Программа по внеурочной деятельности "Наш проект"
календарно-тематическое планирование (3 класс) по теме
Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа внеурочной деятельности "Наш проект" | 59.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа «Наш проект» рассчитана на 135 часов и предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся исследовательской деятельностью и направлена на формирование у учащихся регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД и личностных результатов, разработана с целью обеспечения достижений ФГОС.
Обновляющейся школе требуется такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса обучающихся;
- реализовали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов сегодня принадлежит методу проектов.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная на интеграцию, применение и приобретение новых знаний (порой и путём самообразования).
Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем:
• обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации; обилие информации не приводит к системности знаний;
• отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний;
• ведущий тип деятельности, осваиваемый обучающимися, - репродуктивный, воспроизводящий, знания оторваны от жизни.
Выпускник начальной школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, что создаёт необходимость формирования у обучающихся современных ключевых компетенций:
• общенаучной;
• информационной;
• познавательной;
• коммуникативной;
• ценностно-смысловой;
• социальной;
• компетенции личностного самосовершенствования.
В основе проектной деятельности положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой задачи.
Основная цель проектного метода в начальной школе является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Проектирование ставит ученика в активную позицию деятельного субъекта, поскольку он сам генерирует идеи, инициирует деятельность, реализует свои творческие замыслы. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.
Цель программы: создание условий для формирования умений и навыков межпредметного проектирования, способствующих развитию индивидуальности обучающихся и их творческой самореализации.
Задачи программы:
- разработка механизма интеграции проектной деятельности в образовательный процесс школы, развитие системы по её организации;
- внедрение в образовательную практику продуктивных педагогических технологий, методов и форм обучения, повышающих эффективность работы с обучающимися в процессе проектирования;
- организация активного и успешного опыта участия обучающихся в межпредметной творческой проектной деятельности;
- совершенствование научно-методической и информационной поддержки педагогов в работе с обучающимися по формированию умений и навыков межпредметного проектирования.
Для оценки эффективности и результативности решения задач, определяемых программой эксперимента, предлагается система показателей результативности:
· удельный вес численности школьников, вовлеченных в проектную деятельность;
· повышение качества знаний обучающихся;
· рост объема проектных работ;
· количество публикаций, отражающих результаты проектной деятельности.
Методологические принципы проектного обучения:
- процесс работы не менее важен, чем ее результат;
- учебный процесс должен строиться не в логике изучаемых предметов, а в логике деятельности;
- опыт разрешения пусть локальной, но целостной проблемы воспитает привычку доводить дело до конца, не останавливаясь на полпути;
- допустимость выполнения проекта в индивидуальном темпе создает равные возможности для личностного роста всех обучающихся;
- комплексный характер системы проектного обучения создает условия для сбалансированного развития основных физиологических и психологических функций школьника;
- система проектного обучения влияет на мотивационную сферу, повышая интерес, как к процессу учебной деятельности, так и к её результату;
- гуманистический смысл системы проектного обучения состоит в том, что она не просто предполагает деятельность обучающихся по решению новых для них задач, но преследует в качестве основной конечной цели развитие их творческих способностей.
Проектная деятельность успешно интегрируется с основными направлениями внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительным, образовательным, патриотическим.
Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы внеурочной деятельности
В результате изучения программы обучающиеся на ступени начального общего образования:
- овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;
- приобретут опыт проектной деятельности;
- получат возможность осознать своё место в мире;
- познакомятся с некоторыми умениями и навыками проектирования;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Формы подведения итогов: публичный доклад, защита проектов, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция,
По итогам года проводится церемония награждения учащихся, которая предусматривает вручение кубка, похвальных грамот, дипломов, призов по нескольким номинациям, что позволяет отметить достижения каждого без исключения учащегося в той или иной области и является важным стимулирующим (мотивационным) фактором. Номинации, по которым будет осуществляться награждение в конце года, объявляются учащимся задолго до его окончания.
Учебно-методическое обеспечение
Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы. На занятиях курса используются интерактивная доска, цифровая лаборатория, цифровые электронные ресурсы, что способствует лучшему усвоения материала, организации деятельности учеников.
Виды проектов:
- проекты наблюдения;
- проекты рассказы;
- конструктивные проекты;
- экскурсионные проекты.
Тематическое планирование (1 класс)
№ | Тема. | Кол-во часов. | Примечание. |
Моя семья. Чем я люблю заниматься. | 1 | ||
Выбор темы проекта. Цель и задачи проекта. Выбор нужной информации. | 2 | ||
Книжка-малышка (любимая игрушка, интересная книга, домашний питомец, мой друг (семья), моё хобби) | 3 | ||
Участие в гостиной «Моя родословная». Изготовление и защита (семейного герба, домашнего блюда) | 4 | гостиная | |
Проект «Куклы» | 5 | «Всё узнаю, всё смогу» А.В. Горячев | |
Играем в учёных. Окрашивание цветка в разные цвета. «Поилка для цветов». Книжка-малышка «Необычные приключения моего цветка». | 3 | ||
Играем в учёных «Мобильные телефоны». «Получение электричества с помощью волос». | 2 | ||
Защита своего проекта «Моя любимая АЗБУКА» Пробное выступление (детский сад, параллельный класс) | 6 | практическое занятие | |
Тест «Чему ты научился» Пожелания и советы будущим проектантам. | 2 | ||
Проект «Путешествие к Йети» | 4 | игра | |
Советы на лето от Мудрого Дельфина. | 1 | ||
Всего: 33 часа |
Тематическое планирование (2 класс)
№ | Тема. | Кол-во часов. | Примечание. |
Выбор темы твоего проекта. Работа со словарями. Выбор помощников в работе над проектом. Проект «Знай и люби свой город» | 6 | ||
Книжка-малышка «Дом моей мечты», «Школа будущего» ... | 3 | ||
Книжка-малышка «Любимое занятие (увлечение) для себя на досуге». | 3 | ||
Создание Ералаша «Интересные приключения …» | 6 | «Азбука нравственности» | |
Значимость компьютера в создании проектов. Знакомство с программой «Microsoft PowerPoint». | 3 | ||
Совмещение текста выступления с показом презентации. Путешествие в тёплые края | 3 | окружающий мир | |
Путешествие в дальние страны (окружающий мир). | 3 | окружающий мир | |
Проект «Путешествие к Йети» | 3 | игра | |
Проект «Что? Где? Когда?» | 4 | итоговая игра «Я - исследователь» | |
Всего: | 34 часа |
Тематическое планирование (3 класс)
№ | Тема. | Кол-во часов. | Примечание. |
Проект «Отмечаем государственные праздники» | 6 | ||
Создание летописи своего города. Проект «Сохраним историю родного края» | 6 | ||
Проект «Чистый город» | 6 | ||
Проект «Сохраним красоту природы» | 5 | ||
Проект «Время» | 4 | «Всё узнаю, всё смогу» А.В. Горячев | |
Проект «Путешествие к Йети» | 3 | игра | |
Проект «Что? Где? Когда?»
| 4 | «Я - исследователь» | |
Всего: | 34 часа |
Тематическое планирование (4 класс)
№ | Тема. | Кол-во часов. | Примечание. |
Проект «Моё человечество» | 3 | история | |
Проект «Школа» | 4 | «Всё узнаю, всё смогу» А.В. Горячев | |
Проект «Море» | 4 | «Всё узнаю, всё смогу» А.В. Горячев | |
Проект «Новый год шагает по стране» | 4 | ||
Агитбригада «Соблюдаем правила дорожного движения» | 6 | ||
Проект «Сохраним природу – сохраним жизнь» | 6 | «Я - Новокузнечанин» | |
Проект «Путешествие к Йети» | 3 | игра | |
Проект «Что? Где? Когда?»
| 4 | «Я - исследователь» | |
Всего: | 34 часа |
Работа над созданием проекта.
I этап: Подготовительный.
- «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)
- сбор и обработка информации
II этап: Организация деятельности:
- разработка собственного варианта решения проблемы:
- актуальность и важность данной проблемы;
- анализ разнообразной информации;
- программа действий;
- разработка варианта реализации своей программы;
- деление на группы и распределение ролей в группе.
III этап: Осуществление деятельности:
- реализация плана действий (проекта)
- подготовка к защите проекта
- «добывают» необходимые знания
- оформляют портфолио
- готовят стендовую защиту
- разрабатывают электронную презентацию и т.д.
IV этап: Презентация проекта:
- для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.
- Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
Умения, которые формируются учащимися:
а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»); адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Требования к содержанию проекта.
Проект может состоять из двух или трех основных частей:
1) теоретическая часть (обзор литературы);
2) практическая часть (результаты наблюдений, опыта, эксперимента и др.);
3) проектная часть.
Обязательными являются обзор литературы по проблеме и собственно проектная часть. Теоретическая и практическая части проекта представляют завершенную учебно-исследовательскую работу, на основании результатов которой автор(ы) предлагают то или иное решение выявленной проблемы (проектная часть).
Оформление проекта.
Проект оформляется на листах форматом А4, в отпечатанном виде, не более 15 страниц. Таблицы, схемы, рисунки включаются в текст проекта или выносятся в приложения.
1. Первая страница.
а) название проекта;
б) имя и фамилия автора(ов);
в) имя, отчество и фамилия, ученая степень и звание (если есть), место работы руководителя проекта;
г) место учебы автора(ов): город, ОУ, класс;
д) название образовательного учреждения (с адресом и почтовым индексом);
е) год подготовки проекта.
2. Вторая страница – оглавление.
3. С третьей страницы – основное содержание проекта.
а) обоснование актуальности проблемы;
б) перечень выявленных проблем, анализ причин их появления;
в) цель и задачи проекта с указанием его адресности (области применения);
г) краткий литературный обзор (теоретическое обоснование проектной части);
д) результаты практических опытно-экспериментальных исследований (если есть);
е) содержание проекта (предлагаемые пути и способы решения проблемы);
ж) предполагаемый результат в случае реализации проекта.
4. Последняя страница – список литературы (по правилам библиографического описания).
Примерные темы проектов (внеурочная деятельность)
- Мир техники и искусства.
1. Волшебный мир космоса.
2. Космонавты рисуют космос (например, творчество А.А. Леонова).
3. Лунный город.
4. Компьютеры в моём доме.
5. Компьютеры вокруг нас (в магазине, аптеке, на автозаводе, в метро и т.п.).
6. Человек поднялся в воздух.
7. Я изобретатель (разработка или доработка несложного доступного объекта, том числе технического).
8. Художник и будущее.
9. Ателье «Дюймовочка» (разработка необычных костюмов, использование необычных материалов).
10. Сказка подводного мира.
11. Что подсказала природа мастеру, художнику.
12. Культура древнего жилища (крестьянской избы, юрты, чума, иглу и др.).
13. И другие.
- Мир профессий.
- Кем работают мои родные.
- Профессии моего рода.
- Кем я хочу быть?
- Опасные профессии.
- Добрые профессии.
- Сладкие профессии.
- Строгие профессии.
- Музыкальные профессии.
- Людям каких профессий нужны краски?
- Поэты о труде крестьянина.
- Кто делает города (села, деревни) красивыми?
- Что произойдёт, если исчезнет профессия …(название профессии)?
13. Есть ли в профессии хлебороба (или другой) красота и поэзия.
14. История моей рубашки (брюк, носков, репродукции, …)
15. И другие.
- Из истории техники и технологий.
- История пуговицы (лампочки, кисточки, красок и т.п.).
- История происхождения любого предмета из детского окружения.
- Какие бывают часы? (о декоративном оформлении или о видах часов)
- История телевизора (радио, видео)
- И другие.
- Великие изобретатели и ученые.
- Тульский мастер Левша.
- О чём мечтал К.Э. Циолковский.
- С.П. Королёв и освоение космоса.
- Кто изобрёл радио?
- Кто изобрёл компьютер? И т.п.
- Великие произведения и изобретения Леонардо да Винчи.
- Открытия М. Ломоносова.
- Архитекторы, создавшие исторический облик моего города.
- Изобретения Архимеда в нашем доме и в современной технике.
- И другие.
- Праздники и традиции.
- Традиции мастерства (об истории местных ремёсел, производств).
- Бабушкин сундучок (истории семейных реликвий).
- История нашего Кремля (городской крепости).
- Исторические здания моего города.
- Исторический костюм (костюмы разных эпох, народные костюмы).
- День рождения в нашем классе.
- Новогодняя мастерская.
- День защитника Отечества.
- 8 Марта.
- Масленица.
- День Победы.
- И другие.
- Социальные проекты*
Направления деятельности:
- Спектакли для малышей.
- Шефская помощь малышам (дом малютки, детский дом).
- Участие в праздниках детских садов.
- Посильная помощь старикам, инвалидам, живущим по соседству.
- Подготовка и проведение праздников для пенсионеров и инвалидов (изготовление подарков, концерты).
- Участие в благоустройстве территории школы, жилых дворов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа - наш дом. Калейдоскоп проектов". (Проектная деятельность)
Конечно, как и у всех рабочих программ, данная программа имеет свои серьезные цели. В данной аннотации я хотела бы раскрыть цель, которую мы ставим перед детьми. "Посмотрите н...
Инновационный проект - Программа по внеурочной деятельности английского языка в начальной школе "ABC Planet"
Проект «ABCPlanet» имеет научно-познавательную направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности по английскому языку младших школьников. Программа состав...
Педагогический проект на тему: «Развитие познавательных способностей младших школьников средствами образовательной программы по внеурочной деятельности «Умники и умницы»
Программа разработана для внеурочной деятельности в 1- ом классе....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проекты".
Каждое занятие поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и правилами публичного выступления перед аудиторией...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Проект - это просто"
Рабочая программа предусматривает достижение второгого уровня результатов во 2 классе: предполагает научиться второклассникам видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формироват...
Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Учусь создавать проект"
Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся....