Современный урок. Какой он?
статья по теме

Галина Ивановна Граблёва

Как сделать урок интересным, содержательным? Как увлечь ребят, заставить их думать, активно добывать знание?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

Статья.                                               Современный урок. Какой он?

Рождение нового — процесс не простой. Оно утверждается не сразу, порой проходит долгие стадии поиска и сомнений; кажущиеся поначалу удачными, нередко исключается как не оправдавшее себя. Но что-то остаётся, совершенствуется, утверждается. Так накапливается опыт. Многие учителя нашли свой подход к построению урока, к тому, как побуждать и учить ребят учиться. Наверное, не всё в этом опыте совершенно однозначно, неоспоримо. Но, тем не менее, это реальный опыт, а потому рациональное в нём есть.

Урок — основная форма организации учебно-воспитательного процесса. Как сделать урок интересным, содержательным? Как увлечь ребят, заставить их думать, активно добывать знание? Как подготовить, сконструировать и провести урок. Какой выбрать стратегический подход: принуждение или сотрудничество в работе с учащимися? Какой должна быть тактика, т. е. какими методами и способами достичь главной цели — развития мышления? Хочется ли брать ребёнку от учителя готовые, разжёванные знания? Конечно же, нет. На таких уроках ему скучно, неинтересно, он погружается в дремоту с открытыми глазами, «отключается» (так называемое охранительное торможение) или начинает вертеться, тормошить соседа (охранительное возбуждение). Как же заинтересовать его, приохотить? « Путь один — сотрудничество учащихся и учителя, объединение их интересов и усилий в решении познавательных задач, основанное на чувстве собственного достоинства учащегося, сознания, что его замечают и ценят. Отсюда первые стратегические правила: простор творчеству, сообразительности, познавательности, активности детей. Ученик должен почувствовать, что на уроке он может спорить с учителем, с текстом учебника, выдвигая свои доказательства и опровержения, а учитель в основном должен направить активную деятельность учащихся. При таком подходе к обучению изменяется его содержание на первый план выходят методы, приёмы, требующие активной мыслительной деятельности школьников, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблемы, формировать гипотезы, искать  средства решения, корректировать полученные результаты.

  В связи с этим я осуществляю творческий поиск эффективных форм организации учебно-воспитательного процесса. Главной из них является индивидуально-групповая форма организации познавательной деятельности школьников с целью активизации развития познавательных психологических процессов, при которых:

 а) деятельность осознаётся учащимися как единая, требующая объединения усилий всего коллектива;

 б) организация деятельности предполагает разделение функций и обязанностей между её участниками;

 в) в процессе деятельности между участниками устанавливаются отношения взаимной ответственности, зависимости и взаимной помощи;

 г) контроль, корректировка и оценка деятельности осуществляется не только педагогом, но и самими учащимся.

 Главным и важным на таких уроках выступает подготовка учащихся к восприятию и осмыслению изученного материала.

 Учу и нацеливаю их на перспективу своей деятельности на несколько уроков вперёд. Поэтому единицей учебного процесса является в данном случае не урок, а целая учебная тема. При изучении каждой темы всегда выделяют следующие этапы:

 1. Инструктаж, вводная беседа, формирование познавательных и проблемных задач в процессе изучения темы.

 2. Самостоятельная работа с учебником, с натуральными объектами, схемами, таблицами.

 3. Систематика и коррекция знаний, проверочные работы.

 4. Обобщение и оценка знаний по теме.

  Особое место в разработанной методике отвожу обобщающим урокам, поэтому именно здесь определяется сумма конкретных знаний, при­обретённых учащимися в процессе изучения темы.

 При таком подходе к обучению можно осуществить проверку как устно, так и письменно в различных формах — индивидуальной, фронтальной, групповой, диалога учащихся, применение их в зависимости от содержания урока и его задач. В разработках уроков обобщающего характера я использую графические диктанты, тестовый контроль знаний, работу с карточками - заданиями, решение кроссвордов, занимательные игры, конкурсы, рисунки, схемы, аппликации. Использование письменной, наряду с устной формами контроля на основе самооценки, взаимопроверки учащихся, даёт возможность большого охвата школьников с целью проверки усвоения ими знаний

 В данной работе я представляю цикл уроков из раздела : «Человек в мире людей» по предмету «Окружающий мир» Д.Д.Данилова.

 Современные методы обучения и компьютерные технологии помогают учителям учить, а детям- интереснее учиться. На уроках использование программного обеспечения Классмейт ПК дает учителю большие возможности для реализации всестороннего развития ученика:

 *Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи

 *Умение работать в команде и обладать навыками общения

 *Умение определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них

 *Эффективно использовать знания в реальной жизни

 *Знание современных сетевых сервисов

 На этих уроках использование ПК для выполнения самостоятельной, проверочной или контрольной работы помогает мне  сразу выявить усвоение учениками данных тем.

 Такая форма педагогического сотрудничества с учащимися значительно экономит время, быстро выявляет результативность их познавательной деятельности, активизирует её, что даёт детям радость познания, развивает положительные эмоции, а, следовательно, способствует развитию интереса, т. е. полностью решает сегодня основную проблему школы, желание учить и учиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каким должен быть современный урок?

В статье описаны основные требования современного урока. Урок должен обеспечить создание комфортной обстановки для учащихся и учителя. Отражены критерии эффективности современного урока, стр...

Обобщение опыта по теме "Современный урок , какой он....."

Понятие современный урок неразрывно связано с понятием современный учитель. По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов  Александра Михайловича Кондакова «Стандарты второго поколени...

Каким должен быть современный урок русского языка в начальной школе?

Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь детей  в работу?Я хочу рассказать об учебных ситуациях  на уроках русского языка в нача...

Конспект урока математики во 2 классе "Современный урок, какой он?"

Конспект урока математики во 2 классе по теме «Умножение числа 2»1.  ФИО: Темербекова Алия Алексеевна2.  Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение...

Современный урок-какой он?

В этой презентации Вы найдете как правильно организовать процесс урок в новых условиях....

Современный урок… Каким он должен быть?

Современный урок – это такой урок, когда учащийся может сказать, что он под руководством учителя добывает и усваивает новые знания,  исследуя факты и делая выводы, когда он может проявить с...