Выступление на педагогическом совете по теме: "Технология эффективного чтения"
статья на тему

Рязанова Алина Викторовна

Данный материал в очередной раз знакомит со способами эффективного чтения, столь важного для современных школьников. Несложные приемы помогут лучше усвоить основные моменты прочитанного текста не только художественного стиля, но и небольшие статьи, которые встречаются во всех школьных дисциплинах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.docx31.32 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1                                Технология эффективного чтения

Слайд 2

                                                                              В каждом параграфе,

                                                                           В каждом рассказе,

                                                                                                    В сказке и в песне, даже во фразе –

  Ты только вдумайся, только всмотрись –

                                                                                              Откроется самая главная мысль.

                                                                                                Она не всегда открывается сразу.

                                                                              Строчка за строчкой,

                                                                          Фраза за фразой –

Ты только вдумайся, только всмотрись –

                                                                                              Откроется самая главная мысль.

С. Бондаренко

        Работа над эффективностью чтения начинается уже с первых дней обучения в первом классе. Она заключается в умении читать выразительно, правильно, осознанно.

 Слайд 3 Я работаю по программе Л.В. Занкова, автором азбуки в которой является Н.В. Нечаева. В период обучения грамоте на своих уроках я использую различные задания и упражнения:

  1. Угадывание слова по начальному слогу. Про – гулка, про – бежать.
  2. Перестановка букв в заданном слове и чтение нового слова. Колос – сокол.
  3. Добавление, исключение или замена одной буквы, чтобы получилось другое слово. Горсть – гость, слон – сон, роза – гроза.
  4. Продолжение ряда слов с использованием последнего слога предыдущего слова. Рыба – баран – ранка.
  5. Составление слов из данного слова или из набора букв.
  6. Обогащение словарного запаса учащихся путем добавления на каждом уроке хотя бы одного нового слова. См. слайд 4
  7. Учимся различать интонацию говорящего и сами правильно пользуемся ею. Светит солнце. Светит солнце! Осы. Осы!!!
  8. Учимся выделять в предложении голосом нужное слово, от чего меняется последующий смысл текста. Я выступаю на сцене. Я выступаю на сцене. Я выступаю на сцене.
  9. Похожая работа идет с прочтением предложений с нужной интонацией, в конце которых стоят разные знаки препинания. Идет дождь. Идет дождь! Идет дождь?
  10. Дополнение предложения словом или несколькими словами, подходящими по смыслу. Нужное слово или словосочетание нужно выбрать из нескольких представленных вариантов и доказать правильность выбора (подготовка к тестированию). См. слайд 5

Слайд 4 Это слово мне непонятно. Ученик подчеркивает на доске непонятное ему слово ТАЙГА, затем выясняется смысл этого слова.

Слайд 5 Так можно закончить это предложение. На доске предложение: МЫ С МАМОЙ ЛЮБИМ и варианты продолжения этого предложения: ШИТЬ, ШАЛИТЬ, РУБИТЬ ДРОВА, СЛУШАТЬ МУЗЫКУ. Дети выбирают подходящий вариант и объясняют свой выбор.

К концу первого года обучения слоговым чтением владеют все дети, а большинство читает уже

целыми словами. Здесь уже начинается работа с тестами, которая вызывает много сложностей у детей.

        Слайд 6 Ученику 2 класса школы-лицея Роману был предложен для чтения научно-популярный текст из области естествознания, который он должен был прочитать быстро и один раз. Рома был предупрежден, что сразу после чтения ему зададут по содержанию этого текста 10 вопросов. В итоге из 10 предложенных вопросов Рома ответил правильно на два с половиной. Правильные ответы на все 10 вопросов означали бы 100%-ное понимание текста. Таким образом, Рома усвоил содержание текста на 25%. 40% - немногим больше – составило качество чтения у второклассницы Кати, которая была опрошена по этому же тексту.

        Что это – случайные неудачи? Или, наоборот, неизбежность? И учителям и родителям приходится смиряться с тем, что больше половины содержания текста бесследно исчезает из детской головы еще до того, как текст этот будет прочитан ребенком до конца. Чтобы полностью понять, что же в тексте происходит, Роме надо будет прочитать этот рассказ четыре раза, а Кате – три. Замеры и наблюдения показали, что в среднем 25-30% - вот показатели качества чтения детей, отражающие уровень понимания школьниками незнакомого текста.

Слайд 7 Неутешительная статистика говорит о том, что в средней школе самостоятельно используют при чтении элементарные приемы обработки информации лишь 3 из 1000 школьников, а полноценно понимают самостоятельно прочитанный текст лишь 6 из 100.

Эти цифры – показатель «ленивого» чтения – сбивчивого, неорганизованного, пассивного. «Ленивым» такое чтение названо не потому, что ребенок не хочет качественно работать над текстом, а потому, что он относится к тексту как к объекту преодоления (а не как к объекту работы и изучения). И это не его вина.

Слайд 8 В современной методике бытует ошибочное представление о том, что просто прочитать текст – это уже значит понять его и усвоить содержание. А так как практика показывает, что это утверждение соответствует истине только на 25%, то дети вынуждены читать текст по 4 раза. Весь известный и учителям и родителям процесс «работы с текстом» превращается в длительную, трудную, изматывающую процедуру многократного чтения-зубрежки, это и называется «подготовка пересказа по литературе», «приготовление домашнего задания по истории», «изучение параграфа по естествознанию» и т. п.

Слайд 9  Перед школой стоит задача обучить детей осваивать учебный материал новыми, более эффективными средствами и способами для управления собственной учебной образовательной деятельностью.

Итак, что нужно для того, чтобы чтение стало эффективным?

  1. Усвоить, что понимание текста связано с раскрытием его смысла и значения.
  2. Умение свести содержание текста к коротким и существенным логическим формулам.
  3. Обозначение в каждой формуле центрального по смыслу понятия.
  4. Умение ассоциировать понятия между собой и выстраивание единой логической цепи.

Понимание текста связано с раскрытием его смысла или значения. Свести содержание текста к коротким и существенным логическим формулам, отметить в каждой формуле центральное по смыслу понятие, ассоциировать понятия между собой и образовать таким путем единую логическую цепь идей – вот сущность понимания текста.

Слайд 10 Вначале следует решить вопрос о том, что следует понимать в читаемом тексте. Детям, обученным работать с текстом традиционным образом, сам вопрос может показаться бессмысленным: понимать нужно все, что содержится в тексте. Работа по дифференциальному алгоритму чтения начинается именно с того,  что их ожидает интересное открытие: достаточно усвоить только некоторую часть текста. Это именно те 25% содержания текста, которые остаются после исключения избыточности. (Современная структурная лингвистика утверждает, что все тексты обладают избыточностью, которая достигает порой 75%)

 Нужно заранее знать, что прежде всего следует отыскивать в каждом смысловом отрезке текста. Для этого и разработан дифференциальный алгоритм чтения.

Слайд 11 С помощью дифференциального алгоритма чтения можно разбивать каждый формально самостоятельный фрагмент текста – чаще всего абзац – на логические отдельные элементы. Он представляет собой следующее:

1) опорные слова, которые несут основную смысловую нагрузку

2) опорная сеть, состоящая из комбинаций опорных слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов. Именно опорная сеть является основой «золотого ядра» содержания текста.

Опорные слова и опорная сеть выявляются в самом тексте, который претерпевает как бы количественные преобразования – сжимается, прессуется (сам текст 129 слов, опорная сеть – 39 слов). Однако кроме количественного анализа сообщение всегда подвергается и качественному преобразованию. Эта интеллектуальная операция соответствует третьему блоку алгоритма – выявлению доминанты. Мозг перекодирует воспринятое сообщение в соответствии с собственным опытом, собственной программой.

3) значение (доминанта) – главная смысловая часть текста. Она может выражаться своими словами, на языке собственных мыслей и чаще всего является результатом переработки текста.

Слайд 12 Понятие «смысловая доминанта» детям не так уж трудно объяснять – это и главная мысль текста, и то, чему хотел научить нас автор, и идея произведения.

Работа над поиском и формулированием смысловой доминанты текста сводится в конечном итоге к тому, чтобы дети поняли: хорошие читатели читают текст ради понимания его смысла, а не только ради накопления информации. Доминанту можно сравнить с образными понятиями: «мешочек со смыслом», «клубок со смыслом», «зернышко», «ключ от двери» огромного дворца-текста.

Слайд 13  Задача учителя научить:

  1.  вначале выделить опорные слова,
  2. затем построить опорную сеть,
  3. сформировать доминанту.

Задача учителя заключается в том, чтобы выработать у учеников именно навык, т.е. доведенное до автоматизма умение грамотно и глубоко анализировать текст.

Такой метод подходит для работы с любым текстом. Но в начальной школе чаще приходится сталкиваться с текстами литературными. Остановлюсь подробнее на способах работы с такими видами текстов.

Слайд 14 Итак, литературное чтение предполагает:

  1. обязательную опору на литературоведение;
  2. введение художественного произведения в литературно-исторический контекст;
  3. установление связей с жизненным опытом ребенка;
  4. анализ литературного произведения.

Если в 1 и частично 2 классе речь идет об элементах анализа текста, то в 3-6 классах – о собственно анализе.

Цель анализа текста на первом этапе – читательское освоение литературного произведения.

Основная задача учителя на уроках в 3-6 классах – помочь ребенку «вычитать» отношение автора героям, к ситуации, решить проблему «писатель и действительность», а это возможно лишь в ходе вдумчивого чтения.

Слайд 15 Путь анализа текста и сам текст подсказывают учителю приемы работы:  

  1. выделение ключевых слов;
  2. беседа;
  3. составление плана;
  4. построение структурной модели текста;
  5. наблюдение над системой образов;
  6. комментированное чтение
  7. диалог с автором через текст и др.

Хотелось бы обратить внимание на последние два пункта: комментированное чтение и диалог с автором через текст.

Слайд 16 Что такое диалог с автором? С точки зрения методики преподавания – это прием работы с текстом во время его чтения. С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст. Для этого по ходу чтения надо совершать разнообразную работу:

  1. находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы,

Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке… (В скрытой форме автор задает вопрос: а что там может быть?)

И вот в первой же трубочке я нашел орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось его вытолкнуть. Как же он туда попал? (Это уже прямой вопрос автора, в том числе и к читателю)

  1. задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, а в скрытой форме: Чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится? Почему именно так?
  2. проверять, совпадают ли они с замыслом автора,
  3. включать воображение. По слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод или все произведение.

Как учить детей вести диалог с автором?

К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно – у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми.

Слайд 17 Что такое комментированное чтение? Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста.

Что же необходимо для того, чтобы состоялось именно комментированное чтение?

А. Озвучивают текст дети, а комментирует чаще всего учитель.

Б. Однако, если в ходе комментария учителя дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, за них нужно буквально цепляться и вплетать в общий разговор.

В. Комментарий должен быть кратким и динамичным. Он удачен лишь тогда, когда усиливает эмоциональную реакцию, делает ее более яркой и эстетичной. Если дети затрудняются, надо предложить им начало ответа, подсказать ответ интонацией.

Г. Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу!

Д. Учитель комментирует текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Это значат прервать чтение ребенка можно в любой момент.

Е. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно, для чего рекомендуется использовать следующие способы:

а) рефрен (повтор слова или сочетания слов вслед за ребенком), за которым следует сам комментарий или вопрос в особой форме;

б) включение воображения детей («Представьте себе…», «Увидели?», «Представили?»)

в) сам вопрос, который формулируется не так, как во время беседы: он максимально «свернут», сжат («Догадались, почему? Почему именно так?») Необходимо следить за своей речью, стараться избегать слов «Стоп!», «Достаточно!», «Хватит» и проч.

        Отдельно следует сказать о комментариях к словарю текста. Если это возможно, лучше предлагать детям определять значение слова в контексте.

        И последнее – о чувстве меры. Далеко не каждый текст требует подробного комментария.

        Слайд 18 Очень полезно применять прием использования повествовательного эквивалента, нацеливающий ученика на развернутый, полный ответ. Повествовательный эквивалент – это глагол в повелительном наклонении, дающий установку на характер и объем ответа: расскажите, объясните, покажите, поясните, определите, раскройте, докажите, подтвердите, обоснуйте, охарактеризуйте, представьте, нарисуйте, опишите, найдите, сравните, аргументируйте и т.п.

        Слайд 19 Что еще я использую на своих уроках:

  1. Комментированное чтение. С текстом мы знакомимся с карандашом в руке. Все непонятные слова, словосочетания  дети подчеркивают и тут же пытаются выяснить их значение либо в контексте, либо обратившись к словарю.
  2. Составление плана пересказа в виде опорных слов, опорной сети, или просто плана пересказа. Когда ученик пересказывает текст, особенно научный, разрешается пользоваться опорными словами.
  3. Моделирование сюжета текста, сравнительный анализ главных героев, представленный в виде схемы или модели.
  4. Включение воображения еще до чтения текста. Определение развития событий по названию, по первому абзацу и т.д.
  5. Слайд 20 Подробная работа с предложением практически на каждом уроке русского языка. Например:

Ветер сбросил на землю последний желтый листок.

По пыльной дороге не спеша шел человек со старым чемоданом в руке.

Маленький взъерошенный воробей задорно купался в теплой луже.

  1. Слайд 21 Подбор слов-синонимов к некоторым членам предложения и запись их прямо под предложением.
  2. Слайд 22 Расширение словарного запаса, путем подбора так называемых «светлых» слов, «зеленых» слов, «чистых» слов, «красных» слов и проч.

Слайд 23 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Профессиональная компетентность учителя. Эффективность образовательного процесса"

В выступлении даётся понятие "компетенции", предлагается сравнительный анализ уроков, построенных на различных основах (традиционный, развивающий). Определяется цель, которую ставит перед собой учител...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Технология оценивания учебных достижений младших школьников».

Выступление на педагогическом совете по теме: «Технология оценивания учебных достижений младших школьников»....

Выступление на педагогическом совете по теме" Технология "погружения".Вариативность моделей технологии погружения"

Выступление на педагогическом совете "Педагогические приемы формирования УУД через использование технологии "погружения".В данной работе сожержится материал о педагогической техологии" погружение"....

Выступление на педагогическом совете по теме "Технология, основанная на создании учебной ситуации"

Раскрывается вопрос о том, как  учебное задание, превратить в учебную ситуацию не только теоретически, но и предлагается практическое задание. ...

Выступление на педагогическом совете школы "Пути повышения эффективности и качества образования в начальной школе"

Общество сегодня качественно изменилось, изменился и ребенок. При этом он стал не хуже и не лучше своего сверстника, он просто стал другим. У него другая система интересов, ценностей, другая сфера отн...

Выступление на педагогическом совете школы "Пути повышения эффективности и качества образования в начальной школе"

Начальное образование – особая ступень в развитии ребенка.  Она начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изме...