Модель системы оценки достижений младших школьников (презентация)
материал по теме

ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenki_dostizheniy_mladshikh_shkolnikov.pptx1.73 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Главные противоречия и недостатки существующей системы контроля и оценки учебной работы у учащихся показывают, что эта система, унаследованная нами от старых времен, давно устарела и требует замены» (Л.М. Фридман)

Слайд 2

Модель системы оценки образовательных достижений младших школьников в условиях ФГОС

Слайд 3

Система оценки — сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников; как оценку деятельности педагогов и школы, так и оценку результатов деятельности системы образования.

Слайд 4

Цели и задачи системы оценивания устанавливать, что знают и понимают учащиеся о мире, в котором живут; давать общую и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе учения; отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении требований стандарта и в частности, в достижении планируемых результатах освоения программ начального образования; повышать объективность контроля и оценки образовательных достижений обучающихся; обеспечивать условия для самооценки и самоконтроля; обеспечивать мониторинг индивидуальных образовательных достижений обучающихся; обеспечивать обратную связь для учителей, учащихся и родителей; отслеживать эффективность реализуемой учебной программы.

Слайд 5

Оценка и отметка…?

Слайд 6

Ожидаемые результаты школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение и научение ребенка позволяет: осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперед, а на определенном этапе — и об общем уровне выполнения, и о слабых своих сторонах, с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание; учителю же обратная связь должна давать информацию о том, достиг он или нет поставленных им целей; использовать ее как форму поощрения, но не наказания, стимулировать учение, сосредотачиваться более на том, что ученики знают, чем на том, чего они не знают; отмечать с ее помощью даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им продвигаться в собственном темпе и не используя фактор времени (скорость почти никогда не имеет отношения к качеству научения ); ориентировать ученика на успех и не способствовать наклеиванию ярлыков, в том числе связанных с не реалистическими ожиданиями проверяющих. опираться на широкую основу, а не только на достижения ограниченной группы учащихся (класса), содействовать становлению и развитию самооценки.

Слайд 7

Оценка универсальных учебных действий Система оценки планируемых результатов освоения основных образовательных программ относится к нормативному сопровождению государственных стандартов общего образования второго поколения согласно Концепции стандартов. Основой для разработки системы оценки планируемых результатов освоения основных образовательных программ являются Требования к результатам освоения образовательных программ начального, образования. Планируемые результаты освоения этих образовательных программ и Универсальные учебные действия, которые включают: предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.); метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях); личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).

Слайд 8

Основные требования системы оценивания знаний учащихся Система оценивания должна давать возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс. Система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контроль между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы. Необходимо фиксировать изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности. Желательно, чтобы фиксация данной информации была стандартизированная и не требовала больших затрат времени, т.е. не была вербальной. Система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся. Система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу в рамках единого образовательного пространства.

Слайд 9

Необходимо вводить механизм, развивающий оценивание учащимся своих достижений (рефлексия деятельности). Должна быть заложена возможность адекватной интерпретации информации, прозрачность в смысле способов выставления текущих и итоговых отметок.

Слайд 10

Система безотметочного обучения в 1-2 классах Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания такие как: не формирование у учащихся оценочной самостоятельности; затруднение индивидуализации обучения; малая информативность; травмирующий характер. Безотметочное обучение вводится в 1-2 классах начальной школы как система контроля и самоконтроля учебных достижений обучающихся, ориентированная на обучение по адаптивной модели – обучение всех и каждого, а каждого в зависимости от его индивидуальных особенностей – и призвано способствовать, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.

Слайд 11

Критерии контроля, оценки, самоконтроля, самооценки

Слайд 12

Оценивание достижений планируемых результатов обучающихся 3-4 классов стартовые диагностические работы на начало учебного года; стандартизированные письменные и устные работы; комплексные (интегрированные) контрольные работы; тематические проверочные (контрольные) работы; проекты; практические работы; творческие работы; тестовые работы; самоанализ и самооценка.

Слайд 13

Функции оценки

Слайд 14

Описание системы оценки результатов 1-е правило. Что оцениваем? Оцениваем результаты  предметные, метапредметные и личностные. Результаты ученика  это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных , предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе). Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.

Слайд 15

2-е правило. Кто оценивает? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель . Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания ), что она завышена или занижена. 3-е правило . Сколько ставить отметок? По числу решённых задач. За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.

Слайд 16

4-е правило . Где накапливать оценки и отметки? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных , личностных ) и в «Портфеле достижений». Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Необходимы три группы таблиц: таблицы предметных результатов; таблицы метапредметных результатов; таблицы личностных неперсонифицированных результатов по классу. Они заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.

Слайд 17

Отметки заносятся в таблицы результатов: Обязательно (минимум): за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно), за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно). По желанию и возможностям учителя (максимум): за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решени 5-е правило. Когда ставить отметки? Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика , так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

Слайд 18

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам , так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз. 6-е правило. По каким критериям оценивать? По признакам трёх уровней успешности. Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи , подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки  «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами). Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи , где потребовалось: либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);

Слайд 19

либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету). Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: « отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами). Максимальный уровень (необязательный)  решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи» , для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка  «превосходно». Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по 5-балльной шкале (переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов).

Слайд 20

7-е правило. Как определять итоговые оценки? Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов). Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.

Слайд 21

Перевод оценки по уровням успешности в предметную отметку На основании продемонстрированного уровня успешности (оценки характеристики) определяется предметная отметка по 5-ти балльной шкале, принятой в образовательном учреждении. 5-балльная шкала «традиционных отметок», соотнесённая с уровнями успешности с помощью «+», которые нельзя выставить в официальный журнал, но можно проговорить, объяснить ученику отличия. Например, так: «Официальная шкала отметок очень неточная. В журнале мы не видим разницу между твоей четвёркой и его четвёркой. Но главное, чтобы ты понимал – это четвёрки разного уровня»

Слайд 22

Перевод оценки по уровням успешности в предметную отметку Качественная оценка Отметка — баллы успешности (БУ) - цветок 5-балльная отметка Не достигнут даже необходимый уровень. Не решена типовая, много раз отработанная задача Пустой кружок — обязательное задание, которое так и не удалось сделать «2» (или 0) ниже нормы, неудовлетворительно Необходимый (базовый) уровень. Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания 1 балл — частичное освоение «3» норма, зачёт, удовлетворительно. Возможность исправить! Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) 2 балла — полное освоение 4 (хорошо). Право изменить! Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Слайд 23

Качественная оценка Отметка — баллы успешности (БУ) - цветок 5-балльная отметка Повышенный (программный) уровень. Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации 3 балла — частичное освоение 4+ (почти отлично). Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) 4 балла — полное освоение 5 (отлично) Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) Максимальный (необязательный) уровень. Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения 5 баллов — приближение к максимальному уровню 5+ Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) 6 баллов — выход на максимальный уровень 5 и 5 (превосходно) Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно)

Слайд 24

Учителю на заметку Оценка и отметка всегда считались монополией учителя, а развитие самооценки - чем-то «дополнительным и необязательным». Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными, давайте учить их свободе решений и ответственности за свой выбор. Новая система оценивания потребует от нас дополнительных усилий, но вскоре вы увидите, как дети станут другими! И пусть чаще наши дети говорят «Я больше не боюсь отвечать, потому что мой учитель учится вместе со мной!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование УУД и система оценки достижений планируемых результатов в обучении младших школьников».

Выступление на ШМО. Объясняется что-такое УУД, оценка личностных, метапредметных, предметных результатов. Структора портфолио....

Модель системы оценки достижения планируемых результатов в условиях реализации ФГОС НОО

Модель системы оценки достиженияпланируемых результатовв условиях реализации ФГОС НООПримерная модель системы оценки достижения планируемых результатов разработана в соответствии с требованиями Федера...

Модель системы оценки достижения планируемых результатов учащихся в условиях ФГОС

Здесь описана модель системы оценки достижения планируемых результатов учащихся по различным критериям...

Модель системы оценки образовательных достижений младших школьников в условиях ФГОС

Одним из направлений  организации учебного процесса в условиях введения ФГОС в начальной школе является создание условий для оценивания учебных достижен...

Доклад на тему: "Формирование УУД и система оценки достижений планируемых результатов в обучении младших школьников"

Данное сообщение очень актуально в настоящее время, когда общеобразовательные школы работают по ФГОС. Оно может стать докладом на педагогическом совете, сообщением на ШМО учителей начальной школы....

Система оценки достижений младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО.

Система оценки достижений младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО....

Проектная работа на тему: «Система оценки достижений младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО»

Для формирующейся личности младшего школьника важно не обозначение его успехов на бумаге, а терпеливое объяснение того, что и как ему следует делать, в чем и как он продвигается.Прежде всего, оценка д...