Коммуникативные технологии
статья на тему

Азизова Гульнар Рушановна

 

Главное в технологии – речевая направленность обучения через общение. Особенностью этого подхода является то, что ученик предстает на какое-то время автором точки зрения по обсуждаемому вопросу. У него формируется умение высказывать свое мнение, понимать, принимать или отвергать чужое мнение, осуществлять конструктивную критику, уметь «докапываться» до истины, искать позиции, объединяющие различные точки зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kom_tech.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Азизова Гульнар Рушановна,

педагог дополнительного образования

МБУ СОШ № 86 г.о. Тольятти

Коммуникативные технологии

Технология педагогического общения

Анализ педагогической практики показывает, что многие серьезные затруднения в решении задач обучении и воспитания возникают из-за неумении учителя правильно организовать общение с детьми.

В.А. Кан-Калик отмечал, что воспитание будет эффективным в том случае, если у ребенка вызвано положительное отношение к тому, что мы хотим у него воспитать. При этом то или иное отношение всегда формируется через сложившийся механизм общения. Вот почему перед каждым учителем стоит задача овладения технологией педагогического общения.

Основные трудности, которые испытывает педагог в общении с учащимися, связаны:

  • с неумением наладить контакт,
  • управлять общением учащихся на уроке,
  • выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от специфики педагогических задач,  
  • непониманием внутренней психологической позиции ученика,
  • трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к учебному материалу,
  • неумение управлять собственным психическим состоянием в общении.

Владение учителем технологией педагогического общения обусловливает отношение детей  к учителю, которое они часто переносят на предмет, который он преподает.

Общение в педагогической деятельности – это средство решения учебных задач; социально-психологическое обеспечение образовательного процесса; способ организации взаимоотношений педагога и детей, обусловливающих успешность обучения и воспитания.

Технология заключается:

  • в умениях передать информацию;
  • понять состояние ученика;
  • в организации взаимоотношений с детьми;
  • в искусстве воздействия на партнера по общению;
  • в искусстве управлять собственным психическим состоянием.

Процесс педагогического общения может быть представлен как система коммуникативных задач. Этапы решения:

  • анализ ситуации;
  • перебор вариантов и выбор из них оптимального;
  • коммуникативное взаимодействие;
  • анализ его результатов.

Так, например, при возникновении задачи объяснения нового материала педагог анализирует педагогическую ситуацию, перебирает возможные варианты объяснения, избирает оптимальные методы и затем осуществляет педагогическое действие.

Таким образом, коммуникативная задача есть та же педагогическая задача, но переведенная на язык коммуникации.

Этапы решения коммуникативной ситуации:

  1. Этап ориентирования: осознание педагогом собственного стиля общения с учащимися; мысленное восстановление предыдущих особенностей общения в данном коллективе – коммуникативная память; уточнение стиля общения в новых коммуникативных условиях деятельности, исходя из ситуации в классе и текущих педагогических задач.
  2. Этап привлечения к себе внимания: варианты: речевой – вербальное общение с учащимися; пауза с активным внутренним требованием внимания к себе; двигательно-знаковый – развешивание таблиц, наглядных пособий, запись на доске и т.п.; смешанный вариант, включающий в себя элементы трех предыдущих.
  3. Основной этап решения коммуникативной задачи – осуществление вербального общения. Успешность такого общения предполагает наличие у педагога хорошей вербальной памяти; умений правильно отбирать языковые средства, обеспечивающие яркую, выразительную речь, логически строить изложение передаваемой информации, ориентировать речь на собеседника; высокого уровня антиципации (предвосхищения).
  4. Заключительный этап решения коммуникативной задачи – организация содержательной и эмоциональной обратной связи: дает информацию об уровне усвоения учащимися учебного материала. Она осуществляется с помощью фронтального и оперативного индивидуального опроса, периодической постановки вопросов на выяснение понимания и анализа выполненных заданий. Эмоциональная обратная связь устанавливается педагогом через чувствование настроя класса на данном уроке или мероприятии, уловить который можно только по поведению учащихся, выражениям их лиц и глаз, по отдельным репликам и эмоциональным реакциям.

Стадии педагогического общения и технология их реализации.

Первая стадия – моделирование, связанное с осуществлением своеобразного планирования коммуникативной структуры взаимодействия, адекватной педагогическим задачам, сложившейся ситуации, индивидуальности педагога, особенностям отдельных учащихся и класса в целом. Технология осуществления (по В.А. Кан-Калику):

  • вспомните конкретный класс или ряд классных коллективов, в которых предстоит давать уроки;
  • попытайтесь восстановить в своей коммуникативной памяти опыт общения именно с данным коллективом, стремитесь развивать положительные эмоции от общения с классом и блокировать отрицательные – они будут вам мешать;
  • вспомните, какой тип общения свойственен вам именно в данном классе, возможен ли он на сегодняшнем уроке, вписывается ли в него;
  • попытайтесь представить, как класс воспримет вас и материал урока;
  • соотнесите присущий вам стиль общения с классом с задачами (обучающими, развивающими, воспитывающими) сегодняшнего урока, попытайтесь добиться их единства;
  • работая над конспектом, планируя фрагменты и части урока, представьте себе общую психологическую атмосферу их реализации;
  • вспомните ваши взаимоотношении с отдельными учащимися, избегайте стереотипных психологических установок по отношению к детям;
  • попытайтесь почувствовать предстоящую атмосферу общения на уроке, это сделает вас более уверенным.

Вторая стадия – организация непосредственного общения, во время которого педагог берет на себя инициативу, позволяющую ему иметь некоторое преимущество в управлении общением. С этой целью осуществляется ориентировка в условиях предстоящего общения, которая может включать такие моменты, как осознание педагогом стиля собственного общения с учащимися; мысленное восстановление опыта его общения с данным классом; уточнение стиля общения в новых коммуникативных условиях. Важным моментом является привлечение педагогом внимания учащихся, поскольку эффективное общение с классом возможно только в том случае, если внимание учащихся сконцентрировано на педагоге.

Третья стадия – управление общением, суть которого состоит в коммуникативном  обеспечении применяемых методов воздействия. Приемы:

  • оперативность при организации начального контакта с классом;
  • оперативный переход от организационных процедур (приветствия, усаживании и т.п.) к деловому и личностному общению;
  • отсутствие промежуточных зон между организационными и содержательными моментами в начале взаимодействия;
  • оперативное достижение социально-психологического единства с классом, формирование чувства «мы»;
  • введение личностных аспектов во взаимодействие с детьми;
  • преодоление стереотипных и ситуативных негативных установок по отношению к отдельным учащимся;
  • организации цельного контакта со всем классом;
  • постановка задач и вопросов, которые уже в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив;
  • сокращение запрещающих педагогических требований и расширение позитивно-ориентировочных;
  • внимание к внешности: опрятность, собранность, активность, доброжелательность, обаяние и т.п.
  • использование речевых и невербальных средств взаимодействия: активное включение мимики, контакт глазами и т.п.;
  • умение «транслировать» в класс собственную расположенность к детям, дружественность;
  • нахождение ярких, притягательных целей деятельности и показ путей их достижения;
  • понимание ситуативной внутренней настроенности учащихся, учет этого состоянии, передача учащимся этого понимании;
  • достижение общего и ситуативного взаимопонимания, формирующего у учащихся потребность во взаимодействии с учителем.

Четвертая стадия – анализ хода и результатов осуществленной технологии педагогического общения (стадия обратной связи в общении). По своему содержанию и технологии реализации соответствует заключительному этапу решении коммуникативной задачи. Цель – коррекция.

Представленная логика и этапность процесса педагогического общения в реальной педагогической деятельности может быть и иной. Некоторые этапы могут быть свернутыми или недостаточно четко проявленными, а иногда, напротив, чрезмерно растянутыми. Однако представленная логика раскрывает наиболее типичные ситуации, складывающиеся в процессе педагогического общения.

Технология разрешения конфликтов

(технология психологической коррекции общения)

Основными причинами конфликтов в общении являются ущемление чувства собственного достоинства партнера по общению; неподтверждение ролевых ожиданий; психологическая несовместимость. Методы угашения конфликтов (А.Б. Добрович):

Прямые методы:

  • поочередное изложение сути и причин столкновения (только факты без эмоций, оценочных высказываний и очернительства);
  • высказывание претензий на группе, т.е. публично;
  • применение административных санкций;
  • разведение конфликтующих по разным классам, группам.

Косвенные методы:

  • выход чувств, эмоциональное возмещение;
  • наличие авторитетного третьего лица;
  • обнажение агрессии;
  • принужденное слушание оппонента;
  • обмен позициями.

Задача педагога:

  • анализ и постановка диагноза;
  • принятие решение на основе прогнозирования;
  • собственно решение;
  • анализ решения.

Технология дискуссии

Педагоги привыкли к монологам, особенно в системе педагогического общения. Каждый стремится изложить то, что с его точки зрения наиболее важно и значимо. При этом, как правило, не слышит и не слушает другого, не учитывает его потребности и интересы.

Дискуссия (лат. – исследование, рассмотрение, разбор) – публичный спор с целью выяснения, сопоставлении различных точек зрении и нахождения правильного решения.

Технологии проведения обучающих дискуссий направлены на развитие критического мышления школьников, формирование у их ключевых компетентностей: социальной, коммуникативной и предметной. Наряду с этим учащиеся овладевают умениями формулировать, высказывать собственное мнение, вести диалог, в целом – дискуссионной культурой.

Основа технологии – наличие противоречия, проблемы в изучаемом материале. Именно на этом противоречии и выстраивается столкновение мнений, отбираются аргументы для их обоснования.

Структура дискуссии:

  • выявление и формулирование противоречия, проблемы.
  • актуализация усвоенных знаний  способов учебных действий, перенесение их в новую учебную ситуацию.
  • обмен мнениями, поиск общего и отличий в позициях;  отбор информации по проблеме, анализ информации, обсуждение возможных решений проблемы, формулирование мнения группы и его коррекция по необходимости.
  • коллективное обсуждение проблемы.
  • экспертиза. Подведение итогов дискуссии.
  • рефлексия.

Организация дискуссии предполагает деление класса на группы и взаимодействие внутри групп и между группами.

Правила проведения дискуссии:

  • выбор ведущего;
  • роли распределяются при обсуждении в малых группах;
  • строго соблюдается регламент на всех этапах дискуссии;
  • каждый участник имеет право высказать свое мнение;
  • точка зрения должна быть подкреплена убедительными аргументами;
  • высказывания только по теме;
  • диалог строится на этических нормах;
  • не повторять формулировок;
  • не прикрываться за мнение других;
  • стремиться к разностороннему исследованию проблемы.

Формы организации:

«Круглый стол» - обсуждение вопроса (темы, проблемы) на условиях партнерства небольшой группой учащихся (обычно около пяти человек).  В процессе обмена мнениями акцентируются позиции, подходы между участниками и с «аудиторией» (остальной частью класса).

«Заседание экспертной группы» - обычно четыре-шесть учащихся с заранее назначены председателем вначале обсуждают предварительно обозначенную проблему внутри группы, а затем излагают свои позиции всему классу. Каждый участник группы делает короткое, но емкое сообщение.

«Форум» - обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы», только в этом случае группа учащихся – участники форума вступают в обмен мнениями с «аудиторией» (классом).

«Симпозиум» - более формализованное по сравнению с предыдущим обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, отражающими их точки зрении на обозначенную проблему, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса).

«Дебаты» - явно формализованное обсуждение, представляющее собой поочередное выступление представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп) с аргументацией и опровержением.

«Судебное заседание» - обсуждение, по процедуре имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).

Описание техник (приемов), используемых в технологии дискуссии.

«Лесенка». Группы (пары) учащихся включаются в полилог (разговор нескольких лиц) по восходящей: от первой группы – до последней. Каждая пара учащихся подготавливает и высказывает единое согласованное суждение по проблеме. Каждая группа (пара) старается набрать большее число баллов, исчисляющихся по количеству суждений. Если учащиеся очередной группы не смогли прийти к общему мнению, они пропускают свою очередь. Два пропуска позволяют ведущему снимать у группы 3 балла, а учитель вправе оценивать работу учащихся отрицательно.

«Микрофон».  В рамках согласованной помощи учитель активизирует слабоактивных учащихся в группе тем, что передает им микрофон: говорит тот, у кого микрофон.

«Вертушка». Вовлечение учащихся всего класса в обсуждение проблемы, поиск ее решения. Учащиеся рассаживаются в два круга. Внутренний круг – спиной к центру, неподвижный; внешний круг – подвижный. По сигналу учителя или ведущего учащиеся, находящиеся во внешнем круге, пересаживаются на стул вправо и работают с новым партнером, обсуждая ту же проблему. Дискуссия идет в парах, к концу круга у учащихся постепенно накапливается система аргументов «за» или «против». Они глубже погружаются в проблематику, выстраивают четкую систему аргументов, самостоятельно формируют собственную позицию.

«Карусель». Все учащиеся высказывают свои точки зрения по кругу, как сидят.

«Внутреннее кольцо». Все участники дискуссии рассаживаются в два круга: внутренний и внешний, спиной друг к другу. По ходу дискуссии пассивные ученики пересаживаются во внутренний круг и становятся наблюдателями (под перекрестными вопросами) и в конце концов участниками спора, который происходит между наиболее активными учащимися, находящимися во внешнем кругу. Как правило, дети, оказавшиеся под перекрестными вопросами на данном уроке, мобилизуются на следующем и проявляют активную учебную деятельность.

«Большой круг». Один из наиболее простых приемов группового взаимодействия. Его организация требует, чтобы стулья в классе были расставлены в форме большого круга. Устанавливается регламент выработки решения – 5-7 мин. Договариваются, что отвечать следует по часовой стрелке, условно обозначается исходное место, с которого начинается презентация точек зрения по проблеме. Ведущий следит за соблюдением правил. Учитель излагает проблему, которую следует решить. В течение установленного времени учащиеся индивидуально формулируют свой проект решении проблемы. Далее, по кругу каждый участник «Большого круга»  излагает свой проект решения. Группа выслушивает его без критики и проводит голосование по поводу включения его в общее решение. Это решение постепенно фиксируется на доске (или ватмане). По завершении сотрудничества по выработке общего решения проблемы проект каждого из участников озвучивается и утверждается (при необходимости корректируется) всеми участника «круга».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников

Интерес к виртуальному получению знаний является одним из мощных мотивов учащихся к познанию. Этап мотивации учения обогащается за счёт увеличения потенциала восприятия, приобретения познавательной на...

Информационно-коммуникативные технологии в начальной школе

Выступление на августовской конференции работников образования района....

Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха

Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....

Использование коммуникативной технологии для развития коммуникативной функции речи у младших школьников с нарушением слуха

Приоритетные направления психолого-педагогических проблем при обучении устной речи детей с нарушение слуха....

Педагогические технологии. Информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе.

В данной статье представлен материал о педагогических технологиях, используемых преподавателями в обучении и образовании младших школьников. Особое внимание уделено информационно-коммуникативным техно...