Организация творческой деятельности младших школьников в условиях ФГОС НОО.
учебно-методическое пособие по теме

Старшинова Ольга Александровна

Данная работа предназначена, в первую очередь для учителей начальной школы, перестраивающих процесс обучения в условиях реализации ФГОС НОО. Может быть полезна сотрудникам психологических школьных служб, а также всем педагогам, желающим осуществлять свою педагогическую деятельность в соответствии с инновационными подходами в обучении и воспитании подрастающего поколения. В работе описана технология организации творческой деятельности, инструменты мониторинга образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация творческой деятельности младших школьников  в условиях реализации

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Автор:

Старшинова Ольга Александровна,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория,

МБОУ ООШ №5,

г.Александров, Владимирская область

2012 год

«Если Вы хотите построить корабль, не надо созывать людей,  

чтобы всё спланировать, разделить работу,

достать инструменты и рубить деревья,-

надо заразить их стремлением к бесконечному морю,

тогда они сами построят корабль»

Антуан де Сент-Экзюпери

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа предназначена, в первую очередь для учителей начальной школы, перестраивающих процесс обучения в условиях реализации ФГОС НОО. Может быть полезна сотрудникам психологических школьных служб, а также всем педагогам, желающим осуществлять свою педагогическую деятельность в соответствии  с инновационными подходами в обучении и воспитании подрастающего поколения.

В 2007 году школа № 5 города Александрова получила статус экспериментальной площадки по теме «Развитие личности учащихся и их мотивации на совершенствование в обучении и воспитании средствами социокультурного системного подхода». Автор данной работы активно включилась в работу данной площадки.

Возник вопрос: какая именно деятельность может являться наиболее эффективной в рамках данного эксперимента с учётом специфики детей, обучающихся в классе?

Проанализировав научную литературу о различных видах деятельности, являющихся ведущими на определённых этапах развития человека, автором был сделан вывод о том, что к творческой деятельности человек является сензитивным в любом возрасте, но наиболее успешно развитие данного вида деятельности у детей младшего школьного возраста. Встали следующие вопросы. Если творческая деятельность наиболее эффективна для достижения целей эксперимента, то можно ли развить творческую деятельность каждого ребёнка? Каким образом нужно организовать творческую деятельность? Какие условия необходимы для реализации задач и целей творческой деятельности в обучении? Какую роль в развитии творческой деятельности учащихся играет учитель? Какое взаимодействие между учителем и учеником будет являться наиболее эффективным в процессе данной деятельности? Каким образом отслеживать уровень сформированности творческой деятельности младших школьников?

Поиск ответов на эти вопросы привёл автора к пересмотру и переоценке прежде наработанного опыта. Возникла потребность в отборе, преобразовании, синтезе уже имеющегося опыта с новыми знаниями, методами, образовательными технологиями.

Кроме того, появилось предположение о том, что планируемые результаты организации творческой деятельности учащихся могут способствовать достижению целей ФГОС НОО.

Основополагающими принципами являются:

  • отношение к ребёнку как к субъекту деятельности. Признание за ребёнком права на собственное мнение и индивидуальную линию развития;
  • формирование личностного (субъект - субъектного) стиля взаимоотношений ученика со сверстниками и педагогами (например, на основе развития диалогового способа выполнения учебных заданий и др.);
  • организация активного взаимодействия учащихся со сверстниками и создание ситуаций саморазвития и взаиморазвития;
  •  включение учащихся в продуктивную творческую деятельность и развитие на базе учебного материала их творческих способностей (так как творческая деятельность является одним из основных средств интенсивного развития интеллектуальных способностей и личностных качеств ребёнка);
  • создание в классе положительного эмоционального фона обучения, атмосферы эмоционального подъёма и ситуаций успеха.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения представляет модель школы, в которой на смену знаниевой парадигме образования, целью которой являлось усвоение знаний детьми, пришла парадигма личностно – ориентированная, целью которой является развитие личности любого ребёнка.

На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая организацию творческой деятельности учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. При доминировании творческой деятельности появилась необходимость изменить характер учебного процесса, способы деятельности учащихся, стили взаимоотношений учащихся и учителя, стиль педагогической деятельности учителя.

Организация творческой деятельности заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. Эти позиции соответствуют гуманистическим тенденциям развития современной отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся, их непрерывное наращивание. При этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения.

Развитие ребенка происходит только в деятельности. Только собственными силами можно усвоить опыт и знания, накопленные человечеством, развить свои собственные способности, приобрести свой личный, неповторимый опыт.

Очень важно не просто сообщить учащимся определённый объем готовых знаний, а научить их мыслить, проявлять самостоятельность, приходить к нужным выводам самим в процессе активного творческого поиска. Потребность в творческой деятельности не возникает случайно. Педагог её постоянно формирует у учащихся, опираясь на личные качества каждого ребёнка.

Актуальность работы заключается в необходимости совершенствования системы начального общего образования, стимулируемое социальным заказом, так как современному обществу нужны личности образованные, нравственные, творческие, способные самостоятельно принимать ответственные решения, находить своё место в жизни.

Кроме того, в работе автор столкнулся с проблемой недостаточности оптимальных для учителя начальной школы инструментов диагностирования и оценки результатов сформированности творческой деятельности младших школьников. Изучив литературу и опыт педагогов и психологов по данной теме, для оптимальной оценки учителем результатов сформированности творческой деятельности учащихся автором была разработана шкала оценки основных качеств, составляющих творческую деятельность школьников.

Ведущей педагогической идеей работы является идея о том, что организация творческой деятельности каждого ребёнка является возможной и способствует достижению главной цели современного образования – становлению полноценной личности каждого учащегося, развитию его истинных индивидуальных способностей. Данная идея возникла из понимания автором того факта, что на смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь.

Новизна данной работы заключается в систематизации методов и приёмов организации творческой деятельности, в отборе и систематизации средств мониторинга сформированности творческой деятельности младших школьников, а также в авторской разработке шкалы диагностики сформированности творческой деятельности младших школьников, которая является  оптимальной для учителей начальных классов.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА

Изучение научной педагогической и психологической литературы по теме показало, что целенаправленно заниматься творческой деятельностью человек может всю жизнь, пока есть желание. Но наиболее восприимчивыми к обучению и творческой деятельности являются младшие школьники, так как именно в возрастной период от 7 до 10 лет основной деятельностью детей является деятельность, связанная с познанием, созданием, преобразованием и использованием в новом качестве (другими словами, творческая деятельность).

Познание — это образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания;

преобразование — творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний;

создание — творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях;

творческое применение знаний — деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике.

Понятие «творческая деятельность младших школьников» автор характеризует таким образом: творческая деятельность младших школьников - это продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, преобразования, создания, применения в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом. Если человека в этот период научили творческой деятельности, если в нём развили качества творчества, то  такой человек в своей жизни по мере взросления сможет решать многие задачи с помощью творческого подхода.

По словам В. А. Бухвалова «к творческой относятся только те виды деятельности, которые не копируют уже имеющийся образец, и в процессе выполнения которых человек создаёт новое для себя или для других людей».

Нужно помогать детям смотреть, чтобы увидеть; слушать, чтобы услышать; уметь чувствовать состояние другого; уметь подобрать правильные слова; говорить так, чтобы тебя услышали; быть самим собой; творчески трудиться; вдохновенно творить…

М. Н. Скаткин. подчёркивает, что сформировать необходимые интеллектуальные свойства можно только включая школьников в посильную им творческую деятельность, требующую проявления тех или иных из перечисленных черт.

Учитель в первую очередь, как считал В. А. Сухомлинский, должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребёнке «личное». В. А. Сухомлинский писал: «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности».

Президент РФ В. В. Путин в своём ежегодном послании Федеральному собранию в 2012 году особо отметил, что «система образования должна строиться вокруг сильного, одарённого учителя, ведь от того, встретит ли ученик талантливого, увлечённого своим делом учителя, во многом зависит формирование личности, судьба молодого человека, его творческая реализация».

Знание, школьная программа – средство развития. Чтобы создать такое обучение, необходимо следующее: сменить позицию учителя. Педагог в творческой деятельности выступает в роли фасилитатора – консультанта, помощника, сопроводителя, а не командира.

А.А. Плигин выделил критерии, по которым образовательную технологию можно отнести к личностно – ориентированной. Среди них есть и такие:

  • задействование учащихся в индивидуальном целеполагании и составлении плана урока;
  • использование индуктивного и дедуктивного способов построения дидактического материала;
  • использование эвристических методов обучения как одного из путей учета индивидуальных способов познания;
  • изучение, формирование и развитие творческой деятельности.

Любая деятельность – это выполнение определённых действий, заданий. И.Э.Унт определяет творческие задания как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое».

                                                                                                                                     

ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

По мнению В. А. Бухвалова «освоение методов решения творческих задач - это первый шаг в становлении творческой личности. Второй шаг - это освоение технологий творческой деятельности. Технология в общем понимании - это система методов, с помощью которой выполняется определенная деятельность. Однако деятельность может быть репродуктивной - копирующей и творческой - преобразующей. Технология творческой деятельности - это система методов, с помощью которой выполняется творческая деятельность.

В начале первого года обучения совместно с психологом школы была проведена входная экспресс - диагностика  готовности учащихся к школе (авторы Е. К.  Вархатова, Н. В. Дятко, Е. В. Сазонова).

В диагностировании принимали участие учащиеся 1 Б класса в полном составе (20 человек).

Были получены следующие результаты готовности к обучению в школе:

  • высокий уровень – 20 %
  • средний уровень – 55 %
  • низкий уровень – 25 %

Также был осуществлён диагностико - прогностический скрининг (автор Е. Екжанова) с целью определения уровня сформированности у первоклассников элементов учебной деятельности, таких как самоконтроль, планирование, самоорганизация, элементов логической общеучебной деятельности.

Были получены следующие результаты:

  • высокая возрастная норма – 20 %
  • стабильная середина – 50 %
  • группа риска – 30 %

Также во время проведения входной диагностики учащихся применялись методы наблюдения и беседа.

Проанализировав полученные диагностические результаты, автором были сделаны выводы и изучена научная литература по выявленным проблемам.

 Организация творческой деятельности была признана целесообразной для эффективного достижения положительных результатов образования учащихся, учитывая специфику класса, и положена в основу педагогической деятельности учителя.

В ходе организации творческой деятельности учащихся автор использует следующие приёмы и методы:

-классификация  объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям;

- установление причинно-следственных связей;

- видение взаимосвязей и выявление новых связей между системами;

- рассмотрение системы в развитии;

- приём предположений прогностического характера;

- выделение противоположных признаков объекта;

- выявление и формулировка противоречий;

- разделение противоречивых свойств объектов в пространстве и во времени;

- представление пространственных объектов;

-использование различных систем ориентации в воображаемом пространстве;

-представление объекта на основании выделенных признаков, что предполагает преодоление психологической инерции мышления;

- оценивание оригинальности решения;

- сужение поля поиска решения;

- фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;

-мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.

Выбор методов организации творческой деятельности зависит от целей, уровня сложности содержания, уровня развития индивидуальных творческих способностей учащихся, конкретных условий, сложившихся при выполнении творческого задания (осведомленности учащихся в поставленной проблеме, степени проявления интереса, личного опыта и т.д.).  При этом педагог строит свою деятельность, исходя из принципов личностно – ориентированного подхода в обучении, выполняя роль фасилитатора. В таблице ниже приведены отличия деятельности педагога в системе устаревающей знаниевой парадигмы образования и приходящей ей на смену парадигме личностно – ориентированной.

Роль учителя

при знаниевой парадигме образования

Роль учителя при личностно – ориентированной парадигме образования

1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков

1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта

2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий

2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий

3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам

3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала

4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми

4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребёнком

5. Планирует и направляет детскую деятельность

5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность

6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки

6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми

7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение

8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых

8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

Организация творческой деятельности учащихся происходит системно, органично сочетаясь с опытом и индивидуальными способностями самого ребёнка.

В теории развития творческой личности определен специальный термин “встреча с чудом” - как начало, первый этап вхождения в творческую деятельность. “Встреча с чудом” - это встреча с интересным человеком, природным явлением, нерешённой проблемой науки и искусства. “Чудо” - это всегда новое, необычное, оригинальное. Это момент возникновения в сознании человека доминанты к творческой, исследовательской деятельности. Один из вариантов данного этапа представлен в приложении 9.

Помимо «Встречи с чудом», в общей структуре творческой деятельности можно выделить несколько основных этапов:

1. Накопление знаний и навыков, необходимых для формирования задачи (проблемы)

2. Сосредоточение усилий и поиск дополнительной информации, подготовка к решению задачи.

3. Инкубационный период

4. Озарение или инсайт (гениальная идея).

5. Проверка и доработка замысла. Его воплощение.

Алгоритм сопровождения учащихся в творческом процессе приведён ниже:

Этап

Характеристика этапа

творческой деятельности

Возможные действия учителя

1

Накопление знаний,  постановка проблемы

Наполнить знания ученика фактами и событиями, образно - эмоционально воздействовать на его чувства, обучить приёмам воплощения идеи в творческий продукт. Важно научить ученика отойти от стереотипов мышления, подвергнуть сомнению привычные факты.

2

Сосредоточение усилий

Необходимо предоставить ученику свободное время, творческую атмосферу, тишину в помещении. Необходимо помнить, что для одних важно быть в коллективе, обсудить, другие лучше работают самостоятельно.  

3

Инкубационный период

Этап с точки зрения эвристики может вызвать разочарование. Компенсирующие меры: переключение на другой вид деятельности (например, оформление текста, подбор иллюстраций по теме, подготовка инструмента, оборудования и пр.)

4

Период «инсайта»

Важно обеспечить положительные эмоции, нельзя отрицательно относиться к ученическому изобретению, критиковать. Если что-то вышло не так, как задумано, то вместе с учеником следует вернуться на этап номер один, т.е. добавить новый материал (расширить содержание) или рассмотреть другие варианты воплощения творческого продукта.

5

Воплощение замысла в конкретный продукт, проверка своей гипотезы и презентации своего творения

Обучение защите и презентации своего творения, рефлексии, анализу и сравнению других продуктов творческой деятельности.

При организации творческой деятельности учащихся системообразующим фактором является личность учащегося в целом: его способности, потребности, мотивы, цели и другие индивидуально - психологические особенности, субъективно - творческий опыт.

Педагог при творческом взаимодействии выступает в роли фасилитатора – организатора, помощника, сопроводителя деятельности, что предполагает выбор оптимальных методов, форм, приёмов. Ученик при таком подходе приобретает навыки организации самостоятельной творческой деятельности, осуществляет выбор способа выполнения творческого задания, характера межличностных взаимоотношений в творческом процессе.

Работая над содержанием системы заданий для творческой деятельности учащихся, учитываются два основных фактора:

творческая деятельность младших школьников осуществляется, в основном, на уже решённых обществом проблемах;

творческие возможности содержания учебных предметов начальной школы.

Система творческих заданий - это упорядоченное множество взаимосвязанных творческих заданий, ориентированная на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений и направленных на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе.

Система творческих заданий включает целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты.

Анализ тематической литературы авторов Г.С. Альтшуллера, В. А. Бухвалова, А. А. Гина, М. А. Данилова, А. М. Матюшкина и др. позволил выделить следующие требования к творческим заданиям:

открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);

соответствие условия выбранным методам творчества;

возможность разных способов решения;

учёт актуальной зоны развития;

учёт ближайшей зоны развития;

учёт возрастных особенностей учащихся.

Представлено содержание творческих заданий тематическими группами задач, направленными на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений.

Каждая из выделенных групп является одной из составляющих творческой деятельности учащихся, имеет свою цель, содержание, предполагает использование определенных методов, выполняет определенные функции. Таким образом, каждая группа задач является необходимым условием для накопления учеником субъективного творческого опыта.

1 группа – «Познание».

Цель — накопление творческого опыта познания действительности.  

Происходит:

изучение объектов, ситуаций, явлений на основе выделенных признаков (цвета, формы, размера, материала, назначения, времени, расположения, части, целого);

рассмотрение объектов, ситуаций, явлений в противоречиях, обусловливающих их развитие;

моделирование объектов, ситуаций, явлений, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития.

2 группа – «Создание».

Цель — накопление учащимися творческого опыта создания объектов ситуаций, явлений.

Происходит:

создание оригинальных творческих продуктов, что предполагает;

получение качественно новой идеи субъекта творческой деятельности;

ориентирование на идеальный конечный результат развития системы;

переоткрытие уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики.

3 группа – «Преобразование».

Цель — приобретение творческого опыта в преобразовании объектов, ситуаций, явлений.

Происходит:

моделирование фантастических (реальных) изменений внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.);

моделирование изменений внутреннего строения систем;

умение учитывать при изменениях свойства системы, ресурсы, диалектическую природу объектов, ситуаций, явлений.

4-я группа – «Использование в новом качестве». 

Цель — накопление учащимися опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений.  

Происходит:

умение рассматривать объекты, ситуации, явления с различных точек зрения;

нахождение фантастического применения реально существующим системам;

осуществление переноса функций в различные области применения;

получение положительного эффекта путём использования отрицательных качеств систем, универсализации, получения системных эффектов.

Примером содержания групп творческих заданий могут служить  задания, представленные в таблице по темам. Автор Терехова Г. В.

Тематические

серии

Содержание

творческих заданий

Типы заданий

Возможности учебных предметов

“Театральная”

Создание театральных эффектов, разработка костюмов, декораций, постановочные находки

Познание
Создание
Преобразование
Использование в новом качестве

Художественный труд
Литературное чтение

“Бионика”

Нахождение соответствий природных и технических объектов, изучение возможностей природных аналогов для развития техники

Создание
Преобразование

Окружающий мир

“Винни - Пух решает вслух”

Решение проблем в сказочных ситуациях из произведений Дж. Родари, Л. Кэррола, А.А. Милна, Дж. Толкиена, А.Линдгрен, Н.А. Некрасова, русских народных сказок, мифов древней Греции; сочинение сказок, историй

Создание
Преобразование
Использование в новом качестве

Обучение грамоте
Литературное чтение

“Технический мир”

Изучение и создание различных технических объектов

Познание
Создание
Преобразование
Использование в новом качестве

Обучение грамоте
Художественный труд

ОБЖ

“Природный мир”

Изучение животных, формирование гуманного отношения человека к природе, выращивание культурных растений

Познание
Преобразование

Обучение грамоте
Окружающий мир
ОБЖ
Литературное чтение
Русский язык

“Организм человека”

Изучение органов чувств, памяти, мышления, внимания, природных и социальных особенностей человека; изучение проблем людей с ограниченными возможностями

Познание
Создание
Преобразование
Использование в новом качестве

Окружающий мир ОБЖ

“Головоломки”

Решение и составление задач на внимание, головоломок, шифровок, задач со спичками, шарад, кроссвордов

Создание
Преобразование

Математика
Окружающий мир
Обучение грамоте
Литературное чтение
Русский язык

“Признаки”

Изучение признаков объектов (цвет, форма, размер, материал, назначение, расположение в пространстве и др.), природных явлений; составление загадок, метафор, сравнений

Познание
Создание
Преобразование
Использование в новом качестве

Математика
Окружающий мир
ОБЖ
Обучение грамоте
Литературное чтение
Русский язык

“Космос”

Изучение проблем, связанных с полетами человека в космос: устранение неисправностей, обеспечение водой, работа техники в условиях других планет; работоспособность в состоянии невесомости

Создание
Преобразование
Использование в новом качестве

Обучение грамоте
Художественный труд
Окружающий мир

“Страна несделанных дел”

Рассмотрение выделенных учащимися проблем из различных областей знаний

Преобразование
Использование в новом качестве

Окружающий мир
ОБЖ

“Бесприродный технический мир”

Изучение проблем, связанных с заменой природных материалов искусственными

Преобразование
Использование в новом качестве

Художественный труд

“Фантастические сюжеты”

Решение проблем героев фантастических произведений Г. Альтова, Р. Бредбери, А. Орлова, составление фантасти-ческих сюжетов

Познание
Создание
Преобразование

Обучение грамоте
Литературное чтение

“Да - Нетки”

Изучение и объяснение явлений, ситуаций; изучение признаков объектов через постановку вопросов

Познание

Математика
Окружающий мир
ОБЖ
Обучение грамоте
Литературное чтение
Русский язык
Художественный труд

“Безопасность”

Рассмотрение вопросов безопасности человека в различных сферах жизнедеятельности, поведение человека в экстремальных условиях (безопасные тренировки спортсменов, защита человека при аварии; защита от отравлений, сохранение зрения)

Создание
Преобразование
Использование в новом качестве

Окружающий мир
ОБЖ
Художественный труд

“Проблемы третьего тысячелетия”

Изучение экологических проблем (сбор нефти с поверхности воды, построение мусоросжигающего завода, переработка отходов, долгожительство)

Создание
Преобразование
Использование в новом качестве

Окружающий мир ОБЖ

“Гениальные” задачи”

Переоткрытие эффектов, созданных “Битлз”, М.И. Глинкой, Гомером, А.Дюма, Микеланджело, Н.А. Римским-Корсаковым, Состратосом

Создание
Преобразование
Использование в новом качестве

Дополнительная учебная программа

“Достойный ответ”

Анализ поведения людей в стрессовых ситуациях, при нарушении норм и правил общения

Познание
Использование в новом качестве

Обучение грамоте
Литературное чтение
Окружающий мир

“Что такое хорошо?”

Анализ норм нравственного поведения (ответственность за свои поступки, доброта, справедливость, честность,трудолюбие, совестливость, эмпатия )

Познание

Математика
Окружающий мир
ОБЖ
Обучение грамоте
Литературное чтение
Русский язык
Художественный труд

Методы творчества, которые применяют учащиеся при выполнении заданий, характеризуют соответствующие уровни развития творческого мышления, творческого воображения.

1 уровень:

выполнение заданий на основе перебора вариантов и накопленного творческого опыта в дошкольном возрасте и эвристических методов. Используются такие методы творчества, как: метод фокальных объектов, морфологический анализ, метод контрольных вопросов, дихотомия, синектика, отдельные типовые приемы фантазирования.

2 уровень:

выполнение творческих заданий на основе эвристических методов таких как: метод маленьких человечков, методы преодоления психологической инерции, системный оператор, ресурсный подход, законы развития систем.

3 уровень:

выполнение творческих заданий на основе мыслительных инструментов таких как: адаптированный алгоритм решения изобретательских задач, приемы разрешения противоречия в пространстве и во времени, типовые приёмы разрешения противоречия.

Результатом использования в процессе творческой деятельности различных видов заданий становится формирование и развитие у учащихся всех видов универсальных учебных действий.  

В творческой деятельности, как и в любой другой, обязательна рефлексия. Она необходима учащимся для накопления творческого опыта.

Рефлексия – это:

готовность и способность учащихся творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации;

умение обретать новый смысл и ценности;

умение ставить и решать нестандартные задачи в условиях коллективной и индивидуальной деятельности;

умение адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений.

Каждое творческое задание, выполненное учащимися самостоятельно, необходимо анализировать и оценивать для более точного определения уровня развития их креативных способностей, для видения продвижения учащихся  в развитии творческой деятельности.

Диагностики по шкале «Фантазия» Г. С. Альтшуллера, по методике С. И. Гин  (для определения уровня развития  творческого мышления учащихся), методике Е. П. Торренса, Е. Е. Туник (оценка творческого мышления и воображения) производит профессиональный школьный психолог. Что же может педагог?

В процессе педагогической деятельности автор столкнулся с проблемой недостаточности оптимальных для учителя начальной школы инструментов диагностирования и оценки результатов творческой деятельности младших школьников, несмотря на всё многообразие педагогической и психологической литературы по данной теме. Для оптимальной оценки результатов развития творческой деятельности учащихся автором была разработана шкала оценки основных качеств, составляющих творческую деятельность школьников. Данная шкала наглядно показывает динамику развития творческой деятельности учащихся, в совокупности с ежедневными методами наблюдения, беседы, анализом творческих продуктов учащихся, позволяет учителю сделать общий вывод об уровне организации творческой деятельности учащихся класса. Что в свою очередь способствует прогностической деятельности учителя при выработке стратегии дальнейшей педагогической деятельности, учитывая специфику данного класса.

Шкала «Уровни сформированности качеств творческой деятельности учащихся начальной школы» (автор Старшинова О.А.).

Исследуемые качества и их характеристики:

  1. Воображение - необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределённостью.
  2. Оригинальность – своеобразие, нестандартность, свой путь развития.
  3. Новизна – чувство нового, умение новое создавать.
  4. Проницательность  - тонкое понимание, проникновение в самую суть чего – либо, предвосхищение; в психологии рассматривается как особый вид знания, как специфическая способность, как механизм творческой деятельности.
  5. Вдохновение - состояние психики, которое обеспечивает индивида постоянным притоком духовных ресурсов, необходимых для какой – либо деятельности.
  6. Инициативность - способность личности, выраженная в стремлении к самостоятельным общественным начинаниям, инициативе, активности, предприимчивости.
  7. Размышление – обдумывание, зондирование идеи, мысли, истины и т.д.; путь от лежащих на поверхности идей, истин, мыслей  к скрытому глубочайшему смыслу.
  8. Творческое решение проблем – не зацикливание на неудачах; а рассмотрение любой проблемы  как ситуации, необходимой для роста и развития.
  9. Педагогическое сотворчество – способность передавать свой индивидуальный опыт, свои знания другим людям посредством творческой деятельности.

Оценка каждого качества осуществляется по уровням сформированности данного качества:

  • Высокий уровень развития качества (В) – качество сформировано на высоком уровне, что позволяет учащемуся самостоятельно и ярко его проявлять. Есть стремление к развитию данного качества. Высокий уровень развития всех или большинства из перечисленных творческих качеств, выявленный на этапе входной диагностики, может говорить о признаках одарённости ребёнка и требует дополнительного индивидуального исследования учащегося с целью выработки индивидуальной траектории развития его одарённости.
  • Средний уровень (С) – учащийся хорошо проявляет данное качество, но не всегда самостоятельно, чаще по инициативе других людей; есть стремление данное качество развивать.
  • Низкий уровень (Н) – учащийся практически никогда не проявляет данное качество, не имеет стремления его развивать.

Заполняется таблица, в которую вносятся значения уровня сформированности качеств каждого учащегося

Список класса

Типы качеств

Воображение

Оригинальность

Новизна

Проницательность

Вдохновение

Инициативность

Размышление

Творческое решение проблем

Педагогическое сотворчество

Затем подсчитывается количество учащихся каждого уровня по каждому перечисленному качеству.

Результаты заносятся в таблицу «Уровни сформированности качеств творческой деятельности учащихся начальной школы». Делаются выводы.

Типы качеств

Уровни

Высокий (%)

Средний (%)

Низкий (%)

Годы обучения

Кол – во учащихся

Воображение

Оригинальность

Новизна

Проницательность

Вдохновение

Инициативность

Размышление

Творческое решение проблем

Педагогическое сотворчество

Сотрудничество педагога и школьной психологической службы при диагностировании сформированности творческой деятельности у учащихся способствует получению более точных результатов диагностики.

Коллективные, индивидуальные и групповые формы работы активно используются на различных этапах выполнения творческих заданий, что обеспечивает накопление каждым учащимся собственного опыта творческой деятельности. Выбирая сочетания форм при выполнении творческих заданий, необходимо опираться на цель выполнения творческого задания и его уровень сложности.

В результате организации творческой деятельности учащиеся приобретают и другие качества творческой личности. По мнению А. И. Савенкова это:

  • способность удивляться и видеть проблемы;
  • любопытство и любознательность;
  • способность решать дивергентные задачи (задачи, имеющие не один, а множество верных ответов);
  • оригинальность мышления (способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных);
  • гибкость мышления (способность быстро и легко находить новые стратегии решения задач, устанавливать ассоциативные связи);
  • продуктивность мышления (способность легко и в большом количестве генерировать новые идеи: чем больше идей, тем больше творческих возможностей их развития).

Таким образом, в организации творческой деятельности младших школьников автор:

  • строит учебную деятельность в соответствии с учётом индивидуальных способностей, возрастных и других особенностей учащихся, их актуальной и ближайшей зон развития с целью развития у учащихся качеств творческой личности;
  • реализует ряд наиболее эффективных приёмов, методов, стратегий развития творческой деятельности учащихся;
  • ориентируется на современные требования, предъявляемые к педагогической деятельности, определённые федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

Стимулирование творческой деятельности учащихся класса происходит через:

- создание благоприятной творческой атмосферы;

-доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес любого ребёнка;

-обогащение окружающей учебной среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;

-поощрение высказывания оригинальных идей;

-обеспечение возможностей для практики;

-использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

-предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

На уроках учащиеся работают  индивидуально, в парах и группах постоянного и сменного составов на основе равного взаимодействия. Проводятся различные типы уроков: дискуссия, конференция, моно – проект, игра, путешествие.

У учащихся есть любимые творческие задания: «Перевоплощение», «Очумелые  ручки», «Сочиняйка», «Рифмушки»,  « А ты знаешь…», «Гляделки», «Фантазёры», «Чудилки».

Важной деятельностью учащихся в начальной школе является деятельность речевая, способствующая развитию деятельности творческой.

Детские речевые упражнения по образцам, основанные на активном подражании, активно используются  в начале первого класса. Далее учащиеся обучаются пересказу: пересказывают прочитанное, выученное дома, передают содержание книг внеклассного, свободного чтения, пересказывают задания к упражнениям по русскому языку, передают содержание математической задачи, пересказывают правило своими словами. Постоянные пересказы укрепляют память, тренируют механизмы говорения. Различные виды пересказов вносят разнообразие в деятельность детей. Дети очень любят пересказывать, рассказывать свои истории из жизни. Каждый понедельник, первый день после каникул находится время, чтобы коллективно послушать каждого, удивиться, подбодрить, дать совет или просто выслушать.

Любят дети творческие пересказы и изложения - это пересказы и изложения, в которых личный, творческий момент становится ведущим и определяющим, он заранее предусматривается, касается и содержания, и формы. Это изменение лица рассказчика, введение в рассказ словесных картин - так называемое словесное рисование, это воображаемая экранизация, введение в сюжет новых сцен, фактов, действующих лиц; наконец, это драматизация, инсценирование, театральное воплощение. Вариантом творческого пересказа является передача содержания от лица одного из действующих лиц, например, при пересказе сказки «Аленький цветочек» С Т. Аксакова от имени чудовища. Происходят изменения и в сценах, и в языке, в нём отражается характер, вся гамма чувств и эмоций этого героя.

Используются такие виды языкового творчества, как:

ведение дневника,

описания картин природы,

рисование картин,

декламация стихов (авторских и собственного сочинения) на еженедельных поэтических минутках,

инсценирование произведений,

выпуск газет,

сочинения,

исследовательская деятельность учащихся по истории слов и др.

Растёт  осознание учащимися того факта, что творчество даёт возможность проявить себя, понять сильные и слабые стороны своей личности, раскрыть потенциал. С большим желанием и удовольствием учащиеся создают собственные творческие работы: сказки, рассказы, стихи, иллюстрации к произведениям. В результате плодотворной работы по развитию навыка стихосложения  у детей формируется потребность к сочинительству. Способность к стихотворчеству проявляется в различных ситуациях. Учащиеся сочиняют стихи – поздравления на праздники одноклассникам и родителям, стихами выражают своё отношение к учителю, в стихах выполняют учебные задания.

Большой вклад в развитие творческой деятельности учащихся вносит проектная деятельность. Проектирование - это создание новых природных, технических, культурных и социальных объектов.

Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно реализуются:

I. Творческие проекты (1-4 классы), предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: альманахи, книжки – малышки, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.п. Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом) являются выставки, стенгазеты, коллекции, костюмы, письма, праздники, сказки, книжки, рисунки.

II. Исследовательские проекты (4 класс) – по структуре напоминающие подлинное научное исследование. Продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть – научные сообщения, статьи в школьной газете, презентации, выступления на конференциях, семинарах, театрализованные представления.

Проектная деятельность осуществляется под руководством учителя, часто с участием родителей. Учащиеся же, в рамках урочной и внеурочной  деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результаты.

Тематика проектной деятельности выбирается из содержания учебных предметов УМК «Школа России» или близких к ним областей, исходя из интересов учащихся класса, с учётом их индивидуальных особенностей и способностей. Длительность выполнения проекта обычно ограничивается одним уроком или одной – тремя неделями в системе урочно - внеурочных занятий.

Любимым занятием всех без исключения учащихся класса являются долгосрочные проекты, результатом которых являются театрализованные  постановки. Спектакли с участием всех учащихся класса («Светлая Пасха», «Рождественская сказка», «Ёлочка», «Святки», «Радуга дружбы») стали этапами перехода школьников на более высокую ступень, так как явились своеобразной презентацией творческой деятельности детей на школьном, а затем и на муниципальном уровнях. Благодаря атмосфере творческого сотрудничества, взаимопонимания, совместного поиска, все дети класса активно участвуют в таких проектах и достигают хороших результатов.

Творческий стиль преподавания предполагает творческую деятельность самого педагога. В процессе обучения творческой деятельности учитель попадает в ситуации, когда нужно принять нестандартное решение, выбрать нетрадиционный путь, предвидеть последствия. В таких случаях применяется гибкий подход к ситуации, создаётся свой собственный метод, который применяется на практике, здесь и сейчас.

Собственный пример педагога, стимулирование своих подопечных к творчеству в познавательной деятельности, поддержание их инициативы, отбор содержания учебного материала согласно критериям проблемности, диалоговое взаимодействие с учащимися  – черты творческого стиля преподавания.  При таком стиле используются следующие обращения учителя: “сравни”, “докажи”, “выдели главное”, “сделай выбор и аргументируй его”, “предложи свой вариант”, “объясни и сделай вывод”, а деятельность учащихся носит частично поисковый, поисковый, проблемный и исследовательский характер. Также необходимо личностное включение учащихся в учебно-воспитательный процесс на уровне ценностно - смыслового восприятия учебного материала и духовно - нравственного образа самого учителя. Это возможно только при эмоциональной открытости учителя, искреннем интересе к тому, что преподаёшь. Очень ценно умение педагога сопереживать, когда взаимоотношения с учениками он строит на основе эмоционально - доверительного общения, сотрудничества и уважения к каждой личности. Приемлемы следующие формы обращения к учащимся: “дайте оценку”, “выскажите свое отношение, мнение, понимание”, “дайте свою трактовку событию, факту, явлению”, “образно представьте, что здесь более ценно и значимо для вас”, “сочините, придумайте”. Эмоционально – ценностное отношение педагога к учащимся стимулирует учащихся к рефлексии.

По мере необходимости педагог использует музыкальное сопровождение, что способствует эмоциональному, психическому развитию детей, проводит релакс – разгрузки (упражнения, снимающие и предупреждающие напряжение, утомление).

Организация творческой деятельности младших школьников:

• эффективно развивает образное мышление каждого ученика и эмоционально-нравственную сферу его личности, стимулирует к саморефлексии и самопознанию, самораскрытию творческих способностей и ценностного отношения к миру;

• учит эмоциональному и диалогическому общению с человеком, сотрудничеству и взаимоуважению, признанию его самоценности и ценности окружающего нас мира.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Организация творческой деятельности в образовательном процессе способствует положительной динамике достижений обучающихся.

Систематическое отслеживание результатов диагностики позволяет  педагогу увидеть динамику изменения личностного  роста каждого учащегося класса, проанализировать соответствие достижений запланированным результатам, приводит к пониманию закономерностей возрастного развития, помогает оценить успешность выбранной стратегии педагогической деятельности и, в случае необходимости, провести её корректировку.

Приведены результаты входной диагностики учащихся 1 класса в количестве 20 человек по шкале автора опыта О.А. Старшиновой «Уровни сформированности качеств творческой деятельности учащихся начальной школы»:

Типы качеств

Высокий( %)

Средний (%)

Низкий (%)

Воображение

10

65

25

Оригинальность

5

40

55

Новизна

10

25

65

Проницательность

10

20

70

Вдохновение

5

30

65

Инициативность

5

15

80

Размышление

15

35

50

Творческое решение проблем

10

20

70

Педагогическое сотворчество

10

40

60

Уровни сформированности качеств творческой деятельности учащихся класса:

Типы качеств

Уровни

Высокий ( %)

Средний  (%)

Низкий ( %)

Годы обучения

1

2

3

4

кл

1

2

3

4

1

2

3

4

кл

Кол – во учащихся

20 чел

18 чел

18 чел

20

чел

18 чел

18 чел

20 чел

18 чел

18 чел

Воображение

20

39

66

65

50

28

15

11

6

Оригинальность

15

39

44

70

60

50

15

11

6

Новизна

15

22

39

70

77

50

15

11

11

Проницательность

20

25

55

30

64

39

50

11

6

Вдохновение

20

39

55

50

50

39

30

11

6

Инициативность

20

33

45

60

50

49

20

17

6

Размышление

25

44

66

60

50

23

15

6

11

Творческое решение проблем

20

39

44

55

44

45

25

17

11

Педагогическое сотворчество

15

22

33

65

72

56

5

6

11

        Выявлена устойчивая положительная динамика сформированности качеств творческой деятельности у учащихся класса.

К концу второго года обучения совместно с психологом школы был проведён очередной диагностико – прогностический скрининг (автор Е. Екжанова) с целью определения уровня сформированности у учащихся необходимых элементов учебной деятельности, таких как самоконтроль, планирование, самоорганизация, элементы логической общеучебной деятельности.

Были получены следующие результаты:

  • высокая возрастная норма –28 %    
  • стабильная середина – 50 %
  • группа риска – 22 %

Результаты диагностико – прогностического скрининга третьего года обучения следующие:

  • высокая возрастная норма – 39 %
  • стабильная середина – 55 %
  • группа риска – 6  %

Таким образом, была выявлена положительная динамика развития учебной деятельности учащихся.

Результаты освоения обучающимися  образовательных программ по итогам последних трёх лет обучения:

Учебный год

Класс

Кол - во учащихся, освоивших программу (в %)

Кол - во учащихся , освоивших программу

на «4» и «5» ( в %)

2009-2010

1 б

100%

нет отметок

2010-2011

2 б

100%

70 %

2011-2012

3 б

100%

72 %

2012-2013,

4 б

100%

75 %

Учащиеся становятся с каждым годом более активными, самостоятельными,  заметно возрос их познавательный интерес, развивается творческое мышление.

По наблюдению автора, системная организация творческой деятельности учащихся ведёт к эффективному личностному росту детей. Этот факт находит своё подтверждение при диагностировании с использованием методики «Оценка личностного роста учащихся». Данная методика построена на методе педагогического наблюдения и анализе деятельности учащихся, охватывает различные аспекты формирования личности каждого ребёнка.  

По результатам проведённого диагностирования по данной методике был выявлен уровень личностного роста учащихся.

На начало 1 класса (октябрь 2009 года) уровень личностного роста учащихся составлял 3,4.

К концу первого года обучения (май 2010 года) уровень личностного роста учащихся возрос и составлял 3,8.

К концу второго года обучения (май 2011 года) уровень личностного роста учащихся возрос и составлял 3,9.

К концу третьего года обучения (май 2012 года) уровень личностного роста учащихся возрос и составил 4.1.

Выявлена положительная динамика личностного роста учащихся.

Работа с родителями учащихся ведётся систематически, постоянно. Анкетирование родителей учащихся является неотъемлемым методом диагностики в начальной школе. Пример одной из анкет, используемых педагогом в работе – это анкета «Перспективы обучения и воспитания ребёнка»

Эта методика позволяет определить степень тревожности учащихся, помогает выработать общие  цели обучения  и воспитания  учащихся, что учитывается в дальнейшем при организации творческой деятельности младших школьников в классе.

Родителям предлагается ответить на 5 вопросов.

  1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?
  2. Как чувствует ваш ребёнок в ученическом коллективе?
  3. Знаете ли вы друзей своего ребёнка в коллективе?
  4. Создаёт ли школа, по вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребёнка?
  5. Какую помощь необходимо оказать вашему ребёнку для повышения результативности его учебной деятельности?

Приводятся результаты анкетирования на третьем году обучения детей в школе.

№ вопроса

Ответы на вопросы

1

Радостным – 88%

Грустным – 0%

По-разному – 12%

2

Комфортно – 90%

Плохо – 0%

По-разному – 10%

3

Да – 100%

Нет – 0%

Частично – 0%

4

Да – 95%

Нет – 0%

Частично – 5%

5

Индивидуальные занятия (10 %), организация логопедической службы в школе (10%) .

Таким образом, было выявлено положительное отношение  к школе, получена информация, способствующая дальнейшему проектированию педагогической деятельности с целью эффективного развития учащихся.

Описанная в работе технология организации творческой деятельности младших школьников действенна при соблюдении следующих методических рекомендаций:

1.        Создание образовательной среды, а именно: кабинет должен быть оснащён мультимедийными средствами обучения, лабораторным оборудованием, наглядными пособиями и т.д.

2.         Методика предполагает организацию учебного процесса с помощью форм и методов творческой деятельности, создание педагогом творческой среды и его собственное стремление быть творческим человеком.

3.        Данная методика предполагает коррекцию школьного расписания, так как реализуется подход, предполагающий учёт индивидуальной траектории развития каждого учащегося.

4.        Для обеспечения процесса развития творческой деятельности учащихся необходимо использовать соответствующие цели и содержанию методы, приёмы, задания.

5.        Методика предполагает широкое использование работы учащихся в парах и группах сменного и постоянного составов, индивидуальную работу с учащимися  для достижения целей эффективного личностного роста учащихся.

6.        Проведение систематического педагогического и психологического мониторинга развития и результативности творческой деятельности учащихся является обязательным условием методики.

Положительная динамика всестороннего личностного развития учащихся, повышение качества знаний служит одним из показателей эффективности применяемой педагогом данной технологии организации творческой деятельности младших школьников.

Автор данной работы полностью согласен с известным канадским писателем Джоном Кехо в том, что творческая деятельность - это необходимость для успешной жизни. «Проснувшийся творческий дух - это способность регулярно и непрестанно решать повседневно возникающие проблемы уникальным, новаторским образом, быть по ту сторону рутины и шаблонов, использовать вдохновение, всегда живущее в нас, и следовать нестандартным мыслям.  Открыв и используя внутренний дух творчества, каждый человек превращает всю свою жизнь в радостное приключение».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ:

  1. Амонашвили Ш.А. Единство цели  / М., 1987.
  2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения /  М., 1995
  3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Ростов-на-Дону, 1983.
  4. Бухвалов В.А. Методики и технологии образования / Рига, 1994.
  5. Волков И.П. Учим творчеству / М., 1982.
  6. Лернер И.Я. Внимание технологии обучения / Сов. педагогика. - 1990.- № 3
  7. Мухина В.С. Возрастная психология /  М.: Академия, 1999.
  8. Немов Р.С. Психология В 3-кн. Кн. 2: Психология образования / М.: ВЛАДОС, 1995.
  9. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся / Начальная школа - 2001. - № 10.
  10. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии  / Под ред. С.А.Смирнова. - М.: Академия, 1999.
  11. Пономарев Я.А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / М.: Наука, 1990.
  12.  Послание президента России  Федеральному собранию,2012.
  13. Психологические исследования творческой деятельности / Отв. ред. О. К.  Тихомиров, М.: Наука, 1975.
  14. Психологические условия развития творческого потенциала у детей младшего школьного возраста / Вопросы психологии. - 1994.- № 5.
  15. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1991.
  16. Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе / Начальная школа - 2000. -№ 12.
  17. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии; Учебное пособие / М.: Народное образование, 1989.
  18. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей / Ярославль: Гринго, 1996.
  19. Терехова Г. В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе - автореф. дис. канд. пед. наук / Екатеринбург, 2002.
  20. Технология академика Монахова / Педагогический вестник - 1996.- № 7,8.
  21. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения  /М., 1990.
  22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2009.
  23. Хрестоматия по возрастной психологии: Младший школьный возраст / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1999.
  24. Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? / Знание, серия «Педагогика и психология», 1985. № 11.
  25. Якиманская И.С.  Личностно – ориентированное обучение в современной школе / Москва, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.

Внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения  образовательной деятельности....

Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС

Презентация "Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС."...

Обобщение педагогического опыта "Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОС"

В работе собран о обобщён материал по проектной деятельности: 1. Что такое проект; 2. Этапы проектной деятельности; 3. Виды проектов; 4. Реализация метода проектов в практической деятельности....

Педагогический проект "Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС"

Педагогический проект раскрывает особенности организации проектной деятельности в младшей школе....

Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС

В презентации представлен опыт работы коллектива начальной школы МБОУ СОШ №1 г. Поронайска...