Мастер -класс "Реализация технологии системно-деятельностного обучения на уроке математики"
учебно-методический материал на тему

Хван Виктория Викторовна

Задачи мастер-класса: рассмотреть применение образовательных технологий на разных этапах урокаоткрытия нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon realizatsiya_tsd_obucheniya_na_urokakh_matematiki.doc276 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер–класс

«Реализация технологии системно-деятельностного обучения

на уроках математики»

учитель начальных классов

МБОУ «НОШ №11» г.Нягань

Хван Виктория Викторовна

Добрый день уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс «Реализация технологии системно-деятельностного обучения на уроках математики» 

Задачи мастер- класса:

  • Рассмотреть применение современных образовательных технологий на разных эпапах урока открытия нового знания (ОНЗ).                                                                                                                                                                        

«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…»

Г. А. Цукерман, доктор псих. наук

Подход в обучении, при котором ребенок сам добывает  знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется  системно -  деятельностным.

В настоящее время каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно.

Основные положения технологии деятельностного метода обучения.

1.Процесс обучения есть всегда обучение деятельности.

2.Сам процесс учения  должен быть творческим.

3. Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя.

Современные образовательные технологии:

  1. Технология проблемного обучения.
  2. Исследовательская работа.
  3. Здоровьесберегающие технологии.
  4. Обучение в сотрудничестве (групповая работа).
  5. Игровые технологии.
  6. Технология критического мышления.

и др.

Сегодня трудами многих поколений российских педагогов и психологов создана целостная система организации учебной деятельности (дидактическая система деятельностного метода, автор которой  Л.Г.Петерсон)

Исходя из этого, уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:

1.     уроки открытия нового знания (ОНЗ);

2.     уроки рефлексии (УР);

3.     уроки общеметодологической направленности;

4.     уроки развивающего контроля.

Использование данного метода в практике  позволяет нам грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия”  нового знания.  

Структура уроков ОНЗ обычно имеет следующий вид

 1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2. Актуализация и пробное учебное действие.

3. Выявление места и причины затруднения

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

5.Реализация построенного проекта

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону

8.Включение в систему знаний и повторение

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

I. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент) _                 1-2 минуты

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);

создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);

устанавливаются тематические рамки (“могу”).

Приёмы  работы:

  • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям,  предлагает пожелать друг другу удачи;
  • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;

девиз, эпиграф (“С малой удачи начинается большой успех” и др.)

 II. Актуализация и пробное учебное действие.                                                4-5 минут

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Возникновение проблемной ситуации.

Приёмы  работы:

  • побуждающий, подводящий  диалоги;
  • мотивирующий  приём  “яркое пятно” – сказки, легенды, фрагменты из художественной  литературы,  случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.  

Математика, 1 класс. Тема: "Числовой отрезок".  

Учитель: В одном большом-пребольшом городе жил-был маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна была у него беда - он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и пронумеровать станции, которые Паровозик будет проезжать. "Ты построишь, - сказал Умный Паровоз, - волшебный отрезок, который называется "числовым отрезком" (тема урока). Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать даже самые трудные примеры".

III. Выявление места и причины затруднении (постановка учебной задачи)      4-5 минут 

Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”)

  • перестаю действовать – начинаю думать;
  • что я делал, какие знания применял;
  • где возникло затруднение (место);

     -    почему оно возникло (причина)

Проблемная ситуация действительно обозначилась, если у ребят появился эмоциональный отклик. Он возникает в определенный момент урока - при столкновении с вполне конкретным противоречием. По реакции детей все проблемные ситуации можно разделить на два типа: возникшие "с удивлением" и возникшие "с затруднением".

IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения        7-8 минут

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.

- Какое знание строю, чему учусь (цель)

- Как строю и с помощью чего (выбор способа и средств)

- План построения нового знания

Приёмы  работы:

  • подводящий диалог;

     -    побуждающий диалог;

     -    исследовательская работа в группах и парах.

     

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д.

         Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

V.Реализация построенного проекта

Цель: построение и фиксация нового знания

  • реализация построенного проекта;
  • фиксация нового знания в речи и знаково (эталон);

     -    решение задачи, вызвавшей затруднение

VI. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи          4-5 минут

Цель: применение нового знания в типовых заданиях

- Решение типовых заданий на новое знание

- Проговаривание во внешней речи (всеми учащимися)

Приёмы  работы:

  • фронтальная работа,
  • работа в парах;
  • комментирование, обозначение знаковыми символами;

Математика 1 класс.  Тема: Задача.

Работа в парах, подчеркивают в условии ключевые слова и данные. Вызывается к доске пара, которая заполняет схему, дети на местах сравнивают свои записи с записями на доске. Затем предлагается самостоятельно записать в паре решение и ответ. А потом запись сверяется и уточняется с помощью педагога.

 Математика 1 класс.  Тема:Деление с 0 и 1».

- Как можно проверить наши выводы? (высказывания детей: посмотреть в справочнике, в учебнике);

- Откройте стр. 95 в учебнике; прочитайте тему урока, правило (выводы);

- Сравните свои выводы с выводами учебника (высказывания детей)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)          4-5 минут. 

Цель: самопроверка умений применять новое знание в типовых условия

Приёмы  работы:

  • выполнение самостоятельной работы (решение типовых заданий);
  •  самопроверка (по эталону);
  •  коррекция ошибок;
  •  ситуация успеха (решаем дальше, учитывая ошибки, которые допущены)

Стр. 37 № 4  Запишите решение задачи.

Эталон для самопроверки на доске.

- У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

- Где допущена ошибка?

Например, задание: Решить задачу- Оле 5 лет, а брату 3 года. На сколько лет Оля старше брата.

 1. Образец для проверки:

 Задача.

 5-3=2 (г)

 Ответ: 2 года

2.Подробный образец для самопроверки задания

 Например, задание: Решить задачу-

3. Эталон для самопроверки самостоятельной работы

Подробным образцом пользоваться проще, зато эталон помогает глубже осознать причину ошибки. В эталоне для самопроверки зафиксированные шаги алгоритма решения сопоставляются с самим решением (представляет собой пошаговые действия с подробным выполнением каждого шага).

 Учитель может выбрать тот способ, который соответствует уровню подготовки учащихся, поэтапно подводя их к умению пользоваться для самопроверки эталоном.

VIII.   Включение нового знания в систему знаний и повторение                  7-8 минут

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Приёмы  работы:

  •   границы применимости нового знания;
  •  задания, в которых новое знание связывается с ранее изученным;
  •  задания на повторение;

      -    задания на пропедевтику изучения последующих тем.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)                         2-3 минуты

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

     -    фиксация нового содержания;

  • рефлексия учебной деятельности (затруднения, цель, результат, способ);
  • самооценка деятельности на уроке;

     -    домашнее задание.

Приёмы работы:

     -    создание ситуации успеха

    -    здоровьесберегающий подход (Тренинг «Я смог…что не получилось?»)

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния
  • рефлексия деятельности
  • рефлексия содержания учебного материала

«дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;

эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю….

Спасибо за внимание. Творческих вам успехов!

 

РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ

http://nsportal.ru/user/153127/page/tekhnologiya-deyatelnostnogo-obucheniya-v-nachalnoy-shkole   Технология деятельностного обучения в начальной школе.

http://festival.1september.ru/articles/629753/   Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе согласно ФГОС



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход к организации уроков математики в начальной школе

реферативная работа принципы системно-деятельностного подхода;этапы формирования универсальных учебных действий....

Системно-деятельностный метод обучения на уроках русского языка в 4 классе (по УМК "Перспектива")

Системно-деятельностный метод обучения на уроках русского языка позволяет ориентировать педагога на достижения личностных и метопредметных результатов обучения младших школьников.  Целью современ...

Системно-деятельностный подход обучения на уроке математики.

Системно-деятельностный подход обучения на уроке математики....

Системно-деятельностный метод обучения на уроках математики в малокомплектной школе.

Методическая разработка, в которой описаны особенности использования деятельностого метода на уроках математики в начальной малокомплектной школе....

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Особенности организации образовательного процесса на уроках математики в начальной школе на основе системно-деятельностного подхода....

Мастер-класс «Технология системно - деятельностного метода обучения на примере урока математики»

Форма проведения: урок - импровизация.Задача:Показать способы применения системно-деятельностного метода обучения...

Технология деятельностного метода обучения на уроках математики в начальной школе

Организовать учебную работу надо так, чтобы обучающиеся являлись субъектами собственной деятельности: осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного впор...