Представление педагогического опыта
методическая разработка на тему
Данный опыт направлен на формирование определенного объема знаний по экологии детей младшего школьного возраста. Программа рассчитана на один учебный год обучения., материал адаптирован к возрасту воспитанников и особенностям их интеллектуального развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_pedmasterstva.docx | 83.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта
воспитателя ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга»
Чевтайкиной Валентины Семеновны
«Мы – друзья природы»
программа по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста
Актуальность и перспективность. Значение программы для совершенствования реабилитационного процесса.
Экологическое воспитание – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Каждый должен понять, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.
Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, её законами и принципами. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень.
В целях повышения уровня экологического воспитания детей реабилитационного Центра «Радуга» была разработана программа «Мы - друзья природы».
Она направлена не только на формирование определённого объёма знаний по экологии, но и на приобретение детьми умений научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
Научить детей сохранять и оберегать окружающую среду, научить их чувствовать и сопереживать ей, воспитывать ответственность за свои поступки- эти вечные задачи человечества не потеряли своей актуальности в наше экологически неспокойное время.
Актуальность данной программы заключается и в том, что воспитанник вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами, через общественные организации, через психологический климат в коллективе. Все это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Программа актуальна тем, что она способствует оздоровлению детей, некоторые занятия проводятся на воздухе, дети находятся в контакте с природой, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Практические экологические исследования дают детям материал, который успешно используется в дальнейшем.
Программа затрагивает актуальную проблему экологического воспитания младших школьников, которая является одним из приоритетных направлений развития всей системы обучения.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Ведущая педагогическая идея программы «Мы – друзья природы» заключается в формировании у воспитанников экологической культуры и убеждений в условиях окружающей среды, развитие общей эрудиции на основе изучения ее компонентов для успешной социализации.
В реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга» чаще всего поступают дети из неблагополучных семей, где родители ведут аморальный образ жизни, ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности. У этих детей низкий уровень экологического сознания: ограниченная осведомленность (часто из-за отсутствия знаний воспитанники не могут выбрать правильную линию поведения), потребительское отношение к природе, пассивность (многие дети стараются своей деятельностью, поведением не навредить природе, но по собственной инициативе не проявляют желания участвовать в природоохранной деятельности), жестокость (ломают ветки, ходят по газонам, рассказывают как мучили животных…). Они не умеют видеть, чувствовать красоту и уникальность окружающего мира. Хотя некоторые дети и обладают незначительным объемом знаний о природе, известно, что эти знания формируются стихийно, под влиянием телепередач, литературы и мультфильмов. Полноценные понятия смогут сформироваться лишь в процессе целенаправленной, организованной деятельности, которую необходимо было начать.
Реализация ведущей идеи потребовала проведение определенной системы работы по экологическому воспитанию.
На первом этапе была проведена диагностика уровня экологических представлений о природе у воспитанников.
Диагностика осуществлялась с помощью игровых заданий по следующим направлениям:
- на выявление уровня экологических знаний (проводится беседа по вопросам, цель которых, изучить ценность природных объектов для воспитанников, выявить наличие у детей интереса к природным объектам и деятельности с ними);
- на выявление уровня представлений детей о правилах и нормах поведения в природе и понимание значимости их соблюдения (практическая ситуация).
Проведенный анализ результатов диагностики по познавательному развитию показал, что низкий уровень развития детей составляет 80%, средний уровень – 20%, воспитанников с высоким уровнем развития не оказалось.
Таким образом, был сделан вывод о разработке четкой системы работы по экологическому воспитанию с внесением различных видов деятельности, методов и приемов, способствующих разностороннему развитию детей.
Одним из главных условий по данной работе является создание развивающей среды. С этой целью был оформлен уголок природы в группе (подобраны комнатные растения, приобретен инвентарь для ухода за комнатными растениями, аквариум, оформлен стенд «Мы – друзья природы»).
Изучив литературу по экологическому воспитанию, интернет-ресурсы, был отобран необходимый материал, который наиболее доступен и интересен детям.
Были разработаны:- комплекс познавательных бесед.
Тематика бесед разнообразная: «Ты пришел в гости к природе» (этическая беседа), «Зеленая книга» (беседа о деревьях нашей местности), «Мы - друзья птиц» (беседа о зимующих птицах), «Встречай с любовью птичьи стаи» (беседа о перелётных птицах), «Доктор- Природа (беседа о лекарственных растениях), «Весна - красна», «Поможем природе» (беседа о способах оказания помощи природе, доступных младшим школьникам), «Откуда родом комнатные растения»- беседа о комнатных растениях, об особенностях ухода за ними и т.д.
В ходе бесед формируются знания детей, осуществляется развитие основных познавательных способностей.
Нельзя сформировать у воспитанников осознанные знания о природе без непосредственных выходов в природу. Поэтому был разработан
- перспективный план наблюдений за объектами и явлениями в живой и неживой природе.
Поскольку игра – наиболее естественный и приносящий массу положительных эмоций вид деятельности, формирующий характер детей, была
- создана картотека экологических игр (подвижные, дидактические, настольные), загадок и стихов о природе.
Игры сгруппированы следующим образом:
- игры по ознакомлению с флорой и фауной («Фармацевт», «Что растет в родном краю», «Не сорока, не ворона…», «Зимующие птицы», «Дикие и домашние животные» и т. д.);
- игры по ознакомлению с окружающей средой (неживой природой). Такие игры как: «Времена года», «Когда это бывает», «Что здесь лишнее» и т. д.
- игры по ознакомлению с деятельностью человека («Посади дерево», «Приготовь обед для птиц» и т. д.).
Игры используются с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний.
В процессе целенаправленной работы у воспитанников появилась познавательная активность, самостоятельность, наблюдательность. Они начали задавать вопросы. Я считаю, что детям полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Знания, добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. С этой целью в группе был создан - уголок экспериментирования с необходимым оборудованием.
В целях создания условий для экологического воспитания детей в природном окружении был разработан и внедрен проект экологической тропы «Мы – в любое время года ходим тропами природы».
Задачи проекта:
- развивать познавательную активность детей посредством опытов и экспериментов с объектами природы;
- показать детям многообразие окружающей среды;
- воспитать детей в духе бережного отношения к природе.
Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую и оздоровительную функцию. Именно экологическая тропа позволяет понять общую связь живого организма с внешней средой. При прохождении экологической тропы у детей развиваются наблюдательность, познавательный интерес.
Уход за тропой на протяжении всего года приучает воспитанников к труду, привитию практических умений и навыков.
С целью определения экологического состояния в помещениях Центра и прилегающей к нему территории был составлен экологический паспорт ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга» и сделан вывод – территория Центра хорошо ухожена, растительный покров разнообразен и может использоваться в целях экологического воспитания несовершеннолетних.
Систематическая, целенаправленная работа по экологическому воспитанию в интересной, занимательной форме дает положительную динамику развития детей, что является основанием для активизации работы в данном направлении.
Теоретическая база опыта.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей.
Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы вести детей в природу, чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Исследователи А.Н. Зверев, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева утверждают, что экологическое образование детей – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование экологической
культуры.
Теоретической базой моего опыта являются программы: «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Наш дом – природа» Н. А.Рыжовой, «Экология и краеведение» А. А. Плешакова. Возможности организации экспериментирования с детьми рассмотрены в работах А. И. Ивановой, Дыбиной.
Технология опыта.
Цель педагогической деятельности по реализации данного опыта:
сформировать экологическую культуру, экологические убеждения у детей в условиях окружающей среды, развить общую эрудицию на основе изучения компонентов среды жизни для успешной социализации.
Задачи программы:
Обучающие:
- сформировать базовые знания об окружающем мире в соответствии с возрастом и способностями;
- научить применять на практике усвоенные знания.
Развивающие:
- развить эстетические чувства по отношении к природе;
-развить ценностные чувства по отношении к природе;
- развить коммуникативные умения в ситуациях группового взаимодействия.
Воспитательные:
- привить чувство доброго и милосердного отношения к любым проявлениям природы;
- воспитать убежденность в необходимости сохранения компонентов окружающей среды;
- воспитать потребность в общении с природой;
- сформировать основы экологического восприятия окружающего мира и сознания персональной ответственности за поведение в нем;
- укрепить здоровье посредством общения с природой и при проведении массовых мероприятий на свежем воздухе.
Принципы реализации программы:
- Принцип доступности;
- Последовательности и систематичности;
- Наглядности;
-Принцип связи обучения с жизнью;
-Принцип дифференциации;
- Принцип взаимоуважения;
- Принцип ориентации на успех;
- Принцип креативности (творчества) и коллективности;
- Принцип опоры на интерес;
- Адаптированности к возрасту.
Программа «Мы - друзья природы» рассчитана на один учебный год и адресована детям младшего школьного возраста.
При разработке программы учитывались специфика учреждения и обслуживаемого контингента детей, а также ограниченные временные рамки нахождения детей в социально-реабилитационном центре и вероятность прерывания процесса реабилитации по разным причинам.
В содержание программы включены 4 тематических блока:
Блок №1 | «Неживая природа» Цель: сформировать представление об объектах и явлениях неживой природы; воспитать способность видеть красоту родной земли, любовь, бережное отношение к ней. |
Блок № 2 | «Царство растений» Цель: сформировать представление о царстве растений в системе природы, о многообразии растений, об особенностях организации представителей царства, расширить знания о роли растений в природе и жизни человека; сформировать осознанно правильное отношение к представителям растительного мира. |
Блок № 3 | «Царство животных» Цель: сформировать представление о месте животного мира в системе природы, о разнообразии животных, об особенностях организации представителей царства, расширить знания о роли животных в природе и жизни человека; научить охранять не только животных, но и их места обитания. |
Блок № 4 | «Человек на планете Земля» Цель: сформировать представление о человеке как части природы, зависимости жизни человека от природы, влияние деятельности человека на природу, об экологических проблемах и способах их решения, правилах поведения в природе, утвердить стремление жить в гармонии с окружающим миром, понимать и знать её законы, соблюдать их, беречь окружающую среду. |
В зависимости от возраста детей, все темы усложняются по содержанию, задачам и способам реализации (информационные, действенно-мыслительные, преобразовательные). Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.
Программа реализуется на коллективных занятиях, продолжительностью до 45 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю, не считая ежедневные наблюдения за окружающей средой во время прогулок и сопровождения детей в школу, игр по темам программы, просмотра познавательных фильмов, чтения художественной и познавательной литературы.
В работе по программе предусмотрено использование таких форм организации занятий, как познавательные беседы, наблюдения, экскурсии, уроки доброты, проведение опытов и экспериментов, сочинение экологических сказок, практическая работа, игры, конкурсы, викторины, выставки, развлекательные мероприятия природоохранной направленности.
Тематическое планирование
№ | Тема | Формы занятий | Количество часов |
Сентябрь | |||
1. | Планета Земля |
| 1 |
2. | Ты пришел в гости к природе | - беседа; - проблемная ситуация; -игра на правила поведения в природе | 1 |
3. | Знаки природы | - беседа; - обсуждение ситуаций; -рисование экологических знаков | 1 |
4. | Труд людей осенью | - беседа с показом иллюстраций о разных видах труда людей осенью; - вопросы; -чтение пословиц о труде | 1 |
Октябрь | |||
1. | Могут ли овощи навредить нашему здоровью | - беседа с рассматриванием натуральных овощей;
| 1 |
2. | Фантазия без границ | - изготовление поделок из овощей и фруктов; - выставка поделок; - поощрение автора лучшей поделки | 1 |
3. | Винегрет- еда наших бабушек и дедушек | - практическое занятие | 1 |
4. | Праздник урожая | - выставка рисунков «Дары осени» - выставка поделок из овощей и фруктов | 1 |
Ноябрь | |||
1. | Знаешь ли ты осень | - викторина; - подведение итогов викторины | 1 |
2. | Кто как зимует |
| 1 |
3. | Мы друзья птиц | - беседа о зимующих птицах - д/и «Не сорока, не ворона…» - стих «Покормите птиц зимой» | 1 |
4. | Птичья столовая. Домики для птиц. | -беседа; - изготовление различных видов кормушек | 1 |
5. | Экскурсия в зоопарк. | - беседа; - наблюдение | 1 |
Декабрь | |||
1. | Зимушка - зима | - беседа; - стихи, загадки, пословицы и поговорки | 1 |
2. | Снег и его свойства | - беседа «Что такое снег?»; - опыт; - д/и «Где снежинки?»; - загадки, вопросы. | 1 |
3. | Животный мир Мордовии. Посещение краеведческого музея. | - беседа; - экскурсия | 1 |
4. | Будь добрым к природе | - урок доброты; - д/и «Напоминающие знаки» | 1 |
Январь | |||
1. | Воздух, вода и свет | - беседа о воздухе; - опыт с шариками (работа легких); - беседа о воде; - загадки о разных состояниях воды | 1 |
2. | Важность растений ни с чем не сравнима | - беседа; - д/и «Что растет в родном краю?» | 1 |
3. | Зеленая книга | - беседа о деревьях нашей местности; - викторина; -д/и «Узнай дерево по «характеру»; - загадки | 1 |
4. | Откуда родом комнатные растения | - беседа - практикум; - викторина – конкурс | 1 |
Февраль | |||
1. | Доктор - природа | - беседа о лекарственных растениях; - д/и «Фармацевт»; - рисование экологических плакатов в защиту растений | 1 |
2. | Путешествие по лесу | - беседа; -загадки о растительности леса; - загадки о лесных жителях | 1 |
3. | Царство грибов | - рассматривание плаката «Грибы»; - беседа о грибах; - д/и «Съедобный и несъедобный»; - загадки о грибах | 1 |
4. | Охрана растений. Знакомство с Красной книгой | - беседа | 1 |
Март | |||
1. | Весна- красна | -наблюдение за природой; - загадки; - д/и «Время года? » | 1 |
2. | Встречай с любовью птичьи стаи | -праздник, посвященный перелетным птицам | 1 |
3. | Огород на окне. Украсим Землю цветами | -загадки о луке; - посадка луковиц в ящик; - установка по уходу за растениями; - вступительная беседа: «Зачем нужна рассада?»; - посев семян цветов в горшки; - установка по уходу за рассадой | 1 |
4. | Есть ли жизнь в воде? | - беседа; - викторина; - д/и «Отгадай загадку – покажи отгадку», «Морские или речные»; - анаграммы | 1 |
Апрель | |||
1. | Поможем природе! | - беседа о разнообразных видах деятельности школьников по защите природы | 1 |
2. | Мы - друзья природы | - познавательно – развлекательное мероприятие, посвященное дню Земли | 1 |
3. | Экологические конкурсы | - конкурсы | 1 |
4. | Путешествие по временам года | - игра-путешествие по станциям; - загадки, приметы | 1 |
Май | |||
1. | Растение – Земли украшение | - высадка рассады в цветнике на территории центра; - дать установку по уходу за растениями | 1 |
2. | Растительный мир Мордовии. Экскурсия в ботанический сад | - беседа; - экскурсия | 1 |
3. | Экологический суд | - театрализованное представление, посвященное Всемирному дню охраны окружающей среды | 1 |
4. | Цветочная мозаика | -беседа; - стихи о цветах; - конкурсы | 1 |
Большое внимание, в рамках программы, уделяется индивидуальной работе с детьми. Дети в реабилитационный центр «Радуга» поступают в течение всего года, поэтому возникает необходимость индивидуальных занятий с воспитанником, чтобы он достиг уровня знаний и умений детей своей возрастной группы.
Программа составлена с учетом подготовки и общего развития воспитанников и направлена на формирование экологической культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, сохранение и укрепление здоровья детей.
Основная функция контроля со стороны воспитателя в постоянном прослеживании процесса развития детей, своевременном внесении необходимых корректив в педагогический процесс, которые будут способствовать полноценному развитию возможностей и потребностей воспитанников.
Поэтому программой предусмотрено проведение диагностической работы, которая позволяет оценивать эффективность уровня познавательно-экологического развития детей.
Диагностические срезы проводятся 2 раза в течение года.
1 – определяется первичный уровень развития воспитанника.
2 – показывает итоги работы с воспитанником за год (или за определенный период), динамику развития.
Анализ результативности
Результаты, ожидаемые от реализации программы.
- Осознание воспитанниками необходимости изучения и сохранения окружающего мира.
- Формирование положительной мотивации на природу.
- Формирование навыков грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
- Практическая деятельность по изучению и охране окружающей среды.
- Уметь применять на практике полученные знания и умения.
- Ответственное отношение детей к окружающей среде, к своему здоровью.
- Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.
Целенаправленная работа позволит сформировать знания об окружающем мире, навыки исследовательской деятельности. У воспитанников повышается познавательная активность, самостоятельность, наблюдательность. Дети овладевают способами практического взаимодействия с окружающей средой. По мере овладения действиями повышается речевая активность детей: обогащается активный словарь, связанная речь.
Результатами работы считаю:
- положительную динамику развития детей по экологическому воспитанию, что подтверждают результаты диагностики;
Диагностическая карта уровня познавательно-экологического развития детей группы №3 ГКУСО РМ «СРЦН «Радуга» за 2013 год
Фамилия, имя ребенка | Знания о неживой природе | Знания о растениях | Человек на планете Земля | Средний балл | Уровень развития | |||||||||
Знания о животных | Практичес-кая деятель-ность | Отношение к природе | ||||||||||||
П | И | П | И | П | И | П | И | П | И | П | И | П | И | |
Родькин Женя | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | Н | С |
Хромов Артем | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | Н | С |
Гинтовт Слава | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1,4 | 2,1 | Н | С |
Малов Илья | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 2 | 3 | 1,8 | 2,8 | С | В |
Карабанова Яна | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | С | В |
Бутяйкин Герман | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 1,8 | 2,8 | С | В |
Ивлиев Никита | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1,8 | Н | С |
Федорова Анжела | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2,2 | Н | С |
Кормилин Егор | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1,5 | Н | Н |
Долгова Диана | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2,2 | Н | С |
Условные обозначения:1 – низкий уровень развития , 2 – средний уровень, 3 – высокий уровень; П. – первичная диагностика; И. – итоговая диагностика Н – низкий уровень; В – высокий уровень; С – средний уровень |
Уровень усвоения детьми группы № 3 знаний по познавательно-экологическому развитию (2013г.)
Критерии | Знания о неживой природе | Знания о растениях | Знания о животных | Человек на планете Земля | ||||||
Практическая деятельность | Отношение к природе | |||||||||
П | И | П | И | П | И | П | И | П | И | |
Низкий уровень развития | 70% | 20% | 70% | - | 70% | 10% | 70% | - | 70% | - |
Средний уровень развития | 30% | 50% | 30% | 70% | 30% | 80% | 30% | 60% | 30% | 50% |
Высокий уровень развития | - | 30% | - | 30% | - | 10% | - | 40% | - | 50% |
Динамика познавательно – экологического развития детей младшего школьного возраста за 2013 год
Знания о неживой природе
Знания о растениях
Знания о животных
Человек на планете Земля
- участие воспитанников в различных конкурсах.
В 2013 году – Год охраны окружающей среды, мои воспитанники принимали участие в городских конкурсах. В конкурсе скворечников «Подари пернатым дом» они заняли 2 призовое место, в творческом конкурсе «Будем знакомы: экофантазеры» стали призерами в номинации «Это сделали мы сами».
В 2014 году мой воспитанник занял 1 призовое место в творческом конкурсе детского рисунка: «Зимняя сказка»
Трудности:
низкая познавательная активность детей;
экологическая неграмотность родителей (нет положительного примера)
Адресные рекомендации
Программа «Мы – друзья природы» получила экспертное заключение МРИО и была рекомендована для использования в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации Республики Мордовия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление педагогического опыта на тему: "Задачи на встречное и противоположное движение".
Представление педагогического опыта на тему: "Задачи на встречное и противоположное движение"...
Представление педагогического опыта
Данный материал поможет в работе учителю над проектной и исследовательской деятельностью....
Выступление на педагогичеком совете «Сказкотерапия (метод в теории и на практике)» (представление педагогического опыта)
В материале представлен опыт по работе со сказкой. В сказкотерапии важен процесс подбора для каждого человека своей, особенной сказки, которая поможет проявиться потенциальным частям его личности, чем...
Представление педагогического опыта
Создание воспитательной среды для формирования личности младшего школьника....
Представление педагогического опыта по теме: "Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования".
В течении ряда лет среди учителей начальных классов все большее признание получает система обучения русскому языку Г.А.Бакулиной. Она направлена на повышение качества устной и письменной речи де...
Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...
Представление педагогического опыта учителя начальных классов МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Забатуриной Татьяны Викторовны Актуальность и перспективность опыта
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно- воспитательного процесса Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация...