Образовательная программа внеурочной деятельности по окружающему миру «Основы проектно-исследовательской деятельности для младших школьников»
рабочая программа по окружающему миру

Крамарова Елена Евгеньевна

          Проектная и исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая  деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.

         Основным отличием учебной проектной и исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследованиякак универсального способа освоения действительности. Развивают способности к исследовательскому типу мышления, активизируетличностную позиция учащегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektno-issl._deyatelnost_dlya_sayta.docx50.52 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа

 внеурочной деятельности по окружающему миру «Основы проектно-исследовательской деятельности для младших школьников»

Срок реализации 4 года  

                                                      Разработана

учителем начальных классов

высшей квалификационной  категории

МАОУ гимназии «Мариинская»

                  Г. Таганрога

Крамаровой  Еленой  Евгеньевной

.

          Проектная и исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая  деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.

         Основным отличием учебной проектной и исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследованиякак универсального способа освоения действительности. Развивают способности к исследовательскому типу мышления, активизируетличностную позиция учащегося.

Актуальность проектно  -  исследовательской  деятельности.

 Одной  из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. В соответствии с требованиями ФГОС НОО для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.   Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы – создание необходимых и полноценных условий для личного развития каждого ребенка и  формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально – волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества.

С этой целью в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения.

Актуальность  программы подтверждается следующими противоречиями:

1. Между необходимостью индивидуального подхода к учащимся и невозможностью осуществления этой задачи в рамках традиционного урока;

2. Между увеличением объема учебного материала, интенсивностью обучения и низким уровнем учебной мотивации учащихся;

3. Между новыми возможностями, предоставляемыми современными педагогическими технологиями  и трудностью их интегрирования в учебный процесс.

Система формирования основ проектно - исследовательской деятельности будет эффективной если:

- она включает изучение и анализ степени обученности проектной деятельности;

- характеризуется наличием системности в образовательном процессе;

- носит добровольный характер.

Новизна.

Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании.

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся начальной школы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене обучения.

Ведущая педагогическая идея.

Метод учебного проекта – один из путей формирования:

- готовности к целеполаганию;

- готовности к оценке;

- готовности к действию;

- готовности к рефлексии;

- готовность к самовоспитанию и самообразованию.

        Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно -   ориентированный,  деятельностный подходы.  

Особенностьюданной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
  • принцип гуманизации. Уважение к личности ребенка, создание благоприятных условий для развития способностей.
  • принцип совместной деятельности детей и взрослых.
  • принцип обратной связи (каждое занятие заканчиваться рефлексией).
  • принцип успешности.
  • принцип стимулирования.

Цель проектно  - исследовательско деятельности в начальной школе:

 - развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка младшего школьного возраста путём совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей;

– формирование информационной грамотности учащихся на основе  самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.

Задачи:

  •  содействовать развитию творческой исследовательской активности детей;
  •  стимулировать у школьников интерес к фундаментальным и прикладным наукам;
  • поддерживать стремление ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
  •  развивать познавательные способности;
  • развивать творческое воображение;
  • формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и  навыков учащихся;
  • развитие личности младшего школьника;
  • воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.

 Образовательные:

  • активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы;
  • систематизация знаний;
  • знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы.

Развивающие:

  • развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы;
  • отбирать и систематизировать материал, реферировать его;
  • использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования;
  • публично представлять результаты исследования и проекта.

Воспитательная:

  • создание продукта, востребованного другими.

В ходе решения системы проектно – исследовательских задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • проявлять инициативу при поиске способа решения задачи;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Данная программа реализуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная и исследовательская деятельность»  предназначена для работы с детьми 1-4 классов и является  механизмом  интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам и внеклассной работы.  

Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс), 3 этапа – 1 (1 класс), 2 (2,3 класс), 3 (4 класс).

Форма организации работы:  занятия проводятся 1 раз в неделю, 34 часа в год, 136  часа за 4 года.

Этапы проектно-исследовательской деятельности в начальной школе:

Первый этап соответствует первому классу начальной школы.

 Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:

- поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;

- развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;

- формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

 Для решения этих  задач используются следующие формы и способы деятельности:

в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование;

 во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.

Второй этап– второй  и третий классы начальной школы – ориентирован на  приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя:

 - развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;

-  поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.

 Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта.

 На данном этапе используются следующие формы и способы деятельности: в урочной деятельности:

-  учебная дискуссия,

- наблюдения по плану,

- рассказы детей и учителя,

- упражнения на развитие способов мыслительной деятельности,

-  мини-исследования;

 во внеурочной деятельности:

-   экскурсии,

- индивидуальное составление моделей и схем,

- мини-доклады,

-  ролевые игры,

-  эксперименты.

 Третий этапсоответствует четвёртому классу начальной школы.

На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников.

 Дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений.

 По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в переориентации процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.

  С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие формы и способы деятельности школьников:

- мини-исследования,

- уроки-исследования,

-  групповая работа,

- ролевые игры,

- самостоятельная работа,

-  коллективное выполнение и защита исследовательских работ  составление энциклопедий,

- наблюдение,

-  анкетирование,

- эксперимент и другие.

 На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений.

Для детей первой группы предоставляется возможность выступить в роли помощника учителя при выполнении коллективных работ; у учеников второй группы появляется возможность выполнить индивидуальные исследовательские задания; учащиеся третьей группы активно включаются в оценку и анализ исследовательских работ.

Планируемые результаты.

В результате работы по программе курса учащиеся должны научиться:

- видеть проблемы;

- ставить вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определения понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать умозаключения и выводы;

- структурировать материал;

- готовить тексты собственных докладов;

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, с темой проекта, развивать критическое мышление.

Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого – либо заранее планируемого объекта.

Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем. Организуя проектную и   исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием.

Проектный метод

Исследовательский метод

- Процесс создания какого – либо заранее запланированного объекта;

- решение определенной, ясно осознаваемой задачи

 - Процесс поиска неизвестного, новых знаний;

 - поиск истины

Этапы данных методов:

Проект

Исследование

1

2

1. Выбор темы проекта.

2. Постановка целей и задач.

3. Планирование проектной деятельности.

4. Реализация проекта.

5. Оценка и самооценка проекта.

6. Презентация.

1. Выбор темы исследования.

2. Постановка целей и задач.

3. Выдвижение гипотезы.

4. Организация исследования:

 - исследование гипотезы путем наблюдения, эксперимента, теоретического анализа;

 - разрешение вопроса и проверка.

5. Фиксирование результатов исследований в форме записи, рисунка, коллекции.

6. Презентация.

Планирование проектной деятельности предполагает:

  • определение источников информации;
  • определение способ сбора и анализа информации;
  • итоговый продукт;
  • выработку критериев оценки результатов работы;
  • распределение  обязанностей среди  членов команды.

В организацию исследования входят следующие действия обучающихся:

  • подумать самостоятельно о том, что  уже известно о  предмете исследования;
  • посмотреть книги по теме и записать важную информацию;
  • спросить у взрослых и записать информацию;
  • используя Интернет, записать сведения;
  • понаблюдать и записать нужные факты;
  • провести эксперимент и записать план и результаты.

В проектной и исследовательской деятельности учащихся развиваются важнейшие умения и навыки.

Проектная деятельность:

  1. Рефлексивные умения: осмысливать задачу.
  2. Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить нужную информацию.
  3. Оценочные умения.
  4. Умение и навыки работы в сотрудничестве.
  5. Умение проектировать процесс, принимать решения и прогнозировать их последствия.
  6. Коммуникативные умения: вступать в диалог,  вести дискуссии.
  7. Презентационные умения и навыки.

Исследовательская деятельность:

  1. Умение видеть проблемы.
  2. Выдвигать гипотезы.
  3. Задавать вопросы.
  4. Давать определение понятиям.
  5. Проводить наблюдения и эксперименты.
  6. Делать выводы и умозаключения.
  7. Классифицировать материал.
  8. Работать с текстом.
  9. Доказывать и защищать свои идеи.

Различают виды проектов и исследований:

Проект

Исследование

  • Исследовательский
  • творческий
  • ролевой, игровой
  • информационный
  • Теоретическое
  • экспериментальное
  • изобретательское
  • фантастическое

Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность обучающихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время. Наилучший результат получается в групповых проектах, комплексных коллективных работах, направленных на решение конкретных проблем с максимальной степенью участия школьников во всех этапах.

Результат зависит от состава и организации работы. Особое внимание следует обратить на следующие моменты:

  • баланс ролей;
  • четкость целей;
  • согласованность задач, поставленным перед каждым участником;
  • выработка единой системы ценностей;
  • формирование умения выходить из затруднительной ситуации;
  • воспитание поддержки и взаимного доверия;
  • разработка подходящей методики занятия;
  • обеспечение успешного руководства учителя;
  • регулярный отчет о проделанной работе;
  • ориентация на индивидуальное развитие каждого ребенка;
  • развитие навыков общения.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Второй уровень результатов (2-3 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Третий уровень результатов (4 класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

.


Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом

Роль учителя.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

-        консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду
и т. п. При реализации проектов учитель - это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;

  • мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности -залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;
  • фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации па различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;
  • наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированное™ компетентностей учащихся, с другой.

Роль ученика.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик   становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

  • выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;
  • выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми и сверстниками с новых позиций;
  • оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт - информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение.

Оценивание работы учащихся.

Проект

Исследование

При групповой форме деятельности оценивается работа группы в целом, при парной и индивидуальной – действия пары или ученика.

Критерии отбора наилучших работ: для положительной отметки необходимо сделать правильный план и аккуратно отметить выполненные операции в ходе работы. Работа должна соответствовать требованиям задания.

Выбор формы продукта проектной деятельности и формы презентации проекта – важная задача участников проекта. По мере формирования умений анализа и презентации к критериям оценки добавляется качество презентации и рефлексии групповой работы во время презентации. В последнюю очередь оцениваются аккуратность и эстетичность.

По результатам оценивания учащиеся поощряются грамотами или свидетельствами.

Недостаток фундаментальных знаний не позволяет детям правильно оценить результаты своего исследования, особенно отрицательного. Деликатная помощь учителя здесь необходима для того, чтобы убедить ребенка  не разочаровываться и продолжать исследование.

По результатам оценивания учащиеся поощряются грамотами или свидетельствами.

Итог проектной и исследовательской деятельности.

Проект

Исследование

Возможные формы реализации проектной деятельности: выставка, газета, журнал, игра, коллекция, прогноз, публикация, серия иллюстраций, справочник, сценарий.

Виды презентационных проектов: деловая игра, игра с залом, пресс – конференция, научный доклад, реклама, спектакль, викторина.

Итогом исследовательской работы может быть выступление на конференции. В отличие от «взрослой» конференции здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого ученика. Каждую работу необходимо отметить в той или иной номинации, чтобы у ребенка возникло желание продолжить исследовательскую деятельность.

Список литературы.

  1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006.
  2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
  4. Зверева И.В. Организация учебно – исследовательской деятельности в образовательном учреждении. // Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
  5. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
  6. Кашлева Н.В., Дмитриева Ж.В. Школьная проектная лаборатория. //Волгоград: Учитель, 2009.
  7. Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.
  8. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005.
  9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
  10. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
  11. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. // Волгоград: Учитель, 2012.
  12. Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. //Директор школы. – 1998. - №3.
  13. Щербакова С.Г., Выткалова Л.А. //Волгоград: Учитель, 2009.

Тематическое планирование занятий 1 этапа (1 класс).

№ п/п

Тема

Кол – во часов

Дата

Примечание

1.

Проект? Проект!

2

2.

Исследования…

2

3.

Здравствуй, школа!

1

4.

Я – ученик.

1

5.

Эти загадочные буквы.

2

6.

Веселые цифры.

2

7.

Мои первые сказки.

2

.

8

Чудеса в природе.

1

9.

Стихи А. Барто.

2

10.

Ребусы. Кроссворды.

1

11.

Где родился дед Мороз?

2

12.

Времена года. Зима.

1

13.

Загадки.

2

14.

Я – исследователь. Алфавит.

3

15.

Самый короткий месяц.

1

16.

Защитники Отечества.

2

17.

Мамочка моя.

2

18.

Времена года. Зима.

1

19.

Моя любимая игрушка.

2

20

Книга первая моя. Букварь.

2

Тематическое планирование занятий 2 этапа (2,3 классы).

№ п/п

Тема

Кол – во часов

Дата

Примечание

1.

Золотая осень.

2

2.

Глобус – модель Земли.

1

3.

Пословицы, поговорки, скороговорки.

3

4.

Е.И.Чарушин – писатель, художник.

3

5.

Здоровье – это здорово.

2

6.

Поможем зимующим птицам.

2

7.

История празднования Нового года.

2

.

8

Мастерская Деда Мороза.

1

9.

Я – самостоятельный.

2

10.

Откуда хлеб к нам пришел.

3

11.

Наш прекрасный русский язык.

1

12.

Фразеологизмы.

2

13.

Рождение книги.

2

14.

Я – редактор.

3

15.

А.Гайдар – герой нашего времени.

3

16.

Бабушкин сундук.

2

17.

Дедушкины награды.

2

18.

Игра, игрушки.

2

19.

История письменности.

3

20.

Масленица.

3

21.

Что в имени моем?

1

22.

Моя семья.

3

23.

Первый в космосе.

2

24.

Читая Пушкина.

2

25.

Задачи  в стихах.

1

26.

Головоломки.

2

27.

Дружба крепкая.

3

28.

Берегите зрение.

3

29.

Мы – читатели.

3

30.

Лечебные растения нашей местности.

2

31.

Наш Таганрог.

2

Тематическое планирование занятий 3 этапа (4класс).

№ п/п

Тема

Кол – во часов

Дата

Примечание

1.

Красная книга России.

2

2.

Гигиена и здоровье.

1

3.

Сколько весит здоровье ученика.

4

4.

Псевдонимы известных писателей.

3

5.

Собака – друг человека.

2

6.

И в мирное время есть место подвигу.

2

7.

Улицы нашего города.

4

.

8

Компьютер -  за и против.

3

9.

Учитель  - это призвание?

2

10.

Профессии моих родителей.

3

11.

Моя мечта.

1

12.

Книга в моей семье.

2

13.

Игры наших мам.

2

14.

Устное народное творчество.

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС

Описание  планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

В статье представлен опыт работыпроектно- исследовательской деятельности...

Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками в учебно-воспитательном процессе

Выступление из опыта работы учителя начальных классов в рамках педсовета на тему: «Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов»...

Обобщение опыта реализации внеурочной деятельности "Час развития" по формированию проектно-исследовательской деятельности

Обобщение опыта реализации  программы  внеурочной деятельности  «Час развития» по формированию проектно-исследовательской  деятельности младших школьников»в ...

Работа с научными текстами на уроках окружающего мира как способ формирования читательской грамотности младших школьников

Работа с научными текстами на уроках окружающего мира как способ формирования читательской грамотности младших школьников...

Проектная деятельность на уроках окружающего мира как условие развития познавательной самостоятельности младшего школьника

В статье рассматривается познавательная самостоятельность младшего школьника как характеристика субъекта учебной деятельности в условиях применения проектной деятельности младшего школьника на уроках ...