Обобщение педагогического опыта
статья на тему

Валентина Сергеевна Мелендина

В сообщении описываются современные требования общества к личности гражданина, опыт работы молодого учителя и первые результаты его работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ ОПЫТА РАБОТЫ

учителя начальных классов

Подготовила:

учитель начальных классов Мелендина Валентина Сергеевна

Тула

2014


О учитель!

Сойди с твоей неприступной кафедры,

оставь на ней твое жалкое, смешное величие,

подойди к ученикам твоим как друг и скажи им:

«Давайте вместе работать».

Н.М. Горбов

Сегодня много говорят о том, каким должен быть современный гражданин нашей страны, какие требования к нему предъявляются. Очевидно, в современном быстро меняющемся мире знания устаревают очень быстро, и молодому человеку нужно быть готовым к стремительному обновлению информации, к ее обработке, к коммуникации и оперативному взаимодействию, к ранней профессиональной самостоятельности. Цели и задачи, стоящие перед современным образованием, изменились – акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентности.

В связи с этим также много пишут о том какие методы и технологии необходимо применять для воспитания заданных характеристик личности. На данный момент мой педагогический опыт протяженностью всего лишь год. Прежде чем, приступить к учительской практике, я обратилась к трудам именитых педагогов и мастеров, подробнее познакомилась с такими системами обучения как традиционная, система Л.В.Занкова и система Эльконина-Давыдова. По моему мнению, последняя наиболее полностью отвечает новым целям образования, определенным современным Федеральным государственным стандартом образования и Концепцией модернизации российского образования, принятой Правительством РФ. Так как основная цель модернизации российского образования — формирование у подрастающего поколения таких качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, способных в новых социально-экономических условиях мобильно реализовывать свои возможности.

Система Эльконина-Давыдова позволяет воспитать такого учащегося, который может:

  • в новых условиях (нестандартных) использовать известные ему способы действия;
  • видеть ограниченность известных ему способов в заданных условиях и на основе этого поставить перед собой новую задачу;
  • оценить свои возможности (прогностическую оценку) по решению конкретной задачи и при возникновении затруднений и ошибок самостоятельно проводить коррекцию своих действий, ликвидировать возникшие затруднения;
  • самостоятельно подбирать необходимые средства для решения поставленной задачи;
  • видеть недостаточность условий для решения поставленной задачи;
  • использовать для решения новой задачи модельные средства;
  • на основе знаний общих способов решать большой круг частных задач.

Условиями формирования таких качеств являются:

  • уход от репродуктивного способа обучения и переход к деятельностной педагогике, в которой центральной (ключевой) компетентностью является наличие у человека основ теоретического мышления, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях;
  • освоение обобщенных способов действий, которые позволяют научиться школьникам решать большой круг частных (конкретных) задач за более короткий отрезок учебного времени, тем самым экономиться время для решения личностно значимых задач часто не связанных в прямую с учебой в школе;
  • переход на другой тип отношений между учителем и классом, учителем и отдельным учеником, между учащимися. Этот тип отношений можно назвать кооперационным, когда образовательный процесс строится в коллективно-распределенной деятельности между учителем и учащимися.

Перед собой я поставила цель: формирование учебной самостоятельности и инициативности ребенка. Определила задачи своей деятельности:

  • создание разных форм мотивации через систему учебной и внеурочной деятельности, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений;
  • развитие личности каждого учащегося через использование разнообразных продуктивных, творческих, проектных заданий, ориентированных на деятельностный режим в учебной коммуникации;
  • обучение построению собственной картины мира на основе своего понимания и культурных образцов.

На вооружение я взяла систему Эльконина-Давыдова. Считаю очень важным, прежде всего, научить ребенка самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. Тогда он не перестанет учиться всю жизнь, независимо от своей профессии. Лев Николаевич Толстой писал: "Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью…".

В своей работе применяю современные технологии, направленные на решение учебных задач:

  1. Развивающее обучение
  2. Проблемное обучение
  3. Разноуровневое обучение
  4. Использование исследовательского метода в обучении
  5. Проектные методы в обучении
  6. Игровые методы
  7. Обучение в сотрудничестве
  8. Информационно-коммуникационные технологии
  9. Здоровьесберегающие технологии

Проблемный метод обучения позволяет "пробудить" мыслительные процессы учеников. Порой на нахождение истинного ответа может уйти времени больше запланированного, но дети приходят к ответу самостоятельно, что более прочно запоминается: "Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму", Конфуций. Также на уроках я позволяю детям ошибаться. Если ребенок озвучил неверный ответ, как и положительный, прошу его привести обоснование, что исключает отгадывание: "если учитель нахмурился, значит, здесь действие сложение, а не вычитание". Использую прием "размышлений", поскольку считаю, что дети имеют запас знаний и определенные учебные темы уже встречали в жизни, только надо "разбудить" их память. Для этого задаю вопрос по новой теме, предваряя объяснение материала. Успевающие ученики в данном случае могут выступить в роли учителя, объясняя одноклассникам новый способ действия или новое явление.

При обучении я стараюсь избегать привязанности к отметкам, делая акцент на качественной оценке деятельности учащегося. Даже если ребенок получил отметку "2" за диктант, обязательно в комментарии отмечаю положительные сдвиги: "Сегодня у Васи ошибок на две меньше, чем в прошлом диктанте, и более аккуратный почерк". Такой подход дает ученикам возможность объективного оценивания своих достижений, понимания ими направления своего развития и веру, что в их силах изменить свою успеваемость.

Активно мною используется метод проектов. Дети с удовольствием принимают участие в исследовательской деятельности. Причем акцент делается не только на подготовку проекта, но и на его защиту. Ученики с интересом слушают выступления друг друга, задают вопросы. При защите проектов особое внимание уделяется рефлексии: каждый отвечает на вопрос "Что мне удалось? Кого я хочу поблагодарить?" От проекта к проекту более интересна и форма представления работ. Учащиеся в полной мере проявляют свою фантазию, таким образом у нас появляются сообщения, коллажи, атласы и т.д. на определенную тему. Считаю успехом, когда дети сами предлагают темы проектов. Например, при знакомстве с народным художественным промыслом хохломой ученики предложили сделать мастерскую по росписи посуды. При этом в коллективном обсуждении определили какие вопросы нужно изучить подробнее, как организовать работу мастерской. Дети сами распределили между собой ответственных за поиск исторической справки, подбор иллюстраций, подбор возможных форм для раскрашивания и т.д.

В построении воспитательной системы в классе я придерживаюсь следующих идей: "Образование на деле и в книге не может быть насильственно и должно доставлять наслаждение учащимся", Л.Н.Толстой; "нужно обдумывать каждую мелочь как во внешней обстановке своей школы, так и в порядке занятий, в образе жизни и во взаимных отношениях и своих к детям, и всех членов школьной семьи между собой", С.А. Рачинский.

Каждая деятельность, какой бы благой не была, нуждается в поддержке. Очень сильной опорой для учителя являются родители. Только при тесном сотрудничестве учителя и родителей возможно в полной мере достижение поставленных задач обучения и воспитания. Поддержанию связи детей и родителей в классе способствуют регулярные совместные мероприятия, привлечение родителей к подготовке классных мероприятий. Кроме того, для родителей проводятся лекции, тренинговые упражнения, касающиеся вопросов воспитания. Я столкнулась с тем, что родителей также нужно настраивать на формирование учебной самостоятельности и инициативности их ребенка. Нередки случаи, когда сердобольные мамы и папы выполняют задания за ребенка, а тот потом приходит в класс и говорит: "Это мама зачем-то написала".

Несмотря на маленький опыт работы, считаю, что я на правильном пути. Это доказывается тем, что:

  • развиваются умения учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем;
  •  повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умению формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта " Этапы исследовательской деятельности младших школьников."

Я обобщила (очень кратко) свой опыт работы по данной актуальной теме.Он с интересом был заслушан на семинарах учителей начальных классов....

Обобщение педагогического опыта по теме: "Основные подходы к организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО".

Статья содержит материал о наиболее эффективных структурах уроков используемых для организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО....

Обобщение педагогического опыта по теме: «Современные педагогические технологии»

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное обра...

обобщение педагогического опыта на тему: «Педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся 1 классов к новым условиям обучения и воспитания».

Адекватное и своевременное определение уровня психологической адаптации к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление...

Обобщение педагогического опыта по проблемной теме учителя "Использование педагогических технологий , способствующих развитию УУД младших школьников"

Одним из главных направлений образовательной системы являются новые стандарты обучения., которые ставят перед начальным образованием новые цели. В начальных классах ученик должен освоить способы позна...