Повышение эффективности обучения учащихся через интеграцию предметов
статья на тему

Кулько Зоя Ивановна

Структура интегрированных уроков. Предметы для интеграции. Связь интеграции предметов с проектной деятельностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ ПРЕДМЕТОВ

Кулько З. И.

МКОУ «Воробьёвская  СОШ»

Воробьёвского района

   

В условиях современной жизни общество поставлено перед необходимостью выработки нового мировоззрения, в центре которого человек существует не сам по себе, а как составная часть окружающего мира. Целостное восприятие рассматривается как необходимое условие для гармонизации отношений человека с окружающим миром. А основным принципом построения интегрированного урока является синтез, как взаимодействие, соединение (интеграция), способствующие формированию целостной естественнонаучной картины мира. В начальных классах дети знакомятся со многими явлениями, понятиями, предметами уже на раннем этапе обучения, но имеют о них самые элементарные представления. По мере обучения они получают всё новые и новые знания, пополняя и расширяя уже имеющиеся. В этом основная сложность интегрированных  уроков, так как необходимо сохранить динамическое развитие любой темы от её введения до закрепления. В свою очередь, эти уроки позволяют учителю сократить сроки изучения отдельных тем, ликвидировать дублирование материала по разным предметам, уделить больше внимания (в разнообразных формах) тем целям, которые учитель выделяет в данный момент обучения (развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого потенциала).

Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой. Кроме того, одно из обязательных и основных требование интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельности учащихся, и потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов. Посильно ли школьникам изучить такой объём материала? Ученики справятся с подобной работой, если владеют приёмами исследовательской деятельности и умеют правильно организовать своё время.

При разработке урока необходимо учитывать

  • цель урока;
  • подбор источников информации, которые бы отвечали целям урока;
  • нахождение основания для объединения разнопредметной информации;
  • изменение функционального назначения знаний;
  • переработка содержания  (разрушение старых форм, создание новых связей между отдельными элементами системы).

Структура интегрированных уроков требует особой чёткости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения. Это может достигаться за счёт компактно сконцентрированного использования учебного материала программы, подключения некоторых современных способов организации и изучения нового материала.

Факторы, влияющие на эффективность интегрированных уроков:

- приемлемое сочетание предметов для интеграции,

- обучающая деятельность учителя и учебно-познавательные действия ученика,

- тщательный отбор содержания, методов и приёмов с учётом возрастных особенностей учащихся.

Немаловажное значение имеет то, когда и какие предметы можно и необходимо интегрировать, чтобы добиться наиболее эффективного результата при обучении младших школьников.

Интегрированное обучение в начальной школе целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний. Так, чтение как предмет включает помимо литературных текстов материалы по истории, природоведению. Математика содержит геометрический, алгебраический и арифметический материалы. Природоведение включает сведения из географии, биологии, ботаники, а также физики, химии, астрономии.

В основу интегрированных уроков по русскому языку положена близость ведущих тем разных предметов и их логической взаимосвязи.

Интегрировать предметы надо начинать уже с первого класса: обучение грамоте, письмо, технология, искусство («Буква М, М», «Буква З, з» и др.). Чередование этих предметов поддерживает интерес ребёнка к процессу познания и активизирует деятельность.

Кроме названных изначально интегрированных уроков можно  использовать следующие сочетания предметов:

        Окружающий мир – русский язык («Имя существительное. Неживая и живая природа зимой», «Имя прилагательное. Родная природа», «Живая и неживая природа. Многозначные  слова»);

        Чтение – русский язык – искусство («Русские народные сказки. Заглавная буква», «Весенняя гроза. Текст-описание»);

        Окружающий мир – математика («Задачи на движение. Путешествуя по городам России (По странам мира)»);

        Окружающий мир – чтение – искусство («Природные зоны России»);

        Русский язык – математика («Звуки и буквы. Приёмы устных вычислений в пределах 100»)

Интегрирование предметов неразрывно с проектной деятельностью. Дети после изучения буквы делают (конечно, вместе с родителями!) книжечки «Моя азбука», которые  собираются для дальнейшего их использования на уроках.

При интеграции предметов «окружающий мир – чтение – искусство» дети работали над проектами «Моя семья – моя гордость», «Великие люди нашей страны», «Моё имя», «Мой любимый писатель», «Моя первая зоология».

На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются младшими школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей. Результат интегрированного обучения проявляется в следующем:

— в повышении уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интеграции с использованием сведений интегрируемых наук;  

— в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;

— в эмоциональном развитии учащихся, основанном на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т. д.;

— в росте познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активно и самостоятельно работать на уроке и во внеурочное время;

— во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.

Значение интегрированных уроков велико. Они положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Содержание их, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов учащихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Систематическое использование интегрированных занятий создает возможности для широкого применения разнообразных наглядных пособий.

Литература:

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). В 2-х ч. Ч.1.: Учеб. издание /Сост. Т.В. Игнатьева, Л.А. Вохмянина, М.: Просвещение, 2001.
  2. Журналы «Начальная школа»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Результат интеграции

Слайд 2

формирование познавательных интересов, желания учиться; формирование у учащихся умений и навыков самообразования; развитие коммуникативной способности, обучение навыкам общения и сотрудничества; развитие познавательного интереса; сохранение и поддержание индивидуальности каждого ребенка.

Слайд 3

вооружение учащихся прочными знаниями через межпредметную интеграцию; выработка необходимых умений и навыков; развитие самостоятельности; формирование творческой активности личности; создание условий для сохранения психологического и физического здоровья, обеспечение эмоционального благополучия детей.

Слайд 4

учебный процесс; внеурочную деятельность (интеллектуальные марафоны, конкурсы, экскурсии, праздники); воспитательную работу; работу с родителями. Хреновской конный завод Урок в семье Праздники

Слайд 5

Факторы, влияющие на эффективность интегрированных уроков: приемлемое сочетание предметов для интеграции; обучающая деятельность учителя и учебно-познавательные действия ученика; тщательный отбор содержания, методов и приёмов с учётом возрастных особенностей учащихся. Учебный процесс

Слайд 6

положительно влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся; содержание их, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика; способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов учащихся; побуждают учащихся к обобщению знаний, относящихся к разным наукам. Роль интеграции учебных занятий:

Слайд 7

в повышении уровня знаний по предмету; в изменении уровня интеллектуальной деятельности; в эмоциональном развитии учащихся, в росте познавательного интереса школьников; во включении учащихся в творческую деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение успешности обучения учащихся младшего школьного возраста через внедрение здоровьесберегающих технологий.

 Сохранение здоровья детей – обязанность всего общества. Одной из приоритетных задач современного образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценно...

опыт работы по теме "Повышение мотивации обучения учащихся начальных классов через использование здоровьесберегающих образовательных технологий"

Опыт работы содеожит теоретические и практический рекомендации по здоровьесбережению детей маладшего школьного возраста....

Повышение эффективности обучения через внедрение ИКТ в образовательный процесс начальной школы

Использование информационных технологий в преподавании дает возможность разнообразить методы преподавания, проводить исследования, которые при использовании стандартного школьного оборудования, выполн...

Статья "Повышение эффективности профилактики правонарушений через развитие нравственного сознания у детей"

Многие неприятные ситуации, в которые попадает ребенок, по сути, не являются конфликтными, а представляются ему таковыми вследствие морального невежества.Планируя профилактические мероприятия с детьми...