Обобщение опыта работы по теме "Использование дидактических игр в начальной школе как средства реализации идей гуманной педагогики"
статья по теме

Неткачева Светлана Вячеславовна

Эта работа стала результатом напряженных поисков и размышлений о том, как заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонёк жажды знаний.Я хотела увидеть на своих уроках удивление, окрылённость, азарт, любопытство в глазах учеников.

Игра- это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры , мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Таким образом, итогом этих размышлений стала необходимость обобщить роль дидактических игр в процессе обучения учащихся начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание опыта работы учителя начальных классов

муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 148 Неткачевой С.В.

  1. Наименование опыта.

Использование дидактических игр на уроках в начальной школе как средства реализации идей гуманной педагогики.

  1. Условия возникновения и становления опыта.

Опыт работы с учениками, наблюдения, самоанализ моей деятельности, анализ деятельности учеников позволяют делать некоторые выводы, обобщения, переосмысливать подходы, используемые технологии.

Однако, с самого начала моей деятельности моим педагогическим  принципом было уважительное отношение к ученикам, к их личности, признание их самобытности, индивидуальности.

Кроме того, наблюдая за деятельностью ребят на уроках можно сделать вывод о том, что более продуктивным является тот урок, на котором присутствовали игры. На таких уроках ребята меньше устают, внимание у них сохраняется до конца урока, учебный материал, даваемый в игре, усваивался школьниками лучше, а закрепление шло более продуктивно. Учащиеся с удовольствием учувствовали в игре.

     Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

         Детство без игры и вне игры ненормально. Лишения ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира и т.п. Для детей игра- это продолжение жизни, где вымысел – грань правды». Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Она хранит и развивает «детское» в детях, она - их школа жизни и «практика развития».

        Выше перечисленные принципы легли в основу моего педагогического опыта, описанного ниже.

  1. Актуальность и перспективность опыта.

Потребность в игре — одна из базовых потребностей человека вообще и ребенка, в частности. Школьники тратят массу сил, времени, творческой изобретательности на участие в играх, поэтому, став средством педагогики, игра может использовать весь этот потенциал в «конверсионных» целях. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.

На детскую игру можно смотреть по-разному. Но есть законы, не подчиняющиеся ничьим желаниям. Согласно одному из них, если какая-то стадия развития не пройдена полностью, то следующая будет протекать искаженно. Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд.

В учебнике «Психология» читаем: «Лучший способ организовать внимание подростка связан... с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность — вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания» [Крутецкий В.А. Психология. М., Просвещение. 1986. с.65].Вывод таков: игра учит. Следовательно, стоит поговорить об игре как средстве обучения.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

  1. Теоретическая база опыта.

 В своей педагогической деятельности я опираюсь на известные психолого-педагогические концепции, которые во многом определяют направления моей деятельности, и которые во многом объяснят сущность моего опыта.

Принцип гуманной педагогики. Сущность гуманной педагогики состоит в том, что необходимо очеловечивать среду вокруг ребенка. В   классе   не должно   произноситься   ни   одно   слово,   которое   не   наполнено нравственностью. Все, что говорится, должно иметь развивающее и воспитывающее значение. Не   всегда  объясняется   содержание   слов,   но   их  внутренний   смысл обязательно наслаивается на сознание детей. Искусство сотрудничества накапливается медленно.

Гуманная педагогика – очень широкое понятие. Как нам кажется, оно гармонично включает в себя многие принципы и реализуется через многие педагогические технологии описанные ниже, которые взаимно дополняют друг друга.

Принцип сотрудничества. Важнейшее место в системе отношения сотрудничества занимают отношения «учитель - ученик». Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика - объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим. Сотрудничество в отношениях «ученик - ученик» реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы (содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления).

Личностно-ориентированное обучение. В технологии личностно ориентированного развивающего обучения особое значение придается такому фактору развития как субъектный опыт жизнедеятельности, приобретенный ребенком до школы в конкретных условиях семьи, социо-культурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей.

Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываются индивидуальная избирательность ученика к содержанию, виду и форме учебного материала, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.

Ученик избирательно относится ко всему, что воспринимает из внешнего мира. Далеко не все понятия, организованные в систему по всем правилам научной и педагогической логики, усваиваются учащимися, а только те, которые входят в состав их личного опыта. Поэтому начальной точкой в организации обучения является актуализация субъектного опыта, поиск связей, определение зоны ближайшего развития.

Создание ситуации успеха на уроке. Ученик может быть активным участником на уроке лишь в том случае, если у него есть желание «хочу» и уверенность в своих силах «могу». Основная идея личностно-ориентированной дидактики заключается в том, чтобы «хочу» и «могу» выступали совместно, поддерживая друг друга. При этом важно создавать «ситуацию успеха». Конечно, эта ситуация будет разной для каждого ученика. Поэтому в арсенале учителя должны быть вопросы и задачи разного уровня сложности. И важно на каждый конкретный вопрос спрашивать того ученика, для которого он находится в «зоне его актуального и ближайшего развития». Ученик испытывает удовлетворение от удачного ответа на тот вопрос, который потребовал от него  некоторых умственных усилий, который заставил его думать. «Наслаждение, которое нам доставляет процесс труда,- это в основном наслаждение, связанное с преодолением трудностей, т.е. с достижением частичных результатов, с приближением к результату, который является конечной целью деятельности, с движением по направлению к нему»,- писал С.Л. Рубинштейн [Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПБ, 1999. – 720 с., с. 560]. Здесь он подчеркивал, что эмоции существенно влияют  и на ход деятельности.

Идея проблемного обучения. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

  1. Новизна опыта.

Мой педагогический опыт не претендует на уникальность и неповторимость. Новизна опыта заключается в синтезе идей гуманной, личностно-ориентированной  педагогики и использования игровых форм обучения учащихся начальных классов как средства реализации этих идей.

  1. Ведущая педагогическая идея.

Использование дидактических игр на уроках в начальной школе способствует реализации идей гуманной педагогики.

Гуманный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе объединяет следующие идеи: новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;  гуманизацию и демократизацию педагогических отношений; отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях.

Взгляд на личность представляют следующие позиции:

•  личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе - полноценная человеческая личность;

•  личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;

•  личность - цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей;

•  каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы;

• приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.).

Гуманизация и демократизация педагогических отношений.

Гуманное отношение к детям включает:

•  педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе;

•  оптимистическую веру в ребенка;

•  сотрудничество, мастерство общения;

•  отсутствие прямого принуждения;

•  приоритет положительного стимулирования;

• терпимость к детским недостаткам.

Демократизация отношений утверждает:

•  уравнивание ученика и учителя в правах;

•  право ребенка на свободный выбор;

•  право на ошибку;

•  право на собственную точку зрения;

•  соблюдение Конвенции о правах ребенка;

•  стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

Ученье без принуждения. Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства. Проблема - не в абсолютизации принципа, а в определении разумной меры. Вообще воспитание невозможно без принуждения: это есть усвоение системы общественных запретов. Но наказание унижает, угнетает, замедляет развитие, воспитывает раба. Надо отойти от принуждения до таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения.

Ученье без принуждения характеризует:

•  требовательность без принуждения, основанная на доверии;

•  увлеченность, рожденная интересным преподаванием;

•  замена принуждения желанием, которое порождает успех;

•  ставка на самостоятельность и самодеятельность детей;

•  применение косвенных требований через коллектив.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по «открытию» нового. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

  1. Технология опыта.

Применение различных форм организации учебной деятельности – с пользой и удовлетворением для детей и для учителя – сообразуется с социальной и естественной природой ребёнка и поэтому даёт наилучший обучающий и развивающий результат.

Я считаю, что важнейшая задача первоначального обучения школьника состоит в том, чтобы сформировать у него качества, которые обеспечат успешность его дальнейшего развития: устойчивую потребность в саморазвитии, рефлексию, способность к сопереживанию, художественные чувства и т.п. Ученик должен испытать радость умственного напряжения, преодоления интеллектуальных трудностей, которые доставляет решение учебных задач. Но для этого нужно, чтобы он захотел включиться в их решение. Вот тут-то развивающая игра может оказаться незаменимым помощником учителя, если педагог осознаёт её роль в саморазвитии школьника.

Помочь младшему школьнику включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности – значит сделать важный шаг, направленный на достижение дальнего результата начального обучения. Помочь учителю в решение этой педагогической задачи может игра. Но для этого она должна занимать вполне определённое место в учебной деятельности: не предшествовать обучению (поиграем, а потом начнём учиться), не чередоваться с ним (поучимся – поиграем), а стать формой организации коллективной, руководимой учителем учебной деятельности класса.

При таком использовании игра может формировать у детей качества, необходимые для становления учебной деятельности:

а) общее положительное отношение к школе, к учебному предмету, интерес и уважение к одноклассникам;

б) умение включаться в коллективную работу и действовать в соответствии с нормами поведения в условиях такой работы;

в) готовность слушать друг друга;

г) желание постоянно расширять свои возможности, развивать свои способности, "строить" себя в сотворчестве с учителем и одноклассниками;

д) осознание способов, направленных на расширение своих возможностей, в том числе способов самоконтроля и самооценки;

е) раскрытие собственных творческих способностей, самовыражение и самопознание, самоутверждение.

Ребёнок не объект обучения, а субъект учебной деятельности, не обучаемый, а обучающийся, поэтому необходимо заботиться о формировании у школьника его собственных мотивов учебной деятельности, неисчерпаемых мотивов саморазвития, стремления к однажды испытанной радости преодоления познавательных трудностей, желания ученика научить других тому, что он знает сам. На формирование собственных мотивов ребёнка, направленных на освоение им учебной деятельности, и должно быть нацелено применение дидактической игры.

Обеспечить непосредственный обучающий и развивающий эффект игры учитель может, регулярно демонстрируя маленьким учащимся их достижения: пусть ученик систематически убеждается в том, что до начала игры в классе он чего-то не умел, а концу её этому научился. Пусть школьник почувствует, что учитель хвалит его не только за хорошее участие в общей игре, но и за результат – за приобретённое умение, знание, способность. Тогда ученик проникнется гордостью оттого, что он настоящий ученик, потому что он не просто играет, а учится! А это формирует у ребёнка желание учиться, развивает самоконтроль и самооценку.

Один из самых эффективных способов, позволяющих помочь маленькому ученику увидеть и оценить собственные учебные успехи, состоит в том, что учитель создаёт на уроке такие ситуации, когда школьник оказывается в позиции учителя, т.е. стремится передать другим свои знания, умения, навыки, способности. Реализуя это стремление, ученик привыкает испытывать удовлетворение оттого, что делится своими учебными приобретениями с ровесниками.

Условия эффективного использования игры для первоначальной организации учебной деятельности младшего школьника вытекает из представления о месте игры в обучении. Игру можно считать выполняющей свои функции на уроке в том случае, если она обеспечивает:

- не только освоение ребёнком конкретных учебных умений, но и воспитание у школьника желания учиться;

- осознание школьником своих занятий в классе не как простой игры в школу, а как учения: ребёнок от дошкольной ориентации на процесс игры должен перейти к учебной ориентации на овладение способами учебных действий.

Игровая деятельность используется мною в следующих случаях:

-   в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

-   как технологии внеклассной работы (игры типа и др.)

Я стремлюсь использовать разные дидактические игры для организации внимания детей, повышения интеллектуальной активности школьников на уроке, облегчить им запоминание учебного материала, сохранения и углубления у школьника желания систематически учиться, саморазвиваться, обогащения его творческой самостоятельности.

Сущность дидактических игр заключается в решении познавательных задач, но поставленных в занимательной игровой форме. Само решение познавательной задачи связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что приучает ребенка к умственному труду. Одновременно развивается логическое мышление.

Чем интереснее игровые действия, которые учитель использует на уроках и на внеклассных занятиях, тем незаметнее и эффективнее учащиеся закрепляют, обобщают, систематизируют полученные знания. Практика показывает, что нестандартные формы уроков помогают учащимся раскрыться, а созданная учителем атмосфера непринужденности заинтересовывает всех детей и позволяет включить в работу даже самых робких и застенчивых.

Дидактические игры, которые я собрала в данной работе, предусматривают активное участие и взаимодействие детей, полное включение их в процесс познания. Они становятся активными исследователями вместе с учителем, а не просто пассивно перенимают опыт взрослых.

Ценным, на уроках, которые построены на основе данных дидактических игр будет то, что они позволят ребенку не только выразить свое мнение, взгляд и оценку, но и, услышать аргументы партнера по игре, подчас отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее, т. к. она не всегда неоднозначна и требует от ученика не только логического мышления, но и толерантности, уважения к чужому мнению.

Игры в школе - это не игры дошкольников, это не игры- развлечения, вводимые лишь для занимательности и разнообразия заданий. Игры в школе - прежде всего обучающие, они должны приковать неустойчивое внимание ребенка к материалу урока, давать новые знания, заставляя его напряженно мыслить.

  1. Результативность.

      Проведение дидактических игр на уроках дало положительный результат, учебная мотивация у школьников повысилась, хотя и немного. Следовательно, использование дидактических игр положительно влияет на обучение школьников, делает уроки более продуктивными и интересными, тем самым повышается мотивация учащихся, возникает познавательный интерес к урокам.

        За годы работы наблюдается стабильные результаты обученности учапщихся: 100% учащихся успевают по всем предметам, процент качества варьирует от 60% до 96% в зависимости от предмета.

     Присутствие «великой учительницы» - игры в жизни младшего школьника должно быть осмысленно соотнесено с другими видами его деятельности, целесообразно спланировано, эффективно и дозировано использовать в течение дня. Правильно подобранную, уместно и умело проведенную игру педагогом  игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок.

        Для того чтобы выявить уровень развития и обученности учащихся и в соответствии  с этим планировать учебную деятельность, ставить цели и задачи на уроке были проведены исследования по различным диагностическим методикам

№ п.п.

Методика

Цель исследуемой методикой характеристики

1

Методика оценки школьной мотивации учащихся начальной школы

Автор: Лусканова Н.Г.

Источник: сборник «Здоровье, развитие, личность», 1990

Установить наличие у учащихся внутренних мотивов учебной деятельности.

Установить эффективность учебно-воспитательного процесса в целях выбора оптимальных условий обучения

2.

Методика диагностики развития памяти:

А) «Занимательные рисунки».

Немов Р.С. Психодиагностика. 1997

Б) «Десять слов»

Немов Р.С. Психодиагностика. 1997

Определить объем кратковременной зрительной памяти

Определить объем кратковременной слуховой памяти

3.

Методики диагностики мышления младших школьников

А) «Решение задач»

Автор: Зак А.З.

Источник: Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога,1995

Б) «Исключение слов»

Автор: Зак А.З.

Источник: Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога,1995

Изучить общее различие школьников по способу мышления: теоретическому и эмпирическому

Изучить особенности вербально-логического мышления

4.

Методика диагностики внимания

«Расстановка чисел»

Источник: Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника,1997

Изучить особенности произвольного внимания

5.

Методика диагностики положения учащихся в системе межличностных отношений.

Социометрический тест.

Немов Р.С. Психодиагностика. 1997

Изучить эмоциональные связи, взаимные симпатии между членами группы.

  1. Адресная направленность. Накопленный  опыт может быть использован учителями начальных классов, преподающими по любой программе.
  2. Трудоемкость.

Собрать, накопить дидактические игры - это еще не главное. Главным является умелое применение их на уроке. Дидактическая игра не должна быть искусственно притянутой к той или иной теме урока, она должна естественно вплетаться в урок, в изучение программного материала. В уроке должно быть все взаимосвязанным, одно вытекать из другого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Использование ИКТ в начальной школе".

Главная цель внедрения ИКТ - появление новых видов учебной деятельности. Новые информационные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления ко...

Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...

Обобщение опыта работы по теме: «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе».

Материал содержит презентацию обобщения опыта работы по теме" Здоровьесберегающие технологии в обучении и внеурочной дечтельности". Хотелось бы еще вспомнить слова Сократа: «Здоровье – не все, но все ...

Методические рекомендации "Организация проектной деятельности в начальной школе как средство реализации развивающих идей ФГОС "

Проектная деятельность в начальной школе  в настоящее время является актуальной. В  работе с младшими школьниками я считаю её  альтернативой  игровой деятельности. Вместо усвоения ...

Обобщение опыта работы.«Место современных педагогических технологий в начальной школе в рамках ФГОС».

Применение здоровьесберегающих технологий,информационно-коммуникационных, проектов....

Обобщение опыта работы по теме "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников"

Обобщение опыта работы по теме "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса младших школьников"...