Главные вкладки

    Организация проектной деятельности младших школьников в условиях ФГОС НОО
    статья на тему

    Стародубцева Татьяна Сергеевна

    Опыт работы в период перехода на ФГОС НОО

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Доклад по теме

    «Организация проектной деятельности

    младших школьников в условиях ФГОС НОО »

                                 Стародубцева Татьяна Сергеевна

    учитель начальных классов МКОУ СОШ пгт Арбаж

    Под словом «проект» в начальной школе понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта). Такими творческими работами могут быть, например: рисунок, поделка, скульптура, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, газета, книга, модель, макет и т.п.

       Проектную деятельность  я реализую как на уроке. так и через все направления внеурочной  деятельности и в воспитательной работе. Проектная деятельность призвана способствовать развитию универсальных учебных действий:

    • Личностных
    • Коммуникативных
    • Познавательных
    • Регулятивных

    Актуальность моего опыта состоит в том, что проектная технология - новая технология обучения, которая является важнейшим средством повышения эффективности работы педагога.

      Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

            Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся начальных классов, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.          

    Понятно, что на первом этапе внедрения проектного метода основная роль принадлежит учителю.

    Важным фактором на 1 этапе ПД является работа с родителями. Поэтому я проводила родительское собрание, на котором показала презентацию «Организация проектной деятельности в 1 классе», в данной презентации описаны цели и задачи проектного обучения в начальной школе. В качестве

    образца показала готовую детскую презентацию проекта.

    Проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, при помощи учителя)

    Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся : исследовательские; творческие; игровые; информационные; социально – значимые.

     Роль учителя на начальном этапе весьма значительна, учащемуся нужно не только объяснить, показать, а самое главное его нужно научить создавать «проект». На первых этапах ребенок при помощи взрослого должен выстроить свой алгоритм построения проекта, запомнить его и самое главное научиться его создавать и защищать (презентовать).

    Так, например в 1 классе мы учились создавать проект «Знакомьтесь, моя семья!». Этот проект был практико-ориентированный с элементами творчества, индивидуальным и в то же время, коллективным, и краткосрочным.  Учитель определяет тему и предлагает учащимся познакомиться поближе. Сначала дети рассказывают о себе, отвечая на вопросы учителя (Как зовут тебя? В каком месяце родился? В каком городе живешь (родился)? Как зовут твоих родителей? Есть ли у тебя брат или сестра? Как их зовут? Что вы делаете всей семьей в выходные дни? и т.д.) Дети составляют план своего рассказа. Домашним заданием детям определяется составить дома рассказ на 10 -15 предложений о своей семье, рассказать об увлечениях семьи и подобрать фотографии. Таким образом, родители помогают детям в выборе тематических фотографий. Во 2 классе работа продолжается . Ребята выполняют проект «Моя родословная». В 3 классе выполняли проект «У моих родителей золотые руки», где были представлены работы, рассказывающие об увлечениях родителей и организована выставка поделок.

    В 4 классе планирую проект « Победа деда- моя победа» о своих героических родственниках.

    Исследовательская работа  «Зимующие птицы нашего края» проводилась в 1 классе. Дети проводили наблюдения за птицами не только в школе , но и дома. Подготовили сообщения о зимующих птицах. Во 2 классе выяснили какой корм больше любят синички, воробьи, снегири. Затем был реализован проект «Кормушка для птиц» .Выбрали места для развешивания кормушек. Некоторые развесили кормушки дома. Сейчас дети могут самостоятельно заготовить корм и покормить птиц. Своими впечатлениями они делятся со мной и с одноклассниками. Во время работы над проектом   учащиеся  вырабатывались  социальные навыки и исследовательские (наблюдение за зимующими птицами в школе и дома) Далее планирую  игровой проект «Здравствуй, птичья страна»                                                                              

    Также проводилась исследовательская работа  по теме «Как живут растения» Учащимися класса создавались не только групповые проекты, но также и индивидуальные «Мой класс и моя школа», «Моя малая родина»,   «Домашние животные» и другие.

    Напоминая о добровольности участия детей в описываемой деятельности, хотелось бы сформулировать один из основных принципов работы над проектами.

    Каждый ребенок имеет право:

    – не участвовать ни в одном из проектов;

    – участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;

    – выйти в любой момент из любого проекта;

    – в любой момент начать свой, новый проект.

     Разработали Правила успешности проектной деятельности

    1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

    2. Команды не соревнуются.

    3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.

    4. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

    5. Все должны вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнёров».

    6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
    В результате проектной работы учащиеся учатся:

    - видеть проблемы;

    - ставить вопросы;

    - выдвигать гипотезы;

    - классифицировать;

    - наблюдать;

    - проводить эксперименты;

    - делать умозаключения и выводы;

    - структурировать материал;

    - готовить тексты собственных докладов;

    - объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

     

      Описание проекта «Народные праздники»

         В   моем  классе в рамках внеурочной деятельности я реализовала проект по теме «Народные праздники».  Занятия проводились 1 раз в неделю (34 в год).  За год мы сделали 4 проекта. Это «Осенины», «Новогодняя мастерская», «8 марта» и «Защитники Отечества». В совместной деятельности мы прошли все этапы проекта.

                   В проекте «Осенины» на подготовительном этапе прошла экскурсия по школьному саду, беседа «Что нам осень принесла». Мы читали произведения об осени и рассматривали иллюстрации.

    На этапе проектирования прошла беседа «Осенины – древний праздник прощания с летом и встречи осени».

    Далее наступил самый ответственный, практический этап. Здесь происходило формирование умения работать в группе, распределение обязанностей. Прошел конкурс поделок «Осенние фантазии из природного материала», экскурсия в  парк, изготовление рисунков на осеннюю тематику «Осенние краски», разучивание песен и стихов об осени. В поиске примет на тему «Осень» под моим руководством проходила работа с источниками информации (книгами, энциклопедиями).

    На заключительном этапе проекта были представлены поделки, выставка овощей и фруктов, конкурс рисунков, конкурс стихов об осени, презентация, поздравление ребят, чьи дни рождения пришлись на осень.

           В проекте «Новогодняя мастерская» на подготовительном этапе прошла экскурсия по зимнему парку, провелась беседа «Новогодние традиции».

    На этапе проектирования прошла беседа «Как встречают Новый год в разных странах».  

    Далее, на практическом этапе происходило распределение обязанностей по группам. Изготавливались рисунки «Мы рисуем Новый год», «Новогодняя открытка», «Новогодняя стенгазета» , происходил сбор материала: «Снегуркины загадки», сбор фотографий, новогодних поделок, открыток о зиме, разучивались стихи и песни о зиме.

    На заключительном этапе прошел «Новогодний калейдоскоп», где были представлены результаты работы учащихся, поздравление ребят, чьи дни рождения пришлись на зиму.

                      В заключении хотелось бы сказать, что успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и для родителей. Выполняя различные проекты, дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. На мой взгляд, я смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, проводимых в школе, в урочное и внеурочное время.

      


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.

    Внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения  образовательной деятельности....

    Организация творческой деятельности младших школьников в условиях ФГОС НОО.

    Данная работа предназначена, в первую очередь для учителей начальной школы, перестраивающих процесс обучения в условиях реализации ФГОС НОО. Может быть полезна сотрудникам психологических школьных слу...

    Педагогический проект "Организация проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС"

    Педагогический проект раскрывает особенности организации проектной деятельности в младшей школе....

    Проектная деятельность младших школьников в условиях ФГОС

    Опыт реализации долгосрочного проекта по краеведению "Мой Десногорск"...

    Курсы повышения квалификации "Организация проектной деятельности младших школьников как условие освоения ФГОС НОО". Самостоятельные работы.Итоговая работа.

    В этом году я закончила Курсы повышения квалификации "Организация проектной деятельности младших школьников...". Размещаю материалы: самостоятельные работы и итоговую работу, которые я сдавала.Надеюсь...

    Организация учебно - исследовательской и проектной деятельности младшего школьника в условиях внедрения ФГОС в начальной школе.

    Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. В основе всевозможных форм и видов деятельности, нацеленных на применение ...