Учебные проекты как ресурс совместной деятельности учителя, ученика, родителя.
методическая разработка (3 класс)

 Кислицина Анна Васильевна

Успешное участие ребят в проектной деятельности  зависит от согласованности действий учителя и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебные проекты

 как ресурс совместной деятельности учителя,  ученика, родителя.

В настоящее время проектная деятельность учащихся - неотъемлемая часть образовательного процесса. Объясняется это требованиями нового времени. Чтобы дети нашли свое место в жизни и добились успеха, им теперь недостаточно быть просто хорошими исполнителями, обществом востребованы творческие, умеющие самостоятельно мыслить люди, способные создавать новое, проявлять активность и брать на себя ответственность. Включение учащихся в проектную деятельность позволяет каждому ученику раскрыть свой потенциал, развивать свои способности, с интересом познавать новое и активно использовать уже имеющиеся знания и умения. В реальной практике успешное участие ребят в проектной деятельности зачастую зависит от согласованности действий учителя и родителей.

Во-первых, в силу своих возрастных особенностей, младшие школьники далеко не сразу способны быть абсолютно самостоятельными на всех этапах выполнения того или иного проекта. Более того, многие из них испытывают существенные трудности в решении ряда организационных, технических, оформительских и других вопросов. Безусловно, главную помощь ребенку оказывает педагог. Однако, младшему школьнику нужна еще и поддержка родителей, особенно в тех проектах, выполнение которых происходит во внеурочное время.

Во- вторых, объединение в совместном творческом процессе не только детей и педагога, но и родителей особенно важно в ситуации дефицита внутрисемейного общения, характерной для нашего времени.

В- третьих, в таких проектах, как например «Мое генеалогическое древо», «Наши семейные традиции», «Великая Отечественная война в истории нашей семьи» и многих других, участие родителей просто необходимо.

Поэтому целью  данного мероприятия является  создание условий для овладения родителями умением оказывать квалифицированную помощь своим детям в их проектной деятельности.

Задачи:

- познакомить с понятием проект, основными этапами выполнения проекта;

- показать родителям, в чем заключается их роль, как помочь ребенку добиться успеха в проектной деятельности;

- вовлечь родителей в совместную работу по организации проектной деятельности детей.

Ход мероприятия.

 - Здравствуйте, уважаемые родители и ребята.   Сегодня я приглашаю вас    к участию в  очень интересном и познавательном проекте.

- А что такое  проект? Мы знакомы  с этим понятием?

Составление кластера.

- Существуют различные классификации проектов.  Так, Е.С. Полат предлагает основные критерии, по которым различают типы проектов:

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

  • Исследовательские - выделение проблем, проведение эксперимента или исследования.
  • Творческие - разработка праздника, альбома, видеофильма, сочинение сказки, создание книжки и т.д.
  • Ролевые, игровые - участники проекта принимают на себя определенные роли, исследуют характер своего героя.
  • Информационные - направлены на сбор информации, её анализ и обобщение.

2.  По количеству участников проекта:

  • индивидуальные,
  • парные,
  • групповые.

3. По продолжительности проекта:

  • мини-проекты – укладываются в один или часть урока;
  • краткосрочные – проводятся на нескольких уроках с привлечением внеклассной деятельности для сбора информации, изготовления продукта и подготовки презентации;
  • средней продолжительности – от недели до месяца. Одна из форм «проектные недели»;
  • долгосрочные – от одного до нескольких месяцев. Решение крупной проблемы или нескольких взаимосвязанных проблем. Весь цикл выполняется во внеурочное время.

4. По результатам:

  • доклад, альбом, сборник, каталог, альманах;
  • макет, схема, план - карта;
  • видеофильм;
  • выставка; и др.

Работа над проектом требует соблюдения определённой последовательности действий. То есть соблюдения определённых этапов проектной деятельности.

Этапы работы над проектом — это «пять П»:

  1. Проблема
  2. Проектирование (планирование)
  3. Поиск информации
  4. Продукт
  5. Презентация.

1. ПРОБЛЕМА

В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности.

2. ПЛАНИРОВАНИЕ

Цель работы - это желаемый конечный результат, который планирует достичь учащийся в итоге своего исследования в рамках выбранной темы проекта. Цель проекта должна звучать четко, лаконично, отражать тему проекта. Можно использовать слова изучить, исследовать, выяснить, выявить, определить, обобщить, описать, узнать, создать, составить и др.

После формулировки цели проекта указываем конкретные задачи, которые предстоит решать в процессе работы согласно выбранной теме.

Задачи -  шаги, которые надо сделать, чтобы достичь цель. Обычно задачи проекта перечисляются и начинаются словами: выяснить, изучить, провести, узнать, проанализировать, исследовать, определить, рассмотреть, найти, предложить, выявить, измерить, сравнить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, установить, разработать, познакомиться и т.п.

Для исследовательских проектов обязательна гипотеза.   Гипотезой проекта принято считать научное предположение, допущение, которое в ходе исследования требует доказательства или опровержения.

3. ПОИСК ИНОФОРМАЦИИ

- Что такое поиск информации? Где мы можем найти нужную нам информацию?

4. ПРОДУКТ

Форма проекта - продукт проектной деятельности (макет, модель; газета, журнал, буклет, атлас, карта, справочник, фото отчет, фильм; игра, праздник, экскурсия,; благоустройство или украшение помещений, территорий и т. д.)

5. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Защита проекта: доклад, демонстрация полученного продукта; выставка, аукцион, экскурсия; спектакль, концерт, праздник; демонстрация видеофильма, фоторепортажа, презентации и т.д.

Также при написании проекта следует обратить внимание на грамотное оформление списка литературы. В список включают все источники, на которые имеются ссылки в тексте и которые использовались для работы над проектом.

- Сегодня я хочу предложить выполнить непростой, но очень интересный проект. 

- Прочитайте внимательно слова, записанные на доске. Определите тему нашего проекта.

Заря, овес, пшеница, погода,  альбом, понедельник, ракета, черный, четыре.

- Итак, тема нашего проекта «Словарные слова»

- Ребята, вчера мы с вами писали словарный диктант. Какая проблема у нас возникла? Почему?(Трудно запоминать словарные слова)

- Какую цель мы поставим перед собой? (Найти приемы, которые помогут запоминать словарные слова, их написание)

- Определим задачи (шаги) нашего проекта. (Найти  информацию,  изучить материал, познакомиться с приемом, оформить проект,  представить одноклассникам   прием запоминания, составить книжку - раскладушку)

 

При выполнении данного проекта предлагаю учащимся решить ряд задач,  которые помогут им познакомиться с приемом запоминания словарных слов.   Родители выступают в роли наблюдателя, оказывают мотивационную поддержку, информационную (родитель нередко сам выступает важным источником информации для ребенка).

Группа I.

1.Определите по словарю, что означает это слово.

Ассоциация -

Образ -  

2. Придумайте к словарным словам ассоциации. Например: Медведь – это животное, которое любит мёд. Ромашку дарит Рома. Соловей поёт соло.

Снегирь –

Пенал –

Деревня –

Ягода –

Маршрут -

3.  С каким приемом запоминания словарных слов  вы познакомились? Расскажите о нем своим одноклассникам. Составьте задания для своих друзей.

Группа II.

1.Определите по словарю, что означает это слово.

Ассоциация -

Образ -

  1. Прочитайте.

Петух засмотрелся на облака. Они были такими белыми и вытянутыми, как макароны. Потом они стали похожи на вагончики в метро, в котором много людей с чемоданами.

Придумайте весёлую историю со словами «арбуз», «газета», «колокол», «космос», «аккуратный».

3.  С каким приемом запоминания словарных слов  вы познакомились? Расскажите о нем своим одноклассникам. Составьте задания для своих друзей.

Группа III.

  1. Определите по словарю, что означает это слово.

Ассоциация -

Образ -

  1. Рассмотрите. Изобразите ассоциации рисунками.

   Коньки          Учитель                                        Пальто

(конь в коньках)                      (учит ель)                      (пальчиками застёгиваем)

CA46TNCWcAEQC9F.jpg

  1. С каким приемом запоминания словарных слов  вы познакомились? Расскажите о нем своим одноклассникам. Составьте задания для своих друзей.

Группа IV.

  1. Определите по словарю, что означает это слово.

Ассоциация -

Образ -

  1. Подумайте, какие предметы похожи на буквы  О, А, И, Е? Прочитайте слова. хорошо

восток

  Придумайте образы  к словарным словам: орех, пшеница, погода, ракета, огород.

  1. С каким приемом запоминания словарных слов  вы познакомились? Расскажите о нем своим одноклассникам. Составьте задания для своих друзей.

Группа V.

  1. Определите по словарю, что означает это слово.

Ассоциация -

Образ -

  1. Прочитайте.

Корабль – море, лимон – кислый, капуста – заяц, диван – дивный.  

 Подберите  к словарным словам  созвучное слово: среда, север, петрушка, ужин, пирог.

  1. С каким приемом запоминания словарных слов  вы познакомились? Расскажите о нем своим одноклассникам. Составьте задания для своих друзей.

Презентация проектных работ.

Собирание  книжки – раскладушки.

Рефлексия для учащихся.

Проведите самоанализ.

ДА

НЕТ

Умеешь ли ты определять, что ты знаешь, а что нет

Умеешь ли анализировать результаты своей работы, определять, что получилось, а над чем надо еще работать?

Умеешь ли ты признавать свои ошибки в процессе работы?

Умеешь ли ты добывать необходимую информацию в разных источниках?

Умеешь ли ты планировать свои действия?

Доводишь ли начатое дело до конца?

Что ты любишь больше: искать информацию или создавать продукт? Подчеркни.

Умеешь ли ты отстаивать свою точку зрения?

Уверенно ли ты выступаешь на защите проекта?

Умеешь ли ты отвечать на незапланированные вопросы?

Умеешь ли ты задавать вопросы по проектам своим одноклассникам?

Рефлексия для родителей.

ДА

НЕТ

Как Вы считаете, должны ли родители помогать и поддерживать своего ребенка в проектной деятельности?

Имеется ли у Вас опыт в совестной с ребенком и учителем работе в проектной деятельности?

Может ли Ваш ребенок на данном этапе абсолютно самостоятельно работать над проектом?

Имеете ли вы достаточное представление о том, что такое «проектная деятельность учащихся»?

В чем конкретно вы готовы помочь ребенку в работе над проектом, отметьте:

-мотивировать ребенка на активное участие в проектной деятельности;

-формулировать цели и задачи проекта;

-помочь в поиске нужных сведений в книгах, периодической печати, сети Интернет;

-оказывать техническую поддержку: фото и видеосъемка, подготовка компьютерных презентаций;

-подготовка к докладу по результатам проекта;

-поддержка в самооценке проекта;

- Спасибо за работу. Старайтесь и у вас обязательно всё получится!

Используемая литература:

  1. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты / авт. – сост. В. Ф. Феоктистова – Волгоград: Учитель, 2011.
  2. Канакина В. П. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждение. В 2 ч./В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000.
  4. Ожегов С. И. Словарь русского языка- М.: Просвещение, 1991.
  5. Олейник О. В., Кабанюк Л. П., Яцко С. М. Проектная деятельность по русскому языку: рабочая тетрадь.3 класс. –М.: ВАКО, 2017.

Источники:

  1. http://obuchonok.ru/
  2. https://урок.рф/library/roditelskoe_sobranie_dlya_roditelej_uchenikov_nachal_185136.html
  3. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/03/17/metodika-zapominaniya-slovarnykh-slov
  4. https://pbs.twimg.com/media/CA46TNCWcAEQC9F.jpg

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность учителя и ученика в рамках проектной деятельности

Презентация профессиональной педагогической деятельности учителя по организации проектной деятельности школьников в начальных классах на Десятой научно-практической гимназической конференции педагогов...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ, УЧЕНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ

В статье рассматриваются  роли  учителя, учеников и родителей в процессе проектно-исследовательской деятельности....

Доклад Совместная творческая деятельность учителей и родителей.

В докладе содержатся принципы работы учителей и родителей по формированию творческой личности ребёнка. Опубликован опыт работы школы в этом направлении....

Инновационный проект «Совместная деятельность учителя и родителей по личностному развитию младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность»

настоящее время вызывает огромный интерес исследовательская и проектная деятельность с учащимися начальной школы, которая предполагает совместную работу учителя и родителей, направленную на личностно...

Текущее оценивание на уроке- пространство совместной деятельности учителя и ученика

Приоритетной целью современного школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цел...

Проект "Говорю, пишу, читаю правильно" для совместной работы учителя - логопеда, родителей, психолога и детей младшего школьного возраста.

Данный проект служит для коррекции и развития речи младших школьников при совместной работе учителя - логопеда, родителей, психолога, учащихся младших классов и помощи библиотекаря....

«Проектная деятельность как совместная форма деятельности учителя, ученика и родителей»

Сообщение на тему: «Проектная деятельность как совместная форма деятельностиучителя, ученика и родителей»...