Описание педагогического опыта работы
статья

Трунина Марина Викторовна

Описание педагогического опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty_trunina_m.v._-_2019_god.docx97.15 КБ

Предварительный просмотр:

Описание педагогического опыта работы

учителя начальных классов  МОУ «Cредняя  школа № 25» г. о. Саранск  Труниной Марины Викторовны

Тема опыта: Активизация познавательной деятельности младших      школьников.

 Ученик – это не сосуд,  

который надо заполнить, а 
факел, который надо зажечь. 

Л.Г. Петерсон

1. Актуальность и перспективность опыта

       Процесс модернизации современного начального образования ориентирован, прежде всего, на принципиальное изменение в понимании его целей. Сегодня на первый план выдвигается его развивающая функция, становление и развитие личности младшего школьника. Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию — одна из стратегических задач современной российской школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и их возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.

Согласно стандартам второго поколения учитель должен развивать у младших школьников умение учиться, т. е. формировать универсальные учебные действия, создавать такие условия, которые позволят развивать у учащихся разные стороны активности: интеллектуальную, личностную, социальную.

        Современное общество поставило перед образованием ряд проблем. «Активизация познавательной деятельности учащихся» – одна из них. Это закономерно, так как учение – ведущий вид деятельности школьников. И чрезвычайно значимым для учебной деятельности является познавательный интерес, познавательная активность.

2.Условия формирования опыта

На идею формирования педагогического опыта оказали влияние следующие факторы:

  • требования ФГОС НОО
  • изучение методической литературы
  • изучение опыта коллег
  • курсы повышения квалификации
  • участие в работе городских методических объединений

       Данные последних лет показывают, что у значительной части учащихся, сегодня, наблюдается преобладание низкого уровня развития познавательного интереса, который при переходе из класса в класс начальной школы у большинства из них остается на прежнем уровне и даже снижается. Количество учащихся, проявляющих интерес к учебной деятельности, уменьшается по мере их взросления. Телевидение, радио, интернет привлекают детей в большей степени, чем современные учебники. Происходит резкое падение интереса школьников к чтению, к книге, и, как следствие снижение грамотности и культуры учащихся, снижение мотивации учебной деятельности, что затрудняет успешное решение приоритетных задач, стоящих перед школой.

       Это наталкивает на поиск путей и средств повышения эффективности формирования познавательного интереса у младших школьников.

        Что должен делать учитель, чтобы познавательная активность детей стала фактором успешной учёбы каждого ребёнка?  Как пробудить у ребёнка интерес к познанию нового и сделать так, чтобы он не погас на протяжении всей его жизни?

3.Теоретическая база опыта

       Проблема активизации познавательной деятельности волновала великих педагогов и психологов в различные времена. Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину, размышляя. Ж.-Ж. Руссо, чтобы ученик захотел узнать и найти новое знание, создавал для него специальные ситуации, вынуждающие к познавательному поиску. Песталоцци, Дистервег и другие педагоги учили так, чтобы школьник не только получал, но и искал знание. Однако в полной мере эта проблема получила разработку в педагогике Д.Дьюи и ученых XX века. Дьюи выступал с критикой словесной, книжной школы, которая дает ребенку готовые знания, пренебрегая его способности к деятельности и познанию. Он предлагал обучение, когда учитель организует деятельность детей, в ходе которой они решают возникающие у них проблемы и получают необходимые им знания, учатся ставить задачи, находить решения, применять полученные знания. 

        Целостную систему обучения и воспитания, базирующуюся на возбуждении познавательного интереса школьников, на организацию их совместной заинтересованной деятельности с педагогом, разрабатывал Ш.А.Амонашвили.  Большое внимание проблеме активизации познавательной деятельности уделяют и современные отечественные педагоги и психологи.

     «Школы, писал Ж.Пиаже, должны готовить людей, которые способны созидать новое, а не просто повторять то, что делали предшествующие поколения, людей изобретательных, творческих, у которых критический и гибкий ум и которые не принимают на веру все, что им предлагают».

     В научной литературе описаны условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательной активности младших школьников.

Первое условие состоит в том, чтобы осуществить максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.

Второе условие предполагает обеспечение формирования познавательной активности и личности в целом.  Оно  состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.

        Изучив теоретические источники, пришла к выводу, что процесс обучения должен быть направлен на успех. Успех – важнейший стимул активной деятельности человека. Этот психологический феномен особенно ярко проявляется в детском возрасте, когда другие мотивы и стимулы еще неустойчивы или слабо выражены. Ребенок, слабоуспевающий, отстающий от своих сверстников, быстро теряет интерес к учению и его познавательная активность на уроке приближается к нулевому уровню.

           Данные теоретические положения стали основой моего опыта.

4. Технология опыта

       К. Д. Ушинский писал: «Главная задача учителя – не просто излагать материал, а пробудить способности детей, привлечь их активное внимание».        Активизировать деятельность учащихся невозможно без пробуждения интереса к этой деятельности. Познавательный интерес должен стать мотивом обучения и стойкой чертой характера ученика. Педагогический опыт накопил богатый и ценный арсенал методов такого побуждающего обучения: словесные — наглядные — практические – репродуктивные – поисковые – индуктивные – дедуктивные — самостоятельная работа.

Изучив ряд источников, я определила следующие цели и задачи.

Цель моего опыта: решение проблемы по активизации познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность.

Задачи:

1) формировать положительную мотивацию учения;

2) обеспечить интеллектуальное развитие ребёнка;

3) развивать личностный потенциал учащихся;

4) формировать умение самостоятельно добывать знания;

5) создать условия для реализации творческого потенциала учеников.

       Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Для развития познавательного интереса к изучаемому материалу большое значение имеет методика преподавания данного предмета. Поэтому перед тем как приступить к изучению какой-нибудь темы, много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок, ибо урок, по словам В. А. Сухомлинского, первая искра, зажигающая факел любознательности.

       Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. Чтобы активизировать познавательную деятельность детей, надо привнести элемент занимательности как в содержание, так и в форму работы, придать материалу увлекательный характер, делать его живым и интересным.

       Педагогики – классики утверждают: «Смертельный грех учителя – быть скучным».  Я, как и многие учителя, ищу способы, «оживляющие»  уроки, привлекающие учеников к активной работе. Сохраняя основную форму урока,  применяю оригинальные, нестандартные приемы, творчество, креативность, современные технологии, повышая этим интерес школьников к учебному процессу. Обычно на таких уроках дети увлечены, работоспособны, и, конечно же, результативность в классе возрастает.

        Я попытаюсь проанализировать то, что дало положительный результат, насколько эффективными оказались методы и приёмы, используемые мною для повышения уровня познавательной активности учащихся.  

1.      Анкетирование, наблюдение.
       Зная мотивы учения, легче организовать формирование познавательного интереса учащихся.  Для того, чтобы выявить уровень интереса у учащихся я  провожу анкетирование детей и родителей на первом этапе обучения. Кроме анкет для исследования интересов я использую метод наблюдения. В процессе наблюдения выясняется, что более интересует младших школьников – сам ли процесс учебной работы или содержание учебного материала; какие виды учебной деятельности наиболее интересуют учащихся и какова роль каждого из них в формировании  учебных интересов; при каких условиях учащиеся проявляют наибольшую активность на уроке; каким предметам отдают приоритет. Это помогает мне наметить образовательный маршрут для своего подопечного. Ведь самая главная задача учителя, формирующего познавательную активность:

       •    быть внимательным к каждому ребенку;
       •    уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне  учебной работы;
       •    создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям.

2.      Игровая деятельность.

 Игра для младших школьников — любимая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Как показала многолетняя практика, дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. 
           Создание игровой  атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. При использовании игры ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное – нет «зевающих» на уроке.

Дидактические игры и другой занимательный материал (загадки, пословицы, ребусы, кроссворды, головоломки) применяю на разных уроках. Это даёт положительный результат.  Дети играют и непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знания по предмету.

3.      Интеграция.
         Важным методом активизации познавательной деятельности является осуществление интеграции. Интеграция – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Интеграция помогает расширить тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов.
       Процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных  связей конечно же сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности. 

       На  своих уроках я активно использую межпредметные связи. Так на уроках математики (при решении задач) обращаю внимание на правописание и лексическое значение тех или иных слов; или же даю интересные сведения из жизни животных и растений, предметов окружающего мира. Часто интегрирую уроки чтения и изобразительного искусства; применяю музыкальное сопровождение уроков, при этом ненавязчиво ввожу детей в мир классики и искусства. Всё это развивает познавательную активность, снижает утомление и напряжение на уроке. 

4.     Создание нестандартных ситуаций.

       Развитию познавательной активности учащихся способствует разнообразие форм обучения. Так наряду с традиционными формами обучения я провожу и нетрадиционные уроки.

        Создание нестандартных ситуаций на уроке способствует развитию познавательного интереса и внимания к учебному материалу, активности учащихся и снятию усталости. В своей практике часто использую такие приёмы, как  урок-сказка, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-игра. Каждый из этих уроков имеет ряд своих особенностей, но все они позволяют создать атмосферу доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний. 

5.      Парно-групповая работа.

       Создать благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке помогают мне групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное; в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения, где у каждого ребенка есть возможность проявить умственную самостоятельность и инициативность.  Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать на практике и представлять найденный совместно результат.

6.       Проблемное обучение.

       Отличительными чертами познавательной активности является оригинальность мышления, умение находить нестандартные, непохожие на другие решения. А это возможно, если обучение приобретёт проблемный характер.
          Проблемное обучение–решение поисковых задач, постановки перед учащимися задач проблемного типа. Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию. Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения. Данный метод включает в себя: выдвижение проблемного вопроса, создание проблемной ситуации на основе высказывания, создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу, решение задач познавательного характера.

       Задача учителя - учить думать, рассуждать, анализировать, сравнивать, делать сопоставления и выводы. Я стараюсь придерживаться принципа: «Плохой учитель тот, который  преподносит истину, хороший — учит её находить». На каждом уроке создаю какую-то трудность, проблему, которую дети решают в процессе урока.

7.   Проблемно-модульная технология

Эта технология подразумевает самостоятельное достижение учащимся конкретных учебных целей в процессе работы с модулем во время урока. Учитель при этом выступает как организатор самостоятельной работы школьников, участник совместной исследовательской деятельности. Технология направлена на полное усвоение знаний каждым учеником. Самостоятельно достигаются конкретные учебно-познавательные цели в процессе работы с модулем, получая от учителя в письменной форме советы: где найти, как овладеть, как проверить. Изменяется форма общения учителя с обучающимися, оно происходит как посредством модулей, так и непосредственно с каждым индивидуально. Каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, учится планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности.

Успех применения модульного обучения зависит от качественного содержания в них учебных элементов, так как ученик работает в первую очередь с ним. Реализация обучения осуществляется через дифференциацию содержания и организации учебной деятельности в разных формах: индивидуальной, парной, групповой. Отмечаются четкие действия каждого ученика, активность и самостоятельность действий, поиск проблем и выработка путей их решения.


 8. Использование ИКТ. 

Развитие познавательной активности учеников в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для их восприятия является учебный материал. Известно, что у младших школьников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение. Компьютерные технологии дают учителю такие возможности, стирая грань между учебой и игрой и превращая изучение самых трудных тем в увлекательное путешествие по стране знаний.

Применение ИКТ позволяет:

  • повысить уровень мотивации учащихся;
  • повысить эффективность урока;
  • вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения;
  • использовать большое количество наглядного материала;
  • успешно осуществлять контроль знаний;
  • развивать поисковую деятельность, инициативность, творчество

    В своей практике использую мультимедийные презентации для объяснения новой темы, контроля знаний и как средство подачи информации.  ИКТ использую для проведения физминуток, музыкального сопровождения уроков, широко применяю во внеурочной деятельности.

     Работа с компьютерными программами, по моим наблюдениям, вызывает у детей повышенный интерес к предмету, развивает восприятие, память, внимание, мышление, воображение, даёт возможность учителю подготовить богатейший материал к уроку.

9.      Исследовательская и проектная деятельность.
         Ученикам начальных классов свойственна тяга ко всему новому, к «тайнам» и открытиям.
         В современной школе значимость исследовательской и проектной деятельности возрастает,  а проведение учебных исследований с младшими школьниками  это  особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.

       Основа данного метода – решение какой-либо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств. Исследовательская работа делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации.

       Мои учащиеся с удовольствием включаются в проектную деятельность. Особенно ярко это наблюдается на уроках окружающего мира. К урокам ребята часто готовят сообщения, добывая информацию из различных источников (справочников, энциклопедий), подбирают картинки, наблюдают, расспрашивают родителей, вместе с ними готовят презентации. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл: « Я вот что ещё узнал, а я хочу добавить…».

        Со своими исследовательскими работами дети выступают на ШНПК, где нередко становятся победителями и призёрами, принимают участие и на муниципальном уровне.

       Такая деятельность формирует  жизненный опыт, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самовыражении и самореализации, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, позволяет обеспечивать рост личности ребенка. Школа проектов – это школа будущего.

10.     Внеурочная деятельность

       Познавательная активность развивается не только в учебной деятельности, но и во внеклассной работе. Усилить интерес к предмету помогает внеурочная деятельность, кружковая работа, познавательные экскурсии, театрализованные представления, праздники, КВНы, викторины, конкурсы, олимпиады, что способствует развитию интеллекта, словарного запаса, творческих и художественных способностей каждого ученика, вносит в процесс обучения радость и удовлетворённость собой.

       Все учащихся моего класса занимаются внеурочной и кружковой деятельностью, являются активными участниками творческих, интеллектуальных  конкурсов, других внеклассных мероприятий.

5.  Анализ результативности опыта. 

        Работа по данной проблеме дает определенные позитивные результаты: изменились количественные показатели учебной деятельности учащихся и заметен качественный рост личности ученика.

       Усвоение программного материала составляет 100%. Качество знаний за последние два года постепенно растет: математика: 65%-71% ; русский язык: 63%-68% ; окружающий мир: 72%-79% ; чтение: 72%-80%    (см.Приложение)

      Неплохие результаты класс имеет на школьном и муниципальном уровне.  Дети заняли призовые места в предметных олимпиадах, на конкурсе исследовательских работ, в творческих конкурсах;  активными  участниками являются  в общешкольных мероприятиях    (см. Приложение)

       Ребята активно принимают участие в региональных, всероссийских и международных интеллектуальных и творческих конкурсах, где нередко становятся победителями и призёрами.    (см. Приложение)

       Вовлечение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность на всех этапах  урока и внеурочной деятельности, максимальное использование самостоятельности позволили мне обеспечить положительную динамику роста учащихся в интеллектуальном, личностном и социальном плане.

      Я пришла к выводу, что решением проблемы является создание психолого-педагогических условий, в которых каждый обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, своё индивидуальное «Я»

6.  Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

            Мне очень нравятся слова И. В. Метельского «Познавательная активность – это активная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением развивающейся личности»

       Учитель имеет все возможности, чтобы разбудить в ребенке те скрытые «сокровища», которыми он обладает. У него есть возможность развить возможности детей, чтобы они в дальнейшем в полной мере реализовали себя в современном мире. Для этого учителю необходимо выражать детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечать каждый их успех. И тогда познавательная активность ребенка проявится во всех направлениях учебной деятельности.

С целью развития у детей познавательной активности учителю необходимо:

  • создавать на уроке атмосферу доброжелательности;
  • использовать большой арсенал средств для поддержания интереса к предмету;
  • концентрировать внимание на главном в учебном материале;
  • направлять учебно-познавательный процесс на достижение конечного результата;
  • осуществлять индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса;
  • избегать перегрузки учащихся;
  • принимать во внимание наследственность и особенности психофизического развития детей;
  • дифференцировать объем домашних заданий;
  • контролировать и корректировать усвоение каждого учебного элемента;
  • создавать на уроке условия для развития личности учащихся, усвоения ими способов решения своих проблем, самоуправления в учебной деятельности.

      А трудность опыта  в том и состоит, что учитель должен учитывать все условия непременно и в комплексе, добавляя ко всему этому большую чашу любви к детям.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта.

       Проведённая мною работа подтвердила актуальность проблемы, её сложность и многоплановость, позволила сделать и сформулировать основные теоретические выводы:

1)  Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить.

2)  Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

       В заключение мне хочется сказать о том, что профессионализм учителя во многом определяется требовательностью к самому себе. Не к ученикам, а именно к себе. Ученики могут иногда казаться и невнимательными, и ленивыми, и агрессивными, и слабыми, и заносчивыми. Но учительская задача состоит в том, чтобы вооружить их знаниями, навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе всё то лучшее, что делает человека человеком.

       Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, района, участвую  в работе семинаров  и секций муниципального уровня,  провожу открытые уроки, посещаю уроки коллег. Разработки и презентации внеклассных мероприятий, уроков выкладываю в сети Интернет.

Публикации размещены на сайтах:

http://nsportal.ru/trunina 

http://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/presentacii/177639 

http://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/177636 

https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/meropriyatia/v_gosti_k_zime_konspekt_meropriiatiia

https://multiurok.ru/id13876820/files

Список литературы:

1.Агапова Н.В. Перспективы развития новых технологий обучения. – М.: ТК Велби, 2005. – 247 с. 

2.Анисимов П.Ф. Новые информационные и образовательные технологии как фактор модернизации учебного заведения //СПО – 2004 - №6 – С.2
3. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 2010. 

 4. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в         начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – М.: Просвещение, 2014. – 152 с.
5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 2011. 
6 . Бордовская Н.В., Доринская Л.А., Костромина С.Н.Современные образовательные технологии/учебное пособие.-М.:Кнорус, 2012.- 432с. 

7.Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества//М.,2000

8. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2005.

9. Ратанова, Т.А. Способы активизации познавательной деятельности школьников // Вопросы психологии. - 1990. - №5. - С. 81-88.

10. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара: Учебная литература, 2004.

11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. -  М. Народное образование, 1998 г.

12.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2016. – 53 с.

,

8. Наглядное приложение: конспект открытого урока (см. ниже)

видеозапись театрализованного представления «Печки-лавочки», достижения учащихся, положительная динамика качества знаний.

Достижения учащихся.

Школьный уровень:

       победы и призовые места - 28

Муниципальный уровень:

       победы и призовые места – 11

Республиканский уровень:

       победы и призовые места - 1

Российский уровень:

       победы и призовые места – 126

Международный уровень:

       победы и призовые места – 39

Положительная динамика уровня качества знаний учащихся

Класс

Учебный год

Русский язык

Математика

Чтение

Окружающий мир

Качество знаний, %

Качество знаний, %

Качество знаний, %

Качество знаний, %

1 Г

2016-2017

58

60

-

-

2 Г

2017-2018

63

65

72

72

3 А

2018-2019

68

71

80

79

 1-3 класса

1-3 класса

Диаграмма положительной динамики роста уровня качества знаний учащихся класса (%)

Результаты показали положительную динамику роста уровня качества знаний учащихся

Урок русского языка в 4 классе, ОС «Школа 2100»

Подготовила: учитель МОУ «Средняя школа №25» г.о. Саранск

Трунина Марина Викторовна

Тема урока: Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями. (Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму)

Тип урока: урок развития умений.

Цель: овладеть алгоритмом определения спряжения при безударном личном окончании глагола, а также умением выбирать букву гласного для написания личного окончания глагола.

     развивать орфографическую зоркость, правильную речь, память

     воспитывать любовь к русскому языку

Ход урока

I. Оргмомент (улыбнитесь)

Ярко солнце светит

                                                          В воздухе тепло

И куда ни глянешь

Все вокруг светло

- Пусть будет еще светлее от ваших улыбок

- Сегодня у нас несколько необычный урок, урок-путеществие

- Откроем тетради и запишем дату сегодняшнего путешествия.

(слайд)

II. Введение в тему

- А отправимся мы с вами в сказочную страну, в удивительный город, в котором живет очень деятельный и трудолюбивый народ. Отгадайте кто он?

(слайд)

                Интересная часть речи

                В этом городе живет.

              Кто что делает расскажет,

              Чертит, пишет иль поет.

              Вышивает или пашет

              Или забивает гол.

              Варит, жарит, моет, чистит

              Как зовут его?           (глагол) – хором.

III. Актуализация изученного

- Подберите однокоренные слова к слову глагол (глаголица, глагольный,  глаголать)

- Что означает слово глаголать? (устаревшее слово - «говорить»)

- А в современном языке есть слово разглагольствовать. Посмотрите в толковом словаре С.И.Ожегова значение этого слова.

- Расскажите все, что знаете о глаголе

- По цепочке «Дополни фразу»

(слайд)

IV. Формулирование темы и цели урока

- Мы достаточно много знаем о глаголе.  Так с какой целью мы отправимся в наше путешествие?

- Запишем предложение под диктовку и попробуем определить проблемный вопрос:

  Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой.

- Выделите грамматическую основу, дайте характеристику предложению. Составьте   схему предложения.  (Предложение простое с однородными сказуемыми)

- Назовите глаголы, назовите их окончания.

- В окончаниях каких глаголов можно допустить ошибку? Почему?

- Так над чем мы будем работать сегодня на уроке?  (над безударными личными окончаниями глаголов)

- Посмотрите на схему, сформулируйте цель урока

(Будем учиться определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, а также учиться выбирать букву гласного для написания личного окончания глагола.)

-Для этого вам понадобятся памятки-алгоритмы, которые мы вывели на предыдущем уроке.

V . Работа по теме. Развитие орфографических умений.

- Маршрут наметили, билеты приобрели, а теперь в дорогу

(Видео «Паровоз Букашка» - 1куплет)

-Слушаем песенку и запоминаем глаголы.

-Какие глаголы вам встретились на пути?  Назовите их.

-Запишите в тетрадь.

                   

(слайд)

-Поставьте ударение, выделите окончание, напишите спряжение глаголов.

-У каких глаголов определить спряжение вам было легко?  (которые стоят под ударением).

-Назовите их и назовите спряжение.

-Как определить спряжение глаголов, если личное окончание ударное?

(правило)

-Какие глаголы вызвали затруднение?

                                      

-Как будем действовать?  (по алгоритму)

(у доски 2 ученика)

   

-Какие ещё бывают окончания у глаголов Iспряжения?

 

-Какие окончания бывают у глаголов  II спряжения?

-Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием?  

                             (по глагольному суффиксу - правило)

-Для чего нужно уметь определять спряжение?  (чтобы правильно написать букву гласного в личном окончании глагола)

-Как же выбрать букву гласного в окончании глагола?

(алгоритм на слайде)

VI. Работа с учебником.

- Используя алгоритм, определи какие буквы гласных надо писать в окончаниях глаголов  (Упр.257)

Груст…м в разлуке, ребята спор…т, брат боле…т, давно друж…м – с комментированием

остальные глаголы – по вариантам

(Один ученик работает у доски по карточке)

  -Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга работу.

   -Поднимите руки, кто допустил ошибки.

      (объясняют пошаговые действия по алгоритму)

   -В каких словах написали  гласную букву е в окончании?

   -Как вы выбирали букву гласного?

   -Назовите слова с гласной буквой и в окончании

   -Как вы выбирали букву гласного?

   -Укажи признаки глагола по его окончанию: -ешь, -ишь, -ете,- им, -ат, -ют

(О чём они могут рассказать?)

VII. Физкультминутка

- Наш паровозик делает остановку. Отдохнем, послушаем звуки природы и последим за солнечным зайчиком. (Гимнастика для глаз)

- Потянулись к солнышку, стряхнули зимнюю усталость. Присаживайтесь.

- Какое  время года мы наблюдаем на картине?

- По каким признакам догадались?

 (Земля только что освободилась от зимнего снежного покрова.  Деревья,  окутанные голубой дымкой, купаются в чистом воздухе, тянутся к теплу, свету.)

- Какое чувство вызывает приход весны?

(Художник Василий Николаевич Бакшеев передаёт на своей картине «Голубая весна» душевный восторг перед великим обновлением природы.)

- О весне писали не только художники, но и композиторы, поэты

- Послушайте как Алексей Плещеев описывает весну (читает ученик)

- Какое чувство передает автор в стихотворении?

VIII. Творческая работа в группах

- Я предлагаю вам творческую работу: описать состояние природы весной.

- Подберите подходящие по смыслу глаголы, определите спряжение, выделите окончание. Работаем группами.

Подберите подходящие по смыслу  глаголы  выделите их окончания, определите спряжение. Слова для справок: бежать, дуть, зеленеть, будить, пригревать, таять

1) Ласково  пригревает  весеннее солнышко.

2) Дует тёплый ветерок.

3) Мартовские лучи    будят  природу.

4) С весёлым шумом  бегут  ручейки.

5) В лесу тает последний снег.

6) На пригорках зеленеет первая травка.

Подберите подходящие по смыслу  глаголы, выделите их окончания, определите спряжение. Слова для справок: начинать, прибывать, строить, чувствовать, появиться, петь

7) Начинают  набухать почки на деревьях.

8) Скоро из них появятся  нежные клейкие листочки.

9) На старой берёзе строит гнездо чёрный грач.

10) В чистом  весеннем небе поют жаворонки.

11) День  прибывает.

12) Повсюду  чувствуешь  дыхание  весны.

                 (Задания на лучиках солнца)

- Ребята у нас получился текст. Какой это текст? (повествование)  Как можно озаглавить?

(Если есть время, можно провести эстафету «Ручеек»)

-Кто из вас любит это время года? Почему?  (можно пускать кораблики…)

Команды получают карточки – кораблики со словами. Игроки указывают спряжение, передают карточку сидящему сзади.        

- Проверять работу будут контролёры (1 ученик от команды). Подведение итогов.

IX. Вставь пропущенные буквы

- Подходит к концу наше путешествие. Пришло время возвращаться домой.

- Ваша задача отыскать свой вагон.

I вариант – выбирает глаголы I спряжения

II вариант – выбирает глаголы II спряжения

- Проверьте себя?

- Кто перепутал вагоны? Кто ошибся?

(Д/з: Упр.258)

X. Итог урока:      - Чему учились на уроке?

                                 -Для чего нужно уметь определять спряжение глаголов?  

                                 -Пригодятся ли вам эти знания?

XI. Рефлекция

- Оцените свою работу сами

- На какой ступени знаний вы находитесь.

«Три сигнала светофора»

красный – тему не понял

желтый – понял, но не до конца

зеленый – все понял, могу объяснить другому.

- Удачи! И до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта по теме"Взаимодействие с ИКТ в режиме интерактивного обучения как одно из условий развития творческих способностей учащихся 1 ступени"

Цель: развитие творческих способностей младших школьников в процессе взаимодействия с ИКТ в режиме интерактивного    обучения  Задачи:  выявить теоретические подходы в...

Модульное описание педагогического опыта "Пути совершенствования орфографической подготовки учащихся младших классов"

У детей создаётся иллюзия, будто оценка по русскому языку, ставится исключительно только за орфографию. Из-за боязни сделать ошибку они теряютверу в себя. У многих, орфография, вызывает отрицате...

Модульное описание педагогического опыта на тему «Повышение мотивации учения путём развития читательских навыков».

Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость, поэтому моя работа посвящена этой проблеме.            Основной цел...

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы по теме: «Развитие творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ»

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы по теме:«Развитие творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ». В работе описаны методы работы по ТРИЗ в нача...

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта  работы по теме : " Проектная деятельность в начальных классах"...

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы «Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы «Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»...