Формирование содержательной оценки у младших школьников
статья по теме

Ефремова Татьяна Валентиновна

Материал посвящен формированию содержательной оценки у младших школьников с фрагментами уроков для реализации поставленной задачи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование содержательной оценки у младших школьников

2-й шаг подготовительного этапа

Цель:

  1. Показать, что оценочная деятельность является структурой компоновки учебной работы.
  2. Определить значение оценочной деятельности.

В качестве примера приведен фрагмент урока математики.

Учитель: Предлагаю 2 ученикам решить задачу:

Сережа вырезал 4 красных кружка, а синих в 3 раза больше. Сколько синих кружков вырезал Сережа.

1. 4 + 3 = 7 (кр.)                                        2. 4 · 3 = 13 (кр.)

Ответ: 7 синих кружков.                                Ответ: 13 синих кружков.

Учитель: Кто из ребят верно решил задачу?

Дети: Оба решения неверно.

Учитель: Что неправильно в первом, что во втором?

Дети: В 1 решении неверно выбрано действие, а соответственно результат, в другом – неверный результат.

Учитель: Оба ученика ошиблись, но ошибки допустили разные. Давайте вместе решим эту задачу и разберемся – на каком этапе решения сделана ошибка и почему?

Прежде чем выполнить это задание, давайте его проанализируем. Что нам известно? Неизвестно? Что надо найти? Каким образом?

Дети: В этой задаче надо найти общее количество синих кружков, опираясь на условие задачи и известные данные.

Учитель: Поднимите руки те, кто считает, что это верный ответ.

Чему же будем учиться, решая эту задачу?

Дети: Мы будем учиться находить неизвестный компонент, опираясь на вспомогательные слова (в 3 раза больше).

Учитель: Какие знания нам понадобятся для решения задачи?

Дети: Знания правила выбора действий по вспомогательным словам.

- Знания таблицы умножения.

- Умение выделять в задаче условие, вопрос?

- Умение оформлять решение задачи.

Учитель: Как будем решать задачу?

Дети: Четыре красных кружка умножим на 3.

Учитель: Правильно ли назван путь решения? Докажите.

Дети: Правильно, чтобы найти неизвестное надо внимательно прочитать условие задачи и опираясь на вспомогательные слова выбрать действие, слова в 3 раза больше, указывают, что верное действие – умножение.

Учитель: Выполните решение (1 ученик у доски, дети в тетради). Запишите ответ.

Учитель: Как установить верность решения?

Дети: Проверкой.

Учитель: Оцените правильность решения задачи.

Дети: Задача решена верно. Мы верно ответили на главный вопрос задачи.

Учитель: Каждый в своей тетради оцените аккуратность работы. Если работа аккуратная – поставьте на полях           , если не очень -         .

Учитель: Мы решили с вами задачу, а теперь вернемся к 2 задачам, которые решали дети. В какой момент они допустили ошибки? Какие могут быть причины.

Дети: Первый ученик не проанализировал задачу. Вторая ученица не знает таблицу умножения, и не сделала проверку.

Учитель: Почему мы с вами не допустили такие ошибки?

Дети: Мы все время находи взаимосвязи между компонентами, оценивали себя – правильно или нет.

Учитель: Когда мы это делали?

Дети: Когда анализировали задачу.

Когда определяли нужные знания.

Когда решали задачу.

Когда искали верный путь решения.

Учитель: Как сказать короче?

Дети: Мы оценивали правильность действий и результатов на протяжении всего решения.

Учитель: Итак, мы с вами убедились, что оценочная деятельность вплетена в учебную, является не только ее самостоятельным компонентом, но и присутствует на всех этапах решения учебной задачи.

Для раскрытия функций оценки был использован материал урока математики, где были показаны контролирующая и констатирующая функция оценки. Теперь обратим на них внимание и рассмотрим стимулирующую функцию.

Фрагмент урока:

Учитель: Для чего же нужна оценка в учебной деятельности?

Дети: Чтобы видеть и исправлять ошибки, чтобы научиться не допускать их.

Учитель: Два ученика допустили ошибки при решении задачи, не заметили их.

Давайте выскажем им свои пожелания, над чем им стоит поработать?

Дети: Первому ученику надо научиться внимательно читать условие и вопрос задачи, учиться анализировать задачу, учиться определять действие, опираясь на вспомогательные слова.

Второй ученице надо повторить таблицу умножения.

Учитель: Почему вы даете именно такие советы?

Дети: Мы проверили их работы и увидели ошибки.

Учитель: Значит оценка помогает отметить достоинства работы и ее недостатки. Она помогает понять, над чем еще надо поработать, какие знания еще недостаточно усвоены, а какие – хорошо. Это дает стимул для дальнейшей работы.

Третий шаг подготовительного этапа направлен на осознание необходимости умения оценивать свою учебную деятельность.

Для этого ученикам выдаются работы по русскому языку (самостоятельная работа) проверенные, но не оцененные. Детям предлагается попробовать оценить свои работы.

Приведем фрагмент урока:

Самостоятельная работа по вариантам.

I вариант

II вариант

Сл..на

Ст..на

Г..ра

Р..ка

П..ро

С..лач

Тр..ва

Х..лмы

В..лна

Д..жди

Р..са

К..са

Учитель: Найдите в работе то, что вам нравится, что у вас получилось, за что вы себя могли бы похвалить.

Дети: Я красиво написала.

Я не сделала ни одной ошибки.

Я сегодня допустила только 1 ошибку.

Учитель: А теперь найдите то, что вас огорчило, что у вас не получилось.

Дети: Много ошибок.

Я некрасиво написала.

Записал не все слова.

Я не подобрал проверочные слова, поэтому допустил 2 ошибки.

Учитель: Что вы можете себе посоветовать?

Дети: Быть внимательнее.

Поработать над каллиграфией.

Научиться подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной.

Учитель: Как вы думаете – эти советы важны для вас или нет? Почему?

Дети: Эти советы важны, потому что мы можем сказать честно, что не получилось. И в следующий раз, возможно, не допустим ошибки.

Учитель: Чтобы давать себе советы, чему важно научиться?

Дети: Важно научиться оценивать свои работы.

Учитель: Что изменится в вашей учебной деятельности, если вы научитесь этому?

Дети: Я смогу понимать, почему я ошибся и что делать, чтобы больше не ошибаться.

Учитель: Другими словами вы станете более самостоятельными в учебе, научитесь видеть трудности и сможете самостоятельно их преодолевать. А это очень важно.

Целью II этапа экспериментальной работы было формирование умения оперировать эталонами.

Например, на уроке математики, учащимся было предложено оценить работу ученика, которому было предложено начертить прямоугольник со сторонами 7 см и 4 см.

Задание было выполнено без соблюдения размеров длины и ширины прямоугольника.

Мнения учащихся разделились, одни утверждали, что ученик выполнил задание верно (начертил прямоугольник), другие – нет, т.к. не все условия задания выполнены. И как поступить в данном случае при оценке работы дети не знают.

Несколько человек предлагали оценить конечный результат (прямоугольник начерчен), не обращая внимание на допущенные ошибки.

Учитель после обсуждения объяснил ученикам, чтобы оценить работу надо сравнить ее с эталоном – правильно выполненным образцом (образец вывешивается на доске).

Приведем фрагмент урока:

Учитель: Почему именно этот чертеж является эталоном, ведь оба по сути они правильные?

Дети: Потому что здесь на 1 чертеже соблюдены все данные условия.

Учитель: Да, этот чертеж верный, он соответствует заданию. Могло ли первое решение стать эталоном? Что для этого надо сделать?

Дети: Надо изменить условие задания?

Учитель: Видите, получилось что и то, и другое задание могут быть эталонами, но в различных случаях. Сделайте вывод, в каком случае выполненная работа может считаться эталоном?

Дети: Эталоном может быть такая работа, которая соответствует заданию.

Так ученикам на уроке русского языка, после предыдущего задания было предложено еще одно:

Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочное слово:

Ры.ка, доро.ка, ло.ка, шишка, гри., зу., коро.ка.

Выполните задание:

Рыбка – рыбешка, дорожка – дороженька, ложка – ложечка, шишка – шишечка, гриб – грибок, зуб – зубок, коробка – коробочка.

Дети не знают, как оценить эту работу: задание выполнено верно, но запись оформления не соответствует норме. (Сначала по правилам орфографии пишем проверочное слово, потом проверяемое).

Учитель напоминает учащимся, что для того чтобы оценить работу, надо сравнить ее с эталоном. Эталон вывешивается. Дети находят общее и различия.

На уроке чтения детям было предложено оценить пересказ рассказа, который был подготовлен дома. Рассказ был правильным, последовательным, но не подробным. Детям при записи домашнего задания было уточнено, что готовим подробный пересказ.

Некоторые важные действия рассказа были опущены и действия рассказа поэтому освещены не полностью.

Ученики оказались в проблемной ситуации: ошибок нет, но что-то не соответствует норме. Разрешить помог эталон, учитель зачитывает текст подробного пересказа.

Дети сравнивают ответ ученика с эталоном, приходят к выводу, что первый не обладает полнотой.

На уроке трудового обучения дети изготовили модель коробки с крышкой.

Учитель: Как оценить результат вашей деятельности?

Дети: Надо рассмотреть изделие и сравнить с эталоном.

Учитель: Какие параметры будем оценивать?

Дети: Соблюдение размеров при изготовлении, аккуратность, способ соединения деталей, точность разметки, конечный результат модели.

Учитель: Найдите общее и различия (достоинства и недостатки).

Дети: Не очень аккуратная работа, не соблюдены размеры.

Учитель: Какой вывод сделаем?

Дети: 2 вариант модели можно считать эталонным.

         3         2    1  

300 + 360 : 9 · 2 = 320

1). 9 · 2 = 18

2). 360 : 18 = 20

3). 300 + 20 = 320

Учитель: Пример записан верно, но допущена ошибка. Где?

Дети: Допущена ошибка в определении порядка действий, которая привела к неверному конечному результату.

Учитель: Что необходимо сделать, чтобы избежать в последствии подобных ошибок?

Дети: Повторить порядок действия в выражениях со всеми 4 действиями.

Целью 3 этапа работы стало формирование умения оценивать отдельные компоненты учебной деятельности.

Так, например, на уроке русского языка, ученикам было дано проанализировать задание. «Восстановить деформированный текст, озаглавить его».

Учитель: Что нам дано?

Дети: Дан текст, в котором нарушена последовательность предложений.

Учитель: Что изменилось в связи с этим нарушением последовательности.

Дети: Мы имеем ряд предложений, которые не связаны по смыслу, а соответственно мы не можем их назвать текстом.

Учитель: Что нужно сделать?

Дети: Надо восстановить последовательность предложений и озаглавить полученный текст.

Проводя аналогичный разбор заданий, учащиеся приходят к выводу, что они выполняли анализ задания, и понимают, что анализу необходимо и можно подвергнуть любое задание.

Для формирования умения оценивать этап выделения и принятия учебной задачи использовался прием. Когда ученикам предлагается текст задания и ответ ученика на вопрос: «Чему он будет учиться, выполняя это задание. Дети должны были установить правильность выделения учебной задачи, опираясь на анализ задания.

Приведем фрагмент урока математики:

Учитель: Ученику было дано задание решить примеры с переходом через десяток, записанные на доске, выполнить проверку. Его спросили, чему он будет учиться, выполняя это задание. Он ответил, что будет учиться решать примеры с переходом через 10. Верно ли он определил учебную задачу? В ходе обсуждения дети находят верный ответ на поставленный вопрос.

Важно учить младшего школьника не только учиться и в самостоятельном поиске приходить к открытию новых знаний, но и формировать у него понятие содержательной оценки, когда ребенок  осмысливает и понимает ход своих рассуждений, учится анализировать и делать выводы. Учитель должен выполнять роль координатора, чтобы дети учились работать самостоятельно, путем проб и ошибок. Для работы по формированию содержательной оценки рекомендуется использовать работу в группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы к оценке достижений младших школьников в стандарте второго поколения

Система оценки — сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников.Основной предмет обсуждения в сборнике  — итогова...

Формирование действий контроля и оценки у младших школьников.

Контроль - выявление, установление и оценивание знаний учащихся....

Современный инструментарий оценки освоения младшими школьниками универсальных учебных действий

В материале описан опыт работы по оценке регулятивных УУД младших школьников...

Статья "Формирование действий контроля и оценки у младших школьников"

В статье рассматриваются методические подходы к формированию на уроках и во внеурочной деятельности УУД, в частности регулятивных учебных умений: действий контроля и оценки у младших школьников....

«Пути формирования социально – значимых компетенций младших школьников через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС начального общего образования» (Формирование социально – значимых компетенций младших школьников через игровую деятел

Социальная компетентность – это совокупность умений, знаний и навыков, которые способствуют успешному сосуществованию личности в социуме. Технологии игрового обучения в начальной школе позволяют...