Формирование исследовательской деятельности у младших школьников
статья по теме

Шитова Ирина Николаевна

Современная начальная школа – важнейшее звено в системе непрерывного образования развивающейся личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

  Удельнинская гимназия

Раменского муниципального района Московской области

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

                                                       Шитова Ирина Николаевна,

учитель начальных классов,

высшая категория.

Современная начальная школа – важнейшее звено в системе непрерывного образования развивающейся личности. Она призвана обеспечить формирование общих способностей и эрудиции ребёнка, сохраняя при этом его индивидуальность и здоровье. Только в процессе собственной активной деятельности происходит развитие ребёнка, знания приобретаются не сразу в готовом виде, а в процессе исследовательской деятельности.

Следовательно, чтобы выполнить социальный заказ общества необходимо рассматривать процесс развития ребенка не как умение воспроизвести знания (репродуктивная деятельность), а как развитие его учебно-познавательной деятельности, требующей оригинальных путей достижения навыка исследования.

Общеизвестно, что ребёнок, который приходит в школу, является исследователем по своей природе (мы не зря их называем «почемучками»). Любопытство, перерастающее в любознательность, составляет как бы первооснову будущей исследовательской деятельности.

         Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребёнком представления об окружающем мире, а подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира, получил название «исследовательский». Основная цель данного подхода – формирование у учащихся умения самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры, и в частности, математике. В связи с этим подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится первостепенной задачей современного образования. Именно поэтому тема моего исследования звучит: «Формирование и развитие навыков исследовательской работы на уроках математики».

         Актуальность темы заключается в том, что постоянное отсутствие поисковой активности приводит к тому, что ребёнок оказывается беспомощным при любом столкновении с трудностями или даже с такими ситуациями, которые в других условиях как трудности не воспринимаются. А известный швейцарский психолог Ж. Пиаже, который занимался проблемами обучения и развития интеллекта, утверждал, что у человека   есть стремление быть в активном поиске новых задач и их решений. Он постоянно подчёркивал, что часто, обучая детей конкретным навыкам, мы лишаем их шанса сделать собственное открытие …

Предмет исследования предполагает знание учителем способов и форм организации обучения формирующие навыки исследовательской деятельности.

Работая над темой: «Формирование и развитие навыков исследовательской работы на уроках математики», в первую очередь, важно было обратить внимание на отбор содержания. Появившиеся новые программы, учебники, учебно-методические комплекты позволяют учителю сделать свой выбор, так как многие из них сориентированы на развитие личности младшего школьника. Внедряя проект «Начальная школа XXI века», я пришла к выводу, что именно в его содержании заложены факторы, способствующие, формированию исследовательских навыков младшего школьника.            

  В  основе концепции проекта лежит личностно-ориентированный подход. Он предполагает следующее:

  • Сохранность и поддержку индивидуальности ребёнка.
  • Предоставление возможностей каждому ребёнку работать в присущем ему темпе.
  • Обязательную успешность в деятельности.
  • Обучение в зоне «ближайшего развития».
  • Предоставление права выбора деятельности, партнёра, средств обучения.
  • Создание условий для реализации творческих возможностей ребёнка.
  • Демократический стиль взаимоотношений обучающих и обучающихся.

Курс математики автора В. Н. Рудницкой призван обеспечить полноценное интеллектуальное развитие, формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственного восприятия и ориентирование в математическом языке.  В данном курсе заложена основа для овладения учащимися определённым объёмом математических знаний и умений в соответствии с пятью содержательными линиями: элементы арифметики, величины и их измерения, логико-математические понятия, элементы алгебры и геометрии.

        Для каждой из этих линий отобраны основные понятия (число, отношение, величина, геометрическая фигура), вокруг которых развёртывается содержание обучения.

         Таким образом, конкретные математические знания являются базой для организации исследовательской интеллектуальной деятельности, что позволяет осуществить развивающую функцию в обучении математике как поисковом процессе.

         Говоря по-другому, обучение построено на процессе самостоятельной работы учащегося, а учителю отводится роль организатора, координатора деятельности. Взаимодействие учителя и ученика можно назвать сотворчеством участников  образовательного процесса. Деятельность учителя опосредовано входит в состав учебной деятельности учащихся и её результаты содержатся в результатах деятельности ребёнка. При этом ребёнок старается найти способ решения проблемы, т. е. внешний результат, а учитель стремится к внутренним изменениям ребёнка – формирует, развивает навык исследовательской деятельности.

Отсутствует очевидность ответа и результат достигается только с помощью полученных ранее знаний.

Ученик встречает препятствие, в результате создаётся ситуация поиска, исследования. Он должен приобрести новые знания, которые и определят успех решения учебной задачи.

При исследовании допускаются высказывания разных версий и предположений, в ходе обсуждения которых рождается общий вывод.

Учитель при исследовании определяет общее направление поиска, помогает определить объективность и существенность доказательств, при этом не даёт никаких указаний, выполняя роль координатора.                                  

Для рассмотрения личностно – ориентированного подхода на практике я взяла задания по описанию расположения предметов в конструкции. Нахождение возможных вариантов построения башен из трёх кубиков по заданному условию. До начала выполнения задания была организована практическая работа с кубиками: ученики самостоятельно составляли разные башни из красного, зелёного, и синего кубиков и рассказывали, как расположены кубики в этих башнях. Так как задание имеет несколько решений, были рассмотрены все варианты, которые предлагали дети. Работа проводилась в группах.                                      

Каждая группа рассказывала своё решение, дети выходили к доске, составляли башню из трёх кубиков и объясняли, как расположены кубики. Важно, чтобы в речи детей звучали слова, обозначающие пространственные отношения между предметами.

В результате было получено шесть различных вариантов башен. До начала работы на закрытой доске были подготовлены все эти башни в виде цветных рисунков. После того, как в основном все варианты найдены самими детьми, были показаны все возможности размещения кубиков на доске.                          

Выполнив это задание в группах, ребята смогли самостоятельно справиться с изменением расположения кубиков в рабочей тетради и отметить башню, которая соответствует заданному условию.                          

В учебнике математики и в рабочих тетрадях Виктории Наумовны Рудницкой большое количество заданий на формирование познавательной деятельности учащихся. Это рассматривание, наблюдение, измерение, работа с предметными, знаковыми, графическими моделями, создание простейших моделей, анализ, синтез, классификация, сравнение, выбор варианта, установление зависимости.

Например, работа по распределению чисел на группы разными способами. Это задание было предложено для работы в парах. Для выполнения в ходе фронтальной работы было дано задание: «Найти два разных способа распределения чисел на группы». Некоторым ученикам трудно было найти сразу два способа, но этим детям стало ясно, что решений два.

В ходе обсуждения были высказаны два способа распределения.

1 – ый способ распределения – по наличию десятка в числах одной группы.

2 – ой способ распределения – по наличию цифры в записи числа.

Ученики двух пар предложили ещё одно распределение по числу  единиц в числе (в три группы). В итоге был сделан вывод о том, что возможны три способа распределения чисел по группам.

Результативные способы формирования  исследовательских навыков.

  • Учебная поисковая деятельность.

    Она может быть индивидуальной, парной, групповой, коллективной, объединением по интересам. Деятельность может осуществляться как под наблюдением учителя, так и вполне самостоятельно. Результативным способом развития навыков является вопрос – яркий показатель детской познавательной потребности и любознательности. В процессе учебной деятельности их задают как дети, так и учитель. Вопрос учителя должен быть образцом: кратким, понятным, ясным, соответствовать дидактическим целям.

  • Проблемный метод.

Под проблемой обычно понимают явно сформулированный вопрос, а чаще всего комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. Однако древнегреческое слово «проблема» в буквальном переводе звучит как задача, преграда, трудность. Проблема – это затруднение, неопределённость. Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.

  • Игра.

Особая роль в формировании исследовательской деятельности отводится игре. Не случайно её называют восьмым чудом света. Интеллектуальная или дидактическая игра решает воспитательные, учебные и развивающие задачи, такие как проверить уровень полученных знаний, стимулировать поисковую работу, развивать смекалку, сообразительность, формировать логическое мышление, расширять кругозор, пробуждает желание творить.

  • Моделирование.

Для развития познавательной деятельности ребёнка важную роль играет моделирование или конструирование модели. Модель направляет мысль, помогает выделить главное, проникнуть в суть учебной задачи. Таким образом, включается наглядно-образное мышление, что обеспечивает целостное восприятие. Моделировать можно не только конкретную задачу, но и способ действия.

  • Эксперимент.

Эксперимент наряду с наблюдением также является одним из важных способов исследования. Эти способы используют практически во всех науках. Они предполагают воздействие человека на объект, процесс отслеживания изменений и умозаключений в нём. Эксперимент проводят с целью проверки и сравнения выдвинутой гипотезы. Как правило, их проводят в лабораториях или специальных условиях. Но существует ещё и мысленный эксперимент. Его можно сделать в уме. Например, что можно сделать из листа бумаги? Если построить фигуру симметрично оси, какая фигура получится в целом? Правильно ли изображена тень от фигуры? Как исчезает вода? А проверкой выдвинутой идеи может стать практическая работа.

        Особая роль в формировании исследовательской деятельности на уроке отводится игре. Интеллектуальная или дидактическая игра решает воспитательные, учебные и развивающие задачи.

Например, работа с «машиной» Целью этой работы является формирование умения выстраивать воображаемую логическую «цепочку», которая получается при работе с «машиной». После знакомства с набором    «Цветные фигуры» дети пришли к выводу, что фигуры могут различаться цветом, формой, размером. Каждую фигуру, заложенную в «машину», ученики охарактеризовали с точки зрения этих параметров. Дети самостоятельно выполняли работу, но ошибки пока не исправлялись. На закрытой доске заранее было приготовлено схематическое изображение «машины» с правильными и ошибочными ответами. Перед детьми была поставлена проблема: «Всё ли правильно выполнено?». В результате коллективного обсуждения ошибочные ответы исправлялись.

С большим интересом проводилась работа с деталями конструкторов «Уголки» и «Танграм». Эти игры развивают геометрическую наблюдательность, смекалку, сообразительность, формируют логическое мышление.

Трудность таких заданий заключается в том, что при их выполнении «уголки» и треугольники нельзя передвинуть, можно только догадаться, каким образом расположены эти детали. Поиск правильных решений очень интересен детям. Такая работа проводилась в парах и в группах. Во время такой работы ребята учатся оценивать свои действия, объективно оценивать отношение к себе со стороны одноклассников и учителя.

Для развития поисковой деятельности детей важную роль играет моделирование или конструирование модели. Модель направляет мысль, помогает выделить главное, проникнуть в суть учебной задачи.  На уроках математики учимся составлять модели не только к конкретным арифметическим задачам, но моделировать и способ действия, например, умножения и деления. Ученики осваивали деление на уровне предметных упражнений и составления модели из фишек. После выполнения первого задания дети придумывали свои ситуации, связанные с делением поровну. Каждую ситуацию представляли в виде модели и комментировали её с помощью выполнения деления.

Выбор карточки с фишками к готовому действию сопровождался комментарием: «Восемь фишек разложили поровну в две кучки. В каждой кучке по четыре фишки». К каждой записи ученики придумывали ситуацию, в которой нужно выполнить данное действие. Например, «Катя расставила 8 книг на две полки поровну. Сколько книг на каждой полке?». Таким образом, включается наглядно – образное мышление, что обеспечивает целостность восприятия.

В основе любой исследовательской деятельности лежит эксперимент. Эксперимент – это важное средство для развития пространственных представлений детей, их пространственного воображения.  В основе подхода, применяемого для раскрытия понятия осевой симметрии, лежит идея зеркала. Зеркало, как реальный предмет, материализующий абстрактное понятие симметрии, дало возможность учащимся выполнять практические действия: они ставили зеркало слева, справа, сверху, снизу от предмета или его изображения и видели в нём образ этого предмета. Таким образом, дети одновременно видели данный предмет и его симметричное относительно оси отражение. Они находили отдельные детали предмета и их отображение в зеркале. При таком подходе идея симметрии стала доступной восприятию каждого ребёнка; кроме того, сама работа вызвала у детей большой интерес и желание изучать данный материал. Выполняя практические упражнения, учащиеся научились показывать пары симметричных предметов или их частей, точек, отрезков и других фигур, изображать фигуру, симметричную данной относительно этой оси, познакомились с фигурами, имеющими ось (оси) симметрии.

Выявив уровень познавательных потребностей в начале обучения ребёнка в школе, подобрав результативные способы и формы организации учебной деятельности: проблемный метод обучения, интеллектуальные игры, используя проектирование и моделирование, можно сформировать навыки исследовательской деятельности, основанные на умении видеть проблему, задавать вопросы, находить на них ответы, классифицировать, наблюдать, доказывать и защищать свои идеи.

Таким образом, комплект «Начальная школа 21 века» и рассмотренный курс «Математика» (автор В. Н. Рудницкая) создают благоприятные условия для полноценного развития младшего школьника.

                       

Структура урока – исследование.

Этапы урока

Требование к этапам

1

Организационный момент  

  1. Включение детей в деятельность.
  2. Выделение содержательной области.

2

Актуализация знаний

  1. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения новых знаний.
  2. Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

3

Постановка проблемы

    Выявление и фиксирование в громкой речи:

  1. Где и почему возникли затруднения.
  2. Тема и цель урока.

4

«Открытие» детьми нового знания

  1. Выбор метода решения.
  2. Подведение детей к «Открытию» нового знания с помощью подводящего или побуждающего диалога.
  3. Использование материальных или материализованных моделей.  
  4. Фиксирование нового способа действия в языке и знаково.

5

Первичное закрепление

  1. Решение детьми типовых заданий на новый способ действий.
  2. Проговаривание способа решения в громкой речи.

6

Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

  1. Самостоятельное решение и самоконтроль детьми типовых заданий на новый способ действий.
  2. Создание мотивации на успех для каждого ребёнка.

7

Повторение (на усмотрение учителя)

  1. Включение нового знания в систему знаний.
  2. Решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.

8

Самостоятельная работа с самопроверкой в классе

  1. Рефлексия деятельности на уроке (Что нового узнали? Каким способом?).
  2. Самооценка детьми собственной деятельности.
  3. Домашнее задание (элемент выбора, творчества, отсутствие перегрузки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование исследовательских способностей у младших школьников. Доклад.

В статье раскрываются этапы развития проектно - исследовательских способностей у младших школьников, учитывая возрастные особенности, уровень развития учащихся....

Педагогический проект "Формирование исследовательских умений у младших школьников"

В проекте даны теоретические основы идеи исследовательского подхода в обучении. Указаны этапы реализации проекта и критерии ожидаемого результата....

Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС

Описание  планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...

"Формирование навыков исследовательской деятельности у младших школьников"

В статье описан опыт работы  формирования навыков исследовательской деятельности младших школьников...

Проектная деятельность как средство формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности

Данный материал поможет учителям осознать важность формирования исследовательских умений у младших школьников во внеурочной деятельности....

Образовательная программа внеурочной деятельности по окружающему миру «Основы проектно-исследовательской деятельности для младших школьников»

        Проектная и исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая  деятельность учащихся, имеющая общую цель, согл...