Формирование УУД на уроках русского языка
статья (1 класс) на тему

Буржинова Эльза Борисовна

Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Созданный в 2001 году,  УМК «Школа России» издательства «Просвещение», получивший самое широкое признание в школах России,  успешно развивается в соответствии с запросами времени, совершенствуется, вбирая в себя лучшее из живого педагогического опыта и сейчас является надежным инструментом реализации Стандартов второго поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Базовая школа при БПОУ

«Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова»

Выступление на заседании МО :

«Формирование УУД

на уроках русского языка

по УМК « Школа России»

Автор: Буржинова Э.Б.

руководитель МО

 учителей начальных классов

2014 г.

Слайд 1. Формирование УУД на уроках русского языка  

по УМК « Школа России»

Слайд 2. Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Созданный в 2001 году,  УМК «Школа России» издательства «Просвещение», получивший самое широкое признание в школах России,  успешно развивается в соответствии с запросами времени, совершенствуется, вбирая в себя лучшее из живого педагогического опыта и сейчас является надежным инструментом реализации Стандартов второго поколения.

Слайд 3. Принципами построения УМК «Школа России» являются: приоритет воспитания в образовательном процессе, личностноориентированный и деятельностный характер обучения.

Слайд 4. Формирование предметных и универсальных учебных действий, основ умения учиться — неотъемлемый результат образования в начальной школе в рамках Стандарта второго поколения, способность ученика к саморазвитию путем активного присвоения нового социального опыта, а так же совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний.

  Этот результат также достигается средствами всех учебных предметов. В качестве примера рассмотрим организацию учебной деятельности на уроках русского языка по курсу Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой.

 Слайд 5. Особенность названных учебников — многофункциональный методический аппарат, что обеспечивает возможность:

 -  создавать познавательную мотивацию,

 - направлять деятельность учителя,

 - управлять деятельностью учащихся.

Методическая система учебников ориентирована на воспитание у младших школьников стойкого желания самостоятельно думать, анализировать, рассуждать, формирует интерес к узнаванию, изучению родного языка. Она направляет деятельность учителя на создание на уроке атмосферы открытия и удивления, на выработку навыков учебной самостоятельности, на поэтапность и диалектичность организации обучения.

Я хотела бы вам предложить несколько заданий по русскому языку по формированию универсальных действий.

Слайд 6.  

  1. Расшифруйте схемы предложений письменно.

Цель: выявление умения ребёнка различать предметную и речевую деятельность.

Оцениваемые универсальные учебные действия:

- знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план.

мяч.

                   рычит.

 Ёж

    Слайд 7.

  1. Звуковые модели слов.

Определи звуки.

    Слайд 8.

  1. Из стихотворения подбери 1-2 примера к каждой схеме.

     Слайд 9.

  4.  Звуковые графические диктанты.
Тема: Состав слова.

Разделительный ъ пишется перед...

Неизменяемая часть слова.

После корня находится...

Изменяемая часть слова.

В слове часики нет…

Записи детей:
http://art.ioso.ru/vmuza/audio/zvuk-ris3.gif

Слайд 10.
5.  Звуковой графический диктант "Плюс - минус".

Тема: Перенос слов с удвоенными согласными.
Знаком "+" обозначить слова, которые можно перенести, а знаком "-" те, которые нельзя перенести.
   
Ванна, грамм, грипп, касса, кросс, класс, тонна, сумма, масса, ссора.
        +   -   -   +   -   -   +   +   +   - 

Слайд 11.

6. Проба на внимание.

   Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.

Оцениваемые универсальные учебные действия: регулятивное действие контроля.

Школьнику предлагается прочитать текст, проверить его и исправить в нём ошибки (в том числе и смысловые) карандашом или ручкой. Фиксируется время работы с текстом, особенности его поведения. Для того  чтобы исправить ошибки в тексте, не требуется знания правил, но необходимы внимание и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

Текст

Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и пряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолёт сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

Слайд 12.

7.  Анализ и синтез.

Цель: способствовать овладению функциональными знаниями и умениями осуществлять качественное и количественное описание  компонентов объекта.

- Ребята, сегодня на уроке мы будем знакомиться с новым словарным словом. Прослушав его признаки, отгадайте его, отгадайте и запишите его в тетрадь, разделив на слоги.

Для 1 варианта загадка:

Белый передник, зелёная коса.

Для 2 варианта:

Клейкие почки,

Зелёные листочки,

С белой корой

Стоит над горой.

Для 3 варианта:

Стоит красавица на поляне:

В белом сарафане,

В зелёном полушалке.

- Как вы догадались? (по перечисленным признакам). Каждый объект имеет множество признаков. Узнать объект можно только по достаточной совокупности признаков. Так, во всех загадках подчёркивались существенные признаки берёзы: белая кора, клейкие почки, зелёные листочки.

Слайд 13.

8.  Задания на сравнение

Цель: способствовать овладению умением определять аспект сравнения объектов,  устанавливать точку зрения,  с которой будут сопоставляться существенные признаки объектов.

-Как вы думаете,  можно ли сравнивать объекты с разных точек зрения.  Совершенно верно, можно. Этим мы и займёмся сегодня.

Внимание! Задание: буквенный диктант. Запишите первую букву каждого слова, переставьте буквы местами и узнаете название объекта.

Место, где учатся дети.

Любимое время отдыха школьников.

Подземный вид транспорта.

Наука о красноречии.

Тройная буква в слове ананас.

Известный сказочный доктор.

Тройная буква в слове колокол.

- Что получилось ромашка?

В качестве объекта анализа для первой и второй группы выступит слово ромашка с различных точек зрения, а для третьей группы не слово, а сам цветок.

1 – исследуйте слово с точки зрения русского языка

 2 – с точки зрения художественных объектов

 3 – с точки зрения естествознания и медицины

Изучая объект с разных точек зрения, мы можем узнать о нём как можно больше нового и важного. Но мы не должны подменять объекты нашего изучения. Так в нашем случае  были два различных объекта анализа: слово «ромашка» и сам цветок ромашка.

Слайд 14.

9. Группировка

Цель таких заданий состоит в совершенствовании орфографической грамотности учеников и развитии умения устанавливать причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, находить обобщенное значение.

Занимаясь группировкой, ученик встречается со многими словами, в которых он должен опознать несколько орфограмм, предложить несколько вариантов ответа и одновременно осмыслить связи между отдельными языковыми явлениями. При этом подбирается такой материал для упражнений на группировку, чтобы можно было рассмотреть языковые явления с разных точек зрения, отрабатывать логико-грамматические операции по классификации языкового материала.

Задание. Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.

Дядя, зевака, прадедушка, тетя, недоучка, плакса, прабабушка, сластена, старушка, зубрила.

В результате предложенные слова группируются:

·         по наличию звонких, глухих согласных в начале слова;

·         по родам (существительные общего рода, мужского и женского);

·         по наличию орфограмм;

·         по количеству слогов.

Более сложным видом задания является группировка языковых явлений по нескольким признакам одновременно.

Задание. Сгруппируйте слова по нескольким признакам одновременно.

Мякиш_, плач_, молодеж_, приемыш_, теч_, малыш_, брош_, кирпич_, царевич_, экипаж_, суш_, роскош_.

Варианты выполнения задания, в которых ученики предлагают сгруппировать слова по трем признакам одновременно:

а) по написанию (существительные с ь и без ь);
б) по родам (существительные мужского и женского рода);
в) по склонениям (существительные 2-го и 3-го склонения).

Таким образом, группировка протекает как процесс анализа, абстрагирования (отвлечения) и обобщения, что развивает творческие способности школьников. По тому, как осуществляются группировки, можно судить не только о характере мыслительных процессов ученика (анализирующее наблюдение, обобщающее мышление и практические действия), но и о тех знаниях, которыми он оперирует.

Слайд 15.

10.  Задания на исключение лишнего

Цель предлагаемых вариантов заданий состоит в усвоении учащимися большого объема знаний языкового материала на основе установления связей между отдельными его элементами, явлениями, в развитии поэтапных операционных умений переноса знаний в другие области и построения доказательных монологических высказываний.

I вариант задания: «Найди четвертое лишнее».

Ученикам предлагается такой подбор слов, при котором «лишним» может быть любое слово из четырех предложенных.

Задание. Из данного перечня слов найдите четвертое лишнее.

Сосна, клен, ясень, тополь.

Варианты ответов учащихся:

·         Сосна – хвойное дерево, остальные – лиственные.

·         Клен – 1 слог.

·         Ясень – начало – на гласную букву, у остальных – на согласную букву.

·         Клен – слово без орфограммы, у остальных – орфограмма «Безударная гласная в корне».

·         Сосна – существительное женского рода, остальные – мужского рода.

·         Сосна – существительное 1-го склонения, остальные – 2-го склонения.

2-й вариант задания.

Ученикам предлагается цепочка слов, в процессе работы надо исключать из нее постепенно по одному слову.

Задание. Исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось только одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте.

Колонны, костюм, рожь, объединить, какао, школа.

Варианты ответов учеников:

Объединить – это глагол, остальные – существительные.

Какао – несклоняемое существительное среди существительных, другие – склоняемые.

Колонны – существительное мн. ч., остальные – ед. ч.

Костюм – существительное мужского рода, остальные – женского.

Рожь – существительное 3-го склонения, школа – существительное 1-го склонения.

Слайд 16. Эти задания служат как успешному усвоению знаний, так и развитию монологической речи и мышления учащихся. Они создают благоприятные условия для выявления учеником связей грамматического и орфографического материала в процессе применения знаний в новых условиях: в условиях непривычной формулировки задания, оперирования новым языковым материалом, на который должен быть осуществлен перенос знаний, в условиях, требующих сделать самостоятельный вывод, обобщение.

Овладение приемами сравнения, анализа, классификации формирует у учащихся универсальные умственные действия, развивает способность к проведению обобщений; облегчает включение детей в учебную деятельность не только на уроках русского языка, но и при изучении других школьных предметов. Слайд 17.

Тема выступления:

 «Дифференцированный и индивидуальный подходы как основная составляющая методической базы современного урока»

Подготовила: Маглинова Б.Б.,

учитель начальных классов

базовой школы

при ГОУ СПО ЭПК им. Х.Б. Канукова

г. Элиста

2011 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках русского языка

Материал включает урок русского языка в 3 классе по системе "Школа России" на тему "Местоимение как часть речи"....

"ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ"

ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА МО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ...

Формирование УУД на уроках русского языка в специальном классе

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного...

Формирование ууд на уроках русского языка

Формирование ууд на уроках русского языка...

Формирование УУД на уроках русского языка

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка, в связи с тербованием ФГОС....