Описание педагогического опыта работы
опыты и эксперименты

Описание педагогического опыта  работы по теме : " Проектная деятельность в начальных классах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_pedagogicheskogo_opyta_raboty.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Описание педагогического опыта работы

Тема: Проектная  деятельность на уроках в начальных классах.

.

       Данная тема актуальна тем, что передавая детям знания, которые не   подтверждаются собственным опытом, школа воспитывает потребителя, в лучшем случае всезнайку - энциклопедиста и теряет при этом творца и деятеля.     Это приводит к ослаблению внутренней мотивации у детей, не востребованности их творческих способностей. Отсюда - нежелание детей учиться. Дети уже по природе своей исследователи. Особенно характерно это для одарённых детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности. Проектная  деятельность младших школьников требует хорошо разработанной системы.  

    Самая главная цель проектной  работы по моему мнению – формирование  у ребёнка способности  осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере, а так же  создание условий для развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира .

   Конечно же,  для младшего школьника необходимо обеспечит поиск форм и методов развития познавательного интереса. Развитие познавательной активности происходит благодаря переходу ученика на более сложный уровень деятельности, что ведет к повышению его интеллектуальных и творческих способностей. В данном случае, это  проектная деятельность, основы которой я ввожу  в учебный процесс как на уроках окружающего мира , математике и русского языка . Особенность организации такой деятельности в том, что в ней могут участвовать не только сильные учащиеся, но и отстающие.

    При выборе данной темы я ознакомилась с дополнительной литературой, которая четко помогает определить деятельность, как учителя так и самого ученика.  Изучая книги, я поняла, что практическая деятельность должна быть свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками, не должна ограничиваться рамками смелых гипотез. Практическая деятельность более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.

При изучении дополнительной литературы , я установила, что в процессе проектной  деятельности формируются следующие умения:

1.Поисковые умения:

-умение самостоятельно изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

-умение самостоятельно найти недостающую информацию ;

-умение находить несколько вариантов решения проблемы;

-умение выдвигать гипотезы;

-умение устанавливать причинно-следственные связи.

2.Рефлексивные умения:

-умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

-умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

3.Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

-умение находить компромисс;

-навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

4.Умения работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умение взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. 5.Презентационные умения

-навыки монологической речи;

-умение уверенно держать себя во время выступления;

-артистические умения;

-умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

Новизна данной темы заключается в создании системы применения методов исследования, нацеленных на развитие познавательной активности обучающихся. И главные задачи, которые я перед собой   поставила в проектной деятельности -  это прежде всего:

  • развить интерес учащихся к проектной  деятельности в процессе её осуществления;
  •  создать условия для вовлечения в проектно – исследовательскую деятельность не только отдельных одарённых детей, а всех учащихся класса;
  • - способствовать мотивации к познавательной деятельности;
  • - формировать качественные знания учащихся.

Обобщение собственного педагогического опыта.

         В сфере образования я работаю только 5 лет. Тема моя по самообразованию –проектная деятельность.  И самое главное на уроках для меня – формировать  проектные  навыки у младших школьников.     

        Исследовательская работа – это работа, связанная с решением творческой задачи с заранее неизвестным результатом.

       

         Я, как учитель,  стараюсь максимально реализовать свои способности (умение организовать и вести дискуссии, способность генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем; умение устанавливать и поддерживать в устойчивый, положительный эмоциональный настрой). Я для ребенка, прежде всего, должна быть    советником, консультантом при самостоятельном освоении им учебного материала, следовательно, на современном уроке я ещё больше должна уделять внимание приёмам для активизации процесса обучения, для развития способностей ученика самостоятельности, заставлять их думать на уроке.

      Проектную деятельность  на уроках дети практически выбирают сами, по своим интересам, мы прекрасно знаем, что у детей разные интересы и взгляды.  Но выбор какой либо темы не проходит без помощи учителя ( меня). А чтобы детям помочь выбрать тему для кого то проекта , мы с ними проводим тесты, которые помогут определить степени интересов ребенка младшего школьного возраста.

       Так и на уроках окружающего мира я стараюсь провести урок так, чтобы на каком либо этапе был момент проектной деятельности.

      Так, к примеру, при изучении темы « Кто нас защищает » мною детям была задана проектная деятельность .

      На уроках я так же использую различные игры, задания которые позволяют активизировать проектную деятельность .

    Как уже известно, проектная деятельность напрямую связана с чтением книг, энциклопедий, дополнительных материалов, что в наше время очень важно. ( потому что, дети стали очень редко обращаться к книжным источникам информации, а чаще пользуются интернетом, иногда не вникая в информацию).

     На уроках окружающего мира детям очень часто даются задания, которые напрямую связаны с проектно-исследовательской деятельностью. И детям, порою, интересней работать с исследованием, чем просто читать учебник и отвечать на вопросы.

    Мои учащиеся с удовольствием включаются в проектно-исследовательскую деятельность. Особенно ярко это наблюдается на уроках окружающего мира. К урокам ребята часто готовят сообщения, добывая информацию из различных источников (справочников, энциклопедий), подбирают картинки, наблюдают, расспрашивают родителей, вместе с ними готовят презентации. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл: « Я вот что ещё узнал, а я хочу добавить…».

       Такая деятельность формирует  жизненный опыт, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самовыражении и самореализации, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, позволяет обеспечивать рост личности ребенка

       Очень важно, на мой взгляд, вовлечь родителей в работу над проектом. Ведь благодаря им эта работа становится детям более интересной и захватывающим делом. Они вместе с детьми делали фотографии, выполняли несложные исследования, помогали подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогали ребенку готовить защиту своей работы.  В результате работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

       В заключении мне хочется сказать о том, что профессионализм учителя во многом определяется требовательностью к самому себе. Не к ученикам, а именно к себе. Ученики могут иногда казаться и невнимательными, и ленивыми, и агрессивными, и слабыми, и заносчивыми. Но учительская задача состоит в том, чтобы вооружить их знаниями, навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе всё то лучшее, что делает человека человеком.

        

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта по теме"Взаимодействие с ИКТ в режиме интерактивного обучения как одно из условий развития творческих способностей учащихся 1 ступени"

Цель: развитие творческих способностей младших школьников в процессе взаимодействия с ИКТ в режиме интерактивного    обучения  Задачи:  выявить теоретические подходы в...

Модульное описание педагогического опыта "Пути совершенствования орфографической подготовки учащихся младших классов"

У детей создаётся иллюзия, будто оценка по русскому языку, ставится исключительно только за орфографию. Из-за боязни сделать ошибку они теряютверу в себя. У многих, орфография, вызывает отрицате...

Модульное описание педагогического опыта на тему «Повышение мотивации учения путём развития читательских навыков».

Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость, поэтому моя работа посвящена этой проблеме.            Основной цел...

Описание педагогического опыта работы

Описание педагогического опыта работы...

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы по теме: «Развитие творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ»

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы по теме:«Развитие творческого воображения в начальной школе с помощью методов ТРИЗ». В работе описаны методы работы по ТРИЗ в нача...

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы «Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»

Целостное описание позитивного педагогического опыта работы «Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»...