ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ, УЧЕНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ
статья на тему

В статье рассматриваются  роли  учителя, учеников и родителей в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ, УЧЕНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ

Бариева Галина Анатольевна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –

 средняя общеобразовательная школа №4, г.Асино Томской области

Плохой учитель преподносит истину,

 хороший – учит её находить.

Анализируя свою деятельность, я отметила ряд проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:

  • Разрыв между творческой деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
  • Отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Например, дети стараются грамотно и аккуратно писать на уроках русского языка, но допускают огромное количество ошибок в тетрадях по другим предметам, не говоря уже об общении в соцсетях. Я поняла, что необходимо дополнять урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т.е. могли бы применить все имеющиеся у них знания. Применяя игровые технологии, проблемные ситуации, дифференцированный подход, информационно-коммуникационные технологии, активизируя творческую активность детей, удалось частично решить эти проблемы, но не до конца. Ведь одна из основных трудностей усвоения знаний в школе состоит в том, что ребенок не может найти им применения на практике. Младших школьников не удовлетворяет далекая перспектива обучения: заниматься в школе, чтобы применять свои знания когда-нибудь во взрослой жизни. Они хотят получить практический результат здесь и сейчас, а не через годы. Такую возможность предоставляет детям проектная деятельность.

Проектная  практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности. В фундаменте его исследовательский подход, позволяющий трансформировать обучение в самообучение. Специфика проектной  деятельности школьников в том, что ее главная цель – самореализация личности на основе полученных исследовательских  навыков. На всех этапах работы проектной  деятельности ребенка мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый результат – не внешний, который ребёнок создал своей головой и руками, а внутренний – опыт деятельности, развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. 

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся предполагает достаточно высокий уровень сложности педагогической деятельности, серьезную квалификацию учителя.  Исследовательская деятельность – как совокупность методов и приёмов, позволяет создать «естественную среду», реальные условия для формирования ключевых компетенций учащихся. Создание «естественной среды» – и есть основная миссия современного педагога, организатора исследовательской деятельности учащихся. Он – не просто учитель, а инициатор интересных начинаний, провоцирующий активность учащихся, генератор идей. Такая  деятельность требует от учителя не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.

Таким образом, чтобы организовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся необходимо измениться внутренне (пересмотреть своё понимание учительской компетенции), изменить свои взаимоотношения с учениками для участия в учебном проектировании в качестве партнера. Для этого учитель в первую очередь должен выработать у себя так называемое «проектное мышление», т.е. научиться видеть возможность создания учебного проекта, он должен знать психолого-педагогические особенности использования учебного проектирования, методологические особенности проектной деятельности вообще и учебной проектной деятельности в частности. Учителю необходимо самому владеть проектированием и уметь применять его для решения конкретных учебных задач.

. А в процессе организации проектно-исследовательской деятельности детей учитель выполняет различные функции:

  – мотивирует  (высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом, во время работы повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели);

консультирует (т.к. обладает знаниями и умениями в некоторых областях, а также организует доступ к ресурсам, другим специалистам и т.п.) ;

помогает (помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации);

руководит (особенно в вопросах планирования времени);

координирует весь процесс;

 –наблюдает (для получения информации, которая позволит продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу действий учителя по оценке уровня сформированности компетентностей учащихся – с другой)

экспертирует (дает четкий анализ результатов выполненного проекта)

Роль учащихся в учебном процессе также  принципиально меняется: они становятся его активными участниками, а не пассивными слушателями. При этом ученики свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не навязывает, как и что делать.

 Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

 – выбирает (принимает решения, берёт на себя ответственность за них);

 – взаимодействует (выстраивает систему взаимоотношений с людьми: детьми, учителями, другими взрослыми. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он – ответственный опекун, я – безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он – профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я – человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность);

 – оценивает (информацию - с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи - с позиций их реалистичности, продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности)

 Для того чтобы научить школьников адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.). Анализ (самоанализ) объективных и субъективных причин неудач, неожиданных последствий деятельности, понимание ошибок усиливают мотивацию для дальнейшей работы, например, формируют личный интерес к новому знанию, если «провал» проекта обусловлен неверно интерпретированной информацией или непроверенными данными.

Существуют различные методы организации проектной деятельности школьников, выбор методов зависит от особенностей исследуемой проблемы, уровня подготовленности и личностных особенностей учащихся и руководителя. При организации проектной работы в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Важно обратить внимание на следующие моменты:

1. Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или подбираются близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Важно, чтобы тема проекта не  задавалась взрослыми. Тема должна быть интересна самим детям. Лучший вариант – совместная выработка темы в группе «учащиеся + учитель» по принципу скрытой координации. В 2013 году  весь класс работал над проектом «Экологический календарь». Идея этой работы возникла на уроке изобразительного искусства. Когда дети  рисовали зимний лес, кто-то спросил, можно ли нарисовать медведя, и тогда завязался спор. На уроках окружающего мира мы много говорим о различных животных. Многие ребята с удовольствием готовят сообщения о тиграх, динозаврах, акулах и кошках, но, оказывается,  совсем мало знают  о тех растениях и животных, которые растут и живут в наших родных местах. Поэтому ребята  решили, что  будет  интересно и полезно  понаблюдать за изменениями, происходящими в природе; прочитать книги   о природе, поискать информацию в Интернете, а затем  оформить  в классе «Экологический календарь». В крайнем случае  допустим выбор одной из предложенных тем или т.н. «социальный» заказ. Так, в третьем классе, когда дети ещё не смогли сами определиться, я пошла на небольшую хитрость. Детей попросили помочь учителю-логопеду, которому  просто необходимо новое учебное пособие «Кубики». Конечно же, дети с радостью откликнулись на просьбу, в результате мы имеем необычное учебное пособие.

2.  Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег-педагогов и руководителей)

3. Продукты проектной деятельности должны быть адекватны возрасту. В проектах, реализованных моими  учениками, продуктами были «обучающие» кубики, самодельные  книжки, фотоальбомы, кормушки, загадки, стенгазеты, стенды, новогодние игрушки.

4. Планирование, реализация и оценка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми. Не нужно сдерживать  инициативу детей и  делать  за них то, что они могут сделать самостоятельно. Нужно избегать  прямых инструкций. Конечно, степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др. Для учителя важно избежать перегибов как в ту, так и в другую сторону.

5.  Достаточно сложно начинать работать с детьми, не имеющими навыков групповой работы, не умеющими конструктивно общаться и сотрудничать. В таком случае перед учителем прежде всего стоит задача научить детей кооперационным формам работы.

6. Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение, информационные ресурсы, организационное обеспечение. Разные проекты потребуют разное обеспечение. Проектная и исследовательская деятельность детей побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения.

7. В проектно-исследовательской деятельности в начальном звене школы  могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования и степень самостоятельности будут разными.

8. С 1 класса необходимо  уделять внимание развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности (УУД), привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. В рамках традиционных учебных занятий использую проблемное введение в тему урока; постановку цели и задач урока совместно с учащимися; совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания; групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы; постановку вопроса (поиск гипотезы); подготовку доклада (сообщения); самоанализ и самооценку, рефлексию и т.д. Для формирования специфических умений и навыков разработала программу внеурочной деятельности «Учусь создавать проект», спецкурс «Основы проектно-исследовательской деятельности». На занятиях дети овладевают  элементарными навыками исследовательской деятельности, учатся  видеть проблему, определять тему исследования, её цели и задачи,  работать с различными источниками информации, обобщать и делать выводы по собранному материалу, составлять план исследовательской работы; оформлять и представлять свои проекты.

Роль родителей в проектной деятельности очень важна, задача взрослых – помочь в проведении детских исследований, сделать их полезными и безопасными  для самого ребенка и его окружения. Помощь требуется первое время на всех этапах работы: и при выборе  предмета исследования, при поиске методов изучения, при сборе   и обобщении материала, при доведении всего дело до логического завершения. Для оказания помощи учащимся и родителям можно оформить стенд, на котором размещены памятки, содержание деятельности участников проектной деятельности, тезаурус, банк идей и т.д. В классе должны быть образцы оформления различных проектов.

Формы   участия родителей в проектно-исследовательской деятельности  могут быть различны:

  1.   Мотивационная поддержка (стимулирование интереса к выполняемому проекту, развитие у ребёнка стремления к достижению результата, демонстрации уверенности в успехе совместной работы)
  2.   Информационная поддержка (сбор необходимого для проекта материала, сам важный источник информации, помощь в поиске нужных сведений)
  3. Организационная поддержка (помощь ребёнку в оптимальном распределении времени и дозировании нагрузки в процессе подготовки проекта, организация экскурсии, сопровождение ребёнка)
  4.    Техническая поддержка (проведение фото- и видеосъёмок, монтаж материалов, подготовка компьютерных презентаций, техническое оснащение докладов)
  5.     Поддержка в самооценке проекта (желательно обсудить её достоинства и недочёты и обязательно отметить реальные достижения ребёнка – ведь пусть в малом, но он продвинулся вперёд)

Необходимо подчеркнуть, что все перечисленные поддержки должны оказываться родителями лишь в том случае, если они действительно необходимы, если ребёнок испытывает серьёзные затруднения, иначе существует  опасность  подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей.

        Подводя итог, хочется сказать, что проектная  и исследовательская деятельность младших школьников эффективна и незаменима в практике современной школы, т.к. она может быть использована в изучении любого предмета, на уроках и во внеклассной работе. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить  образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу. Конечно, для такой работы учителю самому необходимо быть творческой личностью и получать удовольствие от изучения своего предмета и от его преподавания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность учителя и ученика в рамках проектной деятельности

Презентация профессиональной педагогической деятельности учителя по организации проектной деятельности школьников в начальных классах на Десятой научно-практической гимназической конференции педагогов...

Инновационный проект «Совместная деятельность учителя и родителей по личностному развитию младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность»

настоящее время вызывает огромный интерес исследовательская и проектная деятельность с учащимися начальной школы, которая предполагает совместную работу учителя и родителей, направленную на личностно...

Презентация опыта "Формирование УУД через проектно-исследовательскую деятельность учащихся" (муниципальный конкурс "Учитель года - 2017")

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конк...

Текущее оценивание на уроке- пространство совместной деятельности учителя и ученика

Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цел...

Совместная проектная деятельность учителя, учащихся и родителей во внеклассной работе. Путешествие по сказкам Чуковского.

Чем увлечь ребенка? Как увлечь ребенка? Что предложить такое, чтобы загорелись глаза и открылась душа тебе на встречу?...

Совместная деятельность учителя начальной школы и родителей в воспитании детей.

Работа с родителями - один из труднейших участков деятельности учителя, она требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Эффективность воспитательной работы учителя ...

Учебные проекты как ресурс совместной деятельности учителя, ученика, родителя.

Успешное участие ребят в проектной деятельности  зависит от согласованности действий учителя и родителей....