Программа по внеурочной деятельности "Наш проект"
календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме

Михайлова Ирина Александровна

Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

             Программа «Наш проект» рассчитана на 135 часов и предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся исследовательской деятельностью и направлена на формирование у учащихся регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД  и личностных результатов, разработана с целью обеспечения достижений ФГОС.

            Обновляющейся школе требуется такие методы обучения, которые:

  • формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;
  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
  • формировали бы не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
  • были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса обучающихся;
  • реализовали бы принцип связи обучения с жизнью.

           Ведущее место среди таких методов сегодня принадлежит методу проектов.

              Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная на интеграцию, применение и приобретение новых знаний (порой и путём самообразования).

           Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем:

•    обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации; обилие информации не приводит к системности знаний;

• отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний;

• ведущий тип деятельности, осваиваемый обучающимися, - репродуктивный, воспроизводящий, знания оторваны от жизни.

             Выпускник начальной школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, что создаёт необходимость формирования у обучающихся современных ключевых компетенций:

• общенаучной;

• информационной;

• познавательной;

• коммуникативной;

• ценностно-смысловой;

• социальной;

• компетенции личностного самосовершенствования.

            В основе проектной деятельности положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой задачи.

              Основная цель проектного метода в начальной школе является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

              Проектирование ставит ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.

               Цель программы: создание условий для формирования умений и навыков межпредметного проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации.  

               Задачи программы:

- разработка механизма интеграции проектной деятельности в образовательный процесс школы, развитие системы по её организации;

-   внедрение в образовательную практику продуктивных педагогических  технологий, методов и форм обучения, повышающих эффективность работы с обучающимися в процессе проектирования;

-   организация активного и успешного опыта участия обучающихся в межпредметной творческой проектной деятельности;

-   совершенствование научно-методической и информационной поддержки педагогов в работе с обучающимися по формированию умений и навыков межпредметного проектирования.

            Для оценки  эффективности и результативности решения задач, определяемых программой эксперимента, предлагается система показателей результативности:

·  удельный вес численности школьников, вовлеченных  в проектную деятельность;

·  повышение качества знаний обучающихся;

·  рост объема проектных работ;

·  количество публикаций, отражающих результаты проектной деятельности.

Методологические принципы проектного обучения:

  • процесс работы не менее важен, чем ее результат;
  • учебный процесс должен строиться не в логике изучаемых предметов, а в логике деятельности;
  • опыт разрешения пусть локальной, но целостной проблемы воспитает привычку доводить дело до конца, не останавливаясь на полпути;
  • допустимость выполнения проекта в индивидуальном темпе создает равные возможности для личностного роста всех обучающихся;
  • комплексный характер системы проектного обучения создает условия для сбалансированного развития основных физиологических и психологических функций школьника;
  • система проектного обучения влияет на мотивационную сферу, повышая интерес, как к процессу учебной  деятельности, так и к её результату;
  • гуманистический смысл системы проектного обучения состоит в том, что она не просто предполагает деятельность обучающихся по решению новых для них задач, но преследует в качестве основной конечной цели развитие их творческих способностей.

               Проектная деятельность успешно интегрируется с основными направлениями внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительным,  образовательным, патриотическим.

               

Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы внеурочной деятельности

      В результате изучения программы обучающиеся на ступени начального общего образования:

  • овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
  • обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
  • приобретут опыт проектной деятельности;
  • получат возможность осознать своё место в мире;  
  • познакомятся с некоторыми умениями и навыками проектирования;
  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

Личностные универсальные учебные действия

     У выпускника будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

   Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

 Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

    Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

  Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия

   Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

  Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Формы подведения итогов: публичный доклад, защита проектов, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция,

  По итогам года проводится церемония награждения учащихся, которая предусматривает вручение кубка, похвальных грамот, дипломов, призов по нескольким номинациям, что позволяет отметить достижения каждого без исключения учащегося в той или иной области и является важным стимулирующим (мотивационным) фактором. Номинации, по которым будет осуществляться награждение в конце года, объявляются учащимся задолго до его окончания. 

Учебно-методическое обеспечение

           Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы. На занятиях курса используются интерактивная доска, цифровая лаборатория, цифровые электронные ресурсы, что способствует лучшему усвоения материала, организации деятельности учеников.

Виды проектов:

- проекты наблюдения;

- проекты рассказы;

- конструктивные проекты;

- экскурсионные проекты.

Тематическое планирование (1 класс)

Тема.

Кол-во часов.

Примечание.

Моя семья. Чем я люблю заниматься.

1

Выбор темы проекта. Цель и задачи проекта. Выбор нужной информации.

2

Книжка-малышка (любимая игрушка, интересная книга, домашний питомец, мой друг (семья), моё хобби)

3

Участие в гостиной «Моя родословная». Изготовление и защита (семейного герба, домашнего блюда)

4

гостиная

Проект «Куклы»

5

«Всё узнаю, всё смогу»

А.В. Горячев

Играем в учёных. Окрашивание цветка в разные цвета. «Поилка для цветов». Книжка-малышка  «Необычные приключения моего цветка».

3

Играем в учёных «Мобильные телефоны».

«Получение электричества с помощью волос».

2

Защита своего проекта «Моя любимая АЗБУКА»

Пробное выступление (детский сад, параллельный класс)

6

практическое занятие

Тест «Чему ты научился»

Пожелания и советы будущим проектантам.

2

Проект «Путешествие к Йети»

4

игра

Советы на лето от Мудрого Дельфина.

1

Всего: 33 часа

Тематическое планирование (2 класс)

Тема.

Кол-во часов.

Примечание.

Выбор темы твоего проекта. Работа со словарями. Выбор помощников в работе над проектом. Проект «Знай и люби свой город»

6

Книжка-малышка «Дом моей мечты», «Школа будущего» ...

3

Книжка-малышка «Любимое занятие (увлечение) для себя на досуге».

3

Создание Ералаша «Интересные приключения …»

6

 «Азбука нравственности»

Значимость компьютера в создании проектов. Знакомство с программой «Microsoft PowerPoint». 

3

Совмещение текста выступления с показом презентации. Путешествие в тёплые края

3

окружающий мир

Путешествие в дальние страны (окружающий мир).

3

окружающий мир

Проект «Путешествие к Йети»

3

игра

Проект «Что? Где? Когда?»

4

итоговая игра

«Я - исследователь»

Всего:

34 часа

Тематическое планирование (3 класс)

Тема.

Кол-во часов.

Примечание.

Проект «Отмечаем государственные праздники»

6

Создание летописи своего города.

Проект «Сохраним историю родного края» 

6

Проект «Чистый город»

6

Проект «Сохраним красоту природы»

5

Проект «Время»

4

«Всё узнаю, всё смогу»

А.В. Горячев

Проект «Путешествие к Йети»

3

игра

Проект «Что? Где? Когда?»        

 

4

«Я - исследователь»

Всего:

34 часа

Тематическое планирование (4 класс)

Тема.

Кол-во часов.

Примечание.

Проект «Моё человечество»

3

история

Проект «Школа»

4

«Всё узнаю, всё смогу»

А.В. Горячев

Проект «Море»

4

«Всё узнаю, всё смогу»

А.В. Горячев

Проект «Новый год шагает по стране»

4

Агитбригада «Соблюдаем правила дорожного движения»

6

Проект «Сохраним природу – сохраним жизнь»

6

«Я - Новокузнечанин»

Проект «Путешествие к Йети»

3

игра

Проект «Что? Где? Когда?»        

 

4

«Я - исследователь»

Всего:

34 часа

Работа над созданием проекта.

I этап: Подготовительный.

  • «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)
  • сбор и обработка информации

II этап: Организация деятельности:

  • разработка собственного варианта решения проблемы:
  • актуальность и важность данной проблемы;
  • анализ разнообразной информации;
  • программа действий;
  • разработка варианта реализации своей программы;
  • деление на группы и распределение ролей в группе.

III этап: Осуществление деятельности:

  • реализация плана действий (проекта)
  • подготовка к защите проекта
  •  «добывают» необходимые знания
  • оформляют портфолио
  • готовят стендовую защиту
  • разрабатывают электронную презентацию и т.д.

IV этап: Презентация проекта:

  • для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.
  • Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

Умения, которые формируются учащимися:

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»); адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Требования к содержанию проекта.

Проект может состоять из двух или трех основных частей:

1) теоретическая часть (обзор литературы);

2) практическая часть (результаты наблюдений, опыта, эксперимента и др.);

3) проектная часть.

                     Обязательными являются обзор литературы по проблеме и собственно проектная часть. Теоретическая и практическая части проекта представляют завершенную учебно-исследовательскую работу, на основании результатов которой автор(ы) предлагают то или иное решение выявленной проблемы (проектная часть).

Оформление проекта.

                    Проект оформляется на листах форматом А4, в отпечатанном виде, не более 15 страниц. Таблицы, схемы, рисунки включаются в текст проекта или выносятся в приложения.

       1. Первая страница.

а) название проекта;

б) имя и фамилия автора(ов);

в) имя, отчество и фамилия, ученая степень и звание (если есть), место работы руководителя проекта;

г) место учебы автора(ов): город, ОУ, класс;

д) название образовательного учреждения (с адресом и почтовым индексом);

е) год подготовки проекта.

          2. Вторая страница – оглавление.

          3. С третьей страницы – основное содержание проекта.

а) обоснование актуальности проблемы;

б) перечень выявленных проблем, анализ причин их появления;

в) цель и задачи проекта с указанием его адресности (области применения);

г) краткий литературный обзор (теоретическое обоснование проектной части);

д) результаты практических опытно-экспериментальных исследований (если есть);

е) содержание проекта (предлагаемые пути и способы решения проблемы);

ж) предполагаемый результат в случае реализации проекта.

           4. Последняя страница – список литературы (по правилам библиографического описания).

Примерные темы проектов (внеурочная деятельность)

  1. Мир техники и искусства.

1. Волшебный мир космоса.

2.  Космонавты рисуют космос (например, творчество А.А.  Леонова).

3.  Лунный город.

4.  Компьютеры в моём доме.

5.  Компьютеры вокруг нас (в магазине, аптеке, на автозаводе, в метро и т.п.).

6.  Человек поднялся в воздух.

7.  Я изобретатель (разработка или доработка несложного доступного объекта, том числе технического).

8.  Художник и будущее.

9. Ателье «Дюймовочка» (разработка необычных костюмов, использование необычных материалов).

10.  Сказка подводного мира.

11.  Что подсказала природа мастеру, художнику.

12.  Культура древнего жилища (крестьянской избы, юрты, чума, иглу и др.).

13.  И другие.

  1. Мир профессий.
  1.  Кем работают мои родные.
  2.  Профессии моего рода.
  3.  Кем я хочу быть?
  4.  Опасные профессии.
  5.  Добрые профессии.
  6.  Сладкие профессии.
  7.  Строгие профессии.
  8.  Музыкальные профессии.
  9.  Людям каких профессий нужны краски?
  10.   Поэты о труде крестьянина.
  11.   Кто делает города (села, деревни) красивыми?
  12.   Что произойдёт, если исчезнет профессия …(название профессии)?

13. Есть ли в профессии хлебороба (или другой) красота и поэзия.

14.  История моей рубашки (брюк, носков, репродукции, …)

15.  И другие.

  1. Из истории техники и технологий.
  1.  История пуговицы (лампочки, кисточки, красок и т.п.).
  2.  История происхождения любого предмета из детского окружения.
  3.  Какие бывают часы? (о декоративном оформлении или о видах часов)
  4.  История телевизора (радио, видео)
  5.  И другие.

  1. Великие изобретатели и ученые.
  1.  Тульский мастер Левша.
  2.  О чём мечтал К.Э. Циолковский.
  3.  С.П. Королёв и освоение космоса.
  4.  Кто изобрёл радио?
  5.  Кто изобрёл компьютер? И т.п.
  6.  Великие произведения и изобретения Леонардо да Винчи.
  7.  Открытия М. Ломоносова.
  8.  Архитекторы, создавшие исторический облик моего города.
  9.  Изобретения Архимеда в нашем доме и в современной технике.
  10.   И другие.

  1. Праздники и традиции.
  1.  Традиции мастерства (об истории местных ремёсел, производств).
  2.  Бабушкин сундучок (истории семейных реликвий).
  3.  История нашего Кремля (городской крепости).
  4.  Исторические здания моего города.
  5.  Исторический костюм (костюмы разных эпох, народные костюмы).
  6.  День рождения в нашем классе.
  7.  Новогодняя мастерская.
  8.  День защитника Отечества.
  9.  8 Марта.
  10.  Масленица.
  11.   День Победы.
  12.   И другие.

  1. Социальные проекты*

Направления деятельности:

  1.  Спектакли для малышей.
  2.  Шефская помощь малышам (дом малютки, детский дом).
  3.  Участие в праздниках детских садов.
  4.  Посильная помощь старикам, инвалидам, живущим по соседству.
  5.  Подготовка и проведение праздников для пенсионеров и инвалидов (изготовление подарков, концерты).
  6.  Участие в благоустройстве территории школы, жилых дворов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа - наш дом. Калейдоскоп проектов". (Проектная деятельность)

Конечно, как и у всех рабочих программ, данная программа имеет свои серьезные цели. В данной аннотации я хотела бы раскрыть цель, которую мы ставим перед детьми.   "Посмотрите н...

Инновационный проект - Программа по внеурочной деятельности английского языка в начальной школе "ABC Planet"

Проект «ABCPlanet» имеет научно-познавательную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности по английскому языку младших школьников. Программа состав...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проекты".

Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и правилами публичного выступления перед аудиторией...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проект - это просто"

Рабочая программа предусматривает достижение второгого уровня результатов во 2 классе: предполагает научиться второклассникам видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формироват...

Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект"

Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся....