите квадраты любого цвета. Сложите пополам. Ещё раз теперь по диагонали  и ещё раз получился узкий треугольник .Наметьте карандашом линию отреза в виде дуги. Отрежьте. Разверните. Что получилось ? Цветок. Для какого яруса мы будем использовать цветы? (первого)

Возьмите салфетку. Сложите её пополам, ещё раз. скрепите степлером. Вырежьте по кругу. Сделайте 8-9 надрезов. Расправьте, распушите. Ещё один цветок.

Отрежьте небольшие полоски по 5 см в длину и 1 см шириной. Сложите гармошку. Возьмитесь за край гармошки. Получились серёжки. Где можно использовать эти серёжки? При изготовлении берёзы.

Задача каждой команды используя все эти техники изготовить свой ярус. 1 команда нижний ярус ТРАВА, вторая команда 2 ярус -кустарники, третья команда 3ярус Деревья . Помните ,что по возможности нужно использовать все техники. На выполнение работы 10 минут.

После выполнения работы собираем ярусы.

  К концу урока у нас есть общий продукт интерактивный плакат , который мы используем на последующих уроках как обучающее пособие. Этот плакат мы дополняем зверями, насекомыми и  птицами  при изучении  таких тем как «Сообщества леса» и «Сообщества  луга».

В такого рода деятельности при использовании технологии деятельностного метода дети лучше усваивают материал, т.к. становятся непосредственными участниками учебного процесса, а не его наблюдателями и слушателями.

Использование различных форм совместной деятельности обеспечивает  реализацию развивающей функции обучения. Благоприятная обстановка на уроке способствует созданию ситуации успеха и желанию у учащихся  узнать больше.

Уроки окружающего мира не единственные где можно использовать такого рода работу. Это и уроки математики (геометрический материал, счётный материал, таблицы сложения, умножения ) , и русского языка ( правила написания жи-ши, ча-ща, чу-щу, состав слова, члены предложения, части речи) ,и литературного чтения (писатели 18 века, писатели 19 века, русские писатели, сказки, стихи, и т.д.).

 Вот некоторые работы, выполненные детьми моего класса в технологии деятельностного метода.

Конкурс подошёл к концу. Участие в этом конкурсе помогло мне посмотреть на себя с другой стороны. Я приобрела большой опыт и надеюсь ,что мои наработки тоже помогут учителям в их работе. Своё выступление я посвящаю всем работникам образования .Особую благодарность я хочу выразить  своим коллегам : талантливым ,творческим и просто замечательным людям за их поддержку и помощь.

ФИЛЬМ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Послушайте – и Вы забудете, посмотрите – и Вы запомните, сделайте – и Вы поймёте ». Конфуций

Слайд 2

Технология деятельностного метода

Слайд 3

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.

Слайд 4

Технология деятельностного метода обучения позволяет Придать процессу усвоения знаний деятельностный характер, перейти от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности. Перенести упор на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности. Усилить практическую направленность школьного образования.

Слайд 5

Структура урока Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения Реализация построенного проекта Первичное закрепление с комментированием во внешней речи Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение в систему знаний и повторение Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" Дьяковой С.А.

Мастер -класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения"  знакомит с опытом использования и применения технологии деятельностного метода обучения в развити...

Мастер - класс по теме" Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения"

Мастер - класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" знакомит с опытом использования  и применения технологии деятельностного метода обучения в развит...

мастер-класс "технология деятельностного метода на уроках коми языка"

мастер-класс "технология деятельностного метода на уроках коми языка"...

мастер-класс "технология деятельностного метода на уроках коми языка"

мастер-класс "технология деятельностного метода на уроках коми языка"...

Мастер - класс "Применение технологии деятельностного метода обучения в начальной школе".

ТДМ (технология  деятельностного  метода) - метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности...

Мастер-класс «Технология системно - деятельностного метода обучения на примере урока математики»

Форма проведения: урок - импровизация.Задача:Показать способы применения системно-деятельностного метода обучения...

Мастер-класс "Деятельностный метод обучения в формировании связной письменной речи учащихся с ОВЗ"

Мастер-класс для учителей-логопедов, учителей начальных классов, 2019 год...