«Творческая деятельность на уроках предмета "Литературное чтение" »
статья на тему

Бойкова Людмила Александровна

Проблема развития творческих способностей младших школьников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. В этой статье предложены некоторые приёмы, формы работы для развития творческих способностей на уроках литературного чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческая деятельность  на уроках  предмета «Литературное чтение»

Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, имеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к успешной дальнейшей жизни.

В Федеральном государственном стандарте начального общего образования второго поколения описаны действия, называемые универсальными учебными, которые включают личностные и метапредметные результаты. В результате изучения предмета «Литературное чтение» формируются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные  универсальные учебные действия. В Примерной основной образовательной программе по предмету «Литературное  чтение» в содержании курса есть раздел «Творческая деятельность обучающихся», в котором выделено содержание видов деятельности, которое включает конкретные УУД:

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.[1]

Моя задача – показать,  какие возможности работы с интерпретацией текста литературного произведения уже заложены в учебнике М.К.Волкова «Азбука» и в учебных пособиях «Парус» ( 2-4 классы).

Драматизация – это такая деятельность детей, в процессе которой они воспроизводят прочитанное, увиденное или услышанное в лицах, используя все или некоторые из следующих выразительных средств: интонационно окрашенное слово, мимику, жест, позу, движение, действие, мизансцену. Именно драматизация является одним  из учебных приёмов, которые способствуют активизации учебной работы учащихся на уроках чтения.

Возможные формы драматизаций:

  1. пальчиковый театр;
  2. кукольный театр;
  3. театр теней;
  4. костюмированные представления по известным сказкам рассказам;
  5. спектакли по собственным сценариям;
  6. драматизация сказок.

При использовании приема драматизации на уроках чтения нужно иметь в виду, что существуют формы драматизации различной сложности, которые следует вводить постепенно, все, более усложняя их с учетом возрастных возможностей детей и целей урока. Назовем основные формы драматизации в порядке нарастания их сложности:

  • анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики, изображенных на них героев;
  • постановка индивидуальных и групповых «живых картин»;
  • подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонационной, но и пластической выразительности;
  • чтение по ролям;
  • драматизация развернутой формы.

               Рассмотрим перечисленные формы драматизации подробнее.

1. Постановка «живых картин». Эта форма драматизации, известная  в методике  русского языка ещё с начала 20 века. «Живая картина - это момент из художественного произведения, запечатленный не на полотне, а  в позах, выражении лиц, стиле одежды персонажей, реквизите».

«Живые картины» как достаточно простую форму драматизации, без слов, с помощью пластики и реквизита запечатляющую одно мгновение, целесообразно применять на первых порах обучения в школе, затем нужно переходить к более сложным видам драматизации.

2. Чтение по ролям. Его удобно применять при работе с текстами, насыщенными диалогами, а также при чтении таких жанров, как басня, сказка. Чтобы осуществить этот вид деятельности на уроке, детей надо к нему подготовить: выбрать эпизод, который может быть прочитан детьми по ролям; затем вместе с детьми назвать действующих лиц, участвующих в выбранном эпизоде, определить, сколько нужно учеников, чтобы прочитать сценку по ролям. Только после этого можно предложить детям найти слова каждого персонажа, обсудить интонацию из реплик и подготовиться к чтению. В заключение эпизод читается по ролям учениками, вызванными к доске.

I этап- знакомство с текстом - чтение или слушание, общая проверка восприятия; определение количества действующих лиц;

II этап - основной.

  1. чтение текста про себя и обозначение реплик действующих лиц и авторских слов первой буквой их названия на закладках;
  2. определение необходимости чтения авторских слов;
  3. анализ эмоционального состояния или качества характера действующих лиц с целью выразительного прочтения слов «за них»;
  4. определение того, с какой интонацией нужно читать слова героев;
  5. выбор чтецов и первое чтение по ролям; разбор достоинств и недостатков чтения по ролям;
  6. выбор новых исполнителей и повторное чтение по ролям;
  7. III этап - заключительный. Подведение итогов и оценка работы.

Уже в букварном периоде обучения грамоте  начинается такая  работа.

Утром мама ушла.

Ната  мыла чашки.

— Ната, ты помыла тарелки?

— Помыла, папа.[2]

Учитель. Кто мыл чашки?

Дети. Ната  мыла чашки.

Учитель. О чём спросил папа у Наты?

Дети. Помыла ли Ната тарелки.

Учитель. Что ответила Ната?

Дети. Помыла, папа.

Учитель. Кто с кем говорит?

Дети. Папа и Ната.

Учитель. Сколько их?

Дети. Двое.

Учитель. Найдите в учебнике то место, где беседуют дочка и отец. Посмотрите внимательно на начало предложений. Что вы увидели?

 Дети. Чёрточки.

Учитель. Первая чёрточка показывает, что от неё начинаются слова отца. Вторая чёрточка показывает,  от неё начинаются слова девочки.

Далее учитель обращает внимание детей на интонацию из реплик, идёт подготовка к чтению ( сначала все вместе читают слова отца, потом слова дочки). Затем эпизод читается по ролям учениками, вызванными к доске.

Чтение по ролям возможно при работе над любым произведением, в котором имеются диалоги. На первых порах при проведении чтения по ролям нужно учить детей определять количество персонажей, находить границы их реплик, обозначать принадлежность реплик тем или иным героям.

Как научить?

При работе с текстом во втором – четвертом классах использую «Листок-помощник». На листке даны задания, которые учат детей определять количество персонажей, находить границы их реплик, обозначать принадлежность реплик тем или иным героям.

Внучка старой вишни.

     В саду растёт вишня. Олесь увидел недалеко от неё маленькую тонкую вишенку. Он спросил дедушку:

  • Откуда появилась эта вишенка?
  • Выросла из косточки.
  • Это дочка старой вишни?
  • Да, дочка.
  • А внучка старой вишни будет?

— Будет, Олесь, — ответил дедушка. — Если ты будешь ухаживать за маленькой вишенкой, дождёшься ягод. Посадишь косточку — из неё вырастет внучка старой вишни.

Олесь задумался. В его глазах дедушка увидел нежность.

— Я выращу внучку старой вишни, — сказал мальчик.

В. Сухомлинский.[3]

Листок-помощник

Дорогой друг, желаю тебе успеха!

  1. Читай правильно.

виш-ня –       ви́шня

кос-точ-ка – ко́сточка

внуч-ка -       вну́чка

у-ха-жи-вать – уха́живать

дож-дёшь-ся – дождёшься

неж-ность -      не́жность

  1. Прочитай текст на стр.  40-41 учебника.
  2. Запиши, какова главная мысль текста.

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Запиши участников диалога.
  1. ____________________________________
  2. ____________________________________
  1. Восстанови диалог. Запиши слова деда.

  • Откуда появилась эта вишенка?
  • ____________________________________________________
  • Это дочка старой вишни?
  • ____________________________________________________
  • А внучка старой вишни будет?
  • __________________________________________________________________________________________________________  
  • Я выращу внучку старой вишни.
  1. Прочитай  диалог с соседом.
  2. Чему научил тебя этот рассказ?

_____________________________________________________________

          Когда дети овладеют перечисленными навыками, то больше внимания следует уделять характеристике действующих лиц и выразительности их интонации, с целью выразительного прочтения слов «за них».

           Как этого добиться?

Проанализируем ещё одно произведение из учебного пособия «Парус» 2 класс:

Лиса Патрикеевна.

У кумушки-лисы зубушки острые, рыльце тоненькое; ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.

Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.

К. Ушинский.[4]

После того, как прочитали и  разобрали  произведение, предлагаю следующую работу:

Учитель: Сейчас мы с вами поиграем. Я буду ещё раз читать произведение, а вы закроете глазки. Представьте, себя лисой и продемонстрируйте услышанное.

Учитель читает, а ученики воссоздают в своём воображении образ лисы и демонстрируют поведение героя.

Затем ученики получают следующее задание:

Учитель: Вам предстоит пересказать это произведение от лица Лисы Патрикеевны.

Ученики пересказывают от лица Лисы Патрикеевны примерно такой текст:

Я – Лиса Патрикеевна. В народе меня зовут кумушка-лиса. Мои зубушки острые, рыльце тоненькое, а ушки на макушке. Мой хвостик всегда на отлёте. Шубка моя тёпленькая, шерсть пушистая, золотистая. У меня на груди жилет, а на шее белый галстучек.

Хожу я тихохонько, к земле пригибаюсь, будто кланяюсь. Свой пушистый хвост ношу бережно. Смотрю ласково, улыбаюсь, зубки белые показываю.

Далее задания усложняются. Теперь учащимся предстоит составить диалог из двух произведений. Для этого используем  произведения М.Пришвина «Белки» и Е.Головина «Барсук» из учебного пособия «Парус» 3 класс:

Сюжетно-ролевая игра по рассказам

Цель: Пробудить у детей интерес к чтению.

Совершенствовать умение сопоставлять различные эмоции и изображать их с помощью выразительных средств.

Действующие лица: белка, барсук.

Белка: Здравствуй, барсук. Тебя давно не видать.

Барсук: Здравствуй, белочка. Я зимой сплю, но не как ёж. Во время оттепелей просыпаюсь и даже вылезаю из своей норы, чтобы немного размяться и погреться на солнце. А ты как зиму перезимовала?

Белка:  Я всю зиму перебегала от дерева к дереву, взбиралась на вершины. В

глубоких дуплах находила свои запасы. А в мороз пряталась в своём тёплом, уютном и прочном гнезде, который похож на закрытый домик. Там вывела и выкормила своих маленьких бельчат.

Барсук: Знаешь, а ведь я тебя сразу и не узнал. Раньше ты была рыжей, смотрю, ты серая. Думаю, ты или не ты?

Белка:  Да, это я. Мы осенью и весной линяем. На лето мы одеваемся в лёгкую рыжую шубку, поздней осенью эта шубка становится серой, густой и тёплой. Барсук, что ты  будешь делать летом?

Барсук: Ты ведь знаешь, я аккуратный и чистоплотный зверь. Слежу за

порядком вокруг своей норы. Осенью начинаю готовиться к зиме. Я отъедаюсь и сильно жирею. Ем всё, что попадается: жуков, слизней, ящериц, лягушек, мышей. Люблю лесные ягоды и плоды.

Белка: Мне пора. До скорой встречи!

Барсук: До свидания, белочка!

Система таких заданий ориентирует учащихся на интерпретацию и осмысление текста произведения.

Теперь можно переходить к драматизации развернутой формы.

3. Драматизация развернутой формы – самый  сложный вид драматизации. Она содержит в себе все средства драматической выразительности, и поэтому вводится не сразу, а постепенно.

В зависимости от целей урока, этапа  обучения, подготовленности класса к развернутой драматизации, учитель может драматизировать  один эпизод,  несколько эпизодов, связанных между собой или всё произведение целиком, если это посильно детям.

Существует и схема работы над драматизацией, не зависящая от её вида:

1. Восприятие материала, который предстоит драматизировать.

2. Анализ произведения (обстановка, образы героев, их поступки).

3. Постановка исполнительских задач («Что нужно передать, разыгрывая сцену?»).

4. Выбор выразительных средств («Как это сделать?»).

5. Пробы, анализ.

6. Подведение итогов, внесение корректив.

7. Заключительный показ и его анализ.

Рассмотрим это на примере  отрывка из сказки «Теремок» С.Я.Маршака.

Учитель: Прочитайте сказку про себя.

Учащиеся читают текст про себя.

Рассказчик

В чистом поле теремок,

он не низок, не высок.

Шла лягушка из болота,

видит: заперты ворота.

Эй, замочек, отвались, отвались!

Теремочек, отворись, отворись!

Лягушка

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

(Заходит в теремок.) Никого...

Рассказчик

Только свет зажгла Лягушка,

постучалась Мышь-норушка.

М ы ш к а

Это что за теремок?

Он не низок, не высок.

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Лягушка

Я, Лягушка-квакушка. А ты кто?

М ы ш к а

А я Мышка-норушка.

Пусти меня в дом,

 будем жить с тобой вдвоём.

Спелых зёрен раздобудем,

печь блины с тобою будем.

Лягушка

Так и быть, пожалуй в дом,

веселее жить вдвоём!

Рассказчик

Поселились Мышь с Лягушкой,

 с лупоглазою подружкой.

Топят печь, зерно толкут

да блины в печи пекут.

 Вдруг стучится на рассвете

 петушок горластый — Петя.

П е т у ш о к

Это что за теремок?

Он не низок, не высок.

Эй, откройте Петушку,

ко-ко-ко, ку-ка-ре-ку!

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Лягушка

Я, Лягушка-квакушка.

Мышка

Я, Мышка-норушка. А ты кто?

П е т у ш о к

А я Петушок — золотой гребешок,

масляна головушка, шёлкова бородушка.

 Разрешите здесь пожить,

буду честно вам служить.

Спать я буду

на дворе.

Петь я буду

на заре. Ку-ка-ре-ку!

Лягушка и Мышка

Так и быть, пожалуй в дом,

веселее жить втроём.

Рассказчик

Вот живут они —

Лягушка, Петушок и Мышь-норушка.

 Их водой не разольёшь.

Вдруг стучится серый Ёж.

Ёж

Кто, кто в теремочке живёт?

Кто, кто в невысоком живёт?

Лягушка

Я, Лягушка-квакушка.    

М ы ш к а

Я, Мышка-норушка.

П е т у ш о к

Я, Петушок — золотой гребешок. А ты кто?

Ёж

Я — серый Ёжик,

ни головы, ни ножек.

Горбом спина,

на спине борона.

Разрешите здесь пожить,

буду дом я сторожить.

Лучше нас, лесных ежей,

нет на свете сторожей!

Лягушка

Так и быть, пожалуй в дом.

 Будем жить мы вчетвером.

С. Маршак.[5]

Учитель:  Какие чувства при чтении  возникли у вас: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?

Дети. Чувство радости.

Учитель:  Обратите внимание на слова, которые выбирает автор, для того, чтобы передать свою радость. Найдите и прочитайте в тексте слова, передающие настроение автора.

Дети. Так и быть, пожалуй в дом,

            веселее жить вдвоём!

           Так и быть, пожалуй в дом,

            веселее жить втроём.

             Так и быть, пожалуй в дом.

              Будем жить мы вчетвером.

Учитель: Назовите героев сказки.

Дети. Лягушка, мышка, петушок, ёж и рассказчик.

Учитель: Перечислите, какими качествами обладают герои нашей сказки.

Учащиеся перечисляют качества героев, затем воссоздают в своём воображении образы героев, демонстрируют поведение каждого героя.

Учитель: Что нужно передать, разыгрывая сцену?

Дети. Чувство радости.

Учитель: Как это сделать?

          Потом  работают в группах, распределяют роли, пробуют инсценировать сказку. Далее  проводится показ творческой деятельности, а  затем - анализ результатов драматизации.

Данная форма драматизации более сложна за счет того, что выразительно воспроизводится речь героев произведения и сопровождается куклами, которые ученики сделали своими руками в кружке « Театр кукол».

Вообще, в настоящей детской постановке всё – от занавеса до развития драмы - должно быть сделано руками и воображением самих детей, и только тогда драматическое творчество получит всю свою силу и всё своё значение для полноценного развития ребёнка. Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детской творческой деятельности. Дети сами сочиняют, импровизируют роли.

Учитель: Придумай свой вариант сказки.

          Учащиеся будут вносить свои варианты. Вот один из них:

Кукольное театрализованное представление

« А что ты умеешь делать?»

Цель: Развитие и формирование самостоятельной и творческой личности.

Задачи: Формировать привычку оказывать помощь товарищам в учении, в труде, в повседневных делах. Развивать требовательность к себе и товарищам, умение подчинять свои желания интересам коллектива, выражать свои чувства в слове, жесте, мимике и интонации. Воспитать культуру речи.

Действующие лица:

Рассказчик, мышка, лягушка, белочка, зайка, волк, лиса, колобок, петух, мишка.

Реквизит:

Декорации, конусные куклы, музыкальное оформление.

Пролог

Занавес закрыт, звучит музыкальная тема «Теремок»

Рассказчик

Все мы знаем, все мы верим-

Есть на свете чудный терем!

Занавес открывается. Сцена оформлена как лесная поляна.

Терем, терем, покружись,

Ну-ка, терем, становись,

К лесу задом, к нам лицом

И окошком, и крыльцом!

Сцена 1

Звучит мелодия, появляется мышка, бегает по поляне, ищет себе домик.

Мышка

Я – маленькая мышка,

По лесу я хожу,

Ищу себе домишко,

Ищу – не нахожу.

Что я вижу? Теремок? Теремок!

На двери висит замок? Да, замок.

Тук-тук-тук!

Тук-тук-тук!

Видно, в доме не живут…

Я теперь хозяйка тут!

Сцена 2

Звучит мелодия, появляется лягушка, бегает по поляне, ищет себе домик.

Лягушка

Эй, какой живет здесь зверь?

Ква-ква-ква, откройте дверь!

 Мышка. Кто там?

Лягушка. Я — лягушка-квакушка.

 Пусти меня в теремок.

Мышка (выбежав из домика).

 А что ты умеешь делать?

Лягушка. 

Стихи читать.

Речка, мостик и трава,

Теплый дождик, ква-ква-ква.

Я — лягушка-поскакушка,

Поглядите, какова!

Пусти, Мышка, меня в дом,

Будем жить с тобой вдвоем.

Мышка.

Так и быть, пожалуй в дом,

Веселее жить вдвоем.

Будем книжки мы читать,

И друг другу помогать.

Убегают за домик.

Рассказчик.

Поселилась Мышь с Лягушкой,

Лупоглазою подружкой,

          Живут ребята, не тужат,

        Крепко дружат, весело живут, песенку поют.

Сцена 3.

Звучит мелодия, появляется зайка, бегает по поляне, ищет себе домик.

Зайчик.

       Я — заяц по имени Прыг-скок,

Скорее пустите меня на порог!

Мышка и Лягушка (выбежав из домика).

А что ты умеешь делать?

Зайчик.

Раз, два, три, четыре, пять...

Я учу ребят считать-

Вычитанью и сложенью,

Умноженью и деленью

И решенью, без сомнений,

Самых сложных уравнений.

Мышка и Лягушка.

        Заходи скорее в дом,

        Будем жить теперь втроем.

Все убегают за домик.

Сцена 4.

Звучит мелодия, появляется белочка, бегает по поляне, ищет себе домик.

Белочка.

Какой чудесный теремок!

 Он не мал и не высок.

Тук-тук-тук, я — белка Майка,

 Меня попробуй-ка, поймай-ка!

Пустите меня в теремок.

Мышка, Лягушка, Зайчик (выбежав из теремка).

А что ты умеешь делать?

Белочка. 

Загадки загадывать.

"Жёлтый, круглый,

Весь из дыр.

Любят мыши

Вкусный ..."Мышка, Лягушка, Зайчик дают верный ответ: сыр.

«Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке».

Что это?зверята: гриб.

"Вязанная или меховая,

Зимой голову согревает".

Мышка, Лягушка, Зайчик. 

Шапка

Белочка.

 Правильно.

Мышка, Лягушка, Зайчик.

      Заходи скорее в дом,

      Будем жить мы вчетвером!

Сцена 5

Рассказчик. 

Вот живут они в избушке -

Зайка, белочка, лягушка

И, конечно, Мышь-норушка,

Их водой не разольёшь...

Вдруг по лесу Волк бежит.

Волк.

Очень славный теремок!

А над крышею - дымок.

Кто живёт там, погляжу... ( подходит к теремку и стучит)

Эй, Серому откройте дверь!

Мышка, Лягушка, Зайчик, Белочка.

     А что ты умеешь делать?

Волк.

Я знаток дорожных правил.

Где улицу надо тебе перейти,

О правиле помни простом:

С вниманьем налево сперва погляди,

Направо взгляни потом.

Я хотел бы с вами жить-

И правила дорожные с вами разучить.

Мышка, Лягушка, Зайчик, Белочка.

Заходи к нам, Серый, в дом,

Будем жить мы впятером.

Рассказчик. 

Живут зверята, не тужат,

Крепко дружат,

Весело живут,

Песенку поют:

Стоит в поле теремок, теремок,

Он не низок не высок, не высок, не высок,

В нём живём мы впятером, впятером,

И друг другу помогаем мы во всём.

Сцена 6

Рассказчик. 

Так живут они, не тужат,

И друг с другом крепко дружат.

Вот лиса по полю рыщет

И добычу свою ищет.

Видит: терем расписной.

Лиса немножко постояла,

 К двери быстро побежала.

Постучалась и сказала:

Лиса

Пустите меня в теремок.

 Мышка, Лягушка, Зайчик, Белочка, Волк.

     А что ты умеешь делать?

Лиса

В здравом теле - дух здоров.

Чтоб не бегать вам к врачу,

Я здоровью научу:

И как прыгать высоко,

И как бегать далеко,

И, играя как в футбол,

Забивать за голом гол.

Мышка, Лягушка, Зайчик, Белочка, Волк.

Лисонька, зайди к нам в дом,

Будем жить мы вшестером.

                                     Сцена 7

Рассказчик. 

    Зверята пляшут и поют,

в общем, весело живут.

Вдруг весёлый колобок

Прикатился к терему

И стучится в дверь.

Колобок

Я- весёлый колобок,

У меня румяный бок.

Пустите меня в теремок.

, Лягушка, Зайчик, Белочка, Волк, Лиса.

     А что ты умеешь делать?

Колобок

     Людям я даю запас

     Милосердья, состраданья

     И высокого сознанья,

Что душа должна уметь

Пожалеть и обогреть,

И на ласку не скупиться,

И на помощь торопиться.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Мышка, Лягушка, Зайчик, Белочка, Волк, Лиса.

Заходи скорее в дом

Будем дружно жить мы в нём.

Сцена 8

Рассказчик. 

Так живут они, не тужат,

И друг с другом крепко дружат.

       Идёт петушок, красный гребешок,

      хвост с узорами, сапоги со шпорами,

      Двойная бородка, частая походка.

      Рано встаёт красно песенки поёт.

Петушок

Пустите меня в теремок.

Мышка, Лягушка, Зайчик, Белочка, Волк, Лиса, колобок.

     А что ты умеешь делать?

Петушок

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу.

Мышка, Лягушка, Зайчик, Белочка, Волк, Лиса, колобок.

Заходи скорее в дом

Будем дружно жить мы в нём.

Сцена 9

Рассказчик. 

Вдруг слышат зверята — ветки гнутся, сучья трещат...

Да это...

 Медведь по лесу идет!

Зверята в испуге прячутся в теремке. На поляну выходит Медведь.

Медведь.

О-очень славный теремок!

Кто тут поселиться мог?

Тук-тук-тук, отзовись,

Кто живет здесь, покажись?

Зверята (поочередно выбегают из-за теремка).

Я — Мышка-норушка.

Я — Лягушка-квакушка.

Я — Зайка-побегайка.

Я —белка Майка.

Я - Волк из-под куста хватышь,

Я - Лиса-сестричка.

Я-Колобок - румяный бок.

Я - Петушок- красный гребешок

Медведь.

Пустите меня в теремок.

 Зверята.

 А что ты умеешь делать?

Медведь.

Я, Медведь, люблю песни петь.

 (Поет «А-а-а...» грубым голосом.)

Зверята затыкают уши.

Зверята.

Мишенька-Медведь

Не умеет песни петь!

Медведь.

Ну, тогда я станцую.

Я, признаюсь, с давних пор

              Замечательный танцор!

 (Танцует, грубо топая ногами.)

Зверята разбегаются в разные стороны.

Зверята.

Перепутал ты  опять —

Не умеет танцевать!

Все убегают за домик.

Медведь, махнув лапой, огорченно садится у теремка. Зверята подходят к нему.

Рассказчик.

 Что ты, Мишенька, так огорчился?

Медведь. 

Ни певец, ни танцор из меня не получился.

Рассказчик. 

А ну-ка, ребята, давайте поможем Мишеньке.

Все  поют заключительную песню «Всё мы делим пополам»

Финал

Рассказчик.

До сих пор зверята вместе живут,

Блины-пироги в печке пекут,

Медком да кваском запивают

И горя-невзгод не знают.

Днем каждый своей работой занят,

А как вечер в окошко заглянет,

 Зверята пляшут и поют,

 В общем, весело живут!

Но все – таки эффективность использования приёмов драматизации на уроках литературного чтения будет зависеть от соблюдения следующих правил:

- учитель и учащиеся должны ясно осознавать цель использования на уроках каждого из приёмов драматизации;

- при использовании любой формы драматизации важно соблюдать последовательность работы;

- для повышения качества драматического воплощения литературного произведения целесообразно использование иллюстративного материала там, где это возможно;

- распределение ролей проводить сразу после проведения подготовки, перед завершающим этапом инсценировки;

- необходимо выработать у детей отношение к драматизации как к искусству переживания, а не изображения;

- должна быть оценка и анализ любого вида драматизации, используемого на уроке, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся;

- использовать прием драматизации в процессе обучения систематически, а не случайно.

 Драматизация может стать находкой для любого учителя, интересным и полезным мероприятием для всего классного коллектива.

Использование приема драматизации на уроках чтения, учащимся дает возможность научиться:

  • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
  • создавать иллюстрации по содержанию произведения;
  • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
  • создавать собственный текст (повествование — по аналогии, рассуждение — развёрнутый ответ на вопрос; описание — характеристика героя).

Природа щедро наградила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые высокие ступени творческой деятельности. И именно мы должны создать определенные условия для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться и ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность.

Список использованной литературы.

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения  - Москва: Издательство «Просвещение», 2010
  2. М.К.Волков «Азбука» - Ч.: Чувашское книжное издательство, 2001
  3.  А.В.Рыбакова, Т.В.Артемьева «Парус 2» - Ч.: Чувашское книжное издательство, 2003


[1] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (Москва: Издательство «Просвещение», 2010.-с. 129)

[2] М.К.Волков «Азбука» - Ч.: Чувашское книжное издательство, 2001.-с.19.

[3] А.В.Рыбакова, Т.В.Артемьева «Парус 2» - Ч.: Чувашское книжное издательство, 2003.-с.40-41.

[4] А.В.Рыбакова, Т.В.Артемьева «Парус 2» - Ч.: Чувашское книжное издательство, 2003.-с.145

[5] А.В.Рыбакова, Т.В.Артемьева «Парус 2» - Ч.: Чувашское книжное издательство, 2003.-с.119


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая группа по чтению

творческася группа...

Творческий урок литературного чтения во 2 классе по теме: "По дорогам сказок Г.Х.Андерсена"

Разработка урока литературного чтения во 2 классе в форме творческого урока-сказки направлена на знания сказок Андерсена. В материале использованы викторины, игры, конкурсы, творческая проектная работ...

Творческие задания по литературному чтению для самостоятельной работы по основным разделам программы "Литературное чтение" 1 класс УМК "Школа России".

Задания по основным разделам программы "Литературное чтение" УМК "Школа России" 1 класс помогут разнообразить работу на уроке. Представлены задания для развития грамотного чтения: ...

Применение технологии творческого чтения на уроках литературного чтения

Описание опыта работы по теме"Технология творческого чтения". Приведены технологии и приёмы. которые помогают повысить интерес к чтению, сделать уроки творческими и прививают учащимся читате...

Творческая олимпиада по чтению "Сказка - ложь, да в ней намёк..."

Данная олимпиада позволяет не только проверить знания литературного материала, но и способствует формированию активной читательской позиции, когда нужно вступить в "диалог" с героями произве...