"Использование компьютерных технологий на уроках в начальной школе"
статья на тему

Рудиченко Ирина Николаевна

Рекомендации по использованию ИКТ на уроках в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_v_nachalnoy_shkole.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской Федерации

Воронежская область Хохольский район

МКОУ "Орловская СОШ"

Использование компьютерных технологий

на уроках в начальной школе.

                                             Выполнил:

                                                                            учитель начальных классов

                                                                              Рудиченко Ирина Николаевна

п. Орловка

          Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка. Это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребёнка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться.

          Высказывание академика А. П. Семёнова «Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе каждого учителя.

           Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно – коммуникативных технологий (ИКТ). Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:

- организовать разные формы учебно – познавательной деятельности;

- активизировать познавательную деятельность обучающихся;

- сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу обучающихся;

- повысить качество учебного материала;

- усилить образовательные эффекты;

- превратить работу на уроке в увлекательное занятие по открытию нового;

- развить умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;

- овладеть практическими способами работы с информацией;

- индивидуально подойти к каждому ученику, применяя разноуровневые задания;

- организовать проведение уроков на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

- обеспечить эмоциональную мотивацию обучения;

- усовершенствовать контроль знаний;

- повысить объём выполняемой на уроке работы;

- сформировать навыки исследовательской деятельности.

          На уроках в начальной школе детям часто не хватает игровой деятельности. Применение информационных технологий позволяет совместить учебную и игровую деятельность. Обучение становится интересным и увлекательным процессом, повышается мотивация обучения, существенно изменяется учебный процесс, при этом акцент делается на развитие мышления и воображения, как основных процессов обучения.

          Компьютерные технологии могут быть органично включены в любой этап урока – во время словарной работы, при введении новых знаний, их обобщении, закреплении, проверке результатов выполнения заданий, контроле знаний.

          ИКТ позволяет учителю создать ресурс, интегрирующий текст, графику, звук, анимацию, видеоклип, фотоизображения, видеофильм.

          При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами

обучения можно значительно повысить эффективность обучения. В рамках оптимального использования средств ИКТ для обучения разным предметам можно выделить следующие возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса при использовании средств ИКТ:

- комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач;

- постановка каждому обучающемуся (за счёт возможностей, предоставляемых средствами ИКТ) конкретных задач в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки;

- применение различных типов электронных средств учебного назначения, активизирующих учебную деятельность;

- частичное освобождение учителя от выполнения тренировочной, контролирующей функций;

- формирование у обучаемых навыков самостоятельного овладения знаниями, развитие навыков поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет;

- стимулирование положительной мотивации учения за счёт интегрирования всех форм наглядности с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.

          Интерактивная доска совместно с мультимедийным проектором и компьютером предоставляют широкие возможности для подготовки к урокам и проведения занятий:

- работа с «конспектом» занятия как на традиционной доске;

- работа с графическими и видеоматериалами;

- предварительная подготовка необходимых для занятий материалов.

          Интерактивная доска позволяет:

- сделать занятие интересным и увлекательным;

- использовать наработанные методические материалы и облегчить подготовку к урокам;

- повысить наглядность обучения и упростить усвоение материала;

- проводить оперативный контроль знаний и дистанционное обучение.

          Самым распространённым и доступным в использовании в начальной школе является включение в урок заранее подготовленных презентаций, разработанных на основе мультимедиа. Это позволяет активизировать мыслительную деятельность, повышает внимание и интерес к изучаемой теме, увеличивает эффективность усвоения учебного материала, усиливает мотивацию учения, увеличивает объём выполненных заданий. Учебный материал подаётся наглядно, зрелищно, с большим количеством иллюстраций, схем, художественных фрагментов, с музыкальным оформлением. Презентация даёт возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

          При разработке презентации учитывается, что она:

-  позволяет быстро и доходчиво представлять материал,  на объяснение которого потребовалось бы значительное количество времени;

- повышает интерес к учебному процессу и позволяет разнообразить процесс передачи информации;

- усиливает воздействие выступления.

          Уроки окружающего мира требуют яркой наглядности для лучшего усвоения материала. Использование наглядности иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательное путешествие по зарубежным странам, совершить экскурсии по городам, природным зонам и заповедникам России. Слайды, выведенные на большой экран, не только оживляют урок, но и формируют вкус, развивают творческие и интеллектуальные качества личности ребёнка. Использование анимации в слайдах позволяет дать обучающимся более яркое представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном, начинают относиться к природе более внимательно и бережно. Большую помощь в подготовке уроков по окружающему миру оказывают мультимедийные энциклопедии Кирилла и Мефодия, «Большая детская энциклопедия». В них широко представлены животный и растительный мир, неживая природа, викторины и тесты. Этими материалами легко управлять на доске в интерактивном режиме.

          На уроках чтения интересно проходит  знакомство с творчеством поэтов и писателей. Дети очень любят разгадывать кроссворды, где после правильно разгадываемого задания на кроссворде появляется ответ. Применение электронных презентаций «Великий сказочник -  Г.Х.Андерсен», «В гостях у дедушки Корнея», «Что за прелесть эти сказки!» и др. помогает разнообразить форму проведения, повысить интерес обучающихся к предмету, способствует лучшему усвоению материала. Такие уроки всегда вызывают положительный отклик у ребят.

          На уроках математики с помощью компьютерных презентаций происходит знакомство с различными видами задач, приёмами устных вычислений, видами геометрических фигур и т.д. На уроках повторения и контроля знаний использую тесты, математические кроссворды, задания на установление соответствия, определение лишнего понятия, логические задания.

          На уроках русского языка разнообразные формы наглядности позволяют организовать и предъявить теоретический материал в виде таблиц, схем, моделей. Кроссворды, ребусы, иллюстрации, рисунки, занимательные задания, тесты способствуют развитию познавательного интереса детей. Задания с последующей проверкой активизируют внимание детей, формируют орфографическую зоркость. Применение цвета, графики, звука воссоздают реальную картину изучаемого процесса или явления. Незаметно для ребёнка идёт формирование орфографического навыка и развитие произвольности (произвольного внимания, произвольной памяти, произвольной речи). Анимированные образы письменных букв помогают детям осознать элементы русской графики и усвоить их на высоком уровне. Применение интерактивных плакатов, например, «Деление слов на слоги и для переноса», даёт возможность ученику лучше понять скрытые движущие законы познаваемого процесса. Причём познание происходит в виде «живой модели». Знакомство с иллюстрациями (живописными, музыкальными, поэтическими) доставляет младшим школьникам минуты радости открытия нового, удивления, восхищения, эстетического удовольствия.

          Учеников привлекает новизна мультимедийных уроков. Дети с желанием выполняют все задания, стремясь выразить свои мысли. У них появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических работ сформируются навыки.

          Учёба – очень нелёгкий труд. Поэтому учитель должен сделать так, чтобы эта учебная работа приносила ученику моральное удовлетворение, эмоциональный подъём, возбуждала желание познавать новое


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение компьютерных технологий на уроках в начальной школе»

Перечень основных мероприятий:1.     проведение уроков с использованием презентаций2.     работа с ресурсами Интернет3.     использование го...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Эффективность использования компьютерных технологий на уроках в начальной школе

С использовонием компьютера, а так же после создания всемирной компьютерной сети интернет многие стороны человеческой жизни качественно изменились. Эти измения коснулись также и образования. В большин...

Использование современных технологий на уроках в начальной школе. ИКТ в контроле и оценке знаний в начальной школе.

Выступление по теме сопровождается презентацией тестов и тренажеров, разработанных учителем , а также размещенных на  лицензионных дисках....

Компьютерные технологии на уроках в начальной школе

Образовательный процесс в деятельности учителя начальных классов претерпел ряд изменений опять же из- за появления новых технических средств обучения, которые открывают множество дополнительных возмож...

Статья по теме Использование компьютерных технологий на уроках в начальной школе

Статья по теме Использование компьютерных технологий на уроках в начальной школе...