Инновационность структуры и содержания ФГОС НОО
статья на тему

Вардазарян Нунэ Размиковна

Предварительный просмотр:

Статья: «Инновационность структуры и содержания

Федерального государственного

образовательного  стандарта

начального   общего образования»

учителя начальных классов

МОУ Удельнинская гимназия

Вардазарян Нунэ Размиковны

В итоговом докладе ЮНЕСКО определены приоритеты современного образования: научить получать знания, то есть учить учиться; научить трудиться – работать и зарабатывать, то есть учение для труда; научить жить, это учение – для бытия. И научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя, – это учение для совместной жизни.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.

Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования – вот основная задача федеральных государственных образовательных стандартов  второго поколения.

         Инновационной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

  • Стандарты - социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина. Этот тип взаимоотношений основан на принципе взаимного согласия личности, семьи, общества и государства в формировании  и реализации политики в области образования. Семья -  личностная, социальная и профессиональная успешность. Общество - безопасность и здоровье, свобода и ответственность, социальная справедливость, благосостояние. Государство - национальное единство, безопасность, развитие человеческого потенциала, конкурентоспособность.

  • В ФГОС впервые определено фундаментальное ядро  содержания общего образования – базовый документ необходимый для создания учебных планов, программ,  учебно-методических материалов и пособий. В фундаментальном ядре содержания общего образования фиксируются основополагающие элементы научного знания, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной школе: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы, как универсального свойства, так и относящиеся к отдельным отраслям знаний.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия. Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия». Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий. Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает инновационный деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

  • Инновацией выступает то, что в Базисном плане выделяются три раздела: инвариантная часть, вариативная часть, а также предусмотрена внеурочная деятельность учащихся.

Инвариантная часть –  содержание образования, обеспечивающее приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям. Формирует систему предметных навыков и личностных качеств, которые создают основу для непрерывного образования  на протяжении всей жизни.

Вариативная часть – содержание образования, обеспечивающее этнические, культурные, региональные особенности образования и индивидуальные потребности учащегося.

Стандарт также предполагает реализацию внеурочной деятельности. Эта деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Содержание внеурочной деятельности отражается в основной образовательной программе образовательных учреждений.

Структура стандартов включает три группы требований:

  • к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы начального общего образования и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  •  к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим, санитарно-гигиеническим (СанПиНы) и иным условиям.

Инновационность этой структуры стандартов  заключается:

  • в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ (стандарт устанавливает личностные, предметные и метапредметные требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования);
  • в требованиях к структуре основных образовательных программ;
  • в требованиях к условиям реализации основных образовательных программ.

Инновационность содержания стандартов:

  • определение ключевых целей образования через систему ценностных ориентиров образования;
  • ориентация на развитие вариативности образования
  • системно-деятельностный подход, как основа определения требований к результатам образования;
  • определение научного содержания образования на основе выделения его фундаментального ядра - универсальных учебных действий ;
  • воспитание как важнейшая составная часть стандартов;
  • новая система организации образовательного процесса через новую структуру базисного образовательного плана, здоровьесберегающие технологии, открытую образовательную среду;
  •  ориентация на достижение планируемых результатов.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования должен обеспечивать:

  • единство образовательного пространства Российской Федерации;
  • преемственность основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

Итак, впервые:

  • стандарты – это целостная система требований ко всей системе образования страны, а не только требования к предметному содержанию образования;
  • стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни;
  • основой внедрения стандартов в реальную  жизнь является новая организационно-экономическая модель образования.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт – инструмент построения открытого гражданского общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ РАЗДЕЛОВ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общ...

Структура и содержание системы заданий, направленных на развитие интеллекта по предмету МВН

"Ребёнок по своей природе пытливый исследователь мира" Эти слова принадлежат великому педагогу В. Сухомлинскому. Задача наша  помочь ребёнку в стремлении к самостоятельному чтению энциклопедий, с...

Структура и содержание ФГОС.

Протокол родительского собрания...

Влияние новых технологий обучения на структуру и содержание урока в соответствии с требованиями ФГОС

Структура урока и ее изменение  в результате использования на уроках новых технологий обучения. Влияние цели урока на  содержание....

Инновационность структуры и содержания ФГОС второго поколения.

Инновационность структуры и содержания ФГОС второго поколения (начальная школа)....

Особенности структуры и содержания уроков русского языка и литературы в период внедрения ФГОС (презентация)

Особенности структуры и содержания уроков русского языка и литературы в период внедрения ФГОС (презентация)(текст выступления на районной Ярмарке педагогических инновация "Реализация ФГОС : результаты...

«Требования к структуре и содержанию адаптированной основной общеобразовательной программы 1 варианта в условиях введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

АООП определяет содержание и организацию образовательной деятельности образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Вариант 1 предполагает, что обучающийся с легкой ...