Читательская компетентность (грамотность чтения) в исследовании PISA
презентация к уроку на тему

Елена Викторовна Редькина
*Грамотность чтения - способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста,  а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon gramotnost_chteniya.ppt994.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Читательская компетентность (грамотность чтения) в исследовании PISA Грамотность чтения - способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей.

Слайд 2

Чем понятие «чтение» отличается от понятия «функциональное чтение»? Чтение - это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни.

Слайд 3

Функциональное чтение - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).

Слайд 4

Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может « свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста - для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.» (А.А. Леонтьев).

Слайд 5

В формировании функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов. При составлений таких заданий можно пользоваться рекомендациями: - Л. Рождественская; И. Логвина «Правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение».

Слайд 6

Форма материалов для чтения «С плошные» тексты ( прозаические произведения, например, описание повествование, объяснение, рассуждение, а также инструкция, документы или записи, гипертексты); « Н есплошные» тексты ( графики, таблицы, диаграммы, формы, информационные бланки, объявления, рекламы, ваучеры, сертификаты, карты )

Слайд 7

Шкалы по грамотности чтения Умения Нахождение информации (25%) Интерпретация текста (50%) Рефлексия на содержание или форму текста и его оценка (25%)

Слайд 8

Ситуации использования текста Чтение для личных целей (например, личных писем), 25% Чтение для общественных целей (например, официальных документов), 25% Чтение в профессиональной деятельности (например, отчетов), 20% Чтение для получения образования (например, учебной литературы), 30%

Слайд 9

Тренажёр "Работаем над техникой чтения"

Слайд 10

Выбери доступный тебе уровень и читай вслух текст до 20 слов текст до 40 слов текст до 100 слов текст до 90 слов Для чтения текста отводится одна минута

Слайд 11

Блицконтроль техники чтения и понимания текста 2 класс

Слайд 12

Блицконтроль техники чтения и понимания текста 3 класс

Слайд 13

Задание на развитие функциональной грамотности по литературному чтению в 1-х классах ДЕДУШКА Мальчики Миша и Серёжа жили у деда. Они помогали деду сушить сеть. Дедушка учил мальчиков ловить рыбу. Ребята любили работать с дедом. 1.Чему учил дедушка мальчиков? 2. Чему вы научились у своего дедушки?

Слайд 14

Задание на развитие функциональной грамотности по литературному чтению во 2-х классах 1.Солнце закрыла большая тёмная ___________________________. 2.Стало ____________. 3.Подул свежий ___________. 4.Закачались ___________________. 5.Притихли ____________. 6.Молния ___________. 7. Гром ___________________. 8. Упали первые капли _____________. 9. Ребята побежали прятаться ___________________ ель. 10. Хлещет дождь, сверкает молния, а под елью уютно и __________________. 1. Вставь подходящие по смыслу слова в места пропусков. 2. Правильно ли сделали ребята, спрятавшись под дерево?

Слайд 15

Задание на развитие функциональной грамотности по литературному чтению в 3-х классах Волшебные краски В ночь под Новый год Дед Мороз подарил одному очень доброму мальчику краски. - Только это, мой друг, простые краски. Но они могут стать волшебными, если ты этого очень захочешь. Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать. Прошло много лет. Мальчик стал настоящим художником. Люди смотрели на его картины, радовались и восхищались. - Какие чудесные картины! Какие волшебные краски!- говорили они, хотя краски были самые обыкновенные. Просто к ним прикоснулись руки трудолюбивого, настойчивого человека. ( 72 слова) ( По Е. Пермяку) 1. Что подарил Дед Мороз доброму мальчику? Что он сказал при этом? 2.Что бы вам смог подарить на Новый год Дед Мороз? 3. Могли ли в ваших руках краски стать волшебными? Почему?

Слайд 16

Задание на развитие функциональной грамотности по литературному чтению в 4-х классах КУКУШКА (НЕНЕЦКАЯ СКАЗКА) Жила _____ свете бедная женщина. И было у неё четверо ____. Не ______ дети матери. Бегали, играли на снегу с ___до вечера, а матери не помогали. Вернутся в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать ______. Трудно было матери. От жизни такой, от работы тяжёлой ____ она. Лежит в чуме, детей зовёт, просит: — Детки, дайте мне воды. Пересохло у меня горло. Принесите водички. Не один, не два раза просила мать — не идут дети за _________. Старший говорит: — Я без пимов. Другой говорит:— Я без шапки. Третий говорит: Я без одежды. А четвёртый и вовсе не отвечает. Просит их мать: — Близко от нас речка, и без одежды можно сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу! А дети из чума выбежали, долго играли, к матери и не заглядывали. Наконец захотелось старшему есть — заглянул он в чум. Смотрит: мать посреди чума стоит и малицу надевает. Вдруг малица перьями покрылась. _________ мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железным клювом стал. Вместо рук крылья ____________________. Обернулась мать птицей-кукушкой и вылетела из чума. Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. А по тундре с той поры красный мох стелется. 1. Вставь подходящие по смыслу слова в места пропусков. 2. Как бы вы поступили на месте детей? 3. В жизни некоторых матерей называют кукушками. Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской компетентности через систему проверочных работ по литературному чтению

«Культурного человека, способного к саморазвитию, отличает сформированность самостоятельной читательской позиции, которая немыслима без культуры грамотного, внимательного, «тщательного» чтения, ...

Формирование читательской компетентности через систему проверочных работ по литературному чтению

Формирование  читательской компетентности через систему проверочных работ по литературному чтению...

Выступление на районном вебинаре «Формирование читательской компетентности младших школьников» с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школьников через технологию продуктивного чтения на уроках ОРКСЭ»

Учитель высшей квалификационной категории МБОУ Междуреченская СОШ Кондинского района ХМАО-Югра В.В.Ворошилова. Выступление с опытом работы «Формирование читательской компетентности младших школь...

Мастер - класс "Продуктивное чтение как способ формирования читательского интереса и читательской компетентности"

quot;Читать - это ещё ничего не значит. Что читать и как понимать прочитанное - вот в чём главное". К.Д. Ушинский.Цель мастер-класса: ознакомить участников с технологией продуктивного чтения; за...

Мастер – класс "Продуктивное чтение как способ формирования читательского интереса и читательской компетентности"

Научить ребёнка читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» – важная задача учителя  не только на уроках литературного чтения. С этой целью и была со...

"Функциональная грамотность: читательская компетентность"

Рабочая программа по внеурочной деятельности...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской компетентности – одной из составляющих функциональной грамотности младших школьников

Одной из важнейших задач современной школы является формирование у детей функциональной грамотности.Одной из составляющих функциональной грамотности, базовым навыком  являются  читатель...