Интегрированный урок – ресурс эффективности обучения и воспитания младших школьников
статья на тему

Куадже Зурет Муратовна

Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гумманизацию процесса обучения, через создание потенциала устойчивого развития ребёнка, его личностных качеств, духовно-нравственной сферы, творческих способностей.

    Но увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у школьников интерес к изучаемому материалу, активность и результативность его деятельности на уроке, как повысить воспитательный эффект самого урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon интегрированный урок71 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок – ресурс эффективности обучения и воспитания младших школьников

Куадже З.М.,

МОУ СОШ № 2, г. Туапсе

Меретукова М.Х.

Адыгейский государственный университет

г. Майкоп.

Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гумманизацию процесса обучения, через создание потенциала устойчивого развития ребёнка, его личностных качеств, духовно-нравственной сферы, творческих способностей.

    Но увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у школьников интерес к изучаемому материалу, активность и результативность его деятельности на уроке, как повысить воспитательный эффект самого урока.

    Программа начальной школы дает возможность осуществлять связь предметов математики, чтения, изобразительного искусства, музыки, обогащая содержание и методы преподавания каждого из них так, что воспитательное воздействие на учащихся на отдельных уроках может быть сконцентрировано на интегрированном уроке. Такие уроки позволяют делать акцент не на накоплении частных знаний, а на развитии системного, творческого мышления школьников.

    Межпредметный подход предполагает взаимное согласование содержания и методов его раскрытия, способов, принципов и законов оптимального взаимодействия учителя и учащихся на всех этапах урока, которые включают различные учебные предметы. При этом необходима максимальная координация функции каждого предмета в общей структуре урока.

    Интегральный характер содержания урока обусловливает сложный состав знаний, имеющих мировоззренческое значение. Наш опыт показывает, что оптимальные возможности для творческого развития личности младшего школьника представляет именно смешанная модель урока. Учитывая возрастные особенности младших школьников -их эмоциональную восприимчивость, чуткость, стремление к яркому и необычному, учитель имеет возможность осуществлять взаимосвязь предметов математики, чтения, изобразительного искусства, музыки. Приведём для примера один из уроков, проведённый в четвёртом классе в МОУ СОШ №2 г. Туапсе на тему: "Перечитывая Пушкина мы читаем и считаем, и рисуем, и поём" .

Цели: Развитие умения решать задачи; закрепить навыки умножения чисел; оканчивающихся нулями; повторение умения складывать, вычитать, умножать, делить величины; развивать интерес к творчеству А.С. Пушкина; познакомить с иллюстрациями русских и советских художников к "Сказке о царе Салтане...", с оперой к этой сказке композитора Римского-Корсакова; развивать фантазию, воображение, образное мышление, память, речь; воспитывать любовь к Родине, способность к сопереживанию, уважительное отношение к художественному национальному наследию.

        Оборудование: Портрет поэта; текст "Сказки о царе Салтане..." А.С. Пушкина; грамзапись "Три чуда" Римского-Корсакова;   "Метель"Свиридов; песня Э. Отяковской "Сказки Пушкина"; иллюстрации художников: Б.А. Дегтярев "Герои сказок А.С. Пушкина", И.Я. Билибин "Чудный остров", A.M. Конашевич "Черномор и богатыри", М.А. Врубель "Царевна-лебедь"; Интернет-ресурсы по теме урока; интерактивное слайд-шоу; мультимедийный проектор; газета с автобиографией А.С.Пушкина и с иллюстрациями его сказок; детские рисунки к сказкам А.С.Пушкина.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Вводное слово.

-Ребята, давайте вспомним наш девиз (хором)

"Пусть сказки друзьями заходят в дома.

Читать будем их, набираться ума.

Сказка верный друг детей,

С ней живётся веселей."

Уч-ль: -Какие книги вы принесли сегодня для работы?

(Сказки А.С.Пушкина)

(Звучит увертюра Свиридова  "Метель" к драме Пушкина  )

Уч-ль: - А.С.Пушкин! Он приходит к нам в раннем детстве.

Давайте зажжем свечу памяти о нём.

10 февраля - дата гибели великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. "Солнце русской Поэзии закатилось",- так сказал в некрологе В.Ф.Одоевский. Однако вклад пушкинского гения в русскую литературу поистине бесценен, и творческим завещанием великого поэта осталось его стихотворение". Я памятник себе воздвиг нерукотворный...". (Ученик читает стихотворение).

Уч-ль: -Ребята, мы на уроках много говорили о Пушкине. -А кто вспомнит, когда родился великий поэт? (6 июня (по старому стилю-26 мая)1799 года в Москве) (2012-1799=213 лет).

Его волшебные сказки знают люди всего мира. И вы тоже знакомились с ними с раннего детства. Ребята, какие его сказки вы знаете?

Дети перечисляют сказки Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде».

 - Взгляните на иллюстрацию Бориса Александровича Дегтярева "Герои сказок А.С. Пушкина". Художник объединил героев на одном рисунке так, что они не мешают друг другу: здесь и Балда; здесь и царевна-лебедь, тут и Чернавка говорит с царевной, и белочка грызет золотые орешки, и старик ловит рыбу.

Уч-ль: - Задумывались ли вы когда – ни будь о том, какого роста был могучий князь Гвидон?

- Знаете ли вы, с какой скоростью плыл корабль в царство славного Салтана?

- А сколько орехов разгрызла белочка?

II. Сообщение темы и целей урока

- Сегодня мы отправимся в "Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь" и станем её непосредственными участниками. На протяжении всего урока вы увидите так же иллюстрации к этой сказке, послушаете музыку к произведениям Пушкина, будете решать задачи и примеры на умножение многозначных чисел, оканчивающихся нулями

III.Минутка чистописания

Уч-ль: - Какие числа встречаются в сказке?

Д. 3 - три девицы, 33 - тридцать три богатыря.

Уч-ль:- Пропишите число 33.

- На сколько 3 меньше, чем 33?

Д. На 30.

Уч-ль:- Во сколько раз 33 больше, чем 3?

Д. В 11 раз.

IV Решение задач с величинами

Уч-ль: - Какую из трёх девиц взял себе в жёны царь Салтан?

            -Какой величины родился ребенок у царицы?

Д.... Наступает срок родин;  

    Сына бог им дал в аршин...

Уч-ль: -Аршин -старая мера длины, равная 71см12 мм.

Дети записывают.

              1 аршин - 71 см 12 мм

- А теперь назовите современные единицы длины, начиная с наименьшей.

Д. Миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр -единицы длины.

Уч-ль. в синем небе звезды блещут,

              в синем море волны хлещут;

              Туча по небу идет,

              Бочка по морю плывет,

              Словно горькая вдовица,

              Плачет, бьется в ней царица...

-Как рос ребенок царицы?

Д. Не по дням, а по часам.

Уч-ль:- Правильно!

... И растет ребенок там

Не по дням, а по часам.

Задача 1.

За 5 ч он вырос на 40 см. Каким он будет через 24 ч?

Дети решают задачу.

Родился - 71 см

5 ч-40 см

24 ч-? см

1)40: 5 = 8 (см) - за 1 ч; 2)8x24 = 192 (см)-за 24 ч; 3) 71 + 192 = 263 (см) - рост царевича.

263см=2 м 63 см

Ответ: рост царевича составил 2 м 63см

Д. Ого! Какой высокий!

Уч-ль: - Почему он такой высокий?

- Как назвал Пушкин царевича в заглавии сказки?

Д. Славным и могучим богатырем!

Уч-ль:- Где стали жить царица с царевичем?

Дети читают текст сказки.

Уч-ль: Посмотрите, какой "чудесный остров" нарисовал художник                         И.Я.  Билибин.

Город нарисован яркими красками, в нем много церквей, башен, теремов. Художник изображает древнерусский город-кремль, город обнесен каменной стеной с башнями. Вся картина от необыкновенных цветов на переднем плане до ярко-синего неба и белых облаков над красочным городом - радостная, чудесная.

Уч-ль: -Ветер на море гуляет

            И кораблик подгоняет;

               Он бежит себе в волнах

               На раздутых парусах.

-Куда продолжат путь корабельщики?

Д.... Мимо острова Буяна

       В царство славного Салтана.

Задача 2.

Судно затратило на путь от острова князя Гвидона до царства Салтана 7 ч и двигалось со скоростью 20 км/ч, а на обратный путь затратило на 3 ч больше. С какой скоростью судно двигалось на обратном пути?

- Решить задачу табличным способом.

Скорость

Время

Расстояние

20 км/ч

?км

?км/ч

? на Зч >

1)20* 7=140(км)- путь; 2) 7+3=10(ч) – время; 3)  140:10=14(км/ч)-скорость

Ответ :со скоростью 14 км/ч судно двигалось на обратном пути.

Уч-ль:- Почему такая разница в скорости?

Д.- По течению и против течения скорость различна.

- На обратном пути скорость ветра уменьшилась, ведь раньше корабли ходили под парусом.

Уч-ль. Какие три чуда были в городе князя Гвидона?

Д.Белка.

Уч-ль. Давайте посмотрим на иллюстрацию к сказке, которую нарисовала ученица нашего класса. Найдите в тексте слова о белке.

Дети читают текст.

Уч-ль. - Давайте и мы поможем дьяку подсчитать доход.

Задача 3

В первый день белка разгрызла 120 орехов, а во второй в 2 раза больше. Сколько орехов она разгрызла за 2 дня?

Дети решают задачу.

1)120 x 2=240 (ор.)- во 11-ой день; 2)120+240=360(ор.)- за 2 дня

Ответ: 360 орехов она разгрызла за 2 дня.

Уч-ль. - Какое еще чудо есть в городе князя Гвидона?

Д.- 33 богатыря.

Уч-ль.- Перед вами иллюстрация В.М.Конашевича "Черномор и богатыри"                  ( Беседа по картине). Море с крутыми вздыбившимися волнами "расплескалось в шумном бреге". При взгляде на такие волны как будто слышите шум моря.

Уч-ль:- Какое ещё чудо есть в городе? (дети читают текст)

Уч-ль: - Что значит "попарно"? Сколько пар богатырей получилось?

Д.-33:2 = 16 (ост. 1)

Уч-ль.- А кто это остался один?

Д.- Дядька Черномор. Он идет впереди отряда.

Уч-ль. - Какое главное чудо было на этом острове?

Д.- О прекрасной царевне-лебеди.

Уч-ль. -Как описывает Пушкин царевну-лебедь?

Дети находят отрывок в сказке.

Уч-ль:

- Какой же представляли себе царевну-лебедь художники? Посмотрите на доску. Перед вами картина М. А. Врубеля "Царевна-лебедь". (Беседа по картине).

- В кого превращался князь Гвидон?

Д. - В комара, муху, шмеля.

Уч-ль: ... И опять она его

В миг обрызгала всего,

Тут он очень уменьшился,

Шмелём князь обратился,

Полетел и закружился.

Физминутка

Звучит отрывок из оперы "Три чуда" (Полёт шмеля)

Уч-ль: -Послушайте музыку Римского-Корсакова к это сказке (Полёт шмеля).Можете закрыть глаза, слушая музыку и представить себе картину, которую навеет вам музыка.

Задача 4

Вес князя был 90 кг.Царевна – Лебедь превратила Гвидона в шмеля. Князь стал весить 9 граммов. Во сколько раз уменьшился вес князя Гвидона?

Запишите только решение задачи.

90кг= 90 000 г.; 90 000 : 9= 10 000 (раз)

Уч-ль: - Быстро ли летал князь Гвидон, превращаясь в насекомых?

Д.- Быстро. Он догонял корабль.

Уч-ль. Что можно сказать о скорости корабля и скорости комара (мухи, шмеля)?

Д. - Скорость комара, мухи, шмеля больше скорости корабля.

Уч-ль: Давайте и мы также быстро расскажем таблицу умножения на 7.

Дети рассказывают таблицу.

Уч-ль: - Как вы понимаете выражение Пушкина:

а ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой бабарихой,

Около царя сидят

Четырьмя все три глядят.

Д.- У ткачихи с поварихой по одному глазу, их ужалил князь Гвидон, превратившись в комара и муху. А у Бабарихи два глаза, ведь шмель ужалил ее в нос.

Уч-ль:- Дети, каким характером были наделены эти три женщины?

Д.- Они были коварными, жестокими, хотели властвовать, совершали поступки, которые препятствовали встрече сына с отцом, занимались подлогом.

V. Решение примеров.

Уч-ль: - Вот и сейчас гонец доставил грамоту, но "коварные тётки" подменили её. В грамоте примеры на умножение с ответами. Ответы должны были помочь царю Салтану соершить своё путешествие к Чудному острову. По этим ответам царь Салтан мог найти остров.

-Давайте мы исправим ошибки.

 8070      903         876

x  60     x400       x500

48 420   3612   408000

Дети выполняют задание.

VI. Итог урока.

Уч-ль: -Если бы вы спасли Царевну-Лебедь от гибели, какое бы желание вы загадали.(Ответы детей)

Вывод: Достаточно  иметь доброе сердце,  чтобы  приходить людям на помощь, делать добро, совершать хорошие поступки.

Уч-ль: - Какими словами заканчивается сказка?

Д- ... Я ТАМ БЫЛ, МЕД, ПИВО ПИЛ –

И УСЫ ЛИШЬ ОБМОЧИЛ.

Уч-ль:- Действительно, вновь перечитав сказку Пушкина, мы лишь "обмочили усы", то есть совсем немного прикоснулись к творчеству великого поэта. В старших классах вы вновь встретились с произведениями Пушкина. А кто-то, став взрослым, увлекшись творчеством поэта, станет настоящим пушкинистом.

Спасибо за урок!

Исполняется песня "Сказки Пушкина". (Сл. и муз. Э.Отяковской.)

 В результате таких уроков у школьников развиваются основные процессы мышления: сравнение, анализ, умозаключение, подвижность и гибкость ума, систематизируются и закрепляются ранее полученные знания, формируются навыки применения их в новых условиях.

    Разная степень трудности заданий даёт возможность осуществлять дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем подготовки. Игровая форма, элемент соревновательности, диалогическое общение повышают познавательную активность школьников, поддерживают интерес к учебному материалу.

    Эмоциональный подъём, вызванный сопереживанием музыкального и изобразительного материала, пробуждает творческое воображение учащихся, потребность выразить свои чувства в словах и рисунках.

    В.А. Сухомлинский утверждал, что дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Именно такой мир позволяют создать интегрированные уроки, являясь резервом эффективности воспитания творческой личности младшего школьника, но, к сожалению, они пока что носят в начальной школе фрагментарный характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ в обучении и воспитании младших школьников

Статья раскрывает опыт учителя по работе с младшими школьниками в новой информационной среде, освещает цели и задачи информатизации образовательного процесса в современной школе....

Статья на тему:"Использование инновационных педагогических технологий для повышения эффективности обучения и воспитания младших школьников"

Работа посвящена проблеме повышения эффективности обучения и воспитания учащихся начальной школы. В данной работе содержится анализ традиционной системы образования, и исследуются пути реформиро...

Компетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников по системе Л.В. Занкова

Компетентностный подход в отечественном образовании является сегодня важнейшей инновацией.  Чтобы быть успешным, необходимо уметь учиться в течение всей жизни. В подобных обстоятельствах ...

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, статья

В статье указаны направления работы учителя с учениками по возрождению русских народных традиций....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Наиболее полно отвечающей требованиям современного образования и воспитания является проектная методика, так как она практико и личностно ориенти...