Проект "Очистим планету от мусора"
план-конспект занятия (3 класс) по теме

Полугримова Галина Валентиновна

Материал содержит конспект внеурочного занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ochistim_planetu_ot_musora.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс социальных проектов учащихся

Муниципальное  образовательное учреждение

Октябрьская основная общеобразовательная школа

Полный адрес: 172 852, Тверская область, Торопецкий район, посёлок Октябрьский,




Социальный проект:

 «Очистим планету от мусора»


Автор: Измайлова Мадина, 2 класс

Руководитель: Полугримова Галина Валентиновна,

учитель начальных классов.

 2013 – 2014 учебный год

Разновозрастный социальный проект для учащихся 1-4 классов.

Предлагаемый проект ставит своей целью вовлечь учащихся в проектную деятельность экологической и образовательной направленности.

Финальным продуктом проекта является акция  по уборке мусора на берегу озера Круглого.

Задачи проекта: организовать деятельность учащихся по реализации областной программы «Время добрых дел»; помочь осознать социальную значимость данного проекта; воспитывать бережное отношение к природе.

Ход проекта.

  1. Подготовительный этап (погружение в проект).

А) Учащиеся обдумали название проекта. Решили, что проект будет называться «Очистим планету от мусора».

Б) Выбрали девиз проекта – слова М. Шолохова «Человек должен украшать землю».

В) Ответили на вопросы:

Что мы хотим сделать?

Что будет главным результатом?

  1. Разработка проекта (организация деятельности).

А) Учащиеся разделились на 2 группы – «экологи» и «краеведы»

Б) Обсудили вопросы:

Чем занимаются экологи? (Заботятся об окружающей среде; изучают связи между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой).

Чем занимаются «краеведы»? (ищут информацию о водоёмах нашего края)

В) приняли поставленную учителем задачу: «экологи» - оценить масштаб загрязнения близлежащего озера Круглое;

«краеведы» - найти информацию  о значении воды в жизни человека, стихи о природе, картинки о водоёмах нашего Торопецкого края.

Г) Наметили план работы:

1. Найти информацию о значении водоёмов в жизни человека

2. Найти стихи и высказывания о природе, картинки о водоёмах нашего края

3. Проведение акции «Меньше мусора – меньше проблем» на берегу озера Круглое.

3. Осуществление деятельности.

  Заключительное занятие на данном этапе проекта.

Тема занятия: Я и планета (общая тема для 1-4 классов по программе внеурочной деятельности «Патриоты России»)

Цель: организовать деятельность по выяснению значения водоёмов для человека и живой природы; содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков; создать условия для вовлечения в активную экологическую деятельность; воспитывать трудолюбие.

Оборудование: слайды с изображением природы; мешки для мусора.

Ход занятия.

  1. Вступительное слово учителя.

Велика наша земля, велика и прекрасна. Наверное, не найти такой краски, которой бы не было в природе. (Дети рассматривают слайды о природе).

Голубое небо, высокое-высокое, будто бездонный океан; синяя речка, убегающая вдаль и манящая нас к себе;  глубокое озеро, пёстрый луг, вытканный белыми ромашками, голубыми колокольчиками, сиреневыми анютиными глазками.

2.Сообщение темы и целей занятия.

Учащиеся читают стихотворение.

Плачет воздух, речка, поле,

Гибнут звери, птицы, море,

Стонет лес, земля и луг,

Всё, что видим мы вокруг.

Ветви тянет к нам сосна,

Ищет помощи она.

Ждёт сочувствия подснежник,

Красоты земной наследник.

Нет к природе в нас тепла,

Нет душевного  родства.

Есть один простой закон:

От природы всё возьмём.

Что за варварство такое?

Травим рыбу, речку, море,

Глушим рыбу, рвём цветы

Для минутной красоты.

А одно понять не можем:

Без природы мы не сможем

Ни дышать, ни петь, ни жить,

Ни смеяться, ни любить.

Мы с природою едины,

С нею мы не разделимы.

Ведь природа - Я и Ты,

Речка, воздух и цветы.  

Вопросы для обсуждения:

- Ребята, как вы думаете, о чём мы сегодня будем с вами говорить на занятии?

- А почему мы будем говорить о природе? Что сейчас происходит в природе? Кто в этом виноват?

Учитель. Мы сегодня отправимся с вами в гости к матушке Природе. Угадайте, куда.

Речка - матушка, скажи,

Как живёшь в лесной глуши?

Как журчит вода – светлица,

Как рыбёшка в ней резвится?

Выходит девочка. На плечах у неё голубой платок.

Речка. Были дни, когда журчала,

Веселилась, не скучала,

Бирюзою рассыпалась и плескалась.

Но пришёл хозяин мой

И воздвиг завод с трубой.

Стала я преображаться,

Задыхаться стала я,

Мёртвой стала плоть моя.

Солнце больше не искриться,

 Рыба здесь не нереститься.

Помогите мне, друзья,

Так существовать нельзя.

Учитель. Да, ребята, речке очень плохо, если рядом с ней появляется завод. Завод сбрасывает в водоём загрязняющие вещества, и речка постепенно умирает. Сколько уже речек умерло!

Как вы думаете, возможна ли жизнь на земле без воды? Обоснуйте свои предположения. (Высказывания учащихся.)

Сообщения учащихся – «экологов» (3-4 класс)

В ходе работы над проектом вы собирали информацию о значении водоёмом в жизни человека и живой природы.

 Послушаем сообщения наших «экологов». (Сообщения сопровождаются показом слайдов.)

Сообщение 1

 /значение водоемов в природе и в жизни людей/

__________________________________________

 

1) если не будет воды,  то не будет и  жизни

2) если не будет жизни,  не будет и мельчайших организмов(микробов и т.д)

3)если не будет мельчайших организмов(состоящих из 1 клетки),  не бедет и более сложного организма. Пример: мха

4)если не будет растений,  не будет кислорода

5) если не будет кислорода,  не будет животных

6) если не будет животных,  не будет и НАС

 

 _________________________________________

 

 

 Если на свете не станет воды:

1) не станет растений.

2) не станет животных,  которые питаются ими

3)если не станет травоядных,  то не станет хищников (им нечем питаться)

4) после умрем и мы,  потому что всё равно запасы воды кончатся рано или поздно.

Сообщение 2

Мы составили  схему «Значение воды для человека и природы»

  • Воды на Земле много, и в то же время ее мало. Ее основная часть находится в морях и океанах. Морская вода непригодная для питья, а также для сельского хозяйства.
  •   На пресную воду приходится очень небольшая часть. Основные запасы пресной воды находятся в твердом состоянии в виде снега и льда в Арктике и Антарктиде.
  • Водоем – это место отдыха людей.
  •  Водоем – это дом для растений и животных.
  •   Люди берут из водоемов воду для питья и приготовления пищи
  •   Из водоемов берут воду для хозяйственных нужд.
  •   По воде перевозят грузы.
  •  Необходима для использования в быту и на производстве.
  • Являются рыбопромысловыми объектами.

Учитель. В январе 2013 г. на территории нашей области стартовала губернаторская программа «Время добрых дел». Это областной социальный проект, в котором мы с вами тоже принимаем участие. Сегодня на занятии  мы завершаем один из этапов проекта.

Послушаем  «краеведов»

Сообщение 3.

Валдайская возвышенность проходит восточнее и буквально подпирает западные окраины Торопецкого района, который не слишком богат полезными ископаемыми, в основном это пески, глина и торф, однако чрезвычайно обилен всевозможными озерами, реками, ручьями, болотами: на территории района расположено 250 озер. Площадь водной поверхности составляет 7,5 тыс. га. Все реки относятся к бассейну Атлантического океана и имеют постоянное течение. Следуя за начинающимися  реками, можно попасть в Балтийское, Каспийское, Черное моря. Поистине здесь и в близлежащих землях располагается «Колодец Великого водораздела». По данным ЮНЕСКО, именно торопецкая земля является экологическим эталоном чистоты для всей остальной Европы.

Сообщение 4

Торопецкие жемчужины

В былые времена торопецкие купцы торговали речным жемчугом, меряя его не на вес, а пригоршнями. Только торопчанки могли позволить себе носить уникальный праздничный головной убор, называемый «кика с шишками», в просторечье «шишак». На лобной части такого кокошника красовались шишки, усеянные речным жемчугом.

Количество шишек зависело от достатка семьи и доходило до тридцати. Стоила такая кика иногда дороже недвижимого имущества, от 2 до 7 тысяч тогдашних, царских, рублей.

Жемчуг добывали в Торопе. Река была широкая, судоходная, а вода в ней чистейшая. Ловцы жемчуга, прежде чем нырять, парились в бане, одевались во все чистое. Найдя в ракушке инородное тело – соринку, которая обволоклась слизью, клали ее в рот, два часа держали, потом сплевывали в чистую льняную тряпицу, заворачивали в нее и носили на груди до затвердевания.

С тех пор обмелели реки и озера, не родят богатств, которыми пользовались прапрапрадеды нынешних торопчан. Но древний Оковский лес по сей день бережет чистоту «колодца Великого водораздела». Доказано, что воду в большинстве рек и озер Торопецкого района можно пить, не прибегая к кипячению.

На территории района 250 озер, недаром 21 адмирал русского флота – уроженцы Торопецкой земли. Сегодня чистейшие озера и реки привлекают дачников и туристов. Разработаны интересные туристические маршруты, открывающие в лесной глуши красоты природы и романтические следы прошлого.

Учитель. Не только заводы загрязняют водоёмы, но и люди. Послушайте стихотворение «Прогулка» и подумайте, видели ли вы такие же картины?

Ученик.

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А  свободного местечка

Возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят:

Загорают и едят,

 Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли

И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке

Тут и там – пустые банки

И, как будто нам назло,

Даже битое стекло!

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли,

Но и здесь до нас сидели;

Тоже пили, тоже ели,

Жгли костёр, бумагу жгли –

Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо…

- Эй, ребята! – крикнул Дима. –

Вот местечко хоть куда

Родниковая вода! Чудный вид!

Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали,

Жгли костёр, в футбол играли –

Веселились, как могли!

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели,

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки,

 Словом, мусора гора!

 Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не найти! (Обсуждение стихотворения)

Учитель. Я предлагаю вам поработать в группах и придумать:

1 группа -  правила поведения у водоёмов;

2 группа – нарисовать плакат, призывающий беречь водоёмы.

Учитель. Эти правила и плакат мы разместим на доске объявлений в центре села.

Учитель. Итак, мы с вами подошли к важному этапу проекта – акции «Меньше мусора – меньше проблем». Сейчас мы выйдем на берег озера Круглое  и уберём мусор.

Выход к озеру, уборка мусора, подведение итогов занятия, фотографирование, рефлексия.

На данном этапе обучающиеся убирали мусор на берегу озера Круглое. Во время акции «Меньше мусора – меньше проблем» собрано и упаковано 30 кг мусора с прибрежной полосы озера (пластиковые и стеклянные бутылки, бумажные и полиэтиленовые упаковки, картонные коробки).

Учитель. Как вы думаете, наша работа над проектом закончилась?

Я начну, а вы закончите предложение.

Я считаю, наш проект…

При работе над проектом я…

Для меня было открытием, что…

Материалы акции получили 14 баллов на областном конкурсе «Очистим планету от мусора» 

 

 

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

pedakademy.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОМОЩЬ ПЛАНЕТЕ Утилизация мусора

Почему нельзясмешивать отходы? Онистановятся непригоднымик использованию.Несмешанный мусор легчесортировать и пускатьна вторичное использованиеили переработку. В основеборьбы с отходами долженле...

Урок чистоты "Разберём мусор - спасём планету"

Тема: Урок чистоты «Разберём мусор-спасём планету!». Цель: изучить, что делается для решения утилизации бытовых отходов в разных странах, городах, и, непосредственно, в нашем селе, сравнить результаты...

Внеклассное занятие по экологии : «Защитим планету от мусора».

воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды...

Методическая разработка урока по окружающему миру "Откуда берётся мусор и куда девается мусор" 1 класс по программе "Школа России"

На уроке дети узнают, что за обычным мусором скрывается большая проблема, которую надо решать всем людям....

Проект «Бережем планету вместе или вторая жизнь мусора»

Коллективно-творческий проект «Бережем планету вместе или вторая жизнь мусора». Цель проекта: Узнать всё о способах утилизации мусора, научиться через практическую...

"Не дай планете утонуть в пластиковом мусоре"

Привлечение внимания обучающихся к проблемам утилизации мусора....

Спасем планету от мусора

Конспект занятия для обучающихся по программе Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2.)...