Организация проектной деятельности в начальной школе
опыты и эксперименты (4 класс) на тему

Рохлина Екатерина Александровна

Описание организации проектной деятельности в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti_v_nachalnoy_shkole.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Е.А.Рохлина (МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №69 «Центр развития образования» г. Рязань)

Организация проектной деятельности в начальной школе

Проекты в начальной школе – это не доклады, не сухой отчет – это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Это метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную и групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.

В 1905 г. русский педагог С.Т. Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получил широкое распространение и развитие в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся.

В последнее время этому методу снова уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основной тезис современного понимания методов проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основной метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Цель метода проектов: формирование у учащихся целостного представления об окружающем мире, о месте в нем человека через приобретение опыта творческой проектной деятельности. 

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», то есть если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, то есть заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.

Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.

Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний. Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат и называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая осмысление результатов деятельности. Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.

Основываясь на этом, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела) [2, 156-178].

Всё вышеизложенное справедливо и по отношению к учащимся начальных классов. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего одноплановы.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной-двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи народов нашей страны».

Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем участникам необходимо оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также предполагается оказание помощи ученикам в подготовке проекта к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление     с рассказом о своем проекте.

После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад.

Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на экскурсию и т.п. [2, 345-347].

Кратко остановимся на этапах совместной работы учителя и учащихся над проектом[1, 25-30].

1 этап – погружение в проект. Первый этап осуществления проекта – самый короткий, но очень важный для получения ожидаемых результатов       от проектной технологии. На этом этапе учитель пробуждает интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, расставляет акценты значимости, предлагая тот или иной ракурс рассмотрения темы, формулирует проблему проекта. В результате проблематизации определяют цель и задачи проекта – поиск способа или способов решения проблемы проекта.

2 этап – организация деятельности. Организация образовательного процесса на основе проектной деятельности вызывает значительные изменения      в построении микроклимата класса, изменяет роль педагога, превращая его   из источника информации в проводник по информационному пространству. Изменяются и личностные характеристики ребенка: идет формирование адекватной самооценки, воспитывается стремление к кооперации при сохранении собственной позиции и умение доказательно отстаивать ее.

Созданная на основе проектной деятельности среда стимулирует ребенка к творческому поиску, а участие в конференциях, знакомство с исследовательскими работами сверстников способствует формированию широкого круга интересов, стимулирует желание попробовать свои силы в различных областях знаний.

Возможности и эффективность использования проектной деятельности для развития личности и социализации школьников выявляются через структуру деятельности учителя и ученика.

3 этап – осуществление совместной  деятельности. На этом этапе ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, анализируют и систематизируют информацию, обсуждают в группах, непосредственно выполняют и оформляют проект.

4 этап – презентация проекта. Этап необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.

На этом этапе ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку. Учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности [3, 25-67].

Мы уже рассмотрели особенности осуществления проектного метода       в начальных классах. Одним из особенностей является то, что в начальных классах учащиеся только-только приступают к поисково-исследовательской работе. Она связана с тем, что они еще не умеют работать с литературой, выделять главное, делать обобщения.

Для преодоления этих трудностей мы предлагаем рассмотреть проектное изучение темы «Родной Край».

Для осуществления этого проекта класс делится на группы по 5-6 человек. Определяются лидеры группы. Поскольку они только приступают к поисково-исследовательской работе, все группы выполняют одинаковые задания.

В данном проекте для проведения поисково-исследовательской работы были подготовлены следующие задания:

- изучение географического положения края;

- ознакомление с историей родного края;

- характеристика флоры и фауны края;

- мой край  в годы Великой Отечественной Войны;

- поиск традиций нашего края;

- вклад знаменитых людей в историю нашего края;

- современного развитие края.

Кроме того, в зависимости от затруднения учащихся, учитель может задавать наводящие вопросы.

Конечно же, в начальных классах учащиеся не умеют работать с дополнительной литературой. Поэтому очень важно приготовить обобщенный дополнительный материал, где имеются ответы на поставленные вопросы. Тогда перед учащимися стоит более простая задача: найти ответ в одном источнике.

После того как ответ найден, его нужно обсудить. При этом важна направляющая деятельность учителя, которая может дополнить ответы учащихся.

Ответ коротко записать в тетрадях.

Для проведения защиты продуктов своей деятельности учащимся желательно задать дополнительное домашнее задание: расспросить у своих родителей, бабушек и дедушек, соседей, записать интересные случаи, произошедшие  в крае. Может быть, учащиеся сами были свидетелями таких случаев. Тогда результатом проекта будут не просто ответы на вопросы, а и небольшие творческие рассказы. Наиболее способные учащиеся могут дополнить свои работы рисунками.

Тема проекта: «В поисках птицы счастья»

(Литературное чтение. 4 класс)

Паспорт проектной деятельности

  1. Название проекта: «В поисках птицы счастья»
  2. Учебный предмет: литературное чтение
  3. Учебные дисциплины, близкие к предмету: русский язык, изобразительное искусство, технология, музыка.
  4. Состав учащихся: 4 класс
  5. Тип проекта: исследовательский, творческий, групповой, краткосрочный
  6. Руководитель проекта: Рохлина Е.А.

Цель проекта: воспитание и развитие ученика через его самостоятельную познавательную деятельность.

Задачи проекта:

1. Учить обобщать, анализировать, сравнивать изученный материал.

2. Способствовать воспитанию любви к предмету, интереса к творческой и исследовательской деятельности, укреплению единства класса.

3. Создавать условия для проявления актерских способностей, художественного вкуса, речи через использование выразительных средств языка.

Вопросы проекта

1. Написать творческую работу «Птицы счастья в моей жизни».

2. «Великие радости», отраженные в русских пословицах и поговорках.

3. Поиск «птицы счастья» в русских народных сказках.

Этапы проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Погружение в проект

Формулирует проблему, цели, задачи

Обсуждает проблему, поставленные цели, задачи

Организация деятельности

Помогает организовывать работу по проекту: в распределении на группы по интересам; в подборе словарей; выборке сказок; составлении сценария

Распределяются в проектные группы по интересам; выбирают формы и способы деятельности.

1 группа – «художники» (подготавливают рисунки для составления книги)

2 группа – «актеры» (пишут сценарий, распределяют роли)

3 группа – «фольклористы» (отбирают русские пословицы и поговорки, в которых отражены «Великие Радости»)

4 группа – «литературоведы» (подбирают русские народные сказки для исследовательской работы)

Все ученики работают со словарями фразеологизмов, синонимов.

Осуществление деятельности

Отслеживает ход работы над проектом

1 группа: из рисунков, выполненных по пьесе М. Метерлинка «Синяя птица», изготавливают книжку;

2 группа: проводят репетицию по сценарию;

3 группа: группируют найденные пословицы, поговорки; производят их отбор по содержанию;

4 группа: Отслеживают «поиск счастья» героев русских народных сказок: «Жар-Птица» и «Иван-царевич, Серый Волк и Жар-Птица»

Тема проекта: «Моя первая азбука»

(Литературное чтение. 1 класс)

Паспорт проектной работы

  1. Название проекта: «Моя первая азбука»
  2. Учебный проект: «Литературное чтение»
  3. Учебные дисциплины, близкие к предмету: русский язык, изобразительное искусство, технология.
  4. Состав учащихся: 1 класс
  5. Тип проекта: исследовательский, творческий, индивидуальный, краткосрочный.

Цель проекта: воспитание и развитие ученика через самостоятельную познавательную деятельность.

Задачи проекта:

- учить обобщать, анализировать, сравнивать изученный материал;

- способствовать воспитанию любви к предмету, интереса к творческой и исследовательской деятельности.

Вопросы проекта:

1. Составить сборник «Моя первая азбука», отразив теоретические сведения по изученной фонетике.

Этапы проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Погружение в проект

Формулирует проблему, цели, задачи

Обсуждает проблему, поставленные цели, задачи

Организация деятельности

Помогает организовывать работу по проекту.

Выбор формы и способы деятельности.

Все ученики работают со словарями фразеологизмов, синонимов, справочниками и энциклопедиями.

Осуществление деятельности

Отслеживает ход работы над проектом

Выполнение работы в соответствии с этапами деятельности.

Учебная тема: Россия, Русь как главная тема

творчества С.А. Есенина

(аннотация проекта)

Дисциплина: литературное чтение

Участники: 4 класс

Дидактические цели:

- способствовать формированию умений видеть актуальное, современное содержание в классическом произведении;

- формирование навыков учебно-исследовательской, проектной деятельности школьников;

- выявление учеников, склонных к научно-исследовательской деятельности.

Методические задачи:

формировать:

- навыки анализировать поэтические произведения;

- навыки работы в коллективе;

- информационную культуру

научить:

- устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы;

развить:

- критическое мышление.

Аннотация проекта:

Проект посвящен творчеству С.А. Есенина.

Среди замечательных русских поэтов XX века С.А. Есенин занимает свое особое место. Настоящий сын русского народа, он стал подлинным народным художником слова, «всем существом поэта» искренне и страстно любившим и воспевавшим свою великую Родину, ее людей, природу, радости и заботы, «все, что душу облекает в плоть».

Мы попытались разгадать секрет популярности стихов С. Есенина, проникнуть в мастерскую его стиха, познать своеобразие и законы его поэтического мира.

Данный УМП мотивирует самостоятельную деятельность учащихся, инициирует из творчество, позволяет проявить себя.

О проекте

- творческое название учебного проекта: Россия! Сердцу милый край!

Тип проекта:

- исследовательский (по доминирующей деятельности);

- монопроект (по предметно-содержательной области);

- краткосрочный (по продолжительности выполнения);

- открытый (по характеру координации проекта);

- внутришкольный (по характеру контактов);

- групповой (по количеству участников).

Основополагающий вопрос: С чего начинается Родина?

Проблемные вопросы:

В чем секрет популярности стихов С. Есенина?

Современны ли стихи С. Есенина?

Гипотеза: если стихи поэта вызывают у нас высокие чувства любви к природе, Родине, то они актуальны, нужны нам, современны.

Частные (учебные) вопросы:

Какие цвета использует автор?

Каков образ родины и отношение к ней поэта в стихотворениях разных лет?

Какие стихотворные размеры использовал Есенин?

Какие времена года изображает в своих стихах С.Есенин?

Темы самостоятельных исследований:

Какого цвета звуки?

Цвет как отражение психологического состояния автора

Образ Родины в творчестве С. Есенина

«Родимые пятна» рязанского говора

Фольклорное начало в лирике С. Есенина

Береза и клен – сквозные образы лирики С. Есенина

«Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы…»

Стихи Сергея Есенина о временах года. (Сборник стихотворений)

Этапы работы:

1. Экскурсия в село Константиново и в музей Есенина.

2. Обсуждение темы и формулирование проблемного вопроса (1-й урок)

3. Формулирование тем исследований (1-й урок)

4. Формирование групп и определение формы представления результатов (1-й урок)

5. Самостоятельная работа в группах (2-3-й уроки)

6. Обсуждение предстоящих исследований (внеклассная работа).

7. Конференция. Защита полученных результатов, выводы и игра

(4-5-й уроки)

8. Рефлексия. Что мне дала работа в проекте? (5-й урок)

Тема: «Кот и Ёж»

(обучение грамоте. 1 класс)

Паспорт проектной работы

  1. название проекта: «Кот и Ёж»
  2. Учебный предмет: литературное чтение
  3. Учебные дисциплины, близкие к предмету: русский язык, изобразительное искусство, технология
  4. Состав учащихся: 1 класс
  5. Тип проекта: творческий, индивидуальный, краткосрочный
  6. Руководитель проекта: Рохлина Е.А.

Цель проекта: формирование коммуникативной среды через самостоятельную творческую деятельность.

Задачи проекта:

- учить обобщать, анализировать, сравнивать материал;

- способствовать речевому развитию младших школьников;

- создавать условия для проявления творческих способностей учащихся

Вопросы проекта

1. Написать творческую работу «Кот и Ёж»

Этапы проекта

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Погружение в проект

Формулирует проблему, цели, задачи

Обсуждает проблему, поставленные цели, задачи

Организация деятельности

Помогает организовывать работу по проекту.

Выбор формы и способы деятельности: организуется совместная работа с родительским контингентом.

Осуществление деятельности

Отслеживает ход работы над проектом

Выполнение работы в соответствии с этапами деятельности.

Литература

1. Кондратьева Е.П. Проект: проблемы, поиск, опыт. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов. – Чебоксары, 2007. – 125 с.

2. Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения / Под редакцией А.Г. Каспржака, Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2004. – 354 с.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000. – 543 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Организация проектной деятельности в начальной школе» (из опыта работы).

В работе описан опыт по организации проектно – исследовательской работы в начальных классах. Представлены примеры выполненных работ, а также методы и приёмы, помогающие детям определиться с темой прое...

Организация проектной деятельности в начальной школе

Одной из актуальных педагогических проблем в начальной школе остается проблема внедрения в школьную образовательную практику «метода проектов», проектной деятельности. Методу проектов принадлежит сего...

Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием информационно-коммуникативных технологий (Из опыта работы)

В статье на примере работы над проектом показана этапность организациипроектной деятельности в начальной школе.   Ключевые слова: РЕФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПТВОРЧЕСТВА, САМОСТОЯТЕЛЬНА...

Выступление на педагогическом совете «Организация проектной деятельности в начальной школе»

В данном выступлении представлены практические материалы по организации проектной деятельности младших школьников...

Публичный отчет перед общественностью из опыта работы на тему "Организация проектной деятельности в начальной школе"

Материал из опыта работы по теме "Организация проектной деятельности в начальной школе". Приведены примеры проектов, над которыми работали мои ученики....

Методические рекомендации "Организация проектной деятельности в начальной школе как средство реализации развивающих идей ФГОС "

Проектная деятельность в начальной школе  в настоящее время является актуальной. В  работе с младшими школьниками я считаю её  альтернативой  игровой деятельности. Вместо усвоения ...

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...