Статья «Как активизировать деятельность учащихся на уроке»
статья по теме

Статья «Как активизировать деятельность учащихся на уроке»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: «Как активизировать деятельность учащихся на уроке?»

Как изменить ситуацию?

Как активизировать деятельность учащихся в учебном процессе?

Организация групповой работы на уроке – вот возможной путь, который поможет и учителю, и учащимся ощутить удовлетворенность и успех на уроке.

Я решила начать свою работу с создания групп учащихся. Провела специальный тест, оценивающий уровень умений общения (см. Приложение).

Поначалу я столкнулась с некоторыми проблемами. Школьников необходимо обучать навыкам совместной работы. Внутреннее сопротивление, нежелание, неумение налаживать совместную работу преодолеваются приемами создания атмосферы доверия, взаимной поддержки, защищенности.

ТИПИЧНЫЕ ТРУДНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ

Группа в целом

Учащиеся часто

Отдельные школьники

1

Слишком шумная                

«Наезжают» друг на друга

Выполняют в группе всю работу

2

Отвлекается от учебной задачи

Говорят одновременно, не слушают друг друга

Уклоняются от работы в группе

3

Не может определить свои цели

Не пытаются помочь

Чувствуют себя неуверенно и отказываются от работы

4

Порождает конфликт

Не обращаются за помощью

Пытаются командовать

5

Увязает в задаче, не может двигаться вперед

Не благодарят друг друга, не уважают чужое мнение

Проявляют враждебность

На первом этапе я учила детей сотрудничать друг с другом при выполнении учебных заданий, старалась выявить «психологический портрет» класса, индивидуальные черты личности каждого, уровень развития логического мышления, речевых и коммуникативных навыков. Дети учились вести дискуссию, спорить.

Ребята составили правило вежливого спора:

1) учитесь слушать товарища;

2) умейте аргументировано отстаивать свою точку зрения;

3) выясните точки зрения партнеров;

4) попытайтесь обнаружить разницу точек зрения;

5) старайтесь не говорить все сразу;

6) уважайте мнение своих товарищей.

Распределяя детей на маленькие группы по 4 – 5 человек, мы прокладывали «коммуникативные каналы» не только между учителем и каждым ребенком, но и между всеми детьми.

На следующем этапе мы старались наглядно показать важность кооперации людей для достижения ими лучшего результата – «Одна голова хорошо, а две – лучше!». Работа в группах делает ребенка более самостоятельным, у него вырастает чувство самоуважения, даже боязливый ребенок в компании не заробеет и через некоторое время убедится, что «не так уж все страшно…».

Затем можно переходить к усложнению деятельности в группах:

а) усложнение видов работ;

б) повышение степени ответственности и самостоятельности учащихся;

в) усложнение содержания учебного материала.

Возможны различные варианты размещения рабочих мест в классной комнате при работе в группах.

   

В условиях групповой работы каждому школьнику может соответствовать своя роль.

УМЕНИЯ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ РОЛИ, ГДЕ ЭТИ УМЕНИЯ ХОРОШО ПРОЯВЛЯЮТСЯ

Умение работать в группе

Соответствующая групповая роль

Воодушевлять членов группы

Обеспечивать равное участие членов

Оказывать помощь

Проверять качество выполнения задания

Не беспокоить окружающих

 

Просить о помощи

Вдохновитель

Координатор

Мудрец

Инспектор

Тихоня

SOS-радист

Традиционно выделяют еще и парную работу (простейший вид групповой работы), при которой два ученика выполняют какую-то часть работы совместно. Если все пары выполняют одно и то же задание - работа единая, если разные – дифференцированная. Парную работу логично использовать на уроках всех дисциплин при проверке домашних заданий, взаимопроверке классных самостоятельных работ, взаимодиктантах, проверке заучивания правил и т.д. (см. Приложение) на различных этапах урока: актуализации знаний, при закреплении, повторении материала, на этапе изучения новых знаний.

Мои наблюдения показали, что первые задания для групповой работы нужно давать на хорошо известном детям учебном материале.

Учащиеся сначала работают по составленным алгоритмам, например:

  1. РУССКИЙ ЯЗЫК. ВЗАИМОДИКТАНТ.
  1. Распределить в паре роли «учителя» и «ученика».
  2. «Учитель» диктует слова.
  3. «Ученик» записывает и выполняет грамматическое задание.
  4. Учащиеся меняются ролями
  5. Взаимооценка диктанта (см. Приложение).

2) ЧТЕНИЕ. ТИХОЕ ЧТЕНИЕ В ПАРЕ.

  1. Распределить роли «учителя» и «ученика».
  2. «Ученик» читает стихотворение, рассказ (или отрывок его).
  3. «Учитель» контролирует выразительность, правильность темы чтения. Ставит оценку.
  4. Учащиеся меняются ролями.

3) ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. РАБОТА НАД СТАТЬЕЙ.

  1. Прочитать статью «цепочкой» или одному хорошо читающему ученику.
  2. Разбить статью на части (или воспользоваться разбивкой статьи на абзацы).
  3. Выяснить главную мысль каждой части, озаглавить (можно подчеркнуть главную мысль в абзаце).
  4. Пересказать друг другу статью по плану.
  5. Выбрать лидера (в «четверке»), который расскажет классу статью (или рассказать всей «четверкой», распределив между собой порядок ответа).

4) РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО КАРТИНЕ.

  1. Внимательно и молча рассмотри картину.
  2. Узнай ее автора и название.
  3. Побеседуйте по содержанию картины (по вопросам на доске).
  4. Выясните главных персонажей картины, ее главную мысль, какими средствами художник выразил свой замысел.
  5. Составьте рассказ.
  6. Выберите лидера, который расскажет классу.  

Затем учащиеся выполняют лишь часть задания.

Постепенно содержание материала усложнялось. От заданий репродуктивного характера группы перешли к работе, требующей использования проблемно-поискового метода в поиске знаний. На уроках русского языка, математики, окружающего мира широкие возможности организации групповой работы при изучении нового материала. Например: в 3-м классе при изучении темы «Второстепенные члены предложения. Определение» учащиеся, отправляясь в информационный поиск в группах, заполняют таблицу, делая вывод о новом понятии. В 4-м классе при изучении темы «Неопределенная форма глагола» каждой группе необходимо было выписать глаголы и определить время, лицо и число; ответить на вопрос: «Почему не у всех глаголов возможно определить данные признаки?». При закреплении того или иного материала можно применять групповую работу, работу в парах.

Можно рассмотреть фрагмент урока русского языка во 2-м классе по теме «Сочетание жи - ши»:

Учитель: Поиграем в игру «Мы знатоки».

На доске записаны слова, которые нужно распределить в 2 столбика:

      жить, мое, мыши, жир, ерши, шило, жилье, широкая, лью.

Одна пара работает у доски, остальные – на месте.

Учитель: А сейчас поменяйтесь своими тетрадями с соседями по парте и проверьте работу своих товарищей.

На этом же уроке учащиеся в группах составляют акротекст со словом «жираф».

Проверку выполнения задания в группах, особенно на уроках математики, выполняют «инспектора – ревизоры», которые очень строги и придирчивы (см. Приложение).

Плодотворной является групповая работа на уроках литературного чтения и окружающего мира. Например: при изучении произведения Ю.Нагибина «Зимний дуб» на этапе актуализации знаний был проведен экспресс-опрос. Ученики сделали взаимопроверку в парах, а в группах предстояло соотнести пословицы и высказывания с содержанием рассказа. А как интересно проходят уроки-концерты, уроки-спектакли. Например: в 3-м классе наш кабинет стал на мгновение «театральным залом». Учащиеся каждой группы инсценировали сказку «Каша из топора». Какой эмоциональный настрой царил на уроке! Дух сплоченности, соучастия в успехе общего дела! На уроке «Мы и окружающий мир» при изучении темы «Петр I царь и человек» каждая группа сама выбирала для себя тему обсуждения. Мои ребята с удовольствием готовят сообщения, рефераты, с удовольствием выдвигают свои темы для обсуждения в классе. Они «зажигают» меня своими идеями. И это замечательно!  

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ

  1. «КРУГЛЫЙ СТОЛ». Члены группы поочередно высказываются.
  2. ОБСУЖДЕНИЕ ПО КРУГУ. Члены группы высказываются в заранее установленном порядке (например, по часовой стрелке).
  3. «ТРЕХШАГОВОЕ ИНТЕРВЬЮ». Работа в парах: один интервьюирует другого (затем меняются).
  4. «1 – 2 – ВСЕ». Каждый работает над подготовкой материала самостоятельно, все обсуждают, готовят итоговый вариант материала.
  5. «НОМЕРА». Учитель устанавливает порядок нумерации учащихся в группе, затем вызывает нужный номер для ответа.
  6. «МОЗАИКА». Вся работа разделена между исполнителями с последующей сборкой результатов.

Таким образом, данная работа показала, что, сотрудничая друг с другом, дети осваивают задания гораздо более эффективно, чем сотрудничая со взрослыми. Ребята, выполняя свою часть работы, чувствуют ответственность не только за себя, но и за своего соседа, им интересно работать сообща друг с другом. А это главное!

В результате правильно организованная групповая работа имеет ряд преимуществ:

1) повышение уровня осмысления материала;

2) рост числа нестандартных решений;

3) перенос знаний и умений, приобретенных в группах, в ситуацию индивидуальной работы школьников;

4) позитивное отношение к изучаемому материалу;

5) готовность не отвлекаться от решаемой задачи.

Итак, учение – не только личный, но и групповой процесс.

Из опыта работы.

Уважаемые коллеги!

Хочу поделиться с вами некоторым опытом работы по организации групповых форм работы на уроках. Предлагаю некоторые фрагменты уроков.

                                        УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3-М КЛАССЕ.

ИЗУЧЕНИЕ БЫТОВЫХ СКАЗОК

ТЕМА УРОКА:    «Каша из топора» - бытовая сказка.

ЦЕЛИ УРОКА:  создать условия для формирования у учащихся представлений о своеобразии бытовых сказок;

организовать деятельность учащихся по умению анализировать, сопоставлять особенности волшебной и бытовой сказки;

воспитывать уверенность в своих силах, чувство коллективизма, умение работать в группе;

развивать творческие способности учащихся.

Каждой группе было предложено инсценировать сказку «Каша из топора», а затем была организована беседа в русле ключевой проблемы: в чём особенность бытовой сказки?

- Какие черты бытовой сказки вы заметили?

- Кто герои сказки?

- Как побеждают герои своих противников?

- Где происходит действие сказки?

- Зачем сочинять сказки?

- Какие особенности сказочной речи вы нашли?

- Чему учат бытовые сказки?

Каждая группа должна подобрать пословицу к данной сказке, объяснить сво

                                                                     ФРАГМЕНТ

урока-путешествия по окружающему миру в 3-м классе

ТЕМА УРОКА:    Степи.

ЦЕЛИ УРОКА: 

создать условия для формирования у учащихся представлений о природной зоне – степи;

систематизировать знания учащихся;

использовать приемы педагогических технологий для развития у учащихся навыков активного усвоения учебного материала;

организовать работу творческих групп;

развивать чувство ответственности за продуктивную индивидуальную и совместную работу.

     ТИП УРОКА:   закрепление знаний учащихся.

На этапе знакомства с новым материалом с сообщением по теме «Степи» выступает группа «Умники и умницы».

Члены группы пригласили одноклассников совершить с ними путешествие по природной зоне – СТЕПИ. Ребята подробно рассказали о географическом положении зоны степей, о сезонных изменениях в степях, приспособлении растений и животных к степи, раннецветущих, засухоустойчивых растениях, об особенностях жизни людей в степях. Учащимися был выпущен красочный журнал «Степи».

Для проверки усвоения новых знаний учащиеся приготовили для каждой группы карточки и кроссворд.

Путешествие удалось!

    

                                                           ФРАГМЕНТ

                              урока русского языка во 2-м классе

ТЕМА УРОКА:    Текст.

ЦЕЛИ УРОКА: 

обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала, глубину понимания материала;

создать условия для развития умений работать в группах;

обеспечить формирование навыков контроля и самоконтроля;

способствовать развитию творческого мышления;

воспитывать любовь к родному языку.

     ТИП УРОКА:   изучение и первичное закрепление новых знаний.

IV. Этап закрепления знаний и способов действий.

              Работа в группах «Закончи рассказ».

Каждая группа получает карточку с заданием: закончить текст, придумать заголовок.

Текст № 1.

 Муравей нашёл зерно. Но оно было очень тяжёлое. Муравей не мог его сдвинуть. Тогда он позвал на помощь товарищей.   ?

Выслушиваются варианты ответов. Группа «экспертов» выбирает наиболее удачный вариант.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коучинг - занятие "Как активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке посредством диалогического обучения"

Отучившись на курсах повышения квалификации по Программе кембриджского университета 2 уровня "Новые подходы в обучении и преподавании", была сертифицирована и приобрела статус коуча. В своей школе с у...

статья "Проектная деятельность учащихся на уроках окружающего мира"

Выступление на августовской конференции педагогов...

Приёмы и методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся на уроках русского языка.

Методический материал по теме "Состав слова": загадки, головоломки, весёлые рифмы....

Статья "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках ОРКСЭ средствами научно-исследовательской деятельности".

Большое значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времен. Воспитание человека не может сводиться только к его образованию и умственному р...

статья "Деятельность учащихся на уроках разными методами,формами и средствами организации в рамках ФГОС"

статья "Деятельность учащихся на уроках разными методами,формами и средствами организации в рамках ФГОС"...

Статья "Организация и активизация речевой деятельности учащихся на уроках английского языка на начальном этапе обучения"

Из опыта работы  по УМК "Английский в фокусе" с младшими школьниками. Для мотивации речевой деятельности в УМК используются разнообразные приёмы и упражнения, песни, стихи, и гры, что п...